"Целеполагание и актуализация знаний как этап современного урока в условиях ФГОС"- региональный семинар
методическая разработка по физике на тему

Каждому человеку прекрасно известно, что собой представляет урок. Однако точно сформулировать определение понятия наверняка получится не у всех. Если выражаться научным языком, то урок является вариативной формой организации целенаправленного взаимодействия, задача которой заключается в обучении школьников. И хороший педагог никогда не начнёт урок сразу, без вступления. Профессионалы знают, что необходим организационный момент. Он очень важен. Впрочем, обо всём по порядку.!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_romanovka-saratov.rar1.35 МБ

Предварительный просмотр:

(Cл1)

Целеполагание и актуализация знаний как этап современного урока в условиях ФГОС

(Сл 2)

Каждому человеку прекрасно известно, что собой представляет урок. Однако точно сформулировать определение понятия наверняка получится не у всех. Если выражаться научным языком, то урок является вариативной формой организации целенаправленного взаимодействия, задача которой заключается в обучении школьников. И хороший педагог никогда не начнёт урок сразу, без вступления. Профессионалы знают, что необходим организационный момент. Он очень важен. Впрочем, обо всём по порядку

(Сл 3)

Введение последних стандартов в системе образования привело не только к корректировке учебной программы, новому перечню рекомендуемых методов и приемов обучения, но и существенно повлияло на количество необходимой документации, которую обязаны подготавливать педагоги. Одним из таких нововведений стала обязательная технологическая карта урока по ФГОС, подготовка и использование которой помогают учителю максимально эффективно провести урок, затратив при этом минимум усилий.

Технологическая карта – графический вариант традиционного плана-конспекта. Основной толчок к использованию нового формата дало принятие ФГОС второго поколения. Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия.

(Сл 4)

Технологическая карта урока по ФГОС помогает спроектировать занятие, создать его конспект в графическом виде. С ее помощью урок структурируется по выбранным учителем параметрам, таким как этапы и цели, содержание материала, используемые на уроке методы, а также приемы и формы работы. Изготавливается карта в виде таблицы.

Учителям известно, что любой конспект, вне зависимости от предмета, имеет единую структуру. Тот же принцип положен в основу графического варианта. Так, технологическая карта урока физики ФГОС имеет такую же структуру, как для любого другого урока гуманитарного или точного направления.

Любая технологическая карта начинается с шапки, которая сходна с шапкой плана-конспекта. За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы – тесты, решение задач, используемые на уроке схемы или таблицы.

В технологических картах необходимо детально расписать следующие этапы занятия:

  • Организация класса.
  • Проверка домашнего задания.
  • Актуализация знаний.
  • Ознакомление с новым материалом.
  • Первичная проверка изученного.
  • Закрепление.
  • Применение полученных в ходе занятие знаний на практике.
  • Обобщение и систематизация.
  • Домашнее задание.
  • Подведение итогов.

Отмечу, что допустимо объединение нескольких этапов в один для экономии времени и повышения эффективности работы. В некоторых случаях и вовсе допустимо опускать некоторые пункты. При этом не стоит забывать, что, вне зависимости от типа, обязательными этапами остаются: Организационный момент. Подготовка к изучению нового материала. Основной этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, организационный момент…

Не так давно, буквально до наступления середины 2000-х, организационный момент включал в себя только объявление темы урока, последующее изложение целей и проверку готовности школьников к занятию. Сейчас же эта модель сменилась более современным вариантом. Поскольку вступительная часть урока стала восприниматься как предпосылка формирования и развития мотивационной сферы школьников. Задачи и цели, разработанные педагогом перед уроком, должны быть осмысленными и нести пользу детям.

(Сл 5)

ФГОС предполагает подведение школьников к самостоятельной формулировке темы, выявлению цели занятия. Этому в полной мере способствует предварительная актуализация знаний, которая является составной частью уроков проблемно-развивающего вида.

Например. 9 класс. Приступаем к изучению главы 2 «Механические колебания и волны».  Итогом изучения главы 1 было, в числе прочих, усвоение  понятия  «механическое движение».

Механическим движением тела мы называем изменение положения тела в пространстве относительно других тел.

Показываю колебательное движение при помощи «подручных материалов» (флешка на цепочке) и задаю вопрос: «Можно ли считать это движение – механическим»? Ответ: «Да. Т.к. при этом изменяется положение предмета в пространстве относительно других тел».

??? Тогда по какой причине изучение этих механических движений выделено в отдельную главу. И как называют движения подобного вида???

