«Технологическая карта урока как действующая педагогическая технология в условиях реализации ФГОС»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

 «Технологическая карта урока физики в 8 классе  по теме «Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел».

подготовила учитель физики  МОУ Романовская СОШ им. И.В. Серещенко Жаркова Марина Евгеньевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_nauchno-prakticheskoy_konferentsii.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Романовская средняя общеобразовательная школа им. Серещенко И.В.»

Романовского района Саратовской области

Доклад

на научно-практическую конференцию

 «Современные педагогические технологии,

методики обучения и воспитания

 в условиях реализации ФГОС»

Тема

«Технологическая карта урока как действующая педагогическая

технология в условиях реализации ФГОС»

подготовила учитель физики

 МОУ Романовская СОШ им. И.В. Серещенко

Жаркова Марина Евгеньевна

2016 г.

Муниципальное учреждение «Методический центр»

Романовского муниципального района Саратовской области

Творческий муниципальный конкурс учителей  «Методическая шкатулка»

 «Технологическая карта урока физики в 8 классе

 по теме «Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел».

подготовила учитель физики

 МОУ Романовская СОШ им. И.В. Серещенко

Жаркова Марина Евгеньевна

2016 г.

Класс: 8  (УМК: Перышкин А.В.физика 8кл.: учеб для общеобразоват. учреждений/ М.: Дрофа, 2014).

Тема: Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел.

Тип урока: открытия нового знания

Цели:

 Образовательная: формирование понятия о физическом явлении – электризации тел; доказательство существования двух видов зарядов;  объяснение  взаимодействия электрических зарядов; формирование способности  усвоения нового материала у обучающихся через эксперимент;

Деятельностная: формирование умения распознавать явление электризации в природе, быту, технике, производстве; способствовать формированию умения адекватно мыслить и действовать в ситуации выбора; совершенствовать навыки самоконтроля.

Планируемые результаты

Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач,  развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления.

Метапредметные: развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, и,  формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений.

Предметные: формирование понятия электризации, умения выявлять электрические явления, объяснять взаимодействие заряженных тел, умения получать статический заряд, проводить опыты по электризации в домашних условиях.

Демонстрации:

  1.  Демонстрация электризации тел при трении
  2.  Демонстрация существование двух видов электрических зарядов
  3.  Демонстрация взаимодействия одноименных и разноименных зарядов

Стихийный эксперимент-электризация трением и взаимодействие с незаряженным телом.        

Оборудование.

Экспериментальное: полиэтилен, газетные листы, кусочки пенопласта, кусочки бумаги, пушинки ваты  и др. «подручные» материалы.

Демонстрационное: эбонитовые палочки, стеклянные палочки, штатив, лёгкое тело на шелковой  нити,  полиэтилен, газета, кусочек меха, шерстяная вещь, электрофорная машина, «султанчики» и/или

ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba063-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_1.swf 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7953-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

(в мин.)

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

2

Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет готовность  детей к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Предметные:

Метапредметные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные: самоопределение

II. Актуализация знаний

Цель этапа: мотивировать учащихся на определение темы урока

5

        Организует деятельность учащихся по формулировке темы цели и задач урока в их единстве. Актуализирует  субъективный опыт учащихся путем использования  нестандартного задания .

Однажды я видела сюжет по TV, где пассажиры переполненной электрички пожаловались милиционеру на  женщину в синтетической  шубке, которая, по словам пострадавших, «колола» их хитро спрятанной иголкой. Расследование показало, что никакой иголки у женщины не было.  Что же послужило причиной действительно ощущавшихся «уколов»?

  Возможно, и с вами происходило нечто подобное. Поделитесь своими наблюдениями.

Вы рассказали об одном  очень значимом физическом явлении, которое может быть и добрым, и злым, и полезным, и вредным. Это явление известно человеку с давних пор.

Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый древнегреческий   философ Фалес Милетский(624-547гг.до н.э.). Вот как об этом рассказывает легенда.

Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск "электрон"- что значит "солнечный камень". Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты  шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.

Отвечают на вопросы, используя жизненный опыт. (Уч-ся рассказывают о том, что ощущают покалывания и видят в темноте искры, когда снимают свитер, о том, что прилипании к расчёске сухие волосы, о том, что можно подмять мелкие кусочки бумаги авторучкой, если натереть её о волосы и т.д.)

Предметные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы, логически мыслить

Метапредметные: анализ полученной  информации,

Регулятивные: формирование умения постановки цели, выявления пробелов в своём знании

Коммуникативные:

Личностные: формирование познавательного интереса выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Постановка цели урока

2

А теперь кто догадается, какая тема нашего урока?

«Янтарь» по-гречески «электрон». А это «чудо», которое мы с вами наблюдали, тоже имеет название – «электризация». Или по- другому можно сказать, что телу сообщён «электрический заряд».

Правильно «Электризация тел». (Записывает тему на доске.) И чтобы познать её, мы должны понять следующие слова (записывает) «электрический заряд» и «взаимодействие зарядов».

Отвечают на вопрос учителя. Работают с тетрадями.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: создать условия, позволяющие применить умения для получения новых знаний

6-7

Организует деятельность учащихся

 Вы можете повторить опыт дочери Фалеса Милетского. Янтарные изделия для этого иметь не обязательно — воспользуйтесь любым стеклянным или пластмассовым предметом.

Потрите, например, пластмассовую расческу о газету. Поднесите ее к соринкам, шерстинкам, маленьким кусочкам бумаги. Какое явление вы наблюдаете? Как оно называется? Отличается ли эта расческа чем-нибудь от той, которую не натирали?

