План-конспект урока физики в 7 классе "Вес тела"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Данный урок комбинированный. Содержит письменный опрос. Перед объясненем нового материала ученики выполняют фронтальный опыт, после которого делается вывод о существовании силы - вес тела. Объяснение сопровождается опытами и показом презентации по теме. После знакомства  с явлением невесомости, ученики выполняют еще один фронтальный опыт, чтобы ответить на вопрос: всегда ли вес тела одинаков? вывод делают, сравнивая вес тела и силу тяжести.  На стадии закрепления материала учатся графически изображать силы, и, заполняя таблицу, сравнивают вес тела и силу тяжести по некоторым показателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ

В 7 КЛАССЕ

Составила учитель физики Павленко Марина Николаевна

МБОУ «СОШ № 2 г. Суворова»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Вес тела.

ФИО

Павленко Марина Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ №2 г. Суворова

Должность

Учитель физики

Предмет

физика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Скорость. Единицы скорости, урок № 26/17

Базовый учебник

А.В. Перышкин,  Е.М. Гутник «Физика 7»

Цель урока: сформировать первоначальные представления о весе тела.

Тип урока: комбинированный.

Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация темы.

Для демонстрационного опыта: два бруска, длинная деревянная линейка, гиря, штатив,  груз на резиновом жгуте, мешочек с песком на резиновом шнуре, лист картона, пузырек с отверстием, вода. 

Для фронтальных опытов: лист картона, мешочек с песком, шнур резиновый, груз с двумя крючками, пружина.

  1. Организационный момент.

Подготовка к уроку (наличие необходимых принадлежностей на уроке);

  1. Письменный опрос (задание на экране, для ответов раздаются листочки).

Вопрос

Ответ

1. Когда возникает сила упругости?

Когда тело деформируется.

2. Сила упругости – это сила,

а) с которой Земля притягивает к себе тела.

б) возникающая в теле в результате его деформации  и стремящаяся, вернуть тело в исходное положение.

в) при соприкосновении одного тела с другим и препятствующая их относительному движению.

б)

3. Какие виды деформации Вы знаете?

Растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение.

4. Кто из названных ученых установил зависимость силы упругости от деформации

а) Ньютон, б) Архимед, в) Гук.

в)

5. На сколько сантиметров растянется пружина жесткостью 100 Н/м под действием силы 20 Н?

а) 10 см, б) 20 см, в) 2 см.

в)

  1. Актуализация опорных знаний.

 

Вопрос

Ответ

1. В каком случае тело может изменить свою скорость?

Если на него подействовало другое тело.

2. Носит ли взаимный характер действие тел друг на друга?

Да. Действие тел друг на друга всегда взаимно.

3. От чего зависит действие силы?

От модуля силы, направления, точки приложения,

4. Как движется тело под действием силы тяжести, если оно не имеет опоры?

Падает вниз.

5. К чему приложена сила тяжести?

Сила тяжести приложена к самому телу.

  1. Фронтальный опыт.

Вариант 1

Вариант 2

1. Положите мешочек с песком на середину листа картона. Поднимите лист картона с мешочком двумя руками за края. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком.

1. Прикрепите к резиновому шнуру груз и поднимите его за свободный конец. Обратите внимание на увеличение длины шнура.

2. Ответьте на вопросы:

1). Почему лист картона изменил свою форму?

2). Почему в некоторый момент лист картона перестает прогибаться дальше?

3). Действует ли на картон какая-либо сила, кроме силы упругости?

4). Как будет вести себя мешочек с песком, если из-под него убрать картон?

5). Какая сила «заставила» так вести себя мешочек с песком?

2. Ответьте на вопросы:

1). Почему шнур изменил свою форму?

2). Почему в какой-то момент шнур перестает растягиваться дальше?

3). Действует ли на шнур, кроме силы упругости, еще какая-нибудь сила?

4). Как будет вести себя груз, если убрать шнур?

5). Какая сила «заставляет» так вести себя груз?


Вывод после обсуждения ответов учащихся:

Кроме силы тяжести и силы упругости проявляет себя еще одна сила, которая действует на опору (картон) и подвес (шнур).

Эта сила – ВЕС ТЕЛА.

Записываем тему урока: Вес тела.

  1. Объяснение нового материала.

ОПЫТ:

  1. На резиновом шнуре подвесить мешочек с песком.
  2. Шнур отрезать, мешочек падает на картон.

РАССУЖДЕНИЯ:

  1. Под действием силы тяжести мешочек движется вниз и растягивает шнур. В шнуре возникает сила упругости, и движение мешочка замедляется. Когда сила упругости станет равной силе тяжести F упр = F тяж, мешочек остановится.
  2. При взаимодействии двух тел – шнура и мешочка – они деформировались.
  3. Если «убрать» действие шнура (отрезать), мешочек с песком под действием силы тяжести начнет падать.
  4. Во время падения деформирующие мешочек силы отсутствуют, и он восстанавливает свою форму.
  5. Но, упав на картон, вновь деформируется. То же самое происходит и с картоном.

ВЫВОД:

сила тяжести проявляется в действии тела на опору или подвес и в падении тела землю при отсутствии опоры.

Сила, с которой тело действует на опору или подвес, вследствие притяжения к Земле, называется весом тела.

Вес – это одно из проявлений силы упругости.

P = F тяж – если тело не движется или движется равномерно прямолинейно.

Изображение веса на чертеже:  

Демонстрация невесомости:

  1.  Пластиковый пузырек с отверстием на дне наполнен водой, которая вытекает под действием силы тяжести.
  2.  Пузырек падает – вода не вытекает. Ее вес становится равным нулю.
  3. Вода находится в состоянии невесомости.

Фронтальный опыт: выяснить, всегда ли вес тела одинаков.

Действия:

Наблюдаемое явление:

Вывод о величине веса тела:

1. Подвесить груз к пружине.

Груз движется (не движется).

P = F тяж

2. Быстро поднять пружину с грузом вверх.

Пружина растягивается, если груз движется ускоренно (не движется).

P > F тяж

3. Быстро опустить пружину с грузом вниз.

Пружина сжимается, если груз движется ускоренно (не движется).

P < F тяж

  1. Закрепление.
  1. Вопросы 1,2 к § 26 стр. 62.  

1). Что называют весом тела?

2). Чем отличается вес тела от силы тяжести?

2. № 288 (Лукашик). Назовите силы, изображенные на рисунке 1. Обозначьте каждую силу соответствующей буквой.

        

                                                   Ответ.

  1. № 293 (Лукашик). Изобразите графически силу, направленную вертикально вверх, модуль которой 4 Н (масштаб: 0,5 см – 1 Н).
  2. № 293 (Лукашик). Изобразите графически силу, направленную вертикально вниз, модуль которой 50 Н (масштаб: 0,5 см – 10 Н).
  3. Сравните вес тела и силу тяжести по следующим показателям:

Показатель

Вес тела

Сила тяжести

1. Является ли векторной величиной сила?

2. Как направлен (а) сила?

3. Как обозначается модуль силы?

4. К чему приложена данная сила?

5. Что является единицей измерения силы?

  1. Домашнее задание: § 26, № 2.1– 26.4 стр. 37 РТ.
  2. Раздаточный материал (см. следующую страницу)

Фронтальный опыт 1.

Вариант 1

1. Положите мешочек с песком на середину листа картона. Поднимите лист картона с мешочком двумя руками за края. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком.

2. Ответьте на вопросы:

Ответы

1). Почему лист картона изменил свою форму?

2). Почему в некоторый момент лист картона перестает прогибаться дальше?

3). Действует ли на картон какая-либо сила, кроме силы упругости?

4). Как будет вести себя мешочек с песком, если из-под него убрать картон?

5). Какая сила «заставила» так вести себя мешочек с песком?

Фронтальный опыт 2:

Выяснить, всегда ли вес тела одинаков.

Действия:

Наблюдаемое явление:

(нужное подчеркнуть)

Вывод о величине веса тела:

1. Подвесить груз к пружине.

Груз движется (не движется).

P      F тяж

2. Быстро поднять пружину с грузом вверх.

Пружина растягивается, если груз движется ускоренно (не движется).

P      F тяж

3. Быстро опустить пружину с грузом вниз.

Пружина сжимается, если груз движется ускоренно (не движется).

P      F тяж

№ 288 (Лукашик). Назовите силы, изображенные на рисунке 1. Обозначьте каждую силу соответствующей буквой.

№ 293 (Лукашик). Изобразите графически силу, направленную вертикально вверх, модуль которой 4 Н (масштаб: 0,5 см – 1 Н).


Фронтальный опыт 1.

Вариант 2

1. Прикрепите к резиновому шнуру груз и поднимите его за свободный конец. Обратите внимание на увеличение длины шнура.

2. Ответьте на вопросы:

Ответы

1). Почему шнур изменил свою форму?

2). Почему в какой-то момент шнур перестает растягиваться дальше?

3). Действует ли на шнур, кроме силы упругости, еще какая-нибудь сила?

4). Как будет вести себя груз, если убрать шнур?

5). Какая сила «заставляет» так вести себя груз?

Фронтальный опыт 2:

Выяснить, всегда ли вес тела одинаков.

Действия:

Наблюдаемое явление:

(не нужное зачеркнуть)

Вывод о величине веса тела:

1. Подвесить груз к пружине.

Груз движется (не движется).

P      F тяж

2. Быстро поднять пружину с грузом вверх.

Пружина растягивается, если груз движется ускоренно (не движется).

P      F тяж

3. Быстро опустить пружину с грузом вниз.

Пружина сжимается, если груз движется ускоренно (не движется).

P      F тяж

№ 288 (Лукашик). Назовите силы, изображенные на рисунке 1. Обозначьте каждую силу соответствующей буквой.

№ 293 (Лукашик). Изобразите графически силу, направленную вертикально вверх, модуль которой 4 Н (масштаб: 0,5 см – 1 Н).

Сила:

Вес тела

Направление:

к Земле

Точка приложения:

подвес или опора,

в месте касания .

Модуль:

P


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока «Английский язык+физика»

Данный материал содержит технологическую карту, аудиозапись, дидактические материалы к уроку....

План-конспект интегрированного урока физической культуры и физики

Интегрированный урок физической культуры и физики по теме "Электрические явления" для учащихся 8 класса. Цель урока: способствовать повышению интереса к предметам, продолжить обобщение и систематизаци...

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"....

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока (физика, 11 класс)

Основная задача урока - сформировать знания о явлениях  отражения и преломления  света; продемонстрировать отражение света от зеркальной поверхности, измерять показатель преломления стекла; ...

Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.

Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ...