рабочая программа
календарно-тематическое планирование по физике

Ирина Геннадьевна Гокова

предназначена для студентов технических специальностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2018_vosstanovlen.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «КУЗНЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общеобразовательной учебной дисциплины

«Физика»

Для специальности среднего профессионального образования:

 «Металлургия черных металлов» специализация: производство стали

 «Обработка металлов давлением»  специализация: прокатное производство

«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и  электромеханического оборудования в металлургии»

 «Автоматизация технологических процессов и производств в  металлургии»

 «Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте»                        

« Информационные технологии»

Автор: Гокова И.Г

г.Новокузнецк, 2018 г.

Одобрена цикловой комиссией                  Составлена в соответствии с

общеобразовательных дисциплин            государственными требованиями

                                                                      к минимуму содержания и уровню              

                                                                      подготовки выпускников

Председатель цикловой                                Заместитель директора по

комиссии                                                        учебной работе

_____________ Е.В.Тростинецкая           ______________  Н.Б.Макаров

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………4

      Общая характеристика учебной дисциплины «Физика»…………5

      Место учебной дисциплины в учебном плане………………………7

      Результаты освоения учебной дисциплины…………………………8

      Содержание учебной дисциплины…………………………………..10

Тематическое планирование……………………………………………..14

     Тематическое планирование для технического профиля ..………14

     Тематический план…………………………………………………….14

     Характеристика основных видов учебной деятельности студентов15

 Учебно-методические материалы и материально-техническое обеспечение программы  учебной дисциплины «Физика» ………..…20

Список литературы……………………………………………………… ..22                    

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в государственном профессиональном образовательном учреждении «кузнецкий металлургический техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемым к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «физика», в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального  образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06 – 259), Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»  для профессиональных  образовательных организаций (Дмитриева В.Ф. – М.: Издательский центр «Академия»,2015.), рекомендовано ФГАУ ФИРО (протокол №3 от 21 июля 2015г.).

         Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующей цели:  освоить знания фундаментальных законов физики, научиться применять знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Основные задачи для достижения цели:

- освоить знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

- овладеть умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- развить познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитать убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

- использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в профессиональной деятельности.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую  входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся  профессиональных компетенций.

В программе  по физике,  реализуемой при  подготовке обучающихся по  профессиям и специальностям технического профиля,  профильной составляющей программы является  раздел «Электродинамика», так как  большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны при обучении на старших курсах  с электротехникой и электроникой. Программа содержит  тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение физики в учреждениях СПО при овладении обучающимися специальностями технического профиля.  

          В тематический план включены  лабораторные работы и решение более сложных задач на материале того раздела физики, который  связан с получаемой профессией. В программу включена  также внеаудиторная деятельность студентов и перечень вопросов к зачетам.

         Изучение физики должно создать у студентов основы теоретической подготовки, которые позволят успешно овладевать общеобразовательными и специальными дисциплинами.

Общая характеристика учебной дисциплины

      В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять на практике физические знания,  как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач. Многие положения,  развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных  коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). При изучении физики формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их различать гипотезу, теорию и эксперимент. Физика как учебный предмет имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей,  как на уровне понятийного аппарата, так и инструментария. Это позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая представляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира. Физика является системообразующим фактором  для естественнонаучных учебных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.) Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для освоения профессионального цикла, закладывая фундамент для последующего обучения студентов. Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

         Изучение физики в ГПОУ СПО «Кузнецкий  металлургический техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от  профиля получаемого образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов,  выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При освоении профессий СПО технического профиля профессионального образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывая специфику осваиваемых специальностей. В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся технического профиля профессионального образования профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой. Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами. Изучение общеобразовательной дисциплины физика завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПП СПО с получением среднего общего образования.

ФГОС среднего общего образования предлагает 50% учебного времени на внеаудиторную самостоятельную работу, которая позволит обучающимся приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Внеаудиторная самостоятельная работа включает в себя следующие формы:

- создание презентаций;

- решение практических и ситуационных задач;

- выполнение индивидуальных проектов.

Место учебной дисциплины  «Физика» в учебном плане

Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В  ГПОУ СПО «Кузнецкий  металлургический техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана на базе основного общего образования с получением среднего

Результаты освоения учебной дисциплины

 Содержание учебной дисциплины «Физика» направлено на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов ФГОС среднего общего образования, а также общих компетенций(ОК)  ФГОС СПО:

ОК 1 . Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.  Работать в коллективе и команде.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО

ОК ФГОС СПО

Личностные:

 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному развитию науки;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

 - навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

 - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

 - сформированность экологического мышления, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

ОК 4

ОК 4,  ОК8

ОК 6

ОК 4,  ОК6

ОК 3,  ОК4

ОК 1,  ОК4

Метапредметные:

 - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать  в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками решения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

 - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владения навыками получения необходимой информации;

- умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.

ОК 8

ОК 6

ОК 4,  ОК3

ОК 4,  ОК6

ОК 4,  ОК5

ОК 4,  ОК8

Предметные:

- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

 - владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

- владение основными методами физического познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

-  умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

- сформированность умения решать задачи;

-  сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

 - сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

ОК 4,  ОК1

ОК 4,  ОК6

ОК 4,  ОК6

ОК 4,  ОК6

ОК 4,  ОК3

ОК 4,  ОК3

ОК 6

ОК 4,  ОК8

ОК 1,  ОК3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

      Введение

Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мирра. Значение физики при освоении специальностей СПО.

1. МЕХАНИКА

Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Равнопеременное прямолинейное движение. Ускорение.  Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение по окружности  с постоянной по модулю скоростью.

Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона.  Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.

Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

Упругие волны.  Продольные и поперечные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Виды механического движения.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Сложение сил.

.          Силы трения.

Реактивное движение.

Импульс

Свободные и вынужденные механические колебания

Резонанс.

Образование и распространение упругих волн. Частота колебаний и высота тона звука.

Лабораторные работы

  1. Изучение особенностей сил (исследование движения тела под действием постоянной силы).
  2. Определение центростремительного ускорения тела
  3. Изучение зависимости  периода колебаний нитяного маятника от длины нити
  4. Изучение закона сохранения энергии.

Практические работы

  1. Определение центростремительного ускорения тела.
  2. Расчет кинематических характеристик движения.
  3. Решение задач на законы Ньютона.
  4. Решение задач на закон сохранения импульса

2. Основы молекулярной  физики и  термодинамики

Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории.  Масса и размеры молекул и атомов. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температур. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

         Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

         Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Тепловые двигатели. Охрана природы.

Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изотермический и изобарный процессы.

Изменение внутренней энергии при совершении работы.

Модели тепловых двигателей.

Психрометр и гигрометр.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Лабораторные работы

  1. Проверка закона Бойля – Мариотта
  2. Определение влажности воздуха.
  3.  Определение поверхностного натяжения жидкости.
  4. Наблюдение роста кристаллов из раствора

Тепловое расширение твердых тел

3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от  температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля – Ленца. Работа и мощность электрического тока.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковые приборы.

Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Ускорители заряженных частиц. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.    

   Демонстрации

Взаимодействие заряженных тел.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Конденсаторы.

Тепловое действие электрического тока.  

Собственная и примесная проводимость полупроводников

Односторонняя проводимость  полупроводникового диода.

Транзистор. Принцип действия

Опыт Эрстеда.

Взаимодействие проводников с токами.

Отклонение электронного пучка магнитным полем (видеозапись)

Электродвигатель.

Электроизмерительные приборы, устройство и принцип действия

Электромагнитная индукция(видео)

Опыты Фарадея.

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.

Работа электрогенератора.

Трансформатор.

