Золотое правило механики
презентация к уроку по физике (7 класс) по теме

Пучкова Светлана Александровна

Урок по теме "Простые механизмы. Золотое правило механики" для обучающихся 7 класса. Урок с мультимедийным сопровождением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                «Вечный двигатель» времен Петра I

Сохранилась оживленная переписка, которую вел в 1715 — 1722 гг. Петр I по поводу приобретения в Германии вечного двигателя, придуманного неким доктором Орфиреусом. Изо бретатель, прославившийся на всю Германию своим «само движущимся колесом», соглашался продать царю эту машину лишь за огромную сумму. Ученый библиотекарь Шумахер, посланный Петром на Запад для собирания редкостей, так доносил царю о притязаниях Орфиреуса, с которым он вел переговоры о покупке:

«Последняя речь изобретателя была: на одной стороне положите 100 000 ефимков, а на другой я положу машину».

О самой же машине изобретатель, по словам библиотека ря, говорил, что она «верна есть, и никто же оную похулить может, разве из злонравия, и весь свет наполнен злыми людь ми, которым верить весьма невозможно».

В январе 1725 г. Петр собирался в Германию, чтобы лич но осмотреть «вечный двигатель», о котором так много гово рили, но смерть помешала царю выполнить его намерение.

Кто же был этот таинственный доктор Орфиреус и что представляла собой его «знатная машина»?

Настоящая фамилия Орфиреуса была Беслер. Он родился в Германии в 1680 г., изучал богословие, медицину, живопись и, наконец, занялся изобретением «вечного» двигателя. Из многих тысяч таких изобретателей Орфиреус — самый зна менитый и, пожалуй, самый удачливый. До конца дней своих (умер в 1745 г.) он жил в довольстве на доходы, которые по лучал, показывая свою машину.

На прилагаемом рисунке, заимствованном из старинной книги, изображена машина Орфиреуса, какой она была в 1714 г. Вы видите большое колесо, которое будто бы не только вращалось само собой, но и поднимало при этом тяжелый груз на значительную высоту.

Слава о чудесном изобретении, которое ученый доктор показывал сначала на ярмарках, быстро разнеслась по Германии и Орфиреус вскоре приобрел могущественных покрови телей. Им заинтересовался польский король, затем ландграф Гессен-Кассельский. Последний предоставил изобретателю свой замок и всячески испытывал машину. Так, в 1717 г., 12 ноября, двигатель, находившийся в уединенной комнате, был приведен в действие; затем комната была заперта на замок, опечатана и оставлена под бдительным караулом двух гренадеров. Четырнадцать дней никто не смел даже приближаться к комнате, где вращалось таинственное колесо. Лишь 26 ноября печати были сняты; ландграф со свитой вошел в помещение. И что же? Колесо все еще вращалось «с неослабевающей быстротой»... Машину остановили, тщательно! осмотрели, затем опять пустили в ход. В течение сорока дней помещение снова оставалось запечатанным; сорок суток караулили у дверей гренадеры. И когда 4 января 1718 г. печати были сняты, экспертная комиссия нашла колесо в движении!

Ландграф и этим не удовольствовался: сделан был третий опыт — двигатель запечатан был на целых два месяца. И все таки по истечении срока его нашли движущимся!

Изобретатель получил от восхищенного ландграфа официальное удостоверение в том, что его «вечный двигатель» делает 50 оборотов в минуту, способен поднять 16 кг на высоту 1,5 м, а также может приводить в действие кузнечный мех и точильный станок. С этим удостоверением Орфиреус и странствовал по Европе. Вероятно, он получал порядочный поход, если соглашался уступить свою машину Петру 1 не ме нее чем за 100 000 рублей.

Весть о столь изумительном изобретении доктора Орфи реуса быстро разнеслась по Европе, проникнув далеко за пре делы Германии. Дошла она и до Петра, сильно заинтересовав падкого до всяких «хитрых махин» царя. Петр обратил внимание на колесо Орфиреуса еще в 1715 г., во время своего пребывания за границей, и тогда же поручил  А.И. Остерману, известному дипломату, познакомиться с этим изобретением поближе; последний вскоре прислал подробный

доклад о двигателе, хотя самой машины ему не удалось увидеть. Петр собирался даже пригласить Орфиреуса, как выдающегося изобретателя, к себе на службу и поручил запро сить о нем мнение Христиана Вольфа, известного философа того времени (учителя Ломоносова).

Знаменитый изобретатель отовсюду получал лестные предложения. Великие мира сего осыпали его высокими мило стями; поэты слагали оды и гимны в честь его чудесного коле са. Но были и недоброжелатели, подозревавшие здесь искус ный обман. Находились смельчаки, которые открыто обвиняли Орфиреуса в плутовстве; предлагалась премия в 1000 марок тому, кто разоблачит обман. В одном из памфлетов, написан ных с обличительной целью, мы находим рисунок, воспроиз веденный здесь. Тайна «вечного двигателя», по мне нию разоблачителя, кроется просто в том, что искусно спря танный человек тянет за веревку, намотанную, незаметно для наблюдателя, на часть оси колеса, скрытую в стойке.

