Рабочая программа и КТП по курсу внеурочной деятельности "Занимательная физика" для 5-6 классов
рабочая программа по физике (5, 6 класс)

Калабухова Марина Михайловна

Рабочая программа  и КТП составлены   в соответствии с требованиями ФГОС на основе УМК  А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 6»

ПРИНЯТО  решением педагогического  совета  МБОУ «ООШ №6»

протокол от 29.08.2016 г. № 14

     УТВЕРЖДЕНО

     приказом   МБОУ «ООШ №6»

     от 31.08. 2016 г. № 76/2

рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»

для  5-6 классов

составитель:

учитель физики Калабухова М.М.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»

1. Планируемые результаты освоения курса « Занимательная физика»

Личностные результаты:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  4. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  5. формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
  6. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
  7. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования: 

  1. для глухих, слабослышащих, позднооглохших учащихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

  1. для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  1. для учащихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные результаты:

  1.  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
  3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

- понимание физических терминов.

- умение проводить наблюдения физических явлений-

- владение        экспериментальными        методами        исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;

- умение пользоваться СИ, кратными и дольными единицами измерений;

- понимание роли ученых в развитии физики.


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»

5 класс

Введение (1 час)

Природа. Явления природы. Что изучает физика? Наблюдения и опыты — методы научного познания. Правила безопасности в кабинете физики.

Физические величины и их измерение (6 часов)

Измерения и измерительные приборы. Измерение линейных размеров тел. Единицы измерения. Измерение площади.  Измерение объёма тел.   Измерительный цилиндр (мензурка). Время. Измерение интервалов времени. Часы. Единицы измерения времени. Масса. Измерение массы.  Температура и способы её измерения.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Определение линейных размеров физического тела
  2. Измерение объёма тела
  3. Измерение площадей объёма жидкости
  4. Сравнение характеристик физических тел
  5. Наблюдение различных состояний вещества
  6. Измерение массы тела на рычажных весах
  7. Измерение температуры воды

Тела и вещества (9 часов)

Строение вещества. Молекулы. Атомы. Движение молекул. Взаимодействие молекул. Химические элементы. Вещества простые и сложные. Состояния вещества.  Модели газа, жидкости и твёрдого тела. Растворы веществ.  Плотность вещества. Единицы плотности.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Наблюдение  делимости вещества
  2. Наблюдение явления диффузии в жидкости и газе
  3. Наблюдение взаимодействия частиц вещества
  4. Наблюдение горения. 
  5. Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.
  6. Измерение плотности вещества.

Взаимодействия  (12 часов)

Взаимодействие тел. Сила. Изображение сил. Сила тяжести. Всемирное тяготение. Вес тела. Сила упругости. Измерение сил. Трение. Силы трения.  Давление твёрдых тел. Давление в жидкостях и газах. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Наблюдение возникновения силы упругости
  2. Измерение силы тяжести и веса тела
  3. Измерение силы трения
  4. Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел
  5. Наблюдение магнитного взаимодействия
  6. Определение давления тела на опору
  7. Измерение выталкивающей силы
  8. От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?
  9. Выяснение условий плавания тел

Механические явления (6 часов)

Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Относительность механического движения. Звук.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Вычисление скорости движения бруска
  2. Наблюдение относительности движения
  3. Наблюдение источников звука

6 класс

Повторение (3 часа)

Механическое движение. Силы в природе. Условия равновесия тел.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.

Тепловые явления (7 часов)

Температура и её измерение. Тепловое движение частиц. Внутренняя энергия тел. Изменение внутренней энергии. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Агрегатные состояния вещества. Кипение.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении
  2. Отливка игрушечного солдатика
  3. Нагревание стеклянной трубки
  4. Наблюдение за плавлением снега
  5. От чего зависит скорость испарения жидкости
  6. Наблюдения охлаждения жидкости при испарении
  7. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха

                                                  Электромагнитные явления (7 часов)

Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь.  Виды соединения проводников. Проводники и изоляторы. Действия электрического тока. Природное электричество. Напряжение. Сила тока.  Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Электромагнитные явления. Применение электромагнитов и электродвигателей.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Последовательное соединение
  2. Параллельное соединение
  3. Наблюдение теплового действия тока
  4. Наблюдение магнитного действия тока
  5. Действие магнита на проводник с током

