Предметно-интеллектуальная компетенция учебной деятельности
статья по физике на тему

Бабарин Ярослав Николаевич

Задача реализации государственных стандартов общего образования делает актуальным разработку методической системы обучения математики через формирование соответствующих компетенций. Цель данной статьи – на базе общих закономерностей и представлений компетентностного подхода выделить содержание и методологические закономерности формирования предметно-интеллектуальной компетенции у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 000b9018-38cfb7a4.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.851

ПРЕДМЕТНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бабарин Ярослав Николаевич,

учитель математики и физики МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска

Россия, г. Брянск

Е-mail: nochnoy.voron@ya.ru 

Аннотация: Задача реализации государственных стандартов математического общего образования делает актуальным разработку методической системы обучения математики через формирование соответствующих компетенций. Цель данной статьи – на базе общих закономерностей и представлений компетентностного подхода выделить содержание и методологические закономерности формирования предметно-интеллектуальной компетенции у учащихся.

Ключевые слова: компетентностный подход, математика, педагогика.

Abstract: The problem of the implementation of national standards of mathematical general education makes it relevant to the development of methodical system of learning mathematics through the formation of the respective competencies. The purpose of this article - based on the general laws and perceptions of competence approach to allocate the content and methodological regularities of formation of subject- intellectual

 competence in students.

Keywords:  Competence approach, mathematics, pedagogy.

Современными нормативными актами диктуется внедрение компетентностного подхода в систему образования Российской Федерации, оно направлено на оптимизацию взаимодействия с обществом, повышение качества знаний учащихся, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения. Ряд ученых, занимающихся изучением компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентный специалист не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе.

Компетенция – это система внутренних качеств субъекта, востребованных данным видом деятельности с позиции его эффективного выполнения, обоснования, экспертизы.

В рамках личностной цели обучения математике на ступени  общего образования реализуется внутренне-процессуальная компетенция, которая относится к группе личностно-развивающих компетенций. Личностная цель изучения математике предполагает:

  • интеллектуальное развитие учащихся;
  • формирование качеств математического мышления;
  • формирование качеств, необходимых для продуктивной жизнедеятельности.

Некоторые из качеств математической деятельности во внутреннем плане личности формируются и в системе других дисциплин, то есть являются общепредметными (качества познавательной деятельности). Помимо них существуют и предполагаются к формированию специфические качества, необходимые для математической деятельности, а именно сугубо математические интеллектуальные операции.

Предметно-интеллектуальная компетенция связана со становлением этих интеллектуальные операций, она входит в группу личностно-развивающихся компетенций, соответствует личностной цели обучения математики.

Некоторые из качеств математической деятельности во внутреннем плане личности формируются и в системе других дисциплин, то есть являются общепредметными (качества познавательной деятельности). Помимо них существуют предполагающиеся к формированию и качества, специфические для математической деятельности. В группе обще-предметных личностных качеств и адекватных им компетенций выделяется деятельность по формированию интеллектуальных качеств. Практической основой формирования у субъекта этих качеств выступают определенные умения.

Умение – категория деятельности, которая предполагает сформированность общего плана и каждого действия.

Выделяют следующую систему умений:

  • Содержательные умения;
  • Общеучебные умения;
  • Интеллектуальные умения.

Последние включают:

  • мыслительные операции (обще-интеллектуальная компетенция);
  • специальные математические способности (предметно-интеллектуальная компетенция).

Основной задачей предметно-ителлектуальной компетенции является формирование этих специальных математических интеллектуальных способностей.

В рамках математической деятельности выделяется девять специфично математических интеллектуальных операций, на формирование которых направлена предметно-интеллектуальная компетенция:

  • формализация математического материала;
  • обобщение и конкретизация количественных и пространственных отношений;
  • оперирование математической символикой;
  • владение логическим ходом решения задач и доказательства теорем;
  • мышление свернутыми структурами;
  • обратимость мыслительного процесса;
  • гибкость мышления (переключение между общеинтеллектуальными умениями);
  • способность к пространственным представлениям в рамках данной теории.

