Главные вкладки

    Формирование навыков «жизненной компетенции» у учащихся 0 – 2 классов с двигательными нарушениями, необходимых им в учебной деятельности в данный период.
    статья на тему

    Петрова Светлана Алексеевна

    Данная статья освещает вопрос формирования навыков "жизненной компетенции" в начальный период обучения у учащихся с ДЦП, а также преемственность в работе учителя и воспитателя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_navykov.docx15.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование навыков «жизненной компетенции»

     у учащихся 0 – 2 классов с двигательными нарушениями, необходимых им в учебной деятельности в данный период.

    Группа школьников с ДЦП чрезвычайно неоднородна по своему составу: от легких двигательных нарушений до выраженных нарушений в эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах. Дети поступают к нам из разных социальных институтов: специализированных центров, детских садов, после надомного обучения или из семьи с выраженной педагогической запущенностью.

    Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена и они не готовы к обучению в школе.

            Поэтому мы считаем, что приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе в период бучения их с 0 по 2 классы – научить ребенка учиться. 

    Большинство детей не осознает целей и важности учения. Если некоторым и нравится учиться, то только потому, что здесь можно играть, общаться, гулять.  Ведущим видом деятельности продолжает оставаться игровая. Если сравнивать со здоровыми сверстниками – учебная.

    Поэтому на данном этапе необходимо сформировать внутреннюю позицию школьника – осознание цели и важности учения, адекватного восприятия учебного процесса – сформировать желание учиться. Необходимо отрабатывать:

    1. формы адекватного учебного поведения (адекватная реакция на  замечания и похвалу);
    2. обучать правилам общения и взаимодействия с педагогом;
    3. развивать понимание роли учителя и собственной роли ученика.

    У детей с детским церебральным параличом из-за заболевания не только не сформированы двигательные навыки, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следовательно,  в воспитательный процесс должна включаться  задача не только развития двигательного навыка, но и воспитания правильного представления через ощущение движений. Нужно добиваться развития тех движений, которые необходимы в предметной деятельности и особенно при письме. Основными направлениями учебно-воспитательной работы  по коррекции двигательных нарушений являются:

    - развитие практической деятельности

    - подготовка руки к письму.                  

    Развитию движений руки, пальцев рук  нужно уделять особое внимание уже с первых дней пребывания ребенка в школе. Поскольку только в этом случае у него сформируются функции, составляющие двигательную основу манипулятивной деятельности  (опорная, указывающая, отталкивающая, хватательная).

    Важно сформировать у ребенка различные способы захвата и удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством).

    Особое внимание воспитателя должно быть обращено на формирование у детей двигательных навыков и умений, составляющих основу учебной и трудовой деятельности.

            Еще одним важным      направлением в воспитательном процессе  в данный период является формирование доступных ребенку базовых навыков коммуникации:               

    - умение обратиться с просьбой, жалобой;

    - умение задать вопрос (учителю и сверстнику);

    - умение сообщить о себе элементарные сведения.

            Вся коррекционно-воспитательная  работа должна быть направлена на формирование умения и желания учиться.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.

    В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....

    Тема: Формирование активной жизненной позиции у учащихся 9 «В» класса

    Обоснование актуальности темы.В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным у...

    Учебно – методический проект «Формирование навыков математического моделирования у учащихся 5-6 классов»

    Одной из важных задач курса обучения детей математике является овладение детьми моделированием. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий  работа с моделями составляет обязатель...

    Формирование жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ на уроках подготовки младшего обслуживающего персонала

    В данной презентации представлен опыт работы учителя профессионально-трудового обучения по технологии кейсов.  Рассмотрены основные жизненные компетенции, формирование которых необходимо для успе...

    «Формирование навыков здоровьесбережения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начальной школы»

    Основные направления реализации проекта "Здоровье":•физкультурное - оздоровительное направление•направление обеспечение безопасности жизнедеятельности•экологическое направлени...