Работа  с учебником

Бегло прочитайте текст параграфа, выделите из этого текста  три свойства, изучаемого физического явления

При чтении параграфа вы должны были заметить слово, выделенное курсивом, которое на нашем уроке ещё не звучало, но в повседневной жизни вы не раз произносили его – это слово «З А Р Я Д » точнее «Электрический заряд». Физики электрическим зарядом называют физическую величину, которая характеризует, физическое явление-электризация.

Проводят эксперимент (стихийный).

Что делаю

Что наблюдаю

Вывод

Поднести стеклянную палочку, ручку, линейку,  расчёску  к мелким бумажкам.

Потрите палочку о лист бумаги

Поднесите  стеклянную палочку к мелким бумажкам.

Записывают результат, выдвигают гипотезу, проверяют (сопоставляют правильность с информацией учебника) , делают выводы.

Тело, получившее  после натирания способность притягивать другие тела ……,    это значит, телу сообщили    ……При трении электризуются……… ………….    

Предметные: формирование первичных представлений о  физическом явлении – электризация

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний

Регулятивные: планирует собственную деятельность, отрабатывает умения по проверке предположений.

Коммуникативные: работает в паре, участвует в коллективном обсуждении проблем

Личностные: формирование самостоятельности, осознание своей последующей деятельности, внимательное слушание ответов

Физкультминутка (динамическая пауза) №1

2

  1. Учитель идёт между двумя рядами, объявив себя положительным зарядом, а детей – незаряженными телами. Как себя ведут незаряженные тела возле положительного заряда? А возле отрицательного?

III. Проблемное объяснение нового знания

(продолжение)

Проводит демонстрационный эксперимент, ставит проблему

Демонстрация опытов: - взаимодействие двух эбонитовых палочек,  взаимодействие двух стеклянных палочек, взаимодействие эбонитовой и стеклянной     палочек, взаимодействие «султанчиков» или  ЦОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba063-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_1.swf        

По ходу эксперимента – ЭОР делают выводы и записывают их.

9-10

Физкультминутка (динамическая пауза) №2 + Первичное закрепление

2

  1. Ученики I варианта – положительные заряды, а II – отрицательного. Смоделируйте взаимодействие зарядов движением тел и рук. Поменяйтесь ролями. Как теперь они взаимодействуют?

А) Обучающиеся тянутся друг к другу.

Б) Некоторые ученики могут начать моделировать отталкивание – разобрать возникшую ситуацию, скорректировать знания.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

7-8

Организует деятельность учащихся по освоению новых знаний, через решение практических задач, (жизненную ситуацию). Социализирует новые знания, показывает их значимость в реальных жизненных ситуациях

Электризация трением на производстве и в быту 

-На производстве - целлюлозно-бумажный комбинат рвется бумага в результате электризации, рвется нить на ткацкой фабрике.

-При трении о воздух электризуются самолеты

-Человек электризуются когда ходит по ковру или снимает с себя одежду.

-В бензобаках электризуются бензин.

Высказывают гипотезы, делают обоснования, опираясь на изучаемые понятия, формулируют, дополняют и обсуждают ответы

Предметные: формирование первичных представлений о  физическом явлении – электризация, взаимодействия эл зарядов

Метапредметные: развитие монологической речи, умения выражать свои мысли

Регулятивные: корректирует, внесение необходимых дополнений

Коммуникативные: участвует в коллективном обсуждении проблем

Личностные: формирование самостоятельности, осознание своей последующей деятельности, умения способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения

V.Контроль. Цель этапа: Проверить уровень усвоения темы. (можно исключить)

5-7

Организовать работу учащихся по выполнению мини теста

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7953-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Отвечают на вопросы теста

Предметные: проверяет сформированность  первичных представлений о  физическом явлении – электризация, взаимодействия эл зарядов

Метапредметные: умения анализировать и перерабатывать полученную информацию

Регулятивные: планирует собственную деятельность,

Коммуникативные: работает в паре, участвует в коллективном обсуждении проблем

Личностные: формирование самостоятельности, осознание своей последующей деятельности.

VI.Итог урока (рефлексия деятельности) +домашнее задание

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

5-6

Комментирует  домашнее задание

Организует деятельность по оцениванию урока и ответов учащихся

Записывают домашнее задание в дневник

Оценивают  урок и ответы учащихся

Познавательные: рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: самооценка

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. 

Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности

Д/з ……

2. Творческое д/з.

 Вырежьте из картона фигурку «человечка» и приколите кнопкой к ее плечу подвижную, вырезанную из тонкой папиросной бумаги руку. Расширьте немного прокол, чтобы рука могла свободно вращаться. Укрепите «человечка» на подставке или на нити. Подносите к нему наэлектризованные тела. Человечек будет вытягивать руку, указывая ею на электрический заряд.

3. Вырежьте из фольги фигурку «человечка». Можно для этого использовать также тонкий картон, оклеенный фольгой. В этом случае удобнее вначале оклеить картон, а потом вырезать из него ножницами фигурку. Подвесьте ее на шелковой нитке, руки вставьте в прорезь, сделанную у плеча (руки изготовьте из того же материала, что и фигурку).

Прикоснувшись к «человечку» наэлектризованным телом, вы увидите, как он разведет руки в стороны. Дотронувшись до «человечка» пальцем, убедитесь, что он опускает руки. Объясните наблюдаемое явление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения

Проектирование и внедрение инновационных комплексов  педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения (из опыта работы МБОУ "СОШ №1" г.о.Кашира)...

Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС.

Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбо...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более ...

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.

Педагогические технологии: совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение образовательного процесса...

«Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»

laquo;Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»...

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены в...