Тепловые явления
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Шламенко Елена Яковлевна

        Путешествие по стране калория.

   Цель:

  1. Повторить  и обобщить материал по теме урока.
  2. Проверить качество усвоения теоретического материала, а также знаний, умений и навыков в решении тестовых задач, заданных графическим и табличным способами.
  3. Развивать навыки самостоятельной работы.
  4. Продемонстрировать формирование волевых качеств учащихся, доброжелательному общению и взаимопомощи.

 

Вид урока:  урок обобщения и повторения

 

Тип урока: комбинированный.

 

Формы и методы работы: беседа, презентация, фронтальная и индивидуальная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок повторение темы77.86 КБ

Предварительный просмотр:

        Путешествие по стране калория.

   Цель:

  1. Повторить  и обобщить материал по теме урока.
  2. Проверить качество усвоения теоретического материала, а также знаний, умений и навыков в решении тестовых задач, заданных графическим и табличным способами.
  3. Развивать навыки самостоятельной работы.
  4. Продемонстрировать формирование волевых качеств учащихся, доброжелательному общению и взаимопомощи.

 

Вид урока:  урок обобщения и повторения

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы работы: беседа, презентация, фронтальная и индивидуальная работа.

Оснащение: карточки с графиками и таблицами на партах.

Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Повторение:
  • 1 станция «Процессоград»
  • 2 станция «Законоград»
  • 3 станция «Теоретик»
  • 4 станция «Умелец»
  • 5 станция «Литературоград»
  • 6 станция «Мыслителей»
  • 7 станция «Прибороград»
  • 8 станция «Неразгаданных тайн»
  1. Рефлексия

Ход урока:

                                                Девиз:   «Мало знать – надо уметь применять»  

 Р.Декарт

1. Организационный  момент (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания).

Учитель: сегодня на уроке, ребята, нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества, решить различного вида  задачи. Работа предстоит большая и интересная, и я надеюсь, что вы с ней прекрасно справитесь.  

2. Прежде, чем отправиться в путешествие по стране  Калория давайте найдём  ключ, который нам поможет открывать двери всех городов. Каждая команда получает  рисунок  ключа и следующие вопросы.

  1. Явление  взаимного  проникновения соприкасающихся  веществ  друг в друга вследствие  беспорядочного движения частиц вещества.  Из ответа возьмите 6 букву и поставьте  в первую клетку ключа.
  2. Процесс увеличения внутренней энергии тела при повышении его температуры.  Из ответа  возьмите первую букву и поставьте  во вторую  клетку ключа.
  3. Процесс перехода вещества из жидкости  в газ. Из ответа  возьмите 4 и 7.
  4. Явление сохранения  скорости при отсутствии действия  на него других тел. Из ответа  возьмите первую букву.
  5. Процесс перехода  вещества из жидкого  состояния в твёрдое. Из ответа  возьмите последнюю букву.

Команда получает столько очков, сколько правильных ответов в этом задании. Одно  дополнительное  очко дается команде,  которая первая  нашла ключ.

 

Маршрут проложен. Назовите что это за маршрут.

Первый город  Процессоград

А теперь давайте повторим основные понятия и процессы по изученной теме: «Тепловые явления» (используя график зависимости температуры вещества от времени, ответим устно на вопросы).

   Решение графической задачи №1:

Вопросы к графику:

  • Какие процессы изображены на графике?
  • Что называется плавлением? Удельная теплота плавления – что это?
  • Назвать формулы для расчета количества теплоты на соответствующих участках графика.
  • Почему температура кипения остается постоянной, на что расходуется?
  • Какому процессу соответствует 4 участок графика? Температура кипения?
  • По графику определить вещество и количество теплоты, которое необходимо затратить, чтобы перевести  данное вещество из состояния  I в состояние 4.

 Город Законоград

Повторение основных физических формул и физических величин

Физический процесс

Физическая величина

Обозначение

Единица измерения

Количество теплоты

 

 

 

Нагревание (охлаждение)

 

 

 

Плавление (отвердевание)

 

 

 

Парообразование (конденсация)

 

 

 

Сгорание топлива

 

 

 

          Вместо точек поставить физические величины:

  1. Q=…*m*(t2-t1) – количество теплоты, необходимого при нагревании тела или выделяемого им при охлаждении;
  2. Q=q*…. – количество теплоты, выделяемого при сгорании топлива;
  3. Q=…*m – количество теплоты, необходимое для плавления;
  4.  Q=L*… - количество теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости любой массы, взятой при температуре кипения 

Город Теоретик

Решение графической задачи №2 (рисунок на слайде):

1. Какие процессы мы наблюдаем на этом графике?

2. Определите, какое это вещество? а) серебро; б) золото; в) олово.

3. Какова начальная температура? а) 0°C ; б) -30°C ; в) 20°C .

4. Одинакова ли внутренняя энергия в точках 1 и 2? Почему?

5. Сколько времени шёл процесс плавления?

 а) 10 мин; б) 20 мин ; в) 30мин.

 Город Умелец 

Решаем задачи - таблицы: ( на столе разноуровневые карточки: на «3», «4», «5»)

На «3»:  

Вещество

m, кг

L, Дж/кг

Q, Дж

спирт

2

                                                           

0,9*106

?