Эти способы деятельности являются специфичными и справедливы в рамках науки математика, т. е. они не накладываются с соответствующими умениями в другой науке.

Стоит отметить, что разные интеллектуальные операции имеют различную скорость формирования и развития. Кроме того, их связь друг с другом является специфичной для каждого. Таким образом, уровень сформированности предметно-интеллектуальной компетенции определяется:

  • уровнем развития отдельных интеллектуальных операций;
  • наличием тесной связи между каждой операцией с остальными.

С каждой из компетенций связывается определенная деятельность. Предметно-интеллектуальные качества личности являются внутренними характеристиками субъекта, это означает, что их становление осуществляется  в переходе внешних предметных действий через внешнюю речь во внутренний план личности. Этот процесс описан Гальпериным в теории поэтапного формирования умственных действий, которая определяет методологию формирования предметно-интеллектуальных действий. Каждое из этих действий на начальном этапе имеет определенную форму практических действий, рефлексированных субъектом в речевой деятельности, переходит в мысленную форму. С позиции компетентностного подхода эти действия должны быть осознанны, обобщены.

Своеобразие структуры интеллектуальных способностей, как считает ученый Дж. Гилфорд, определяется у каждого человека системой трех координат:

• операций (операция познания – обнаружение и понимание информации; операция памяти – удержание и воспроизведение информации; операция дивергентного продуцирования – выработка различных вариантов решений на основе обобщения информации; операция конвергентного продуцирования –достижение правильного решения на основе обобщения информации; операция оценки – определение удовлетворенности решением);

• содержания умственных операций (фигуральный тип – информация представлена в виде образов; символический тип – информация дается в форме условных знаков; семантический тип – информация дается словами; поведенческий тип – невербальная информация, касающаяся взаимодействия людей);

• продуктов умственных операций (единицы – отдельные единицы информации; классы – объединенные единицы по их общим свойствам; связи – принципы связей между единицами и классами; системы – организованные и структурированные объединения единиц, классов и связей; трансформации – модификации существующей информации; импликации – экстраполяция информации).

Наиболее эффективному развитию предметных интеллектуальных умений способствует соблюдение следующих условий.

  1. Учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника).
  3. Широкое использование игровой мотивации.
  4. Интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную.
  5. Смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей.
  6. Развивающий характер заданий.

Для  того, чтобы у детей сформировалась предметно-интеллектуальная компетенция, необходимо, чтобы ученики овладели основными математическими интеллектуальными умениями:

1) вначале на конкретных примерах;

2) отрыв от примеров в «чистой форме»;

3) применение метода к новой задаче.

Развитие мышления происходит тогда, когда осуществляется определенная мыслительная деятельность: «совокупность, или, вернее, система умственных операций, специально организованных для решения данного типа задач, может быть названа приемом или способом мыслительной деятельности»[1]; к этим операциям Гусев В.А. относит анализ, синтез, абстракцию, обобщение.

Каждый из этапов становления (или развития) предметных интеллектуальных умений должен проходить в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий Гальперина.

  • Конкретно – практический – связан с внешне - речевым воспроизведением практических действий в условиях одновременно развернутого исполнения – рефлексия.
  • Обобщенно – практический – связан с обобщенно – понятийным воспроизведением конкретных практических действий в условиях одновременного, разделенного, развернутого исполнения.
  • Обобщенно – теоретический – связан с внешне – речевым развернутым воспроизведением ранее выделенных обобщенных действий в условиях их целостного восприятия, синтезирования в форме способа деятельности ( на данном классе объектов, в данном классе задач ).
  • Обобщенно – прикладной – связан с внешне – речевой актуализацией, развернуто – свернутым воспроизведением общего способа класса решаемых задач в новом виде математической деятельности, как средство становления нового обобщенного способа.
  • Мысленный – связан с внутренним воспроизведением до (имени) в качестве отдельного действия в условиях субъектной направленности деятельности на иной класс задач.  