Обучающиеся формулируют тему урока «Колебания», я вношу уточнение – свободные колебания.  Далее приступаем к решению озвученного выше проблемного вопроса: почему колебательное движение изучают обособленно от других видов движения.

(Сл 6)

Итак, актуализация знаний является важным этапом любого урока, так как именно от этого процесса зависит конечный результат обучения. Актуализация знаний учащихся - это процесс, предполагающий преднамеренные и произвольные психические действия, направленные на извлечение из памяти школьников опыта и навыков, выявление умения пользоваться ими. Этап актуализации знаний предполагает извлечение из кратковременной либо долговременной памяти чувств, желаний, мыслей. В зависимости от специфики учебной дисциплины, такая проверка может быть неполной, трудной, легкой, избирательной.

Актуализация знаний и умений является частью современного урока в рамках Федеральных государственных стандартов второго поколения. Основной дидактической задачей, которую преследует педагог, планируя занятие, является систематизация имеющихся у школьников знаний, навыков, умений, касающихся тематики урока.

(Сл 7)

Актуализация знаний – этап урока, который необходим для того, чтобы педагог мог переходить к объяснению нового материала.

Как достичь желаемого результата? Этап актуализации знаний направлен на организацию действий учеников, связанных с темой занятия. Актуализация знаний в частности, предполагает следующие действия: постановка перед школьниками задачи, справиться с которой можно только при наличии знаний по данной теме; рассказ (беседа) учителя о практической и теоретической значимости материала, который планируется для рассмотрения; историческая справка по рассматриваемому вопросу. Некоторые педагоги убеждены в том, что актуализация знаний - это опрос. Психологи отмечают, что это разные понятия. Актуализация предполагает сосредоточение детского внимания, осознание школьником важности предстоящей работы, побуждение к активной деятельности

Снова обращусь к личному опыту.

Действие первое: постановка перед школьниками задачи, справиться с которой можно только при наличии знаний по данной теме.

(Сл 8)

Вновь 9 класс.

Закрыв дверь в кабинет и поднявшись на кафедру задаю вопрос: Есть ли жизнь на Марсе?

Побудьте, коллеги, в роли моих учеников и ответьте на поставленный вопрос.

……………………………………

Темой нашего урока будет изучение реактивного движения.

(Сл 9)

Действие второе: рассказ (беседа) учителя о практической и теоретической значимости материала, который планируется для рассмотрения.

Урок открытия нового знания в 8 классе.

Однажды я видела сюжет по TV, где пассажиры переполненной электрички пожаловались полицейскому на  женщину в синтетической  шубке, которая, по словам пострадавших, «колола» их хитро спрятанной иголкой. Расследование показало, что никакой иголки у женщины не было.  Что же послужило причиной действительно ощущавшихся «уколов»?  Возможно, и с вами происходило нечто подобное. Поделитесь своими наблюдениями.

…………………

(Сл 10)

 Действие третье: историческая справка по рассматриваемому вопросу.

Вы рассказали об одном  очень значимом физическом явлении, которое может быть и добрым, и злым, и полезным, и вредным. Это явление известно человеку с давних пор.

Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый древнегреческий   философ Фалес Милетский(624-547гг.до н.э.). Вот как об этом рассказывает легенда.

Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск "электрон"- что значит "солнечный камень". Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты  шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.

А теперь кто догадается, какая тема нашего урока?

«Янтарь» по-гречески «электрон». А это «чудо», которое мы с вами наблюдали, тоже имеет название – «электризация». Или по- другому можно сказать, что телу сообщали «электрический заряд».

Правильно «Электризация тел». (Записываю тему на доске.) И чтобы познать её, мы должны понять следующие слова (записываю) «электрический заряд» и «взаимодействие зарядов».

(Сл 11)

Все этапы урока, актуализация знаний в частности, предполагают использование различных приемов, например методики проблемного обучения. Ее специфика состоит в максимальном привлечении к работе всех участников образовательного процесса, наполнение занятия яркими примерами и фактами, использование учебно-наглядных пособий, а также современных информационных технологий.

Итак, урок в 9 классе. Прозвенел звонок. Ученики начинают выполнять свои традиционные действия, с шумом рассаживаются по рабочим местам  и …. и вдруг слышат…

Юлий Ким. «Не шумите!»

Своеобразный «мозговой штурм» после прослушивания песни приводит нас к формулировке темы урока  «Звуковые характеристики».

(Сл 12)

Задание исходной мотивации  - важнейший этап урока.

