Строение вещества. Молекулы
план-конспект урока по физике (7 класс)

Емельяненко Елена Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_veshchestva._molekuly.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ

«Строение вещества. Молекулы»

Цель урока: формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Тип урока: изучение нового материала.

Задача урока: сформировать представление о строение вещества на основе данных, полученных в результате исследовательской деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Присаживайтесь!

  1. Актуализация знаний.

Опрос класса

  1. Напишите в два столбика, что относится к веществам, а что к телам: ручка, бумага, цветок, песок, стирательная резинка, бензин, телевизор, парта, дерево, воздух, шкаф, вода.

В-во: бумага, песок, бензин, воздух, вода.

Тело: ручка, цветок, стирательная резинка, телевизор, парта, дерево.

Физические явления – это любые превращения вещества или проявления его свойств, происходящие без изменения состава вещества.

Основные типы физических явлений: механические, тепловые, световые, электромагнитные.

Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. + пример

Вещество – это всё то, из чего состоят физические тела. + пример

Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. + пример

  1. Изучение нового материала.

Древнегреческий ученый Демокрит впервые высказал гениальное предположение о том, что все тела состоят из мельчайших частичек – атомов, которые находятся в движении и, взаимодействуя между собой, образуют все тела природы.

Таким образом, древние ученые высказали многое из современных представлений о строении вещества. В ту пору их высказывания являлись, конечно, лишь гениальными догадками, основанными на наблюдениях, но не подтвержденными никакими экспериментальными фактами.

Все окружающее человека: вода, воздух, горы, деревья обладают своими свойствами. Объекты отличаются по форме, цвету, запаху, у них различные свойства.

Две маленькие капли воды сливаются в одну, но в то же время два стальных шарика при ударе отскакивают друг от друга.

Немного нагрев кусок воска, мы наблюдаем, как он превращается в жидкость. Почему это происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь представление о строении вещества.

Знания о строении вещества помогают не только объяснять суть явления, но и оказывать влияние на его течение.

Почему каучук упругий, а воск мягкий? Почему при нагревании твердые тела превращаются в жидкости, а жидкости – в газ? На все эти вопросы можно ответить, зная строение веществ.

Работа с учебником

Демонстрация опыта: Все знают, что при помощи внешней силы, можно изменить объем тела. Воздушный шарик под действием даже небольшой силы изменяет свою форму и объем.

Демонстрация опыта: Если стальной шарик, который проходит через кольцо (рис. 18а), нагреть, то он уже не пройдет через это кольцо. Следовательно, твердые тела при нагревании расширяются.

При нагревании расширяются и жидкости (рис. 19).

При нагревании расширяются и газы. Если газ под поршнем мы начнем нагревать, то поршень начнет подниматься и объем газа увеличится.

Т.о. при нагревании объем тела увеличивается, а при охлаждении уменьшается.

Демонстрация опыта: опыт с исчезновением пятна спирта (одеколона) на фильтровальной бумаге.

  • Куда исчез одеколон?
  • Мгновенно ли он исчез?
  • Видели ли вы, как одеколон «покидал» бумагу?
  • Где сейчас одеколон?

Демонстрация опыта: растворим в воде несколько частичек марганцовки. Видим, что вода окрасилась в малиновый цвет. Теперь отольем немного окрашенной воды в другую пробирку и добавим туда чистой воды – видим, что цвет воды стал слабее, но все равно частички марганца в воде есть. Если вы еще немного отольем розовой воды в другой сосуд и снова добавим чистой воды – видим, что вода хоть и посветлела, но все равно имеет розовы оттенок – следовательно, частички марганца в воде присутствуют.

Все эти опыты указывают на то, что все вещества состоят из отдельных частиц, разделенных промежутками. Изменение расстояния между частицами и приводит к изменению объема тела. А сами такие частицы названы молекулами.

Молекула – это мельчайшая частица данного вещества.

Попытаемся представить себе размеры молекул:

  • Если бы молекулу увеличить до размеров яблока, то яблоко бы увеличилось до размеров Земли.
  • Если бы на Земле проживало бы столько же людей, сколько молекул содержится в 1 см3 воздуха, то на каждый её квадратный метр приходилось бы 50 тыс. человек.

Молекулы состоят из более мелких частиц – атомов. Пример: вода

Для изображения строения молекул используют модели. Атомы изображают в виде шариков. Показать модели молекул

Из-за малых размеров молекулы невидимы невооружённым глазом. Но они невидимы и в обычный оптический микроскоп, который использует свет. Наиболее крупные молекулы удалось сфотографировать с помощью электронного микроскопа (увеличение достигает несколько сот тысяч). 

  1. Закрепление изученного материала.
  • Что вы узнали о строении вещества?
  • Почему не видны частицы, из которых состоят вещества?
  • Как объяснить высыхание белья после стирки?
  • Вы делаете уроки, а из кухни доносится запах жареной картошки. Как это могло произойти? Можно было бы объяснить распространение запахов, если бы не было промежутков между молекулами?
  • Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото? Или это чудо?

  1. Домашнее задание.

§ 7, 8; ответить вопросы после параграфа.

  1. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Строение вещества. Молекулы

Презентация к уроку по физике в 7 классе по теме "Строение вещества. Молекулы"...

Тест "Строение вещества. Молекулы", 7 класс

Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 7 класса по теме "Строение вещества. Молекулы"...

Урок по теме "Строение вещества. Молекулы и атомы"

   Одно из главных отличий современного урока от традиционного  состоит в том, что в основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход. В связ...

Конспект урока "Строение вещества. Молекулы."

Конспект урока физики "Строение вещества. Молекулы" в 7 классе....

Конспект урока физики в 7 классе "Строение вещества. Молекулы"

Конспект позволяет подготовить урок с использование цифровых образовательных ресурсов, виртуальных опытов и "живого" эксперимента....