Лабораторные работы

  1. Изучение закона Ома для участка цепи
  2. Расчет мощности для участка цепи
  3. Электрические свойства полупроводников проводников
  4. Действие магнитного поля на проводник с током
  5. Изучение явления электромагнитной индукции.

4.  Электромагнитные колебания и волны.

         Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Переменный ток. Активное, емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность тока. Генератор переменного тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

Демонстрации

Свободные электромагнитные колебания(видео)

Осциллограмма переменного тока (видео)

Конденсатор в цепи переменного тока (видео)

Катушка индуктивности в цепи переменного тока (видео)

Резонанс в последовательной цепи переменного тока (видео)

Излучение и прием электромагнитных волн (видео)

          Счетчик ионизирующих излучений (видео)

          Виды радиоактивных излучений. Цепная ядерная реакция. Принцип действия ядерного реактора (компьютерная анимация)

5. Оптика

Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система.  Оптические приборы

          Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели и параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн.  Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучит. Их природа и свойства.

Демонстрации

Законы отражения и преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Оптические приборы

Интерференция света.

Дифракция света.

Поляризация света.

Получение спектра при помощи призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Спектроскоп.

Лабораторные работы

  1.  Изучение интерференции и дифракции света

6. Элементы  квантовой физики

Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые генераторы.

Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способ наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение ядерных изотопов и их применение. Биологические действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

Демонстрации

Фотоэффект.

Излучение лазера.

Линейчатые спектры различных веществ.

Счетчик ионизирующих излучений.

Лабораторные работы

  1. Явление фотоэффекта (виртуальная)
  2. Исследование треков продуктов ядерной физики по фотографиям.

Практическая работа

Применение уравнения Эйнштейна для Фотоэффекта в решении физических задач

5. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система – Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космогонии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной.  Строение и происхождение галактик.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. .Термоядерный синтез. Проблемы термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

Демонстрации

Солнечная система (модель).

Фотографии планет, сделанные с космических зондов.

Карта Луны и планет.

Темы индивидуальных проектов

  1. Применение радиоактивных изотопов
  2. Электрические разряды на службе человека
  3. Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
  4. Использование электроэнергии в транспорте.
  5. Классификация и характеристики элементарных частиц.
  6. Особые свойства криоэлектроники (микроэлектроника и холод).
  7. Лазерные технологии и их использование.
  8. Классификация и характеристики элементарных частиц.
  9. Переменный электрический ток и его применение в производственных технологиях.
  10. Плазма как четвертое состояние вещества.
  11. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
  12. Исследование современных средств связи.
  13. Физические свойства атмосферы.
  14. Анализ явления «Черные дыры».
  15.  Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях.

Темы для  внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Александр Григорьевич Столетов – русский физик.
  2. Андре Мари Ампер – основоположник электродинамики.
  3. Галилео Галилей – основатель точного естествознания.
  4. Голография и е применение
  5. Игорь Васильевич Курчатов – физик, организатор атомной науки и техники.
  6. Модели атома. Опыт Резерфорда.
  7. Нанотехнологии – междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.
  8. Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
  9. Применение ядерных реакторов.
  10. Происхождение солнечной системы.
  11. Развитие средств связи и радио.
  12. Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
  13.  Современная физическая картина мира.
  14. Управляемый термоядерный синтез.
  15. Гипотеза происхождения Солнечной системы.

Тематическое планирование

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка составляет по профессиям СПО технического профиля (углубленный уровень)  -   234   часа, из них аудиторная  (обязательная) нагрузка обучающихся, включая лабораторные работы – 156 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 78 часов.

       Промежуточная аттестация в техническом профиле осуществляется в форме экзамена

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Наименование разделов, тем для специальностей СПО

Всего часов

Ауд.

в.т.ч.лаб. и практ.

Сам. работа

Физика и методы научного познания

5

3

-

2

Механика

57

33

28

22

2.1.

Кинематика

15

9

8

6

2.2.