Исходная мотивация - это то, что возбуждает мысленную активность учеников и проявляет их готовность воспринимать новый поток информации. Чем более яркой и познавательной будет исходная мотивация, тем сильнее она повлияет на воспитанников. Причём на всех без исключения (даже на слабоуспевающих). Поэтому организационный момент так важен. Урок должен начинаться динамично и четко. Так удастся дисциплинировать учеников и быстро включить их в работу, сэкономив время. В общем, исходная мотивация нужна для того, чтобы создать готовность к восприятию нового материала, сконцентрировать внимание, возбудить мыслительную активность и простимулировать процессы обучения. Также за счёт неё удаётся превратить познаваемое в личностно-значимое. Организационный момент урока, (особенно это актуально для начальной школы), каждый раз должен отличаться. И даже преподавателю с фантазией это доставляет кое-какие трудности. Ведь каждый раз ему приходится заново заинтересовывать воспитанников.

Как средь прозрачных облачных пелён

Над лугом лук соцветный и сокружный

Посланницей Юноны вознесён,

И образован внутренним наружный.

Данте

(Сл 13)

Уверена, что вы, коллеги, уже догадались, о каком физическом явлении идёт речь в этих строках. С этой «загадки» я начинаю урок физики в 11 классе. А посвящён урок явлению дисперсии.

Дисперсия – звучит прекрасно слово;

Прекрасно и явление само

Оно нам с детства близко и знакомо,

Мы наблюдали сотни раз его!

Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,

И над умытой свежею землёй

Мостом бесплотным радуга повисла,

Пленяя нас своею красотой.

Дисперсия здесь «руку приложила».

Обычный белый лучик световой

Она как будто в призме разложила

Во встреченной им капле дождевой.

(Сл 14)

Безусловно, формулировка темы урока зависит от типа урока. В условиях введения ФГОС выделяют шесть типов уроков:

1. Урок «открытия» нового знания;

2. Урок комплексного применения знаний и умений;

3. Урок общеметодологической направленности;

4. Урок актуализации знаний и умений;

5. Урок контроля знаний и умений;

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, лишь урок контроля знаний не подразумевает (в силу своей специфики) формулирование темы урока учащимися, остальные типы уроков (особенно урок «открытия» нового знания) позволяют направить детей, подтолкнуть к самостоятельной формулировке темы урока, тем самым создавая условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию школьников.

(Сл 15)

Организационный момент можно сделать для детей особенно интересным, если провести его в современном формате. Многие преподаватели прибегают к использованию видеоматериалов. Они помогают задать уроку эмоциональный тон. К тому же так можно презентовать материал для изучения, продемонстрировать его значимость. Экран однозначно привлечёт больше взглядов и внимания, чем привычная доска. И если педагог отличается креативностью и фантазией, то он сможет это сделать, даже если преподаёт технический предмет.

Мне, как учителю  физики достаточно часто удаётся прибегать к этому способу.

7 класс. Тема «Давление». Урок «Давление твёрдых тел». Даже не надо готовить презентацию. Достаточно лишь показать небольшой видеосюжет, в котором два туриста с рюкзаками идут по сугробу. Один из них передвигается в берцах, а другой на лыжах. После того как ученики посмотрят фильм, им нужно задать несколько вопросов. Какому из туристов по снегу передвигаться легче? Почему у рюкзаков широкие лямки? Как нужно складывать в них вещи, чтобы не создавать большой нагрузки на спину? Все эти вопросы по теме. Они активируют внимание школьников и настраивают их на урок. К тому же такие вопросы побуждают к познавательной деятельности, поскольку заставляют начать мыслить и размышлять.

 Легко заметить, что практически все приемы целеполагания и активизации  строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Ибо важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и   формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

(Сл 16)

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности.

Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель, способную его воодушевить. 
                                                                                                                           Э. Ренан

В этом, коллеги, я и вижу наше с вами предназначение, смысл всей нашей педагогической деятельности.  

Вперёд! К новым вершинам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают...

Методическая статья "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Рефлексия является одним из обязательных  этапов современного урока в условиях ФГОС. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является ос...

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"...

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Буклет "Рефлексия как этап современного урока  в условиях ФГОС" с классификацией , видами и примерами....

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь,  способность к саморазвитию на о...

Тема : «Актуализация знаний как этап современного урока в условиях ФГОС».

Одна из главных задач, которую должен поставить учитель на первых этапах урока, это сформировать активную позицию учащегося. Поэтому этап урока, на котором планируется воспроизведе...