Самостоятельная работа как важнейшее условие саморегуляции учащихся.
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

В работе рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы, по физике как средство формирования навыков саморегуляции учащихся.
Ключевые слова: саморегуляция, самостоятельная работа, приёмы, способствующие развитию саморегуляции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа как важнейшее условие саморегуляции учащихся.

Никифоров Павел Владимирович

учитель физики МБОУ СОШ №10

города Славгорода

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь»

В работе рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы, по физике как средство формирования навыков саморегуляции учащихся.
Ключевые слова:
 саморегуляция, самостоятельная работа, приёмы, способствующие развитию саморегуляции.

Отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Если коротко сформулировать задачу, которую ученик должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование у учащихся системы саморегуляции.

Формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной деятельности - одна из наиболее сложных задач современного обучения. С одной стороны, самоорганизация, самоконтроль, самооценка, волевая саморегуляция представляют собой важнейший результат учебной деятельности. С другой стороны, они же являются и ее необходимым условием. И задача учителя состоит в такой организации учебной деятельности, которая позволит поднять сформированные регулятивные УУД на новый уровень. Качественно новым для учащегося может стать осознание освоения соответствующих учебных действий как актуальной учебной задачи.

Саморегуляция учебной деятельности есть отбор ее предметного содержания, овладение методами решения учебных задач различного вида, организация собственной деятельности в той или иной ее форме. Важнейшим условием саморегуляции является самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.

В этой работе мы остановимся на организации самостоятельной работы как важнейшего условия саморегуляции учащихся на уроках физики.

Наиболее полное определение самостоятельной работы дает в своих исследованиях Б. П. Есипов: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий» [1].

А.Усова в монографии «Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе» под самостоятельной работой учащихся подразумевает такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время [5].

Мы понимаем под самостоятельной работой такую работу, которая предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

При этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т. д.) результат умственных и физических действий.

Основные признаки самостоятельной работы на уроках физики - это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя, выполнение задания без непосредственного участия учителя, активность и усилие учащихся, специальное время для выполнения задания. Учитель не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность.

В связи с тем, что основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия, мы рассмотрим их подробнее.

Одним из первых и важных этапов является целеполагание, необходимое для проектирования образовательных действий учащихся. При этом учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Поэтому мы ведем работу над тем, чтобы дети самостоятельно формулировали цели урока (подводя их к этому, через создание проблемных ситуаций, логические загадки, работу над понятием, группировки, подводящего диалога, проблемы предыдущего урока и другие приемы).

Чтобы ученик сформулировал и поставил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит нехватку своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Рассмотрим некоторые, используемые нами приёмы, по формированию действия целеполагания: 

Приём «Создание проблемных ситуаций на основе демонстрационного или фронтального эксперимента». Например, определить плотность пластилина, имея в распоряжении широкую мензурку с водой. Для решения используем приемы: моделирование, использование гипотез, регулирование уровня уверенности в себе.

Приём «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащиеся строят план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Прием «Кто точнее?». Цель: научить школьников точно формулировать учебную цель. 1 шаг: формулирование цели. Задание: соревнование кто точнее сформулирует цель?

Приём «Работа над понятием». Например, тема урока в 7 классе "Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Приём «Моделирование жизненной ситуации».  Проецирование на уроке жизненной ситуации посредством учебной задачи позволяет решать задачу обучения учащихся целеполаганию в учении.

Приём «Группировка». Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагают детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Целеполагание связано с очень важным действием саморегуляции - рефлексией. Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей деятельности. Для того, чтобы подвести итог урока учащимся необходимо вернуться к той образовательной цели, которая была поставлена в начале урока, самостоятельно сформулировать полученные результаты, соотнести его с поставленной целью и провести самоанализ и самооценку собственной деятельности по выполнению задания в рамках изучаемой темы, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности, а это шаг к саморегуляции, потому, что основным внутренним  её рычагом  является самооценка.

Приведём примеры рефлексии деятельности на уроке.

Приём «Лестница успеха» Знаю….. Понимаю….. Умею…..

Прием рефлексии” Дополни одно из неоконченных предложений» сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Прием «Утверждение».

