доклад о применении различных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
статья по литературе (5 класс) на тему

Дьяченко Наталья Юрьевна

Доклад о применении новых педагогических технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС: метод проекта. использование ИКТ, личностно ориентированный  подход.

Учитель русского языка и литературы Дьяченко Наталья Юрьевна

МБОУ «Тучковская СОШ№3» п.Тучково Рузский район

Что мы понимаем под методом проекта?

Под методом проектов понимается система обучения, при которой

ученик  приобретает знания и умения в процессе самостоятельного

планирования и выполнения, постепенно усложняющихся  практических

заданий – проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков

учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и

творческого мышления. Метод проектов  может использоваться в рамках одного предмета, во взаимосвязи нескольких предметов, в связи учебного предмета с современностью

Это путь познания, способ организации процесса

познания.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную

деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую

учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

 Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, то есть тесно связан с другими педагогическими технологиями.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых

учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Мои ученики достаточно успешно работали над проектами:  «Женщины и космос»,  «История одной книги», « Врачебная деятельность А.П.Чехова», «А.А.Блок и Д.И.Менделеев: два имени- две судьбы».

Сейчас учащиеся 7 класса работают над проектом: «Поэты и писатели-участники Великой Отечественной войны». Результатом проекта будет презентация, создание альбома, буклета и плаката с именами известных и неизвестных поэтов и писателей-участников Великой Отечественной войны.

Этот метод предполагает достаточно серьезную самостоятельную работу учащихся. Начиная с 5 класса на уроках русского языка и литературы можно привлекать учащихся к созданию небольших проектов:

-история одного слова

-сказка ложь…

-пословицы и поговорки в жизни моей семьи

Ребята с удовольствием проводят опросы, находят информацию, учатся систематизировать материал, а это значит, что процесс обучения, способность к самооцениванию, решение проблем постепенно подводят и учителя и ученика к переходу на новые методы и приемы в условиях реализации ФГОС.

Если при традиционном обучении для учащихся самое важное- получить хорошую оценку, то при применении новых форм обучения самое главное-проявить свои способности, сделать важное дело.

Очень важно отметить и то, что работая над проектом учащиеся  не заучивают материал, а проникают в суть, смысл, гордятся добытой информацией, стараются поделиться знаниями со сверстниками.

Если вовлекать учеников  в проектную деятельность, начиная с 5 класса, то к 10-11 классам ребята могут сами выбирать темы  проектов, проявляя интерес к тем областям знаний, в которых они более компетентны.

Информационно-коммуникативные технологии в последнее время применяются педагогами довольно часто.

Конечно, они  делают обучение более эффективным и наглядным, способствуют индивидуализации процесса, активизируют познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают оперативность и объективность контроля, облегчают  деятельность педагога и создают  эффективную обратную связь; повышают интерес к к изучаемому предмету; помогают в осуществлении  дифференцированного подход а к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

На уроках  русского языка и литературы я уже несколько лет применяю ИКТ. Наиболее эффективна эта технология , на мой взгляд, при знакомстве учащихся с биографией поэта или писателя, при проведении заочных  экскурсий  по литературным местам. Несколько раз я использовала ИКТ ,проводя урок-игру: по драме Островского «Гроза», по сказкам А.С.Пушкина, по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» и др.

На уроках русского языка применение ИКТ также становится необходимостью при проверке домашних заданий, при объяснении нового материала, при тестировании.

Как пример использования нескольких современных технологий в рамках одного урока я хотела бы представить свой урок по повести И.С.Тургенева «Муму»

Интегрированный урок литературы и нравственного образования в 5 классе

Тема: Образ Герасима, его духовные и нравственные качества

Цели: Образовательные: 1) окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству.

2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа ; проследить изменения, произошедшие в главном герое;

Развивающие:1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.3) формировать представление о герое 4) учить сжато излагать повествовательный текст.5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.6) продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

Воспитательные:1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, сообщения);

наглядные (иллюстрации, ИКТ);

Образовательные технологии: объяснительно – иллюстративная, репродуктивная, проблемная, частично – поисковая, ИКТ.

Формы организации урока: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.

Оборудование: мультимедийные  презентация, иллюстрации к рассказу, рисунки.

Метапредметные связи: литература, нравственное образование

Словарная работа:  крепостное  право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой;, прототип, сравнение, гипербола.

План урока:

1.        Орг. момент(стихотворение)

Как просто весь мир поделить на два цвета:

На черный и белый, на зиму и лето,

На счастье и горе, на утро и вечер,

Паденье, полет, расставанье и встречу.

Как просто – на части! – косою чертой…

Вот только скажите, а как быть с душой?

Ведь плачут от радости чаще, чем с горя,

Легенды творят ведь не только герои.

Есть грустные сказки, есть горькое счастье…

Да разве такое поделишь на части?!

Есть юная старость и мудрое детство –

Смешное однако случилось соседство.

Холодное лето есть, теплая осень,

Вопрос без ответа, ответ – без вопроса…

Не веришь – взгляни сам – послушай совета,

Нельзя этот мир разделить на два цвета!

(кто-то уже догадался, что значит прочитанное стихотворение)

2.Устный опрос :Сегодня у нас , ребята, заключительный урок по творчеству Ивана Сергеевича Тургенева. Начнем нашу работу на уроке с повторения изученного. Игра:

-Я знаю о Тургеневе… ( ребята ставят плюсы за правильный ответ на контрольных листочках)

Ребята отвечают , начиная со слов  «я знаю о Тургеневе….».

