Тема : «Актуализация знаний как этап современного урока в условиях ФГОС».
статья по русскому языку (8, 10 класс)

Одна из главных задач, которую должен поставить учитель на первых этапах урока, это сформировать активную позицию учащегося. Поэтому этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для открытия нового знания - это актуализация знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Актуализация знаний как этап современного урока в условиях ФГОС».

Одна из главных задач, которую должен поставить учитель на первых этапах урока, это сформировать активную позицию учащегося. Поэтому этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для открытия нового знания - это актуализация знания.

Актуализация в переводе с латинского обозначает действие, деятельность] — процесс извлечения из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию.

Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, занимает этот этап обычно 5-7 минут, мотивационный этап обычно состоит из создания учебно-проблемной ситуации. 

Учебно – проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

Вот  некоторые  приёмы, которые успешно использую  на уроках русского языка в старших классах.

В 10 классе на уроке по теме «Орфография. Правописание буквы о –ё после шипящих»» использую приём «Диктант на засыпку»

Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии, чаще всего вызывают затруднение, но создают мотивационный момент для повторения орфографического правила.

Приём «Экспресс – опрос» очень популярен в старших классах.

Его цель - активизировать знания учащихся по определённой теме.

Этот приём развивает умение быстро отвечать на вопросы, формирует навыки публичного ответа.

К доске приглашаются 3 ученика, которым учащиеся класса задают вопросы по изучаемой теме. Отвечающие должны быстро сориентироваться и ответить.

При повторении раздела «Морфемика. Словообразование» важно показать, что необходимо правильно выделять части слова и видеть разницу между формой слова и однокоренными словами. В данном случае используем приём «Распределительный диктант». Делим слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем:1) слова со словоизменительными             (формообразующими)  морфемами; 2) слова со словообразовательными морфемами.

 «Корзина идей» - это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.
2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает.
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах.
4. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзине” идей.

Следующий приём «Согласен – не согласен» дает возможность быстро включить учеников в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Этот приём формирует:
-умение оценивать ситуацию или факты;
-умение анализировать информацию;
-умение отражать свое мнение.

Ученикам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: «согласен - не согласен».

При его использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения.

Для организации работы учитель готовит несколько высказываний по теме урока и предлагает детям выразить к ним свое отношение по категории «согласен – не согласен»,  а также разъяснить, почему они так думают.

При повторении корней с безударными гласными и корней с чередованием прекрасно подходит приём «Третий – лишний», этот приём помогает в выборе правильного ответа и на ЕГЭ по орфографии.

Умение определять часть речи и её особенности очень важны, ученику даётся «минутка на ответ», так как старшеклассникам должны быть  известны особенности  каждой части речи. Но конкретно задание, представленное на слайде, связано еще и с разделом «Морфемика», так как учащиеся должны понимать, что в зависимости от части речи мы выделяем части слова.

Приёмов актуализации знаний достаточно много. Мы рассмотрели некоторые из них, которые часто применяем в своей практике. С виду они достаточно просты, но такие приёмы помогают актуализировать знания учащихся.

Каждый из предложенных приемов можно модифицировать. Наполнить содержанием, необходимым педагогу для работы на конкретном уроке с конкретным классом. В любом случае эти приёмы  решают главную задачу — актуализируют имеющиеся у детей знания, мотивируют их на изучение нового материала.

Актуализация знаний учащихся – необходимое условие проведения урока. Без опоры на уже сформированные знания учеников, без проявления учениками своих субъективных качеств трудно представить возможность достижения целей урока.

Успехов Вам в Вашей деятельности. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают...

Методическая статья "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Рефлексия является одним из обязательных  этапов современного урока в условиях ФГОС. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является ос...

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"...

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Буклет "Рефлексия как этап современного урока  в условиях ФГОС" с классификацией , видами и примерами....

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь,  способность к саморазвитию на о...

"Целеполагание и актуализация знаний как этап современного урока в условиях ФГОС"- региональный семинар

Каждому человеку прекрасно известно, что собой представляет урок. Однако точно сформулировать определение понятия наверняка получится не у всех. Если выражаться научным языком, то урок является вариат...