План конспект урока физики в 7 классе "Оптические приборы".
план-конспект урока по физике (7 класс)

Мухарлямова Гульнур Азалевна

План конспект урока физики в 7 классе "Оптические приборы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План -  конспект урока.   29.04.2019

Учебный предмет: физика.

Учитель физики: Мухарлямова Гульнур Азалевна.

Класс:   7 б

Авторы учебника: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.

Тема урока:  Оптические приборы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: проблемный урок.

Формы урока: работа в паре, работа в группе, индивидуальная работа, беседа, диалог.

Межпредметные связи: геометрия, история, биология.

Цели урока:

Содержательная: расширить знания учеников за счёт включения новых определений, терминов, описаний, сформировать систему новых понятий.

Деятельностная: научить учеников новым способам нахождения знаний.

Предметные результаты:

Ученик научится

- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;

-анализировать отдельные этапы проведения исследований и получить результаты наблюдений и опытов;

-анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

-понимать устройства, принципы действия приборов,  условия их использования в повседневной жизни;

- использовать при выполнении учебных задач  информацию в научно-популярной литературе;

- создавать собственные письменные или  устные сообщения о физических явлениях на основе источников информации, сопровождать выступление, учитывая особенности аудитории сверстников;

- приводить примеры практического использования физических знаний;

- решать задачи на основе анализа условия задач, записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве;
  • формирование чувства красоты природы, преклонение перед совершенством науки, возможность самому применить свои знания для преобразования мира.
  • знакомство  с биографией ученых, благодаря которым наша жизнь продвигается вперёд;
  • формирование желания познавать, расширять свой кругозор, тягу к знаниям, науке и технике.

Регулятивные результаты:

создание условий для организации учебной деятельности: для постановки цели перед собой, для планирования своей работы по решению проблем, для решения проблем, для изучения нового материала, для внесения дополнений, корректив.  

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

1-организационный этап, 2 минуты.

1

2 мин.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Приветствие учителя

2- мотивационный этап, постановка цели урока, 3 минуты.

Создание проблемной ситуации подтолкнет учащихся к формулированию цели урока: ознакомление с оптическими приборами, узнать их виды, устройства, принцип работы и применение.

Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Ученики слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания, формулируют  собственное мнение и позицию.

1

Из чего состоит Вселенная?

Вселенная состоит из звёзд, планет, космической пыли, газа, молекул, атомов…

2

Всё ли мы видим во Вселенной?(Что видим, что не видим?)

Нет. Видим не всё. Например,  не видим маленьких частиц вещества и больших тел, если они находятся на очень больших расстояниях от нас.

3

Что нужно сделать, чтобы их увидеть?

Применить оптические приборы, которые позволяют их увидеть.

4

Как эти приборы называются?

Телескопы, микроскопы.

5

Какие ещё оптические приборы вам известны?

Очки, лупа, фотоаппарат, диапроектор…

6

Следовательно, сегодня мы будем говорить о чём?

Об оптических приборах.

7

Запишите тему «Оптические приборы» в тетради.

Записывают тему урока в тетради.

8

Какие цели можно поставить исходя из темы урока?

Ознакомление с устройством, принципом работы оптических приборов,  и применением их на практике. Выяснить, какие изображения они дают.

3- этап актуализации, физический диктант с самопроверкой,10 минут.

Подготовка учеников к работе, к восприятию нового материала, актуализация  их умений и навыков.

На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации.

Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у учеников.

На этом этапе урока дети должны четко понять, зачем им заниматься изучением новой темы, что конкретно будет осваиваться, каковы основные цели занятия, которые необходимо будет достичь.

 Ученики, направляемые учителем, выясняют, подготовлены ли они к восприятию нового материала, достаточно ли владеют знаниями, умениями и навыками, необходимыми для усвоения новой информации, а также, что им необходимо сделать, чтобы успешно все выполнить.

Этап актуализации знаний включает в себя следующие составляющие.

  • Моделирование учебно-проблемной ситуации, которая подводит детей к вопросам, предстоящим к изучению.
  • Формулирование основной учебной задачи, которую предстоит решить на уроке.
  • Планирование учебной деятельности на уроке, самоанализ и самоконтроль.

Общий вопрос

Что является основной частью оптических приборов?

