разработка урока "Тепловые явления"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Ликизюк Марина Ивановна

Повторительно– обобщающий урок по теме: «Тепловые явления»  

Цель урока: систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях; стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора; воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива; развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №18» г.Рязани

                            Разработка                                                            

       урока физики                                                

           в 9 классе

                    по теме

 «Тепловые явления»

                       учитель физики

                                           Ликизюк М.И.

Ликизюк Марина Ивановна,

учителя физики

 ОГБОУ «Школа-интернат№18» г.Рязани

Повторительно– обобщающий урок

по теме: «Тепловые явления»  9 класс

Цель урока: систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях; стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора; воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива; развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.

Задачи урока:

  1. воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах.
  2. учебная - обобщение, систематизация, углубление знаний.
  3. развивающая – развитие памяти, логического мышления, приемов умственной деятельности.

Орг. Момент.

Учитель:  Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, полученные при изучении темы «Тепловые явления»

Урок мы проведем в игровой форме.

        Фонетическая зарядка

Говори правильно:

Слушайте внимательно, правильно

произносите все звуки, говори внятно.

Плу - пла - пло -  тепло

Плу - пло - пла -  тепловые

Пло - плав - явл - тепловые явления

Пло - про – пла - пра - теплопроводность

   Итак, мы начинаем.

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по океану Знаний.  Наш путь будет пролегать через острова « Термины», «Формулы», «Эрудиты», «Мыслители».

Поплывем на корабле, чтобы начать наше путешествие давайте разделимся на 3 команды.

Каждому члену команды раздается лист путешественника, в который впишите свои фамилии. Сегодня мы работаем индивидуально и в группе. В конце урока Вы подсчитаете баллы и подведете итог своей работы,  поставите 2 самооценки - индивидуальную и групповую. Итак, начинаем свое увлекательное путешествие!

Дорогие ребята мы с вами подплываем к первому острову наших испытаний.

Остров « Термины »

Учащихся самостоятельно записывают недостающие термины в определения.

1. Внутренняя энергия - это сумма _________ всех молекул из которых состоит тело, и _____________ их взаимодействия. (Внутренняя энергия – это сумма кинетической энергии всех молекул из которых состоит тело,  и потенциальной энергии  их взаимодействия)

2. Теплопередача - процесс изменения ______ без совершения _________ над телом или ________ телом. (Теплопередача – процесс изменения  внутренней энергии без совершения  работы  над телом или самим телом)

3. Виды теплопередачи (Теплопроводность, конвекция, излучение)

4. Количество теплоты - это___________ ,  которую тело получает при _________ или____________ _.(Количество теплоты -  это энергия, которую тело получает при теплопередаче или теряет).

Учитель:  Молодцы! Спасибо. Все ребята ответили на поставленные вопросы. А теперь подплываем  на 2-й остров  нашего путешествия

Остров «Формулы »

Учитель: Ваша задача установить соответствие: перемести обозначения физических величин в соответствующие ячейки, составить из этих символов формулы на тепловые явления и рассказать о них.

Физическая величина

обозначения

Единица измерения

формула

Удельная теплоемкость

Количество теплоты

Масса

Изменение температуры

Q = с*m*(t2 – t1) – формула для расчета количества теплоты при нагревании или охлаждении вещества.

Учитель: А что означает «с» ?

Ответ: с – это удельная теплоемкость вещества – это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо для изменения температуры тела массой 1 кг на 10С.

              Q

С =  -------------;      (с) = 1Дж / кг 0С

         m (t2 – t1)

Учитель:   Молодцы! И с этим заданием вы справились!

А теперь наш путь лежит на остров «Эрудиты» - работа в группе.

Остров «Эрудиты»

Найди ошибку в тексте:

  1. В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг, и пришлось сбавить шаг.
  2. Далеко впереди ребята увидели человека, который рубил хворост. Его трудно было разглядеть, потому что и человек, и окружающие его кусты были видны неясно, контуры их расплывались и, казалось, будто они колышутся и дрожат. Подойдя к дровосеку метров на двести, ребята увидели, как он поднял и опустил топор на толстый сук, однако удар топора они услышали не сразу.
  3. На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень. Трое ребят с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег.

