Продуктивность использования образовательных технологий, методик
учебно-методический материал по физике

Шурагина Светлана Васильевна

Таблица, в которой указаны элементы технологий, используемых в моей практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

3.2. Продуктивность использования образовательных технологий, методик

Название технологии

класс

Обоснование применения

Имеющийся или прогнозируемый результат

На уровне отдельных уроков

Системное использование

Использование ИКТ.

7-11

1. Создается среда с ярким наглядным представлением информации.

2. Легче включить образное мышление.

3. Возможность совместить теоретический  и демонстрационный материал.

Повышается интерес к предмету,  используются тестовые технологии для проверки знаний

Созданы  презентации

Электронное приложение к учебникам

Использование Интернета для поиска ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Технология критического мышления

7-11

Критическое мышление — это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

принимать независимые продуманные решения.

дает ученику: 1.повышение эффективности восприятия информации;
2. повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
3. умение критически мыслить;
4. умение ответственно относиться к собственному образованию;

Созданы кластеры

Системное использование

7-11

    Облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному помогут опорные конспекты.

Применение опорных конспектов помогает решить следующие задачи:

-активизировать мыслительную деятельность обучающихся;

-формировать навыки восприятия информации;

-повышать интерес к предмету.

Созданы опорные конспекты

Системное использование



Предварительный просмотр:

Использование цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества обучения на уроках.

         Одним из направлений модернизации школы является информатизация образования. По существу, это означает не только обучение ребенка как пользоваться компьютером, но и возможность использования современных информационных технологий на уроках.

Возможности использования компьютерных технологий:

  1. Компьютер предоставляет возможность хранить и выводить на экран информацию различных форматов, от текста до фильма.
  2. Компьютер, подключенный к информационной сети, позволяет расширить возможность поиска необходимой информации.
  3. Компьютерные технологии позволяют шире использовать креативный потенциал как учителя, так и ученика.
  4. Компьютерная «периферия» позволяет размножать информацию (сканер, принтер, ксерокс), выводить информацию на экран (мультимедийные проекторы).
  5. Использование СD-носителей позволяет использовать в учебных целях огромное количество программ, информации.

       Главными органами чувственного восприятия у физиологически здорового человека является зрение и слух. Как известно, человек запоминает 5% услышанного, 20% увиденного и только при экранно-звуковом предоставлении материала примерно 40-50%.

Поэтому применение компьютерных технологий приводит к:

 

- увеличению объема зрительной информации, что существенно повышает качество и эффективность образовательного процесса;

- возможности компьютера привлекают обучающихся, активизируют их творческий потенциал;

- красочность компьютерной графики позволяет лучше развивать наглядно-образное мышление.

Виртуальная мультимедийная наглядность, представленная в форме учебной презентации, дает возможность перейти от заучивания к пониманию, обеспечивая:

- чувственную опору мысли обучающихся, подчеркивание и усиление теоретической сущности изучаемого;

- создавая активную обучающую, деятельностную среду;

- формируя атмосферу дискуссии, сотворчества, «мозгового штурма»;

- прививая навыки восприятия, осмысления информации и деятельности не через слово учителя, а через техническую форму ее предъявления, тем самым приучая детей к жизни и деятельности в мире сложной техники и информационных технологий.

Применение сканера, принтера, ксерокса, цифровой видеотехники позволяет создавать, распечатывать и размножать дидактический материал, улучшать его содержание, внешний вид, количество.

На уроках физики я использую следующие цифровые образовательные ресурсы:

  1. Компьютер (учебные программы на СD-дисках, электронный учебник, Интернет)
  2. Презентации, в слайдах которых органично сочетаются текст, графика, звук, видео, используются анимации и гиперссылки.
  3. Сканер, принтер, ксерокс.
  4. Цифровой фотоаппарат.

Использование информационных технологий позволяет учителю общаться с учениками на современном технологическом уровне, сделать учебный процесс более привлекательным, эмоциональным, эффективным и объективным.

МОУ «Лужниковская средняя общеобразовательная  школа»

Использование цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества обучения на уроках физики.

Учитель: Шурагина Светлана Васильевна.

Май  2010г.



Предварительный просмотр:

Опорные конспекты по физике.

    Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения - это значит, прежде всего, активизировать его мышление. Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения.

    Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем.

    Облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному помогут опорные сигналы конспекты. Опорный сигнал по Шаталову - это "ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию". Под опорным конспектом понимается "система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов

Применение опорных конспектов помогает решить следующие задачи:

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся, а, следовательно, повысить мотивацию к предмету;
  • Формировать навыки восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;
  • Повышать интерес к изучаемому материалу.

   Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных конспектов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память. Опорные конспекты не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные термины, формулы, величины для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

  • Блочное модульное построение учебного материала;
  • Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
  • Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
  • Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

Применение опорных конспектов позволяет обучающихся чувствовать себя на уроках более уверенно. Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету?  Особенно актуальным этот вопрос стал в связи с введением  ЕГЭ.  Многие ребята выбирают ЕГЭ по физике.  Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить всю программу по физике, чтобы качественно подготовить учащихся к ЕГЭ. ЕГЭ – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена во многом определяется подготовкой, выбором учебного материала. Составленные мною конспекты представляют собой краткий курс  физики в таблицах, схемах и алгоритмах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этих разделов.

   Использование опорных схем в данной ситуации очень уместно. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

   Трудно добиться результатов при изучении физики, если школьники неактивны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. Свою задачу вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике.

    В свете введения ФГОС идея и опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова по использованию опорных сигналов приобретает особую актуальность. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила; использование опорных конспектов обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний, кроме того, если использовать опорные конспекты в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков, можно добиться свободы оперирования ими при выполнении практических работ. Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты