РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физика» 7-9 классы
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Янгулова Ольга Олеговна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физика» 7-9 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Озерная средняя школа №9

.

Утверждаю:

директор МБОУ Озерной СШ №9

________________/Шушаначева Е.Ф./

Приказ №51 28.08.2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Физика»

7-9 классы

(основное общее образование)

Составитель:

Янгулова О.О., учитель физики

 

с. Черное Озеро

2017 г.  

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

7 класс

Личностные результаты:

 Определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

 Ставить учебную задачу.

 Учиться составлять план и определять последовательность действий.

 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).        

Коммуникативные УУД:

  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Читать и пересказывать текст.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

        

Предметные результаты

Учащиеся должны знать/понимать:

 смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;

  смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.

 собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;

 измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;

 объяснять результаты наблюдений и экспериментов;

  применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;

 выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  решать задачи на применение изученных законов;

 приводить примеры практического использования физических законов;

 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

        8-й класс

Личностные результаты:

 - Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД: 

- Определять цель деятельности на уроке самостоятельно.

 - Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем.

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

 - Определять успешность выполнения своего задания при помощи учителя.

Познавательные УУД:

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Выразительно пересказывать текст.

 Вступать в беседу на уроке и в жизни.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты 

знать/понимать

 смысл понятий: тепловое движение, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатное состояние, фазовый переход. электрический заряд, электрическое поле, проводник, полупроводник и диэлектрик, химический элемент, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, электрическая сила, ион, электрическая цепь и схема, точечный источник света, поле зрения, аккомодация, зеркало, тень, затмение, оптическая ось, фокус, оптический центр, близорукость и дальнозоркость. магнитное поле, магнитные силовые линии, постоянный магнит, магнитный полюс.

 смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, температура кипения, температура плавления, влажность, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, работа и мощность тока, углы падения, отражения, преломления, фокусное расстояние, оптическая сила.

 смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, закон Ампера, закон прямолинейного распространения света, законы отражения и преломления света.

        

Учащиеся должны уметь:

 описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

 использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

 выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

 решать задачи на применение изученных физических законов.

        9-й классы 

Личностные результаты 

- Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 Составлять план решения проблемы (задачи).

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

 В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов.

 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план и сложный план учебно-научного текста.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать/понимать:

 смысл понятий: магнитное поле, атом, атомное ядро, радиоактивность, ионизирующие излучения; относительность механического движения, траектория, инерциальная система отсчета, искусственный спутник, замкнутая система. внутренние силы, математический маятник, звук. изотоп, нуклон;

  смысл физических величин: магнитная индукция, магнитный поток, энергия электромагнитного пол, перемещение, проекция вектора, путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс, период, частота. амплитуда, фаза, длина волны, скорость волны, энергия связи, дефект масс.

 смысл физических законов: уравнения кинематики, законы Ньютона (первый, второй, третий), закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, принцип относительности Галилея, законы гармонических колебаний, правило левой руки, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, закон радиоактивного распада.

        

2. Содержание учебного предмета (курса)

7 класс (68 часов)

Введение (4ч)

Физика - наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдения и опыты), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Точность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения.

Фронтальная лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора».

Первоначальные сведения о строении вещества (5ч)

Строение вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула-мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Связь скорости диффузии с температурой тела. Взаимодействие частиц вещества. Физический смысл взаимодействия молекул. Явление смачивания и несмачивания тел. Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения.

Фронтальная лабораторная работа «Измерение размеров малых тел».

Взаимодействие тел (22ч)

Механическое движение. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Скорость. Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости.

Расчет пути и времени движения. Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тела. Расчет скорости. Пути. Средняя скорость. Нахождение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.

Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике. Взаимодействие тел. Измерение скорости тел при взаимодействии.

Масса. Масса-мера инертности тела. Инертность – свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг и тд. Измерение массы тела на весах. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов.

Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Измерение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Расчет массы и объема тела по его плотности.

Сила. Сила – причина изменения скорости движения. Сила – векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила – мера взаимодействия тел. Явление тяготения. Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Сила тяжести на других планетах. Сила упругости. Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Основные подтверждения существования силы упругости. Точка приложения силы упругости и направление ее действия. Закон Гука. Вес тела. Вес тела – векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса и направление его действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Динамометр. Изучение устройства динамометра. Измерение сил с помощью динамометра. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение двух сил. Равнодействующая сил. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения.  Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя.

Фронтальные лабораторные работы «Измерение массы тела на рычажных весах», «Измерение объема тела», «Определение плотности твердого тела», «Градуирование пружины и измерение силы трения с помощью динамометра».

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21ч)

Давление. Давление твердого тела. Формула для нахождения давления. Способы измерения давления в быту и технике.

Давление газа. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Сообщающиеся сосуды. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью – на разных. Устройство и действие шлюза.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явление, подтверждающие существование атмосферного давления. Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Барометр – анероид. Знакомство с устройством и работой барометра – анероида. Использование барометра – анероида при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах.

Манометры. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра. Поршневой жидкостный насос. Принцип действия поршневого жидкостного насоса. Гидравлический пресс. Физические основы работы гидравлического пресса.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда. Плавание тел. Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Плавание судов. Физические основы плавания судов. Водный транспорт. Воздухоплавание. Физические основы воздухоплавания.

Фронтальные лабораторные работы «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тела», «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Работа и мощность. Энергия (14 часов)

Механическая работа. Её физический смысл. Единицы работы.

Мощность. Единицы мощности.

Энергия. Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Превращение одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому.

Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесие рычага. Рычаги в технике, быту и природе. Момент силы. Правило моментов. Единица момента силы. Блоки. «Золотое правило» механики. Суть «золотого правила» механики. Центр тяжести тела. Условие равновесия тел. Подвижный и неподвижный блоки – простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов.

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД.

Фронтальные лабораторные работы «Выяснение условия равновесия рычага», «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Повторение (2ч)

Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе.

Фронтальная лабораторная работа «Измерение силы трения с помощью динамометра».

8 класс (68 часов)

Тепловые явления (26ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры  со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи. Теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене. Принцип работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Преобразование энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальные лабораторные работы «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры», «Измерение удельной теплоемкости твердого тела», «Измерение влажности воздуха».

Демонстрационный эксперимент

Демонстрационный термометр. Наблюдение за движением частицы при помощи модели для демонстрации броуновского движения. Колебание математического и пружинного маятников. Падение стального и пластилинового шариков на стальную пластину и пластину, покрытую пластилином. Передача тепла от одной частицы тела к другой. Теплопроводимость различных веществ. Вращение бумажной вертушки, расположенной над пламенем свечи, кипение воды с брошенными в нее кристалликами марганцовокислого калия. Расширение воздуха в теплоприемнике при воздействии на него нагретого тела. Модель кристаллической решетки. Испарение различных жидкостей: зависимость скорости испарения от температуры, рода жидкости, площади поверхности. Охлаждение жидкости при испарении. Устройство и принцип действия психрометра. Устройство и принцип действия гигрометра. Кинематическая модель ДВС. Работа газа и пара при расширении. Устройство и действие паровой турбины. Видео фильм «Паровые турбины».

Электрические и электромагнитные явления (31ч)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических заряда. Взаимодействие. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрические ток. Источники постоянного тока. Действие электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Фронтальные лабораторные работы «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках», «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи», «Регулирование силы тока реостатом», «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра», «Изменение мощности и работы тока в электрической лампе», «Сборка электромагнита и испытание его действия», «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Демонстрационный эксперимент.

Электризация различных тел. Электрический заряд. Два рода электрических заряда. Обнаружение поля заряженного шара. Делимость электрического заряда. Перенос заряда с заряженного электроскопа на незаряженный с помощью пробного шарика. Электризация шарика электроскопа в электрическом поле. Электризация двух электроскопов в электрическом поле заряженного тела. Действие электрического тока в проводнике на магнитную стрелку. Источники тока: гальванические элементы, аккумуляторы, термопара, фотоэлементы. Нагревание провода электрическим током. Выделение меди при электролизе CuSO4. Действие катушки с током на магнитную стрелку. Свечение неоновой лампы. Амперметр. Вольтметр. Электрические ток в различных металлических проводниках. Зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи. Цепь с последовательно соединенными лампочками. Постоянство силы тока в различных участках цепи. Напряжение в цепи с последовательно соединенными проводниками. Параллельное соединение проводников. Закономерности в цепи с параллельным соединением проводников. Применение параллельного соединения проводников. Механическая работа электрического тока. Измерение мощности в электрической цепи с помощью амперметра и вольтметра. Нагревание проводников из разных веществ электрическим током. Устройство и принцип действия электронагревательных приборов. Модель конденсатора. Демонстрация различных типов конденсаторов. Зависимость емкости конденсатора от площади, расстояния между пластинами, диэлектрика между пластинами. Устройство и принцип действия электромагнита. Использование электромагнитов в электрическом звонке, электромагнитном реле и телеграфе. Взаимодействие постоянных магнитов. Спектры магнитных полей постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Устройство и действие компаса. Движение проводника и рамки с током в магнитном поле. Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока. Видеофильм «Электродвигатель постоянного тока».

        Световые явления (10ч)

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальная лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы».

Демонстрационный эксперимент.

Излучение света различными источниками. Прямолинейное распространение света. Получение тени и полутени. Отражение света. Равенство углов при отражении от зеркальной поверхности. Зеркальное отражение света. Диффузное отражение света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Прохождение света через плоскопараллельную пластинку. Выпуклые и вогнутые линзы. Прохождение света сквозь собирающую линзу. Прохождение света сквозь рассеивающую линзу. Получение изображения с помощью линз. Модель глаза.

Повторение (1ч)

9 класс (68 часов)

Законы взаимодействия и движения тел (24ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.  Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон Всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости», «Измерение ускорения свободного падения».

Демонстрационных эксперимент.

Определение координаты материальной точки в заданной системе отсчета. Путь и перемещение. Равномерное движение, измерение скорости тела при равномерном движении, построение графика зависимости ʋ=ʋ(t), вычисление по этому графику перемещения. Определение ускорения прямолинейного равноускоренного движения. Зависимость скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении. Зависимость модуля перемещения от времени при прямолинейном равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью. Относительность скорости, перемещения, траектории. Явление инерции. Опыт, свидетельствующий о том, что ускорение, получаемое телом, зависит от массы тела. Демонстрация второго закона Ньютона. Взаимодействие магнитов на расстоянии. Взаимодействие движущихся сцепленных тел. Падение тела в воздухе и в разряженном пространстве. Невесомость. Падение на Землю тел, не имеющих опоры или подвеса. Примеры прямолинейного и криволинейного движения, направление скорости при движении тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Модель ракеты.

Механические колебания и волны. Звук (12ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, Период, Частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

Фронтальная лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

Демонстрационный эксперимент.

Пример колебательных движений. Экспериментальная задача на повторение закона Гука и измерение жёсткости пружины или шнура. Период колебаний пружинного маятника. Преобразование энергии в процессе свободных колебаний. Затухание свободных колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс маятников. Образование и распространение поперечных и продольных волн. Действие электрического тока в проводнике на магнитную стрелку. Источники тока: гальванические элементы, аккумуляторы, термопара, фотоэлементы. Колеблющееся тело как источник звука. Зависимость частоты тона от частоты колебаний. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний. Отражение звуковых волн. Звуковой резонанс.

Электромагнитное поле (16ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правила буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления света. Дисперсия. Цвета тел. Спектрограф. Спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами.

Фронтальные лабораторные работы «Изучение явления электромагнитной индукции», «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания».

Демонстрационный эксперимент.

 Пространственная модель магнитного поля постоянного магнита. Демонстрация спектров магнитного поля токов. Взаимодействие алюминиевых колец (сплошного и с прорезью) с магнитом. Проявление самоиндукции при замыкании и размыкании электрической цепи. Трансформатор универсальный. Излучение и прием электромагнитных волн. Регистрация свободных электрических колебаний. Преломление светового луча. Разложение белого света на составляющие при прохождении через призму.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (13ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. α, β, γ-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследование частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для α, β-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция.

Фронтальные лабораторные работы: «Измерение естественного радиационного фона дозиметром», «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков», «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона, изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Строение и эволюция Вселенной (3ч)

Источники энергии Солнца и звезд. Состав строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.


3. Тематическое планирование

7 класс

        

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение

4

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

3

Взаимодействие тел

22

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

5

Работа и мощность. Энергия

14

6

Повторение

2

ИТОГО:

68

8 класс

        

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Тепловые явления

26

2

Электрические и магнитные явления

31

3

Световые явления

10

4

Повторение

1

ИТОГО:

68

9 класс

        

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Законы взаимодействия и движения тел

24

2

Механические колебания и волны. Звук

12

3

Электромагнитное поле

16

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

13

5

Строение и эволюция Вселенной

3

ИТОГО:

68

        

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

МБОУ Озерной СШ №9

_____________/Янгулова В.Г./

«__»_________________2018г.

                                                                              Приложение 1.

Календарно – тематическое планирование (68 часов)

(Физика. 7 класс)

Тема урока

Вид практического занятия, контроля

Дата план.

Дата факт.

Введение (4ч)

1

Физика – наука о природе. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

05.09

2

Физические величины. Измерение физических величин.

07.09

3

Точность и погрешность измерений

12.09

4

Лабораторная работа  №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Лабораторная работа

14.09

Первоначальные сведения о строении вещества (5ч)

5

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

19.09

6

Диффузия. Взаимодействие молекул.

21.09

7

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Лабораторная работа

26.09

8

Агрегатные состояния вещества

28.09

9

Повторение и обобщение основных положений темы «Первоначальные сведения о строении вещества»

Самостоятельная работа

03.10

Взаимодействие тел (23ч)

10

Механическое движение

05.10

11

Скорость. Единицы скорости

10.10

12

Расчет пути и времени движения

12.10

13

График пути и скорости равномерного прямолинейного движения

17.10

14

Решение задач на расчет средней скорости

19.10

15

Инерция

24.10

16

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа

26.10

17

Масса тела. Измерение массы тела на весах

07.11

18

Плотность вещества

09.11

19

Лабораторная работа №4«Измерение объема тела»

Лабораторная работа

14.11

20

Расчет массы и объема тела по его плотности,

16.11

21

Решение задач по теме «Плотность»

21.11

22

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

Лабораторная работа

23.11

23

Контрольная работа №1 «Плотность вещества»

Контрольная работа

28.11

24

Сила.

30.11

25

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах

05.12

26

Сила упругости. Закон Гука

07.12

27

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

12.12

28

Вес тела. Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение силы трения с помощью динамометра»

Лабораторная работа

14.12

29

Сила трения

19.12

30

Решение задач по теме «Силы» 

21.12

31

Самостоятельная работа  па теме  «Силы»

Самостоятельная работа

26.12

32

Решение задач по теме «Силы»

28.12

Давление твердых тел, жидкостей и газов (20ч)

33

Давление твердого тела

09.01

34

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

11.01

35

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

16.01

36

Сообщающиеся сосуды

18.01

37

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

23.01

38

Самостоятельная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Самостоятельная работа

25.01

39

Вес воздуха. Атмосферное давление

30.01

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

01.02

41

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах Манометры

06.02

42

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс

08.02

43

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

13.02

44

Закон Архимеда

15.02

45

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа

20.02

46

Плавание тел

22.02

47

Плавание судов

27.02

48

Решение задач по теме «Плавание тел»

01.03

49

Лабораторная работа №8«Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Лабораторная работа

06.03

50

Воздухоплавание

13.03

51

Повторение и обобщение тем «Архимедова сила», «Плавание тел»

15.03

52

Контрольная работа №3 «Архимедова сила. Плавание тел»

Контрольная работа

20.03

Работа и мощность. Энергия (14ч)

53

Механическая работа. Единица работы

22.03

54

Мощность. Единица мощности

03.04

55

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии

05.04

56

Превращение одного вида механической энергии в другой

10.04

57

Самостоятельная работа «Механическая работа. Мощность. Энергия»

Самостоятельная работа

12.04

58

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

17.04

59

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе

19.04

60

Лабораторная работа №9«Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа

24.04

61

Блоки. «Золотое правило» механики

26.04

62

 Центр тяжести тела

03.05

63

Условия равновесия тел

08.05

64

КПД простых механизмов

10.05

65

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Лабораторная работа

15.05

66

Контрольная работа №4 «Итоговая контрольная работа»

Контрольная работа

17.05

Повторение (2ч)

67

Анализ ошибок допущенных в итоговой контрольной работе

22.05

68

Решение задач за курс 7 класса

24.05

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

МБОУ Озерной СШ №9

_____________/Янгулова В.Г./

«__»_________________2018г.