Законы механики Ньютона

14

6

6

8

2.3.

Законы сохранения в механике

10

6

4

4

2.4.

Механические колебания

8

6

6

2

2.5.

Механические волны

8

6

4

2

3.

Основы молекулярно-кинетической теории и термодинамики

44

36

20

8

3.1.

Основы молекулярно-кинетической теории

32

28

18

4

3.3.

Основы термодинамики

12

8

2

4

4.

Электродинамика

54

32

22

22

4.1.

Электрическое поле

12

6

4

6

4.2.

Законы постоянного тока

14

10

10

4

4.3.

Электрический ток в различных средах

8

4

2

4

4.4.

Магнитное поле

16

12

6

4

5.

Электромагнитные колебания и волны

16

10

4

6

5.1.

Электромагнитные колебания

12

8

2

4

5.2.

Электромагнитные волны

4

2

2

2

6.

Оптика

18

12

8

6

6.1.

Природа света

6

4

2

2

6.2.

Волновые свойства света

12

8

6

4

7.

Элементы квантовой физики

34

22

8

12

7.1.

Квантовая оптика

12

8

4

4

7.2.

Физика атома

10

6

2

4

7.3.

Физика атомного ядра

12

8

2

4

8.

Эволюция Вселенной

12

8

2

4

8.1.

Строение Вселенной

6

4

2

2

8.2.

Эволюция звезд

6

4

2

Итого

234

156

90

78

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Физика

    Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной  деятельности обучающихся. В состав кабинета входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.№ 178 -02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.

      В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика» входят:

- многофункциональный комплекс преподавателя;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков  и  астрономов);

 - информационно-коммуникативные средства;

- экранно-звуковые пособия;

- комплект электроснабжения кабинета физики;

 - технические средства обучения;

- демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

- лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

- статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;

- вспомогательное оборудование;

 - комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности»

 - библиотечный фонд.

    В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение дисциплины «Физика, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно- популярной литературой естественнонаучного содержания. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика студенты должны иметь доступ к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Дмитриева, В.Ф. Физика[Текст]: учебник для НПО и СПО / В.Ф. Дмитриева.  – М.: Академия, 2012. – 448 с.

2. Дмитриева, В.Ф. Физика[Текст]: учебник для НПО и СПО / В.Ф. Дмитриева. – М.: Академия, 2011. - 454 с.

3. Дмитриева, В.Ф. Физика[Текст]: учебник для  СПО/ В.Ф. Дмитриева. – М.: Академия, 2012. – 448 с.

5. Дмитриева, В.Ф. Физика. Контрольные материалы [Текст]: Учебное пособие для СПО/ В.Ф. Дмитриева.  – М.: Академия, 2012.- 208с.

6. Трофимова, Т.И. Физика. Сборник задач [Текст]. Учебное пособие для НПО и СПО / Трофимова Т.И. -  М.: Академия, 2012. – 288 с.

Дополнительная

1. Дмитриева, В.Ф. Задачи по физике[Текст]: Учебное пособие учебник для НПО и СПО/ В.Ф. Дмитриева. – М.: Академия, 2011. – 336 с.

2. Дмитриева, В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. [Текст]: / В.Ф. Дмитриева.  –М.: Академия, 2012. – 256 с.

3. Дмитриева, В.Ф. Задачи по физике[Текст]: Учебное пособие учебник СПО/ В.Ф. Дмитриева. – М.: Академия, 2010 – 258.

4. Дмитриева, В.Ф., Васильев, Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля [Текст]: Методические рекомендации/ В.Ф. Дмитриева., Васильев, Л.И.  –М.: Академия, 2012. – 171 с.

