Квест «В поисках философского камня»
учебно-методический материал по физике (7, 8 класс) на тему

Иванова Елена Павловна

     Интенсивное психическое и личностное развитие учащихся 12-13 – летнего возраста приводит к появлению основной потребности – потребности в общении со сверстниками. Через общение формируется система собственных взглядов на мир, на общество и на самого себя. В искусственно созданных условиях интеллектуальной и эмоциональной среды дети учатся самовыражению и самопрезентации. Они вырабатываются свой стиль общения. Проявляя социальную активность среди сверстников, юноши и девушки вырабатывают навык конструктивного поведения.

   На данном этапе развития школьников продуктивным можно считать использование коммуникативных и интерактивных технологий. Методическая разработка, посвященная введению в предмет, направлена на психологическую ориентировку учащихся на начало учебного года. Тема занятия: «В поисках философского камня». Оно предназначена для 7-8-х классов основной школы и имеет цель: создание  интеллектуального  и эмоционального пространства для саморазвития детского сознания, в котором пробуждается эвристическое мышление и развивается креативный подход к решению познавательных задач по физике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx71.5 КБ
Файл kvest.pptx396.44 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Елена Павловна,

учитель физики

МБОУ « ЦО №1 гуманитарно-математический лицей имени Героя России Горшкова Д.Е.» город Тула

.

Пояснительная записка.

     Интенсивное психическое и личностное развитие учащихся 12-13 – летнего возраста приводит к появлению основной потребности – потребности в общении со сверстниками. Через общение формируется система собственных взглядов на мир, на общество и на самого себя. В искусственно созданных условиях интеллектуальной и эмоциональной среды дети учатся самовыражению и самопрезентации. Они вырабатываются свой стиль общения. Проявляя социальную активность среди сверстников, юноши и девушки вырабатывают навык конструктивного поведения.

   На данном этапе развития школьников продуктивным можно считать использование коммуникативных и интерактивных технологий. Методическая разработка, посвященная введению в предмет, направлена на психологическую ориентировку учащихся на начало учебного года. Тема занятия: «В поисках философского камня». Оно предназначена для 7-8-х классов основной школы и имеет цель: создание  интеллектуального  и эмоционального пространства для саморазвития детского сознания, в котором пробуждается эвристическое мышление и развивается креативный подход к решению познавательных задач по физике.

Тема: « В поисках философского камня».

Цель: создание  интеллектуального  и эмоционального пространства для саморазвития детского сознания, в котором пробуждается эвристическое мышление и развивается креативный подход к решению познавательных задач по физике.

Личностными результатами:

излагать свою точку зрения, её аргументировать  с  опорой на обществоведческие дисциплины;

развивать навыки осмысления личностно-значимого опыта, аккумулировать  достижений  предшествующих поколений;

формировать коммуникативные компетентности и совершенствовать   умения  позитивного социального общения;

обсуждать и оценивать свои и чужие результаты творческой деятельности.

Метапредметные  результаты:

работать с информацией: обобщать факты, анализировать графическую,  текстовую, аудиовизуальную информацию;

фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, верифицировать её;

находить информацию, определять понятия, классифицировать явления;

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии  с условиями задания;

организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, работать индивидуально и в микрогруппе.

 Предметные результаты:

знать и понимать понятия «информация», «знания», выделять специфические особенности человека в сравнении с другими объектами материального мира; уметь комментировать высказывания философов о знание; извлекать нужную информацию о знаниях из информационной среды.

Задачи:

1. способствовать  усвоению и актуализации понятий из теории познания с целью обогащения ценностных ориентиров личности;

2. учить   анализу и обобщению  личностно значимой  информации с помощью графических систематизаторов, метальных карт ;

3. продолжать развитие коммуникативной компетенции  у учащихся, повышая уровень социально-психологическую адаптивность в классе.

Подход: системно-деятельностный

Тип занятия: интерактивный  (с использованием  ИКТ)

Вид занятия: творческая лаборатория(квест)

Класс: 7-8 класс

Время: 40 мин.


Структура занятия.

Этапы занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Результат

1

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Ориентация в учащихся ходе занятия

Целеполагание учащихся в начале занятия

2

Мотивация

1.Организация прослушивания

музыкального произведения Р. Штрауса «Так говорил Заратустра. Восход Солнца».

2 Организация аналитической беседы по социальной информации.

3.Организация эвристической беседы по цитате из произведения Д. Дидро и социальной информации. В ходе беседы учитель демонстрирует зрительный ряд.

1. Эмоциональное погружение в интеллектуальную беседу; представление словесного ассоциативного ряда.

2.Анадиз социальной информации.

3. Сравнение человека с объектами материального мира; выделение принципиальных особенностей человека; восприятие зрительного ряда.

 Усвоение

символических образов  социальной действительности; психологическая подготовка к основному этапу занятия;

актуализация знаний

3

Изучение основной проблемы.

1.Организация работы с высказываниями (конверты с истинами)

2. Организация конструирования ментальных карт.

