Систематизация знаний обучающихся при изучении физики
статья по физике (7 класс)

Большакова Светлана Алексеевна

Статья посвящена использования основных понятий темы для систематизации знаний обучающихся при изучении физики на примере темы "Движение и силы" 7 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Систематизация знаний учащихся при изучении физики.  

  В современных условиях объем необходимых для человека знаний быстро возрастает. Потоки информации заполняют окружающий нас мир, просачиваясь во все сферы жизнедеятельности человека. Современные школьники сталкиваются с большим количеством учебного материала, который им нужно освоить. Наблюдается непрерывное возрастание умственной деятельности учащихся, перегруженность их учебного дня. Как помочь ученикам справиться с таким обилием информации? Каким способом структурировать полученные ими знания? Один из ответов на поставленные вопросы — систематизация и обобщение знаний учащихся.

  Научной основой систематизации знаний учащихся является особенности физической науки и физики - учебного предмета, отличающейся логической стройностью, как самого научного знания, так и процесса его становления.

Можно выделить несколько объектов систематизации знаний по физике:

- научные факты;

- физические понятия;

- физические законы;

- физические теории;

- общенаучные методологические принципы;

Наиболее подробно я остановлюсь на методе выделении основных понятий темы. Начиная с 7 класса выделяются основные понятия данной темы, список этих понятий предлагается учащимся. По мере изучения темы, учащиеся постепенно знакомятся с понятиями, а также можно использовать этот список для организации н любого вида повторения:

1.Вводное. В начале учебного года по отдельно выбранным вопросам, темам.

2.Текущее. В течение всего учебного года параллельно изучением нового материала.

3.Периодическое. В конце изучения темы, ряда тем, раздела по основному материалу, пройденному за значительный период времени.

4.Заключительное. В конце учебного года по главным вопросам курса.

5.Опорное. Создает перспективу в работе и направлено на актуализацию знаний, полученных ранее, с целью лучшею усвоения нового материала, а также с целью установления связи вновь изученною материала со старым.

6.Обобщающее. Направленно на объединение и систематизацию знаний учащихся по ряду уроков, теме, разделу, курсу.

7.Регулярное. Наиболее трудные темы вопросы повторяются с целью их переосмысливания, а также предупреждения забывания наиболее возможною материала.

При проведении контроля можно предлагать различные варианты данного списка.

Пример основных понятий по теме «Движение и силы» 7 класс

 ДВИЖЕНИЕ И СИЛЫ 7 КЛАСС

  1. Что называют механическим движением?
  2. Что называют траекторией?
  3. Что называют пройденным путем?
  4. Что называют равномерным движением?
  5. Что называют неравномерным движение?
  6. Приведите пример относительности движения
  7. Формула скорости равномерного движения.
  8. Единицы скорости
  9. Выразите в м/с;: 54 км/ч;  36 км/ч
  10.  Выразите в км/ч: 20 м/с; 5м/с
  11.  Формула средней скорости неравномерного движения
  12.  Формула для расчета пути равномерного движения
  13.  Формула для расчета времени равномерного движения
  14.  Что называют инерцией?
  15.  Что называют инертностью?
  16.  Масса  определение, единицы в СИ)
  17.  Формула плотности вещества, единицы в СИ
  18.  Выразить в СИ: 10г; 300мг; 5 т
  19.  Выразить в СИ: 20л; 5;30
  20.  Плотность вещества равна 2700 кг/, что это значит?
  21.  Формула для расчета массы тела
  22.  Формула для расчета объема тела
  23.  Сила (определение, единицы)
  24.  Сформулируйте закон всемирного тяготения
  25.  Сила тяжести (определение, единицы в СИ)
  26.  Формула силы тяжести (назовите величины, входящие в формулу)
  27.  Изобразите силу тяжести, действующую на тело
  28.  Сила упругости (назовите величины, входящие в формулу)
  29. Запишите закон Гука (назовите величины, входящие в формулу)
  30. Изобразите силу упругости, действующую на тело на пружине
  31. Вес тела (назовите величины, входящие в формулу)
  32. Формула для расчета веса тела (при каких условиях ей можно пользоваться?)
  33. Изобразите вес тела, стоящего на опоре
  34.  Что такое динамометр?
  35. Перечислите свойства векторной величины
  36. Равнодействующая сила (определение, единицы в СИ)
  37. Запишите формулу равнодействующей для двух сил, направленных вдоль одной прямой в одну сторону
  38. Запишите формулу равнодействующей для двух сил, направленных вдоль одной прямой в противоположные стороны
  39.  Сила трения (определение, единицы в СИ)
  40. Каковы причины сухого трения
  41. Перечислите виды сухого трения
  42. Изобразите на чертеже силу трения, действующую на брусок, скользящий по горизонтальной поверхности.
  43. Приведите примеры вредного трения и расскажите о способах уменьшения трения
  44. Приведите примеры полезного трения и расскажите о способах увеличения трения

Такие перечни понятий создаются по всем разделам физики и их удобно использовать при подготовке и итоговой аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственный аппарат. Урок обществознания в 9 кл. для систематизации знаний обучающихся

Разработка содержит план-конспект урока для систематизации знаний по теме "Государственный аппарат".Показано какие органы власти включает в себя понятие государственный аппарат, его функции, роль в го...

План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».

Предлагаю  учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...

Схемы по истории России для систематизации знаний обучающихся.

Схемы по истории России для систематизации знаний обучающихся....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ

Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и астрономии....