      Интернет-ресурсы

http://www.researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

http://www.1september.ru/ издательский дом «Первое сентября»

http://www.it-n.ru/ сеть творческих учителей

http://en.edu.ru естественнонаучный портал

http://www.vschool.ru/ Виртуальная школа KM.ru

http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно–техническая библиотека России

http://www.eltray.com. (Мультимедийный  курс «В мир электричества как в первый раз»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы к экзамену

1 семестр

  1. Механическое движение: траектория, путь, перемещение.
  2. Относительность механического движения. Система отсчета.
  3. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.
  4. Закон  сложения скоростей.
  5. Равномерное движение и его графическое описание.
  6. Равноускоренное движение и его графическое описание.
  7. Свободное падение тел.
  8. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
  9. Взаимодействие тел.
  10.  Принцип суперпозиции сил.
  11. 1 закон динамики Ньютона.
  12. 2 закон динамики Ньютона.
  13. 3 закон динамики Ньютона.
  14. Сила упругости: формула, график.
  15. Сила тяжести. Вертикальное движение с ускорением.
  16. Закон всемирного тяготения.
  17. Вес. Невесомость. Перегрузки.
  18. Кинетическая и потенциальная энергия.
  19. Импульс тела и импульс силы.
  20. Работа силы тяжести.
  21.  Потенциальная энергия тела, поднятого на высоту.
  22. Работа силы упругости.
  23. Потенциальная энергия упругодеформированного тела.
  24. Закон сохранения механической энергии.
  25. Закон сохранения импульса.
  26. Реактивное движение.
  27. Механическая работа.
  28. Мощность.
  29. Механические колебания: амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
  30. Свободные и вынужденные колебания.
  31. Резонанс.
  32. Механические волны: длина волны, скорость волны.
  33. Свойства механических волн.
  34. Звуковые волны. Длина волна, скорость звука.
  35. Ультразвук и его применение в технике и медицине.
  36. Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное подтверждение.
  37. Масса и размеры молекул.
  38. Количество вещества. Формула вычисления массы молекулы.
  39.  Модель идеального газа.
  40. Внутренняя энергия одноатомной, двухатомной и многоатомной молекул.
  41. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.
  42. Изотермический процесс.
  43. Изобарный процесс.
  44. Изохорный процесс
  45. Адиабатный процесс
  46. Уравнение состояния идеального газа.
  47. Уравнение Клапейрона.
  48. Уравнение Клапейрона-Менделеева.
  49. Модель строения жидкости. Сжимаемость жидкости.
  50. Поверхностное натяжение жидкости.
  51. Смачивание. Капиллярные явления.
  52. Насыщенные и ненасыщенные пары.
  53. Влажность воздуха.
  54. Модель строения твердого тела.
  55. Механические свойства твердых тел.
  56. Деформация и ее виды.
  57. Закон Гука.
  58.  Аморфные вещества и жидкие кристаллы.
  59. Испарение и кипение. Физический смысл удельной теплоты парообразования. Сублимация.
  60. Плавление и отвердевание. Физический смысл удельной теплоты плавления.

Вопросы к экзамену

2 семестр

 1. Первое начало термодинамики. Применение первого начала термодинамики к различным  изопроцессам, происходящих в идеальных газах. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя.

  1. Второе начало термодинамики. Холодильная машина. Тепловые двигатели - паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели.
  2. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
  3. Электрическое и магнитное поле - частное проявление электромагнитного поля. Материальность электромагнитного поля.
  4. Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения заряда.
  5.  Взаимодействие точечных зарядов. Закон Кулона.
  6. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции точечных зарядов. Графическое изображение полей точечных зарядов.
  7.  Работа по перемещению заряда, совершаемая силами электрического поля. Потенциал и разность потенциалов. Поверхности равного потенциала.
  8. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Однородное электрическое поле. Поверхностная плотность зарядов.
  9. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды. Поляризация диэлектриков. Электростатическая защита.
  10. Электроемкость. Конденсаторы и их соединения. Энергия электрического поля заряженного конденсатора.
  11. Физические основы проводимости металлов. Характеристики тока: сила плотность тока. Условия, необходимые для существования тока.
  12. Внешний и внутренний участок цепи. ЭДС. Закон Ома для участка цепи.
  13. Сопротивление как электрическая характеристика резисторов. Зависимость сопротивления от рода материала, размеров, температуры. Сверхпроводимость.
  14. Эквивалентное сопротивление. Последовательное, параллельное и смешанное соединения проводников.
  15. Закон Ома для полной цепи. Ток короткого замыкания.
  16. Виды соединений источников электрической цепи.
  17.  Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля - Ленца.
  18. Основные положения электронной теории проводимости металлов. Работа выхода. Контактная разность потенциалов.
  19. Термоэлектродвижущая сила.
  20. Ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников. P - n - переход. Электропроводность полупроводников зависимости от температуры и освещенности. Полупроводниковые приборы. Термоэлектричество и его применение.
  21. Открытие магнитного поля. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Основные свойства магнитного поля.
  22.  Графическое изображение магнитных полей: прямолинейного проводника с током, кругового тока, соленоида, постоянного магнита.
  23. Взаимодействие токов. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
  24. Силовая характеристика магнитного поля: индукция и напряженность. Связь магнитной индукции и напряженности.
  25. Магнитная постоянная. Магнитная проницаемость среды.
  26. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.
  27.  Рамка с током в магнитном поле. Магнитный момент. Принцип действия электродвигателя.
  28.  Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях.
  29. Электромагнитная индукция. Опыт Фарадея. Правило Ленца. Определение тока по правилу Ленца и правилу правой руки.
  30. Закон электромагнитной индукции. Возникновение ЭДС при движении проводника в магнитном поле.
  31. Свободные электрические колебания в контуре. Превращение энергии в колебательном контуре.
  32. Собственная частота колебаний в контуре. Формула Томсона. Затухающие колебания.
  33. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток и его получение.
  34. Действующие, мгновенные и амплитудные значения. График переменного тока. Генератор переменного тока
  35. Активное, индуктивное и емкостное сопротивление.
  36. Трансформатор. Преобразование переменного тока. Передача и распределение электрической энергии.
  37. Производство, передача и использование электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
  38. Электромагнитное поле и его распространение в виде электромагнитной волны (по Максвеллу). Открытый колебательный контур.
  39. Скорость электромагнитных волн. Физические основы радиосвязи. Физические процессы, происходящие в радиоприемных и радиопередающих устройствах. Блок-схема радиосвязи.
  40. История развития представлений о природе света. Электромагнитная природа света. Скорость света. Зависимость между длиной и частотой волны.
  41. Принцип Гюйгенса. Диапазон светового излучения. Когерентность и монохроматичность. Дифракционный спектр.
  42. Интерференция света. Опыты Юнга. Проявление интерференции в природе и ее применение в технике.
  43. Дифракция света. Дифракция на щели, параллельных лучах и дифракционной решетке.
  44. Законы отражения и преломления. Физический смысл показателя преломления.  Полное внутреннее отражение.
  45. Измерение длины волны с помощью дифракционной решетки. Расчет длины волны
  46. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.
  47. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
  48. Виды спектров. Спектральный анализ. Спектроскоп. Фраунгоферовы линии в спектре Солнца и звезд. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучение.
  49. Тепловое излучение. Черное тело. Квантовая гипотеза Планка.
  50.  Квантовая природа света. Энергия и импульс фотонов. Спектральные классы звезд.
  51. Внешний фотоэффект. Опыты Столетова по фотоэффекту.
  52. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внутренний фотоэффект, его особенности. Применение фотоэффекта.
  53. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
  54. Развитие взглядов на природу вещества, происхождение спектров. Серии спектральных линий. Модель атома Резерфорда и Бора.
  55. Уровни энергии в атоме, линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля.
  56. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
  57. Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии.
  58. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
  59. Эффект Доплера. Обнаружение "разбегания" галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...