                                                                              Приложение 1.

Календарно – тематическое планирование (68 часов)

(Физика. 8 класс)

Тема урока

Вид практического занятия, контроля

Дата план.

Дата факт.

Тепловые явления (26ч)

1

Тепловое движение. Температура

05.09

2

Внутренняя энергия

06.09

3

Способы изменения внутренней энергии тела

12.09

4

Виды теплопередачи. Теплопроводность

13.09

5

Конвекция. Излучение

19.09

6

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость

20.09

7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

26.09

8

Лабораторная работа №1 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

Лабораторная работа

27.09

9

Уравнение теплового баланса

03.10

10

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

Лабораторная работа

04.10

11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

10.10

12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

11.10

13

Решение задач по теме  «Тепловые явления»

Самостоятельная работа

17.10

14

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

18.10

15

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления

24.10

16

Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация тел»

25.10

17

Испарения и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар

07.11

18

Кипение. Удельная теплота парообразования

08.11

19

Влажность воздуха и способы её определения. Лаб. работа №3 «Измерение влажности воздуха»

Лабораторная работа

14.11

20

Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества»

15.11

21

Объяснение агрегатных состояний вещества на основании атомно-молекулярного строения

21.11

22

Двигатель внутреннего сгорания

22.11

23

Принцип действия тепловой машины. Паровая турбина

28.11

24

КПД теплового двигателя

29.11

25

Решение задач по теме «Нахождение КПД теплового двигателя»

05.12

26

Контрольная работа №1 «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»

Контрольная работа

06.12

Электрические и магнитные явления (31 час)

27

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Электроскоп

12.12

28

Электрическое поле

13.12

29

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома

19.12

30

Объяснение электрических явлений

20.12

31

Электрические ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и её составные части

26.12

32

Электрический ток в металлах. Действия электр-го тока. Направление электрического тока.

27.12

33

Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока.

09.01

34

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

Лабораторная работа

10.01

35

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

16.01

36

Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Лабораторная работа

17.01

37

Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление. Реостаты.

23.01

38

Закон Ома для участка цепи

24.01

39

Решение задач по теме «Закон Ома. Вычисление сопротивления проводников»

30.01

40

Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»

Лабораторная работа

31.01

41

Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Лабораторная работа

06.02

42

Последовательное соединение проводников

07.02

43

Параллельное соединение проводников

13.02

44

Решение задач по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление проводника»

14.02

45

Обобщающий урок по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление проводника»

Самостоятельная работа

20.02

46

Работа и мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике

21.02

47

Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

27.02

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля –Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

28.02

49

Конденсатор

06.03

50

Решение задач по теме «Постоянный ток»

07.03

51

Контрольная работа №2 «Постоянный ток»

Контрольная работа

13.03

52

Магнитное поле тока

14.03

53

Электромагниты и их применение

20.03

54

Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Лабораторная работа

21.03

55

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

03.04

56

Действие магнитного поля на проводники с током. Электрический двигатель

04.04

57

Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

Лабораторная работа

10.04

Световые явления (10 часов)

58

Источники света. Распространение света

11.04

59

Отражение света. Закон отражения света

17.04

60

Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале

18.04

61

Преломление света. Закон преломления света

24.04

62

Линзы. Оптическая сила линзы

25.04

63

Изображения, даваемые линзой

02.05

64

Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы»

08.05

65

Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки

15.05

66

Решение задач по теме «Световые явления»

16.05

67

Контрольная работа №3 по теме «Световые явления»

22.05

Повторение (1 час)

68

Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе

23.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 7 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 8 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 9 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

рабочая программа по учебному предмету "физика" для 10-11 класса

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Физика»для 10-11классовБазовый уровень      Рабочая программа учебного предмета «Физика», являясь с...

рабочая программа по учебному предмету "физика" для 7-9 классов

АННОТАЦИЯ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫПО учебному предмету «Физика» УровеньУровень основного общего образованияКлассы, для которых предназначена рабочая программа7-9Уровень изучения ...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы»,

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Фи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физика» для 7-9 классов (ФГОС ООО)

            Рабочая программа реализуется в учебниках А. В. Перышкина «Физика 7 класс», «Физика 8 класс», «Физика 9 класс» сист...