3.Формирование 5 микрогрупп:

А) разбивка класс на микрогруппы;

Б)  объяснение заданий для микрогрупп;

Помощь в  работе микрогруппам  (FreeMind).

4. Рассказ учителя о философском камне и предложение рецептов для   создания  философского камня

1. Восприятие высказываний (конверты с истинами)

2. Составление ментальных карт.

3.Распределение ролей внутри микрогруппы, участие в работе  малых группах.

 Графическая систематизация социальной информации и последующая презентация результатов работы.

4. Прослушивание рассказа учителя, выбор рецепта и комментарии к сделанному выбору

Восприятие и усвоение высказываний;  создание ментальной карты; выработка учений принимать решение, работать в микрогруппах, презентовать результаты работы и комментировать свой выбор.

4

Рефлексия

1.Рассказ учителя притчи о знаниях и мудрости.

2. Организация создания философского камня.

1.Прослушивание рассказа учителя притчи о знаниях и мудрости.

2. Создание философского камня и чтение надписи-пожелания.

Понимание значения знаний в жизни человека

5

Организация домашнего задания

Формулирование домашнего задания

Запись домашнего задания

Подготовка сообщений о великих искателях философского камня


Оборудование:   компьютер, , мультимедиа; листы бумаги, ручки, изображение красного камня (философского камня) на ватмане формата А2, презентация, отрывки из документального фильма, музыкальные произведения.

Литература.

  1. Азимов А. Путеводитель по науке. М., 2006.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  3. Дидро Д. Разговор Даламбера и Дидро // Избранные философские произведения М., 1941. С. 143 — 153.
  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. М., 1991.
  5. Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. Ростов-на-Дону, 2005.
  6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki.
  8. http://pritchi.ru/id_10282

Ход урока.

I.Организационный момент.        

Звучит музыка  Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра. Восход Солнца».

(На фоне музыки говорит учитель.)

Учитель. Добрый день! Сегодня особенный день! В этот день мы приобщаемся к основам мировой цивилизации. Сегодня  восходит солнце Знаний и мы, согретые его лучами, каждый год начинаем свой путь – это путь к самим себе. (Музыка дослушивается до конца.)

II. Мотивация.

1.Работа с музыкальным фрагментом.

Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас эта музыка?

Возможные ответы учеников. Есть ощущение подъема, открытия чего-либо нового…

Учитель. Как восходит солнце, нам дал прочувствовать  Рихард  Штраус  в своем произведении «Так говорил Заратустра. Восход Солнца».

        2. Аналитическая беседа.

Учитель. Подсчитано, что на протяжении жизни человек может осознать до 15 триллионов информационных сообщений. (Из книги А. Азимова «Путеводитель по науке»)   Слайд 1. презентации.

На доске сделана запись 3000000000000- 12 нулей.

Что такое информация?

Возможные ответы учеников.  Информация – это сведения или знания о чем-либо.

Что значить осознавать информацию?

Возможные ответы учеников.  Это значит, что ее  можно анализировать, понимать….

Зачем человеку такой объем информации и такие усилия для ее обработки?

Возможные ответы учеников. Без знаний,  информации, человек не сможет остаться человеком или даже не сможет выжить.

Дополнение к беседе. По данным интернета, большинство нейробиологов, как правило, оценивают человеческий потенциал где-то между 10 терабайтами и 100 терабайтами,  хотя полный спектр предположений варьирует от 1 терабайта до 2,5 петабайт.

3.Эвристическая беседа.

Учитель. Однажды  ученый, создатель первой энциклопедии, Д. Дидро задался вопросом: «В чем, по-вашему, заключается разница между человеком и статуей?» (Дидро Д. Разговор Даламбера и Дидро // Избранные философские произведения М., 1941. С. 143 — 153)  Слайды 2,3,4. презентации.

 Возможные ответы учеников. Человек живой, у него есть душа. Он способен двигаться, чувствовать, мыслить, может познавать мир…

Учитель. Сегодня можно спросить: «Чем человек отличается от компьютера?»  Последний тоже  способен двигаться, чувствовать, мыслить…

Компьютер неспособен к творчеству, он не познает мир, не добывает самостоятельно знания, а лишь их перерабатывает. Компьютер не способен найти истину.

Учитель. Итак, мы  с вами выяснили, что во Вселенной человек принципиально отличается способностью к творчеству, познанию мира и поиску истины.

III. Изучение основной проблемы.

  1. Работа с высказываниями.

Учитель.  Перед вами конверты с неопровержимыми истинами. Откройте их.

(Конверты могут быть настоящими или виртуальными)

Конверт 1. Надпись гласит: «Знание – главная добродетель» Сократ

Конверт 2. Надпись гласит: «Знание - сила» Ф. Бекон

Конверт 3. Надпись гласит: «Знание — это абсолютная ценность нашего времени» М. Горький

Конверт 4 . Надпись гласит: «Знание и только знание делает человека свободным» Д. Писарев

Конверт 5. Надпись гласит: «Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль». Б. Франклин.