А) 0,9 МДж;       Б) 1,8 МДж;         В) 0,2 МДж.

На «4»:

Вещество

m, кг

Q, Дж

∆t, oC

 

вода

?

168 кДж

20

А) 3кг;         Б) 2кг;      В) 1кг.

На «5»:

Вещество

m, кг

C, Дж/кг*град

t2, oC

t1, oC

Q, Дж

?

100г

?

35

15

260

А) 140 Дж/кг*град, свинец;      Б) 250Дж/кг*град, серебро;      В)130 Дж/кг*град, золото.

На «3»

Вещество

m, кг

L, Дж/кг

Q, Дж

Вода

2,5

2,3 МДж/кг

?

А)0,575 МДж;       Б) 57,5 МДж;     В) 5,75 МДж.

На «4»

Вещество

   

m, кг

λ, Дж/кг

Q, Дж

T, oC плавления

Сталь

2,5 т

?

?

?

Q:   А) 210 МДж;    Б)420 МДж;      В)125 МДж.

На «5»

Вещество

m, кг

C, Дж/кг*град

∆t, град

Q, Дж

Вода

?

?

100

9,24 МДж

А)21;        Б) 22;          В)23.

Город  Литературоград

1) Была зима. Шерлок Холмс вошёл в комнату с улицы. Сквозь замёрзшие окна был виден лишь край дороги.  «Хозяйка квартиры ленивая», - подумал он. Почему он  сделал  такой вывод?

2) Придя в гости, Шерлок Холмс подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный», - заметил он. Что позволило ему так сказать?

3) Шерлок Холмс, войдя в квартиру и начав беседу с ее обитателями,  через минуту сказал: « Уважаемая хозяйка, у Вас на кухне кипит чайник». Как он это определил, если находился в комнате, из которой кухня не видна?

4) Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку,  Холмс сказал: «Погода на улице холодная». Как он это определил?

5) «Давайте сверим часы для нашей операции», - сказал Шерлок Холмс Уотсону. «Мои идут неточно и часто ломаются», - ответил тот. «Заводи их только утром,  и они всегда будут идти верно», - посоветовал Холмс. «Не все ли равно, когда заводить?- возразил Уотсон. «О нет, друг, и в этом надо знать суть», - парировал неторопливо Холмс. Что же именно надо знать?

6) Хозяйка поставила на стол тарелку с бутербродами - с сыром и колбасой. Шерлок Холмс посмотрел на них и подумал: «А нож хозяин точит редко» Почему у него возникла эта мысль?

Город Мыслителей

Решение графических задач:

1. Какой график зависимости температуры от времени имеет участок, соответствующий плавлению чугуна?:

     А)                                         Б)                                                  В)                                                  Г)  

t, oC                                  t,oC                                          t, oC                                           t, oC 

  100                                  1000                                           1200                                              120

               

                            t,мин            0                   t,мин                                         t,мин                                              t,мин

  1. А;             2) Б;           3) В;                   4) Г.    

2.Какой график зависимости температуры вещества от времени имеет участок, соответствующий кипению железа:

А)                                               Б)                                                     В)                                             Г)

t, oC                                       t, oC                                         t, oC                                      t, oC   

4200                                          3200                                         2000                                        420

  100

                               t,мин                0                     t,мин                                        t,мин                                       t,мин

  1. А;             2) Б;           3) В;                   4) Г.      

Город Прибороград   В черном ящике предмет, нужно угадать из 5 попыток.

  1. Состоит из двух самостоятельно действующих приборов.
  2. Первая часть слова является омонимом людей с девиатным поведением.
  3.  Без воды не работает.
  4.  Работа основана на изменение температуры при испарении.
  5.  Измеряет влажность воздуха.

                                              (Психрометр).

Объяснить назначение  и действие прибора

 Город Неразгаданных тайн

В предложенных литературных отрывках найти ошибки с физической точки зрения.

«КАПЛЯ»

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг её морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

И в мире потому убавилось тепла. (при превращении воды в лед выделяется тепло, а не

поглощается)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.”

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: “ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.” ЦЕЛИ УРОКА: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Тепловые явления”,совершенствовать навыки решения задач различн...

Методический паспорт учебного проекта.Тема "Тепловые явления ".8 класс.

Одно дело предложить проект ученикам, а другое его ещё и оформить.Вот пример как это делаю я....

Тепловые явления. Температура

Презентация к уроку физики в 8 классе по теме "Тепловые явления. Температура"...

Использование компьютерной презентации на уроке-обобщении по физике на тему "Тепловые явления"

Урок-обощение по теме "Тепловые явления" в 8 классе. Урок содержит устную работу в форме физической разминки, теретический тест по данной теме, физическое лото на проверку знаний формул по данной теме...

Контрольная работа по разделу "Тепловые явления" физика 8 класс

Контрольная работа по физике с определением основных знаний и умений учащихся по даному разделу....

Тепловые явления

В данной презентации для 8 класса представлены количественные и качественные задачи, физический диктант, опрос по теории, лабораторная работа на нагревание-охлаждение, плавление, горение....

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе: "Тепловые явления"

Урок -соревнование: "ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ" рассчитан на 2 часа. На мероприятиии обобщаются и систематизируются знания по теме «Тепловые явления», совершенствуются навыки решения задач различного типа, рас...