Учитель: И.С. Тургенев. Он всю жизнь боролся за счастье и свободу своего народа.  Мы можем с уверенностью сказать , что он был свидетелем крепостного права. Как ни восхищён был Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России народной, он замечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли. Он говорил, что самое страшное в крепостном праве - это проникновение его в самую плоть и кровь людей, примирение с ним, которое заставляет смотреть на крепостничество, как на обыденное житейское дело.

Своё отношение к крепостному праву он выразил так:

Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был - крепостное право.

Свои мысли и чувства, непримиримое отношение к деспотизму, крепостному праву он выразил в рассказе  «Муму». Вы знаете, что сюжет этого произведения взят из реальной жизни. Наблюдая за крепостными, писателя всегда возмущало их равнодушие. И ему казалось ,что они находились в непробудном сне, это его мучило. И поэтому для борьбы с тем, что он возненавидел, писатель создаёт образ Герасима -образ тесно связанный с природой, деревенской жизнью. Герасим человек добрый, исключительной духовной красоты, наделённый физической мощью и нравственной чистотой. Настоящий русский былинный богатырь.

Повторить сюжет произведения я предлагаю по вашим рисункам, это своеобразные кадры кинопленки:

Презентация №1

3. Контрольный опрос на листках(3 минуты)

4.Эвристическая беседа (проблема)

Ребята, сегодня на уроке мы попытаемся  доказать  нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

Словарная работа.

-Сегодня на уроке нам встретятся слова :

Нравственность.

Безнравственность.

Деспот.

Деспотизм.

Челядь.

Объясните значение этих слов. Дети отвечают. Учитель корректирует, дополняет

ответы учащихся.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения .

Безнравственный - нарушающий правила нравственности.

Деспот - самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем.

Деспотизм- поведение деспота.

Челядь - при крепостном: дворовые слуги помещика.

Задание: Определите к каждому из этих слов соответствующих персонажей.

Нравственный.             Безнравственный.                         Деспот.

Герасим.                         Вся челядь.                                     Барыня.

Татьяна.                         Барыня.

Деспотизм - поведение барыни.

-Опишите Герасима, какой он был? Что вам в нём понравилось?

Какой кадр нашей «киноленты» вы бы убрали?(к сожалению у нас нет такого права и такой возможности) личностно-ориентированный подход

-Почему он так поступил? Причины. -Переживалась ли гибель единственного близкого существа Герасимом? -Почему Герасим покидает барский дом, самовольно уходит?

-Отрывок из повести «Уход Герасима в деревню». - Как связан пейзаж с действиями Герасима и его настроением,

-Докажите близость Герасима к природе.

 -С кем сравнивает Тургенев Герасима в конце повести? А в начале?

-Как называется этот стилистический приём. (Автор сравнивает не внешний облик,  а действия. Сначала  пойманный зверь,  а потом-лев).

 -Найдите определения в тексте, доказывающие духовную силу героя?

-А что радует Герасима в пути? (Запах поспевшей ржи, ласковые удары ветра).

-А что он чувствует?.( То что никогда не чувствовал.  Это говорит о его душевном внутреннем подъёме).

-Найдите в тексте слова - повторы и подчеркните их карандашом. Зачитайте.

-Какую роль играют слова -повторы в тексте ? ( Время идёт вперёд , быстрое и безостановочное движение, сочувствие и симпатию автора).

-Почему Тургенев показал Герасима немым?(Немота -спокойствие, равнодушие крепостного- символ крепостного народа).

-Не заставила ли вас эта повесть вспомнить ряд случаев из жизни или из книг других писателей.

Вывод.

Эта повесть о сильной потребности человека преодолеть чувство одиночества. В повести изображено медленное и мучительное пробуждение сознания и зарождение протеста против барыни, деспотизма, крепостного права.

-Чему вас научила эта повесть?

3. Учитель читает отрывок из сказки «Маленький принц» Экзюпери

Вопрос: А зачем нам нужны домашние животные?

Мы им нужны больше или они нам?

Чему нас учит общение с домашними питомцами?

Музыкальная презентация «Человек и собака»

Рефлексия:

-что я узнал сегодня на уроке

-что мне на уроке понравилось больше всего

-что я запомнил…

Вывод: Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путем, а в том, чтобы самому найти правильный путь и настойчиво ему следовать

Задание на дом: написать письмо барыне или Герасиму от ученика 21 века

Использованная литература:

1. Концепция модернизации российского образования на период до

2010 года. – М.; 2002.

2. Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет

Образования, 2006, №35

3. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в

продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1,

2004. – с. 42.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.-

М.: Аркти, 2012.

Информационные сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Различные типы уроков в условиях реализации ФГОС

Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы чело...

Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения

Проектирование и внедрение инновационных комплексов  педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения (из опыта работы МБОУ "СОШ №1" г.о.Кашира)...

«Технологическая карта урока как действующая педагогическая технология в условиях реализации ФГОС»

laquo;Технологическая карта урока физики в 8 классе  по теме «Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел».подготовила учитель физики  МОУ Романовская СОШ им...

Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС.

Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбо...

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.

Педагогические технологии: совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение образовательного процесса...

«Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»

laquo;Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»...

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены в...