При формировании у учащихся предметноинтеллектуальной компетенции необходимо иметь ввиду методологию формирования компетенций, она определяется системой ее критериальных признаков.

  1. Представления (начальные и итоговые):
  • внутреннего плана (внутри теории): мировоззренческие представления, содержательно-теоретические представления, системно-структурные представления;
  • внешнего плана: модельно-прикладные, взаимной связи теорий (интегрально-теоретические).
  1. Опыта деятельности:
  • мировоззренческие, общекультурные, обобщенные способы деятельности;
  • содержательно-теоретические обобщенные способы деятельности;
  • системно-структурные обобщенные способы деятельности;
  • обобщенные способы деятельности модельно-прикладного, интеграционно-теоретического планов.
  1. Рефлексия деятельности:
  • речевая форма представлений внутреннего плана;
  • речевая форма представлений внешнего плана;
  • речевая форма обобщенных способов деятельности.
  1. Целостность представлений, опыта деятельности, рефлексии, интеграция в различных теориях в форме картины мира.
  2. Экспертиза.

Перечисленные принципы учитывают специфику математического материала, особенности терминологического аппарата, способы использования учебного материала и различные формы его предъявления учащимся. Кроме того, в принципах учитывается возможное влияние математического материала на мотивацию деятельности учащихся и ее осознание (рефлексия).

Компетентностный подход в образовании и в обучении математике в частности является общей идеологии современности. При этом в дидактике получили развитие общекультурные (ключевые) компетентности. Но предметные компетенции при этом доминирует взгляд как на определенные проекции общекультурных компетенций. Практика реализации компетентностного подхода, реализованные в государственных стандартах общего образования подтверждает, что такой подход дидактически неверен, в учебной математической деятельности существуют предметные математические компетенции и необходимо дальнейшее рассмотрение данного вопроса.

В результате систематической работы по формированию одной лишь внутренне-процессуальной компетенции учебная деятельность учеников активизируется, качество их знаний заметно повысится, что уж говорить обо всех. Однако, необходимо дальнейший анализ и структурирование предметных компетенций.

Развитие предметно-интеллектуальной компетенции играет важную роль в становлении личности ученика. Овладение этой компетенцией позволит ему эффективно выполнять различные виды деятельности, что ведет к успешности в обучении. Не стоит забывать, что наряду с этой компетенцией у ученика должны формироваться собственные ценности, так как это обязательное условие каждой формирующейся компетенции. Не будет ценностей – не будет компетенции.

Список литературы

  1. Атаханов, Р. А. Математическое мышление и методики определения уровня его развития: монография / Р. А. Атаханов. - Москва-Рига.:  2000. — 208 с.
  2. Болотов, В. А. Компетентностная модель / В. А. Болотов, В. В.Сериков // Педагогика. - 2003. – №10. – с. 8-14.
  3. Востриков, А. А. Проблема становления математического мышления у младших школьников в технологии продуктивного обучения в начальной школе / А. А. Востриков,  Н. В. Фетисова  // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. – 2004. - № 5. – с. 19-22.
  4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории педагогики / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, - 1982. - 488 с.
  5.  Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка: учебник /  П. Я. Гальперин. - М., 1985. – 45 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности

В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...

Формирование навыков «жизненной компетенции» у учащихся 0 – 2 классов с двигательными нарушениями, необходимых им в учебной деятельности в данный период.

Данная статья освещает вопрос формирования навыков "жизненной компетенции" в начальный период обучения у учащихся с ДЦП, а также преемственность в работе учителя и воспитателя....

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации учебной деятельности

Долгие годы бытовало мнение, что организация группового труда на занятии невозможна, так как она носит глубоко индивидуальный характер. Этот взгляд на характер обучения объясняется несколькими причина...

Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...

Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе учебной деятельности.

Формирование ключевых компетенций, т.е.  способность применять знания в реальной жизненной ситуации является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Как при разработк...

Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.

Доклад по самообразованию на тему: Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе....