Роль информатизации образования в повышении заинтересованности обучающихся в изучении физики
статья по физике по теме

использование ИКТ при изучении физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей (эколого-биологический)»

Роль информатизации образования в повышении заинтересованности обучающихся в изучении физики

                                        

                

Ефремов Андрей Геннадьевич,

учитель физики

Магадан

2012 год

Реформы в системе образования особенно сильно высветили одно из противоречий современной школы — противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.

Важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. В связи с этим главную цель обучения можно конкретизировать более частными целями: воспитание у школьников в процессе деятельности положительного отношения к науке вообще и к физике в частности; развитие интереса к физическим знаниям, научно - популярным статьям, жизненным проблемам. Физика является основой естествознания и современного научно - технического прогресса, что определяет следующие конкретные цели обучения: осознание учащимися роли физики в науке и производстве, воспитание экологической культуры, понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой.

И передо мной, как учителем, стоит задача - помочь учащимся через использование информационно – коммуникационных технологий создать условия для овладения общеучебными навыками, знаниями по предмету и для формирования интереса к физике.

В 2008 году в нашем лицее была принята программа «Информатизация образовательного процесса в МОУ «Лицей ЭБ», которая определяла основные направления деятельности педагогического коллектива по внедрению современных информационных технологий. Хочется отметить, что не только кабинет информатики оборудован мультимедийным оборудованием, но и кабинеты начальной школы, русского языка и литературы, химии, биологии,  а так же физики. Кроме того, создан Ресурсный центр на базе мобильного компьютерного класса и цифровой лаборатории «Архимед».

Варианты применения информационных технологий в преподавании курса физики различны:

  1. Создание презентаций, электронных версий опорных конспектов, различных схем, таблиц,  необходимых при изучении материала;
  2. Компьютерные варианты тестовых заданий;
  3. Использование готовых обучающих программ;
  4. Проведение виртуальных лабораторных работ.

Многослайдовые презентации задуманы для сопровождения выступления и эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников.

С помощью мультимедийной презентации можно очень эффективно преподнести объяснение нового материала, показать опыт, который невозможно провести в школьных условиях, затеять исполнение какого-то проекта, исследования с использованием компьютера, организовать повторение изученного. Ученик видит на экране то, о чем говорит учитель, у него есть возможность

Использование готовой презентации позволяет так же существенно сократить время на проверку домашнего задания.

С помощью презентаций можно организовать работу на высоком эстетическом, информационном, познавательном уровне. Это и демонстрация портретов физиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения физических законов и явлений в жизни. Такие презентации придают уроку и эмоциональную окраску, что способствует лучшему запоминанию, а также осмысливанию изучаемого материала и пониманию его значимости.

С появлением компьютера и мультимедийного оборудования в кабинете физики появились новые возможности сделать урок интереснее. К компьютерным презентациям могут быть приложены определенные задания для выполнения их учащимися, что дает возможность отойти от обычной созерцательности и вовлечь учащихся в активную работу по изучению учебного материала. Использование мобильного компьютерного класса помогает мне при контроле знаний обучающихся. Компьютерный тест позволяет провести более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему или по ряду тем. Тест выявляет общую картину усвоения материала и дает возможность для индивидуальной работы, как с успевающими, так и с отстающими.

Более интенсивная работа при тестировании, ее игровой характер достаточно сильно повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Даже при неважном результате тестирования у школьников не возникает обиды ни на кого, кроме как на самого себя. Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Ведь ученик находится перед выбором – найти ответ или угадать его. Многие угадывают, действуя методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и затем проверяют оставшиеся. Это необходимо учитывать при составлении теста – варианты ответов не должны быть, очевидно, абсурдными.

Однако не надо идеализировать возможность тестов. Они не в состоянии выявить все особенности обучающихся. Ученики, конечно, разные. Есть быстро соображающие, им с тестами работать легко. Но есть дети, которым нужно много времени на размышление. Таких учащихся тест ставит в очень невыгодное положение. Поэтому тесты не должны полностью заменять “классический контроль. Лишь разумная комбинация тестовой формы с традиционными формами контроля даст объективный результат.

Некоторые физические явления, изучаемые в курсе физики в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. С помощью компьютера можно воссоздать модель явлений и процессов, изменяющихся как в пространстве, так и во времени, причём рассматривать эту модель можно с оптимальной для усвоения скоростью, в некоторых моментах замедлять и повторять. 
В настоящее время имеется большое количество программных продуктов как для моделирования явлении, так и закрепления знаний, умений, навыков:

«Открытая физика»

«Живая физика»

Цифровая лаборатория «Архимед».

Лабораторный практикум 7 – 11 класс.

Подготовка к ЕГЭ. Физика

Интернет – ресурсы.

Электронные учебники:

«1С: репетитор»

 «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» и т.д.

Компьютеры служат хорошим дополнением к натурным лабораторным работам. В виртуальных моделях возможно изменение большого числа параметров, появляется прекрасная возможность более детально представить процесс, изучить его в динамике. Положительно и то, что компьютерные экспериментальные установки дают возможность изучать и исследовать явления, которые учащимися трудно воспринимаются.  Учащиеся могут управлять моделируемыми процессами, изменяя соответствующие параметры модели. Для проведения таких учебных занятий разработаны соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ (ход работы – действия учащихся, контролирующие вопросы).

 Примером такой программы служит Открытая физика 2.5 в двух частях. При проведении лабораторных работ в 7, 8 классе и при проведении лабораторного практикума использую  электронное  учебное издание «Виртуальная физическая лаборатория».

Использование ИКТ на уроке повышает познавательную деятельность и мотивацию к учению, способствует повышению эффективности процесса обучения физическим явлениям, процессам, закономерностям. Учащиеся быстрее схватывают новое, за более короткий промежуток времени осваивают компьютер и познакомив их с обучающими программами по предмету и них становится больше шансов использования компьютера во благо своего развития. Они превращаются в исследователей информационных моделей явлений реального мира, воссоздать которые можно лишь в специальных лабораториях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение заинтересованности студентов при изучении физики с применением ИКТ.

Выступление на педагогическом совете техникума о повышении интереса студентов в обучении...

Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)

В данной работе описаны преимущества применения  мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...

Использование ИК - технологий как средство формирования и повышения мотивации школьников к изучению физики.

В работе описаны методы, которые я использую в своей педпгогической деятельности для повышения мотивации школьников 7-9 классов к изучению физики. Продолжительность эксперимента составляля 3 года. Пол...

Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся к изучению биологии

Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся  к изучению биологии...

Презентация"Роль словарной работы в повышении интереса учащихся к изучению русского языка"

Презентация о роли словарной работы в повышении интереса учащихся к изучению русского языка....

Способы повышения заинтересованности учащихся к изучению математики

laquo;Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»В. А. СухомлинскийКаждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но лени...

О повышении заинтересованности учащихся на уроках физики

В статье рассматриваются вопрос о  повышении заинтересованности обучающихся в изучении физики в школе путем активного внедрения средст ИКТ.Перечислены  возможные области применения средств И...