Тонкое плутовство было раскрыто случайно только пото му, что ученый доктор поссорился со своей женой и служанкой, посвященными в его тайну. Не случись этого, мы, вероятно, до сих пор оставались бы в недоумении относительно «вечного двигателя», наделавшего столько шума. Оказывается, «вечный двигатель» действительно приводился в движение спрятанны ми людьми, незаметно дергавшими за тонкий шнурок. Этими людьми были брат изобретателя и его служанка.

Разоблаченный изобретатель не сдавался; он упорно ут верждал до самой смерти, что жена и прислуга донесли на него по злобе. Но доверие к нему было подорвано. Недаром он твердил посланцу Петра, Шумахеру, о людском злонравии и о том, что «весь свет наполнен злыми людьми, которым ве рить весьма невозможно».

Вполне прав был Шумахер, когда писал Петру, что французские и английские ученые «ни во что по читают все оные перепетуи мобилес и сказывают, что оное против принципиев математических».



Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь ученика

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Расстояние, м

Сила, Н

Работа, Дж

h1 =

F1 =

А1 =

h2 =

F2 =

А2 =

Сравнить А1 и А2:         А1        А2     

Сделать вывод:__________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой выигрыш получаем у простых механизмов?

рычаг

блок

равноплечий

разноплечий

подвижный

неподвижный

расстояние

сила

работа

Вывод: Выигрыш в работе____________  в любом простом механизме.

«Золотое правило» механики:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

         


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Учитель физики Пучкова С.А. МОУ Суховская СОШ

Слайд 2

Простые механизмы Приспособления, служащие для преобразования силы, называют механизмами .

Слайд 3

К простым механизмам относятся : рычаг ( блок, ворот ), наклонная плоскость ( клин , винт ) . Применение

Слайд 4

Рычаги

Слайд 5

Правило рычага лежит в основе действия различного рода инструментов, применяемых в быту и технике там, где требуется выигрыш в силе или пути.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Блоки

Слайд 3

Неподвижный блок Неподвижный блок — это блок, ось которого закрепле н а и при подъеме грузов не поднимается и не опускается.

Слайд 4

Подвижный блок Подвижный блок — это блок, ось которого поднимается и опускается вместе с грузом. Он дает выигрыш силы в 2 раза.

Слайд 5

Комбинация блоков На практике применяют комбинацию подвижного блока с неподвижным. Неподвижный блок применяется для удобства. Он не дает выигрыша в силе, но изменяет направление действия силы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строительство

Слайд 2

Медицина

Слайд 3

Наклонная плоскость.

Слайд 4

Клин Винт

Слайд 5

Простыми механизмами пользовались ещё в древние времена.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ворота

Слайд 2

Шадуф Чтобы подавать воду с нижнего уровня реки или канала на верхний, например в другой канал, по которому она потечет дальше «сама собой», было изобретено простое, но весьма эффективное техническое устройство – шадуф. Он похож на журавль – длинный рычаг с противовесом.

Слайд 3

Греки старались сократить объем ручного труда с помощью строительной техники. В VI веке до нашей эры они изобрели два подъемных крана: для подъема небольших и более тяжелых грузов. По изображениям, найденным археологами среди развалин одного из античных городов, удалось установить, как он действовал. Колесо огромного крана вращали пять человек, в то же время двое управляли грузом снизу и двое – сверху.

Слайд 4

Водоподъёмное колесо- «прадедушка» водяной мельницы

Слайд 5

«Улитка», или архимедов винт


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к уроку по теме "Золотое правило механики"

Задания для самостоятельного изучения темы "Золотое правило механики". Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении заданий используется учебник: А.В. Перышкин Физика. 7 класс. - М.:...

Материалы к уроку на тему: "«Золотое правило» механики." (7 класс)

Учебный материал оформлен в виде опорного конспекта «Золотое правило» механики для учащихся 7 класса. Конспект является продолжением опорного конспекта «Простые механизмы». Раскрывает применение закон...

Материалы к уроку на тему: "Простые механизмы. «Золотое правило» механики.." (7 класс)

Данный материал оформлен в виде опорного конспекта по теме: «Простые механизмы. «Золотое правило»  механики». И  предназначен,  для работы с  более сильными учащимися 7 класса. ...

Презентация к уроку по физике "Блок. Золотое правило механики"

Этот материал поможет в поготовке к уроку по физике в 7 классе. Подобраны вопросы к фронтальному опросу, задачи на повторение, а так же новый материал, задачи на закрепление нового материала....

Презентация к уроку физики в 7 классе "Блоки. "Золотое правило" механики"

Презентация с анимацией поможет в объяснении материала...

Презентация к уроку физики для 7 класса «Применение правила рычага к блоку. «Золотое правило» механики»

При изучении нового материала вводятся понятия блок, неподвижный блок, подвижный блок. Рассматривается применение правила рычага к блоку, формулируется и объясняется «золотое правило» механики. Для за...

Применение правила равновесия рычага к блоку. "Золотое правило" механики

Разработка заданий для этапа изучающего чтения...