Световые явления (6 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой луч. Получение тени и полутени. Солнечные и лунные затмения. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Получение изображений в плоском зеркале и системе плоских зеркал. Преломление света.  Линзы.   Глаз. Дефекты зрения. Оптические приборы. Очки. Лупа. Цвета тел. Смешивание цветов.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Свет и тень
  2. Изготовление камеры-обскуры
  3. Наблюдение отражения  света
  4. Наблюдение преломления света
  5. Наблюдение изображений в линзах

                                                       Физика и химия (3 часа)

Физические и химические явления. Вещество и тело. Строение вещества. Химические элементы и их соединения. Кислоты. Основания. Индикаторы. Углеводы, белки, жиры.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Наблюдение физических и химических явлений
  2. Действие кислот и оснований на индикаторы
  3. Распознавание крахмала

Солнечная система (3  часа)

        Древняя наука  -   астрономия. Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце. Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Фазы Луны. Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астрономический посох, астролябия, телескоп. Начало космической эры. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изготовление астролябии и измерение высоты Солнца.

Земля – место обитания человека (2 часа)

        Литосфера, мантия, ядро. Гидросфера.  Исследование морских глубин. Атмосфера. Барометр. Влажность воздуха, измерение относительной влажности. Психрометр, гигрометр. Атмосферные явления. Освоение атмосферы человеком. Загрязнение атмосферы и гидросферы. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.

Человек дополняет природу

Простые механизмы. Блок, рычаг, наклонная плоскость. Механическая работа.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение действия  рычага.
  2. Вычисление механической работы.

         Форма организации – кружок.

Формы занятий:

Беседа, рассказ учителя.

Слушание.

Различные виды чтения.

Конкурсы, викторины.

Экскурсии,

Лабораторные работы

Просмотр видеороликов.

Виды внеурочной деятельности:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно – ценностное общение;

- досугово – развлекательная деятельность.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»

5 класс

№ п/п

Наименование темы

Всего

часов

1

Введение

1

2

Физические величины и их измерение

6

3

Тела и вещества

9

4

Взаимодействия

12

5

Механические явления

6

Тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Наименование темы

Всего

часов

1

Тепловые явления

7

2

Электромагнитные явления

10

3

Световые явления

11

4

Звуковые явления

7

5

Солнечная система

11

6

Земля – место обитания человека

10

8

Наука и человек  

14



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 6»

ОБСУЖДЕНО на заседании МО классных руководителей

протокол от 26.08.2016 г. № 1

ПРИНЯТО  решением педагогического  совета

протокол от 29.08.2016 г. № 14

УТВЕРЖДЕНО

приказом   МБОУ «ООШ №6»

от 31.08. 2016 г. № 76/2

Календарно – тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»

для 5а класса на 2016 – 2017 учебный год

учителя физики Калабуховой М.М.

КТП для 5 класса

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

07.09

Что изучает физика. Научный метод. Лабораторное оборудование

14.09

Измерительные приборы. Измерения. Л. Р. №1 «Определение размеров тела»

21.09

Л. р. №2 «Измерение объёма тела». Л. р. №3 «Измерение объёма жидкости»

28.09

Форма, объём, цвет, запах. Л. р. №4 «Сравнение характеристик тел»

05.10

Состояние вещества. Л. р. №5 «»Наблюдение различных состояний вещества»

12.10

Масса. Правила измерения массы. Л.р. №6 «Измерение массы на рычажных весах»

19.10

Температура. Л.р. №7 «Измерение температуры воды и воздуха»

26.10

Строение вещества. Л.р. №8 «Наблюдение делимости вещества»

10.11

Движение частиц вещества. Л.р. №9 «Наблюдение явление диффузии»

17.11

Взаимодействие частиц вещества. Л.р. № 10 « Наблюдение взаимодействия частиц вещества»

24. 11

Частицы вещества и состояние вещества. Строение атома

01.12

Химические элементы. Вещества простые и сложные

08.12

Кислород. Л.р. № 11 «Наблюдение горения»

15.12

Водород. Вода

22.12

Раствор и взвесь. Л.р. №12 Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием»

12.01

Плотность. Л.р. № 13 «Измерение плотности тела»

19.01

Сила. Действие рождает противодействие. Всемирное тяготение

26.01

Сила упругости. Л.р. №14 «Наблюдение возникновения силы упругости»