Я узнал много нового. Мне это пригодится в жизни.  На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил ответы. На уроке я работал добросовестно и цели урока достиг. Завтра я хочу на уроке… .

Прием «Оценка «приращения» знаний и достижения целей».

Высказывания «Я не знал... Теперь я знаю...».

Высказывания «Сегодня на уроке меня удивило ...».

Рефлексия деятельности НЕОБХОДИМА для осмысления учащимися способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; умения выбрать наиболее рациональные ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией: Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?

Рефлексия уместна не только в конце урока. Рефлексивную деятельность можно проводить на различных его этапах, организуя небольшие рефлексивные паузы. Например, при рассмотрении нового физического явления предлагаем учащимся воспроизвести примерный алгоритм изучения физического процесса: экспериментальное обнаружение явления – определение характеристик – математическая запись – факторы зависимости – практическое применение и т.д. Затем предложите им самим построить план своей деятельности, сформулировать для себя цели. Учащиеся не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа "Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно?", "Что и почему можно изменить в нашей работе?". Ответы в этом случае не отличаются разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из учеников может задать учителю вопросы, связанные с возникшими трудностями в усвоении нового материала или его интересными моментами. Большинство задаваемых вопросов из разряда поясняющих или констатирующих факты.

Всё это свидетельствует, что рефлексия в обучении требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности.  Такая работы на уроке облегчает самостоятельность учащихся при выполнении домашнего задания.

Бесспорно – все изложенное выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Мы остановилась на тех, которые наиболее приемлемы в преподавании физики.

Эффективными являются следующие виды самостоятельной работы:

• работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками

• упражнения: ответы на вопросы, тренировочные упражнения

• решение задач и практические, лабораторные работы

• проверочные, самостоятельные работы

• проекты

• индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях

• домашние лабораторные опыты и наблюдения.

•работа с использованием ИКТ;

•работа с раздаточным материалом.

Какова при этом роль учителя? Учитель, учитывая все аспекты саморегуляции, направляет самостоятельную работу в роли инструктора или консультанта с целью наблюдения и отслеживания процесса обучения.

Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования саморегуляции. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: "Как решать?”, "Каким приёмом воспользоваться?”, "Какой теоретический материал надо знать?”, "Что знаю?”, "Что не знаю?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью. Так в процессе самостоятельной работы формируется саморегуляция учебной деятельности учащихся.

Литература.

  1. Есипов Б.П., Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. Москва, 1961.
  2. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. — М., АПК и ПРО, 2002.
  3. Оноприенко О.В., «Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе»; Москва, «Просвещение»,1988г.
  4. Пидкасистый П.И., Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: «Педагогика», 1972.
  5. Усова А.В., А.А.Бобров «Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики»; Москва, «Просвещение»,1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО

В работе рассматриваются вопросы эффективности самостоятельной работы обучающихся и использование, для решения этой задачи,  приёмов и методов технологии развития критического мышления через чтен...

Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО

Материалы выступления на заседании обласного методическго объединения руководителей научно-методической работой ОУ НПО и СПО ТО. Круглый стол: "Организация внеаудиторной самостоятельной учебной ...

методический проект Самостоятельная работа как важнейший способ организации познавательной деятельности учащихся

Самостоятельная работа как важнейший способ организации познавательной деятельности учащихся...

Презентация на тему: "Качество профессиональной работы учителя - важнейшее условие перехода на новые стандарты"

Материал для выступления на педагогическом совете или на методическом объединении...

Самостоятельная работа как важное условие формирования мотивации учения школьников

Для выполнения задач, поставленных реформой школы, необходимо значительное повышение эффективности обучения учащихся. В этих условиях особо важное значение приобретает проблема формирования мотивации ...

Самостоятельная работа обучающихся как условие формирования социальных компетенций

Самостоятельная работа обучающихся как условие формирования социальных компетенций...

Тезисы выступления на заседании МО учителей иностранного языка "Самостоятельная работа на уроке: условия эффективности"

В материале рассматриваются ключевые моменты подготовки, управления и организации самостоятельной работы на уроке....