О повышении заинтересованности учащихся на уроках физики
статья по физике

Вербицкий Валерий Александрович

В статье рассматриваются вопрос о  повышении заинтересованности обучающихся в изучении физики в школе путем активного внедрения средст ИКТ.Перечислены  возможные области применения средств ИКТ на уроках физики,обрисованы плюсы и возможные минусы, а также трудности, мешающие широкому внедрению средст ИКТ в обучении.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Многие современные школьники считают уроки физики непонятными, скучными и как они считают ненужными. Часто это происходит потому, что на уроках они сталкиваются с такими явлениями, механизм протекания которых наглядно увидеть нельзя. К примеру понятие «Электромагнитное поле».

       Причин, которые ведут к потере интереса у учащихся к освоению новых знаний, к овладению навыками познавательной деятельности (и как следствие потере интереса к предмету),  несколько:

- применение традиционного метода обучения, рассчитанного на увеличения информационного потока при ограниченном времени;

- не в полной мере применяются элементы исследования, как важнейшего компонента при обучении физике, особенно в лабораторных и практических работах часто из-за недостаточности оборудования или упрощённости самой экспериментальной модели, невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах и т.д.;

- формальный подход к решению физических задач (решение их только на бумаге или у доски и, как следствие, невозможность проверки полученного результата на практике);

- слабая оснащенность демонстрационным оборудованием из-за недостаточного финансирования школьного образования;

- невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях школы, в виду их дорогой стоимости или повышенной опасности и т.д.

К большому сожалению мозг современного ребенка, в значительной мере  настроен на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению и через интернет, что почти совсем не развивает у детей аналитические способности. Поэтому современные дети гораздо легче воспримут предложенную на уроке информацию с помощью  именно  различных медиасредств, если они имеются в распоряжении учителя.

         Всем нам, учителям-предметникам, необходимо стремиться к тому, чтобы обучение физике не превращалось для учащихся в скучное и однообразное «мело-драматическое» занятие, а стало для каждого интересным и познавательным.

Так что же может сделать учитель физики для повышения интереса учащихся к своему предмету?

В настоящее время, можно, на мой взгляд, значительно повысить эффективность обучения за счет использования разнообразных средств ИКТ на уроках, к чему нас настоятельно и  призывает последний ФГОС.

Компьютерная поддержка урока может быть разнообразной:

-Видео - и анимационные фрагменты - демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений (их источниками могут служить всевозможные компьютерные программы по физике).

-Материалы для тестового контроля на компьютере, что сильно экономит время на уроке.

-Анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления и систематизации изучаемого материала.

-Комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов в компьютерном эксперименте.

-Проведение компьютерных лабораторных работ.

-Использование в лабораторных работах встроенных математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчета погрешностей.

-Создание физических моделей технических устройств и процессов в специальных  компьютерных средах.

Особенно хочется остановиться на компьютерных моделях. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать так сказать "живьём" многие физические эффекты, которые обычно долго и мучительно надо объяснять "на пальцах".

В настоящее время учителю доступны многие комплексы компьютерных образовательных программ как отечественного, так и импортного производства. Причем многие из них в открытом доступе.

Кроме того, компьютерные модели позволяют учителю организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности.

      Но, конечно же, наряду с плюсами, возникают и различные проблемы так и не изжитые к настоящему времени. Например, такие как:

- нет компьютера в домашнем пользовании у некоторых учащихся, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах;

- у учителей не хватает времени для подготовки к уроку, на котором используются средства ИКТ вследствие большой загруженности;

- недостаточная компьютерная компетентность учителя;

- при недостаточной мотивации к работе, обучающиеся часто отвлекаются на игры, музыку, и т.п.

 Так же существует опасность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель полностью перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам обучения, что вряд ли является правильным.

     Тут конечно же следует помнить, что никакой компьютер никогда не сможет заменить живого учителя хотя бы потому, что он не способен подстроиться под восприятие информации  всеми учащимися в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение заинтересованности студентов при изучении физики с применением ИКТ.

Выступление на педагогическом совете техникума о повышении интереса студентов в обучении...

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.

В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....

повышение заинтересованности учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, путём формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни

повышение заинтересованности учащихся к систематическим занятиям физической культурой  и спортом, путём формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни...

«Интеграция как средство повышения мотивационной сферы учащихся на уроках физики»

Каждого учителя волнует вопрос: как можно учить детей без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным?Большую ...

Способы повышения заинтересованности учащихся к изучению математики

laquo;Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»В. А. СухомлинскийКаждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но лени...

«Английские песни как средство развития заинтересованности учащихся на уроках английского языка»

Данное исследование представляет собой I этап работы по теме «Песни как средство развития заинтересованности учащихся на уроках английского языка». Оно представляет собой теоретико-исследо...