Ответим на несколько вопросов, которые касаются линз. Так как это важно для изучения новой темы.

Линза

1

Что такое линза?

Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями. Основная часть многих оптических приборов.

2

Какие линзы вам известны?

Собирающие и рассеивающие (выпуклые и вогнутые)

3

Как их отличают друг от друга? Какие у них формы?

Выпуклые и вогнутые.

4

Как называется точка, где собираются лучи света после преломления в линзе?

Главный фокус линзы.

5

Какие изображения дают линзы?

Действительное - мнимое, прямое- перевёрнутое, увеличенное и уменьшенное.

6

В каких приборах могут быть линзы (практическое применение)

Фотоаппарат, проекционный аппарат, очки, лупа,..

Предлагает самопроверку с анализом.

1.Линза-это прозрачное твёрдое тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

2. Бывают собирающие и рассеивающие линзы.

3. Выпуклые и вогнутые линзы.

4.Главный фокус линзы.

5.Действительные(мнимые),

прямые(перевёрнутые), увеличенные(уменьшенные).

6.Фотоаппарат, проекционный аппарат, очки, лупа,..

Выявление затруднений: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия

Выполняют самопроверку с анализом, ставят оценку.

Критерий оценки: 5-6 баллов- «5», 4 балла-«4», 3 балла-«3», 1,2 балла -«2»

Проверка домашнего задания, выполнение на доске с анализом, 5 минут.

1

Вопрос: есть ли вопросы, проблемы по домашнему заданию?

              Задание 44

Построить изображение точки в линзе.

Учитель проверяет процесс выполнения задания и результат.

Выполнение задания  на доске с анализом.

4 этап - первичное усвоение новых знаний, 6 минут.

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Разработка проекта, плана по выходу из затруднений, рассмотрение разных вариантов, поиск оптимального решения.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

  • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
  • В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
  • Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

1

Предлагает работу в паре – работа с текстом.

1)фотоаппарат

2)проектные аппараты

Проблемы:

1.Основная часть прибора

2.Где создаётся изображение?

3.Какое изображение даёт прибор?

4. Как получают чёткое изображение?

5. Какие приборы их заменили в настоящее время?

6. Практическое применение приборов.

Предлагает опыт с линзой для наблюдения получения изображения.

Ученики внимательно читают текст, находят решения проблем.

Делают выводы.

Проводят опыт с линзой: получают изображение предмета на белой бумаге.

6 этап -  первичная проверка понимания, 4 минуты

Говорят с четким соблюдением очередности, концентрируют внимание не только на своих ответах, но и ответах собеседника.

Слушают себя и собеседника, осуществляют само- и взаимоконтроль.

Учитель контролирует правильность ответа.

Проблемы:

1.Основная часть прибора

2.Где создаётся изображение?

3.Какое изображение даёт прибор?

4. Как получают чёткое изображение?

5. Какие приборы их заменили в настоящее время?

6. Практическое применение приборов.

Выступления, выявление затруднений

Фотоаппарат

1.Основная часть-объектив, состоящий из линзы.

2. Изображение создаётся вблизи задней стенки камеры, на фотоплёнке.

3. Изображение действительное, перевёрнутое, уменьшенное.

4.Меняют расстояние между объективом и плёнкой.

5.Цифровые фотоаппараты

6. Для получения фотографии

Проекционные аппараты

1.Основная часть-объектив, состоящий из линзы.

2.Изображение получается на экране

3.Увеличенное, действительное, перевёрнутое

4. Меняют расстояние между объективом и экраном

5.Мультипроекторы

6.Для получения изображения на экране

Физкультминутка для глаз и тела, 2 минуты.

1

Встаньте и посмотрите в глаза друг другу, затем вдаль через окно, затем снова в глаза друг другу, затем снова вдаль.

Что при этом произошло с нашими глазами,  мы узнаем позже.

Выполнение гимнастики для тела и   глаз.

7 - этап первичного закрепления, 10 минут.

-установить правильность и осознанность изученного материала

-выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

-провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

-постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности  - постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответы

 - привлечение класса к дополнению и корректировке ответов;

- устранение пробелов в понимании  нового материала

-проверка учителем понимания  того, что является сущностью основного содержания;

- проверка полноты и осознанности усвоения новых знаний и способов действий;

- выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала;

- ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала. 

1

Применение ИКТ

 

Проблемы:

1.Что такое глаз человека?

2.Какую роль играет глаз для человека?

3.Форма, размеры, основные части глаза.

4.Какие функции выполняют составляющие глаза?

5. Какое изображение получается на сетчатке?

Проблемы:

1.Чтобы получить чёткое изображение в фотоаппарате меняют расстояние от объектива до плёнки. Чтобы хорошо видеть предметов, какие условия должны выполняться?

2.Как такое приспособление глаза к изменению расстояния до предмета называется?

3.Что такое угол зрения и как его показать на рисунке? (рисунок 197)

4.Что такое расстояние наилучшего зрения?

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
  • уметь выбирать нужную информацию;
  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Записи в тетрадь:

1.Сложный оптический прибор.

2.Человек благодаря глазу видит окружающий мир.

3.Глаз имеет форму шара, диаметр 25мм, склера, роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка.

4. Функции основных частей глаза:

Склера - защищает от повреждений

Роговица - прозрачна, пропускает свет

Радужная оболочка – определяет цвет глаз

Зрачок- диафрагма, выделяет световой пучок

Хрусталик – собирающая линза

Стекловидное тело- заполняет остальную часть глаза

Сетчатка- экран, где образуется изображение

5.Изображение перевёрнутое, уменьшенное, действительное (делают схематический рисунок )

1.Изображение должно получиться на сетчатке. Когда смотрим на близкие и далёкие предметы,  хрусталик меняет свою толщину.

2.Аккомодация - приспособление глаза к изменению расстояния до предмета.

3.Угол зрения – это угол под которым виден предмет из оптического центра глаза.

4.25см-расстояние, с которого можно читать без напряжения глаз.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 1минута

П.59, 60, вопросы, задания 47,48 ( выборочно 3 задания).

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания.

 Показывают готовность к самостоятельным  действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

Рефлексия (подведение итогов занятия), 2 минуты

1

Сложно было изучить материал?

Как вы думаете, для чего вы изучили оптические приборы?

Они вам могут пригодиться в жизни?

Достаточное знание вы получили на уроке?

Что ещё хотелось бы узнать об оптических приборах?

Анализировать результаты собственной деятельности.

Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели.

Транслируют оценку результатов собственной деятельности.

Оптический прибор: фотоаппарат

Проблемы:

1.Основная часть прибора.

2.Где создаётся изображение?

3.Какое изображение даёт прибор?

4. Как получают чёткое изображение?

5. Какие приборы их заменили в настоящее время?

6. Практическое применение приборов.

Оптический прибор: проекционный аппарат

Проблемы:

1.Основная часть прибора.

2.Где создаётся изображение?

3.Какое изображение даёт прибор?

4. Как получают чёткое изображение?

5. Какие приборы их заменили в настоящее время?

6. Практическое применение приборов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока физики "Электрические явления" в 8 классе

Разработка урока - игры по  физике в 8 классе по теме "Электрические явления".. Урок позволит повторить изученный  материал в форме "Своей игры". ...

План-конспект урока физики в 7 классе "Вес тела"

Данный урок комбинированный. Содержит письменный опрос. Перед объясненем нового материала ученики выполняют фронтальный опыт, после которого делается вывод о существовании силы - вес тела. Объяснение ...

План - конспект урока физики в 8 классе

Тема:    Строение атома.Цели:  дидактические  –  создать условия для усвоения нового учебного материала, используя компьютерную технологию и принцип интенсификации обучен...

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...

План-конспект урока физики в 8 классе (комбинированный урок) Электрическое напряжение.

Дидактическая цель: создать условия для приобретения учащимися блока новой учебной информации, развития их познавательного интереса к физике, формирования общих учебных умений. Цели урока:образов...

План-конспект урока физики в 9 классе на тему: "Ядерный реактор" с использованием ЭОР.

На уроках физики электронные образовательные ресурсы позволяют более наглядно, а, следовательно, понятно изучать темы, связанные с рассмотрением ядерных процессов....

Тепловое движение частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул. План-конспект урока физики 7 с использованием инновационного продукта «Интеллектуальная школа. Интер@ктивная физика».

Данная работа представляет собой план-конспект открытого урока физики 7 класса: "Тепловое движение  частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул". В данном уроке использ...