Учитель. Почему эти истины неопровержимы?

2.Составление  ментальных карт.

Учитель. Составьте  ментальную карту из этих истин.

Возможный результат  работы учеников.

(На доску выносим 1-2 работы)

3.Работа в группах.

А) Разбивка на группы.

Учитель. Каждый ученик вытягивает  жетон с номером группы.[1]

Б) Работа в группах предполагает передачу или листа, или файла по кругу до тех пор, пока он не вернется к своей группе.

1.Вариант.

Учитель. Каждая группа получает конверт. В течение 3 минут вы коллективно должны написать комментарий на ватмане,  почему знания  –  сила или богатство…?

По истечении времени вы передаете свой лист по кругу и в течение следующих 3 минут вы добавляете свой комментарий, к полученной истине и т.д. При возвращении ватмана к своей группе происходит обобщение коллективных мыслей и презентация. Презентация должна начинать со слов: «Знания  –  сила, потому что… »

2.Вариант.

У каждой группы свой компьютер. Нужно 5 компьютеров, соединенных  сетевым взаимодействием.

Учитель. Каждая группа получает  виртуальный конверт. В течение 3 минут вы коллективно должны написать комментарий  в файле с помощью программы  Free Mind,  почему знания  –  сила или богатство…? По истечении времени вы передаете свой файл по кругу и в течение следующих 3 минут вы добавляете свой комментарий, к полученной истине и т.д. При возвращении файла к своей группе происходит обобщение коллективных мыслей и презентация. Презентация должна начинать со слов: «Знания  –  сила, потому что… »

Возможный результат  работы учеников.

4. Рассказ учителя

(Возможна демонстрация  отрывка №1 из фильма «Философский камень»).

Учитель. Все эти истины, по мнению средневековых ученых, сосредотачивал в себе философский камень. Поиск философского камня давал человеку духовное возрождение, делал его совершенным. Он позволял достигнуть гармонии  духовного и материального богатства. Любой металл с его помощью можно было превратить в золото! Есть даже рецепты.

Какой рецепт хотели бы получить ВЫ?

Рецепт № 1.

Рецепт получения философского камня. «Великий Гримуар».
Глава «Секреты магического искусства»

Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав не доварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить экю.[2]

Рецепт № 2.

демонстрация  отрывка №2 из фильма «Философский камень»

Почему Вы сделали такой выбор?

IV. Рефлексия.

1.Рассказ учителя.

Учитель. В одной из современных притч рассказывается о знаниях и мудрости.

Мастер считал, что человек должен приобретать и знания, и мудрость. Когда его спросили, в чём разница, он ответил:

— Знание достигается чтением книг и посещением лекций, а мудрость — чтением той книги, которой являешься ты сам.

Позже он добавил:

— Но это совсем непростая задача: в каждую следующую минуту жизнь преподносит новое издание[3].
2.Создание философского камня.

 (Под современную музыку для релаксации «Нежность»)

Учитель. Всю соль познания  содержит в себе философский камень. Сейчас мы восстановим его из осколков, которые есть у вас.

Ученики собирают философский камень как пазлы. Как только камень будет собран, хором читается надпись: «Желаю в учебном году знаний и мудрости».

V. Организация домашнего задания (носит рекомендательный характер).

Подготовка сообщений о великих искателях философского камня.


[1]  Жетоны с лицевой стороны имеют номер, а с обратной стороны  окрашены в красный цвет. При соединении жетонов оборотной стороной получается философский камень с пожеланием  хорошего учебного года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подсчитано, что на протяжении жизни человек может осознать до 15 триллионов информационных сообщений (Из книги А. Азимова «Путеводитель по науке»)

Слайд 2

«В чем, по-вашему, заключается разница между человеком и статуей?» ( Дидро Д. «Разговор Даламбера и Дидро»)

Слайд 3

О.Роден Мыслитель Микеланджело Давид

Слайд 5

Дж. Райт Алхимик в поисках философского камня

Слайд 6

Желаю в учебном году знаний и мудрости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Четыре стихии или поиски философского камня"

Сценарий новогоднего праздника для параллели из четырёх классов. Каждый класс должен показать одну стихию (Земля, Вода, Огонь, Воздух)....

Сценарий психологической игры «В поисках затерянного камня»

Цель игры: развитие у учеников коммуникативных навыков и умения работать в команде, сплочение коллективаЗадачи:развитие коммуникативных умений: слушать, не перебивая; договариваться, принимать о...

Историко-географический квест "В поисках древнего послания"

Игра-поиск для учащихся 7-8 классов, направленная на воспитание патриотических чувств и интереса к изучению предметов гуманитарного цикла. Построена на межпредметных связях истории, географии, литерат...

Проект ЗОЖ - квест "В поисках Здоровья"

ВведениеЗдоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека.Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одн...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Физико-математический квест «В поисках истины»

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Физико-математический квест«В поисках истины»...

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...