02.02

Условия равновесия тел

09.02

Как измеряют силу?  Л.р. №15 «Измерение силы»

16.02

Трение. Л.р. №16 «Измерение силы трения»

23.02

Электрические силы. Л.р. №17 «Наблюдение наэлектризованных тел»

02.03

Магнитное взаимодействие. Л.р. № 18 «Наблюдение магнитного взаимодействия»

09.03

Давление. Л.р. №19 «Определение давления тела на опору»

16.03

Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды

23.03

Действие жидкости на погруженное в неё тело. Л.р. №20 Определение выталкивающей силы»

13.04

Л.р. № 21 «От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?

20.04

Л.р. №22 «Выяснение условий плавания тел»

27.04

Механическое движение. Путь, время, скорость

04.05

Л.р. № 23 «Вычисление скорости движения бруска»

11.05

Решение задач на расчёт пути и времени движения

18.05

Л.р. №24 «Наблюдение относительности движения»

25.05

Звук. Л.р. №25 «Наблюдение источников звука»

КТП для 6 класса

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

1

Механическое движение. Силы в природе.

2

Условия равновесия тел

3

Л.р. №1 «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»

4

Температура. Л.р. №2 «Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении»

5

Лр. №3 «Отливка игрушечного солдатика»

6

Л.р. №4 «Нагревание стеклянной трубки»

7

Агрегатные состояния вещества. Л.р. №5 «Наблюдение за плавлением снега»

8

Кипение. Л.р. №6 «От чего зависит скорость испарения жидкости»

9

Л.р. №7 «Наблюдения охлаждения жидкости при испарении»

10

Виды теплопередачи. Л.р. №8 «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха»

11

Электрический ток. Источники тока. Действия тока

12

Л.р. № 9 «Последовательное соединение»

13

Л.р. № 10 «Параллельное соединение проводников»

14

Л.р. №11 «Наблюдение теплового действия тока»

15

Л.р. №12 «Наблюдение магнитного действия тока»

16

Напряжение. Сила тока.

17

Постоянные магниты. Электромагниты и электродвигатели.

Л.Р.№ 13 «Д0ействие магнита на проводник с током»

18

Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой луч.

19

Получение тени и полутени. Солнечные и лунные затмения Л.р. № 14 «Свет и тень»

Л.р. №15 «Изготовление камеры-обскуры

20

Закон отражения света. Л.р. №16 «Наблюдение отражения  света»

21

Л.Р. №17 «Наблюдение преломления света»

22

Линза. Глаз. Дефекты зрения. Очки. Лупа. Л.р. №18 «Наблюдение изображений в линзе»          

23

Цвета тел. Смешивание цветов

24

Физические и химические явления. Строение вещества. Л.р. №19 «Наблюдение физических и химических явлений»

25

Химические элементы и их соединения. Л.р. №20 «Действие кислот и оснований на индикаторы»

26

Углеводы, белки, жиры. Л.Р. №21 «Распознавание крахмала»

27

Древняя наука  -   астрономия. Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце.

28

Вращение Земли вокруг своей оси. Луна – спутник Земли. Фазы луны

29

Астрономические приборы: астрономический посох, астролябия, телескоп. Л.р. №22 «Изготовление астролябии и измерение высоты Солнца»

30

Литосфера, мантия, ядро. Гидросфера.  Исследование морских глубин.

31

Атмосфера. Барометр. Влажность воздуха, измерение относительной влажности. Психрометр, гигрометр. Атмосферные явления.

32

Простые механизмы. Блок, рычаг, наклонная плоскость.

33

Л.р. №23 «Изучение действия  рычага»

34

Л.р. №24 «Вычисление механической работы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШевченкоНиныВасильевны по учебному курсу «Алгебра и начала анализа» 10 класс Учебник: С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин,

Рабочая программа составлена для 10 общеобразовательного класса по учебнику С. М. Никольского, М. К. Потапова и др.Она может быть использована в работе молодыми специалистами....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы  психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова,  ваших и моих личных разработок была написана п...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной де...

Рабочая программа и тематическое планирование Курса внеурочной деятельности Подготовка к ОГЭ

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»,- Приказ минобрн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Курс внеурочной деятельности: «Читательская грамотность» Класс: 5-9

Программа нацелена на развитие:способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возмо...