Учитель:   Молодцы! И с этим заданием вы справились!

А теперь наш путь лежит на остров «Мыслители» - работа индивидуальная

Остров « Мыслителей»

Задача № 1

Определить удельную теплоемкость металла, если для изменения температуры от 20 до 240С у бруска массой 100г, сделанного из этого металла, внутренняя энергия увеличивается на 152 Дж.

Дано:               СИ               Решение:

t1= 200С                                Q = с*m*(t2 – t1)

t2= 240C                      

Q= 152 Дж                                          Q    

 m= 100г       = 0,1 кг        с =  -------------;      (с) = 1Дж / кг 0С                                                                                            

 _________                                  m (t2 – t1)

   с - ?                                                  

                                                  с = __152____     =  380 Дж/кг*0С

                                                        0,1 (24 – 20)      

                                                  Ответ: с = 380 Дж/кг*0С

 Задача №2

    На сколько уменьшается энергия 1 кг льда при понижении температуры на 100С?

 Дано:        Решение:

t = 100С        Q = с*m*t

 m= 1кг                       Q= 2100*1*10=21000 (Дж)=21 (кДж)

с=2100 Дж/кг*0С        Ответ : Энергия льда уменьшается на 21 кДж.

Q-?

Задача№3

Дано:                        Решение:

t1= 100С                    Q 1= с1*m1*(t2 – t1)

t2= 1000C                    с1= 460 Дж/кг*0С

m1=10кг               Q 1= 460*10*(100-10) =414 000(Дж)

m2= 20кг                  Q 2= с2*m2*(t2 – t1)

        с2 =4200 Дж/кг*0С

Q-?                             Q 2 =4200*20*( 100- 10)= 7 560 000(Дж)

                                  Q= Q 1+ Q 2

                                  Q =414 000 +7 560 000= 7 974 000 (Дж)=7 974(кДж)

                                    Ответ: 7 974(кДж)

Учитель: Молодцы! Ответили на все вопросы. Наше путешествие подходит  к концу. Я думаю, что мы с вами потрудились хорошо: многое повторили, вспомнили понятия и формулы и порешали расчетные задачи.

                Быстро пробежал урок,

                 Давайте подведем итог.

                 Весь урок мы говорили,

                 Многое мы повторили,

                 Дома посидите

                 И наш урок восстановите.

                 Тогда сумеете на «5»

                 Контрольную все написать.

Подведем итоги: (ставятся оценки)

Рефлексия: Сегодня на уроке я закрепил

                      Мне было интересно …

                      Меня удивило…

                      Мне захотелось…

                      Мне было трудно…

Учитель: А теперь запишите домашнее задание:  повт. тему «Тепловые явления»,Упр.8(3), Упр.9 (2,3).

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по физике. Раздел "Световые явления" 8 класс

Далеко не все дети, учащиеся в одном классе, одинаково воспринимают материал, я использую технологию разноуроовневой дифференциации заданий.Не боюсь повториться, поскольку все новое - это хорошо забыт...

Методическая разработка урока физики в 8 классе: «Тепловые явления».

Форма проведения урока: применекние дидактических игр на уроках физики.Цель урока: уметь обяснять обнаруженные в конкретных ситуациях явления и свойства обектов на основе приобретённых научных знаний....

Разработка урока по теме "Физические и химические явления" в 8 классе

Цель урока:на основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений, закрепление понятий «физические» и «химические» явления, условий, признаков протекания химических реакций и ознакомление с...

Разработка урока "Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс

Данный урок был разработан с успользование интернет ресурсов. За курс физики 7 класс по программе "Физика -7" А.В. Перышкин...

Контрольная работа по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления»

Контрольная работа направлена на контроль знаний учащихся по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления» состоит из задач разного уровня сложности. Предлагается два в...

Разработка урока "Явление электромагнитной индукции" (9 класс)

Разработка урока "Явление электромагнитной индукции" (9 класс)...