Лабораторная работа .«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» МЕХАНИКИ
план-конспект урока по физике (8 класс)

Данилова Светлана Владиславовна

Материал для учебно-коррекционного контроля  параллели 8 –х классов по теме "Законы сохранения энергии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoe_pravilo_mehaniki.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №30 имени К.А. Микаэльяна»

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» МЕХАНИКИ

в рамках общешкольного

учебно-коррекционного контроля

параллели

8 –х классов

Автор материала

Данилова С.В.

Учитель физики

2016

Цели урока: - вспомнить различные простые механизмы, их назначение;

  • работа над развитием практических навыков при работе с

физическими приборами;

                       -   развивать умение обобщать, сравнивать и делать выводы;

  • выяснить содержание «золотого правила» механики;
  • проверить правило на опыте;

Словарь: подвижный блок, неподвижный блок, механизм, выигрыш,

                  проигрыш, динамометр, наклонная плоскость, полезная работа,  

                  затраченная работа, эксперимент(опыт)

Оборудование: интерактивная доска, подвижный и неподвижный блоки (на демонстрационном  столе), наклонная плоскость (доска), набор грузов, динамометр, линейка,подвижный цилиндр, штатив (на каждой парте)

Демонстрация: работа подвижного и неподвижного блоков, наклонная плоскость.

                             

1. Повторение:

  • что называют простыми механизмами?
  • какие простые механизмы вы знаете?
  • поговорим о рычагах: что представляет из себя рычаг?( нарисуй на доске)
  • что называют плечом рычага (покажи на доске на рисунке)?
  • что можно получить при помощи рычага? (выигрыш в силе)
  • как вы понимаете словосочетание «выигрыш в силе»?
  • какой ученый открыл правило, по которому находят выигрыш в силе?
  • прочитайте и запишите на доске это правило;
  • что представляет собой блок?
  • какие бывают блоки? ( подойдите к столу и покажите эти блоки)
  • каково назначение каждого вида блоков? (демонстрируем назначение блоков)

2. Изучение нового материала.

С древних времен для облегчения своего труда человек использовал различные приспособления и механизмы ( от греческого слова «механэ» - машина, орудие). Все они служили для преобразования движения и силы. Обычно их применяют для того, чтобы получить выигрыш в силе. Мы с вами поговорили о рычагах и блоках. Часто для подъема тяжелых тел используют наклонную плоскость, вот с ней мы сегодня и поработаем.

  • у каждого на столе лежит доска, покажите, как с ее помощью получить наклонную плоскость. (хорошо)
  • а теперь мы с вами соберем установку, показанную на экране.( через кодоскоп)

  • мы уже сказали, что тот или иной механизм нужен, в конечном итоге, для совершения работы, поэтому мы должны вспомнить все, что знаем о механической работе. Что же такое работа? как ее найти? (A = F S)
  • что обозначает каждая буква в этой формуле?
  • а теперь зарисуйте в тетрадях собранную установку и введем следующие обозначения:         h – высота наклонной плоскости;

                                    l – длина наклонной плоскости;

                                    F1- сила, необходимая для подъема тела на высоту h;

                                    F2 - сила, необходимая для подъема тела  по наклонной    

                                             плоскости длиной l.

  • возьмите линейку и измерьте высоту и длину наклонной плоскости, результаты запишите в тетрадь;
  • вспомните, каким прибором измеряют силу?(динамометр)
  • а теперь возьмите динамометр и подвижный цилиндр и измерьте силу F1, необходимую для подъема тела на высоту h, поднимая тело равномерно( с постоянной скоростью).
  • перемещайте подвижный цилиндр вверх по наклонной плоскости с постоянной скоростью с помощью динамометра и измерьте силу тяги F2.
  • сравните силы F1 и F2 .Какой вывод можно сделать? Запишем вывод в тетрадь: « наклонная плоскость дает выигрыш в силе: F1  > F2»
  • сравните длины  h и l. Какой вывод можно сделать? Запишем вывод в тетрадь: « наклонная плоскость дает проигрыш в расстоянии  l > h»
  •  а теперь вычислим работу по подъему тела на высоту h:   An= F1h

назовем работу An – полезная работа;

  • вычислите работу по подъему тела вверх по наклонной плоскости длиной l: A з= F2 l , назовем A з затраченная работа ;
  • пожалуйста, сравните An  и A з. Запишем: An  = A з.
  •  мы с вами экспериментально показали, что ни один из механизмов не дает выигрыша в работе. Мы выяснили, что выигрывая в силе, мы всегда проигрываем в расстоянии.                                                                                  

Уже древним ученым было известно это правило, применимое ко всем механизмам. Это правило назвали « золотое правило» механики.

 

3. Заключение:

-   о каких простых механизмах мы говорили  сегодня на уроке?

-   какое новое правило мы с вами получили опытным путем?

            -   сформулируйте « золотое правило» механики.

            -   автором этого закона является Герон Александрийский – древнегреческий                                

    ученый.

Но мы сегодня не учитывали силу трения, а что произойдет с учетом силы трения, мы узнаем на следующем занятии.

Домашнее задание: §60, вопросы к §

Итог урока, оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотое правило механики

Урок по теме "Простые механизмы. Золотое правило механики" для обучающихся 7 класса. Урок с мультимедийным сопровождением....

Задания к уроку по теме "Золотое правило механики"

Задания для самостоятельного изучения темы "Золотое правило механики". Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении заданий используется учебник: А.В. Перышкин Физика. 7 класс. - М.:...

Материалы к уроку на тему: "«Золотое правило» механики." (7 класс)

Учебный материал оформлен в виде опорного конспекта «Золотое правило» механики для учащихся 7 класса. Конспект является продолжением опорного конспекта «Простые механизмы». Раскрывает применение закон...

Материалы к уроку на тему: "Простые механизмы. «Золотое правило» механики.." (7 класс)

Данный материал оформлен в виде опорного конспекта по теме: «Простые механизмы. «Золотое правило»  механики». И  предназначен,  для работы с  более сильными учащимися 7 класса. ...

Презентация к уроку физики для 7 класса «Применение правила рычага к блоку. «Золотое правило» механики»

При изучении нового материала вводятся понятия блок, неподвижный блок, подвижный блок. Рассматривается применение правила рычага к блоку, формулируется и объясняется «золотое правило» механики. Для за...

Применение правила равновесия рычага к блоку. "Золотое правило" механики

Разработка заданий для этапа изучающего чтения...

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. КПД

Разработка урока "Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. КПД" 7 класс...