Урок физики 8 класс «Электризация тел»
план-конспект урока по физике (8 класс)

Матвиенко Александр Владимирович

Урок физики 8 класс «Электризация тел»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Электризация тел»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осущест-вляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент Здравствуйте, ребята!

Приветствие учащихся

Ответ на приветствие учителя. Взаимодействие с учителем Целеполагание

Выделение существенной информации из слов учителя

Слушание учителя Умение настраиваться на занятие

2.Актуализация опыта обучающихся. Мотивация. Формулировка темы урока. Постановка цели урока.

Сегодня мы с вами должны познакомиться поближе с удивительно интересными физическими явлениями

Вы, естественно, с ними очень часто встречаетесь в повседневной жизни, но вряд ли, вы раньше задумывались о том почему они возникают.

Итак, смотрим на экран и определяем: какие физические явления показаны на слайде? (слайд 2)

Ну, что ж, вы все правильно определили, что на слайде были показаны электрические явления.

Открытие электрических явлений легенда приписывает мыслителю древней Греции Фалесу, жившему более двух тысячелетий назад. В окрестностях города Магнезия Фалес находил таинственные камешки, красивые и легкие. Эти дары моря обладали любопытным свойством: если их натирали шерстяной тряпочкой, то к ним прилипали пушинки, легкие кусочки дерева, травы. Такие камешки, выбрасываемые морем, мы сейчас называем янтарем.

 Древние же греки янтарь называли электроном. Древние греки любили украшения и мелкие поделки из янтаря. Названного ими за цвет и блеск «электрон» - что значит «солнечный камень». Отсюда и произошло слово электричество. Первый исследователь -
Фалес Милетский (VI век до н.э.)

Давайте, и мы с вами определим тему нашего урока, которая кроется в названии слова, объясняющего электрические явления – …электризация тел.

А какие бы цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок?

Запишем в тетрадь дату сегодняш-него урока, тему и цели, которых мы хотим достигнуть.

Демонстрация слайдов из презентации с изображением электрических явлений

Постановка проблемного вопроса

Ответ на вопрос учителя.

Осуществ-ление акту-ализации личного жизненного опыта

Выделение существен-ной инфор-мации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

3. Изучение новых знаний и способов деятельности 

Опыт 1. Ученики натирают палочки.

Да, к палочкам, после их натирания прилипают  легкие предметы.

Учитель. А лоскутки ткани, меха о которые вы натирали палочки, обладают таким же свойством?

Ученики. Да, к ним тоже прилипают такие предметы.

Учитель. Какой вывод можно сделать из этих опытов?

Ученики. После натирания оба тела приобрели способность притягивать к себе легкие предметы.

  1. Только ли бумажки притягиваются к натертой эбонитовой палочке?
  2. Только ли эбонитовая палочка притягивает легкие бумажки?
  3. Только ли при приближении эти тела так ведут себя?

Опыт № 1

Цель: Наблюдение электризации тел.

Приборы и материалы: кусок полиэтиленовой пленки, бумажная полоска, кусок шелковой ткани, ручка пластмассовая, штатив, карандаш, нить.

План:

1.Подвесьте на двух

нитях карандаш к

лапке штатива.

2.Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите её куском шелка.

3. Подносите полиэтилен и шелк поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы наблюдаете?

4. Проделайте подобные опыты с пластмассовой ручкой, полоской бумаги, натирая их о полиэтилен или шелк.   Что вы наблюдаете?

5.Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем поднесите их друг к другу. Что наблюдаете?

6. Постарайтесь ответить на вопросы:

-Как можно наэлектризовать тело?

-Оба ли тела электризуются?

-Как обнаружить электризацию тела?

-Все ли тела электризуются при соприкосновении?

7.Если вам трудно самостоятельно ответить на эти вопросы, то можно воспользоваться текстом учебника физики (§25 с.58-59).

8.Сделайте вывод:

Тела можно наэлектризовать (способ)____________________.           В электризации участвуют всегда _______тела и электризуются после разделения_________ тела.

Какой же получился вывод из нашего эксперимента? Давайте поделимся результатами своих наблюдений и выводами.

Вот что получились:

1) Один из видов электризации - это трение, соприкосновение тел.

2) При этом участвуют всегда оба тела.

3) Электризуются оба тела.

Мы сделали очень первый важный вывод, который будем использовать для составления опорного конспекта в конце урока.

2 ШАГ.

ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ.

Опыт №2

Приборы и материалы: полиэтиленовая пленка, бумажная полоска.

Порядок выполнения работы

  1. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите их друг к другу рукой.
  2. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. что происходит с полиэтиленовой пленкой и листом бумаги?
  2. Как называется этот процесс?
  3. Скажите, какими способами можно наэлектризовать тело?

Проведем вторую серию экспериментов

Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов.

Опыт №1

Приборы и материалы: металлическая гильза на нити, пластмассовая палочка, стеклянная палочка, шерстяная ткань, штатив.

Порядок выполнение работы

  1. Наэлектризуйте трением пластмассовую палочку о шерстяную ткань, и коснитесь гильзы.
  2. Еще раз наэлектризуйте пластмассовую палочку о ткань и осторожно поднесите к гильзе.
  3. Наэлектризуйте трением стеклянную палочку о шерстяную ткань и то же осторожно поднесите к гильзе.

Опыт № 2

Цель: Изучение взаимодействия заряженных тел.

Приборы и материалы: маленькая пленка полиэтиленовая на нити, пленка полиэтиленовая, полоска бумажная, ручка пластмассовая, штатив.

План:

1.Маленькую полиэтиленовую

пленку подвесьте на нити к лапке штатива и осторожно потрите кусочком бумаги.

2.Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой.

3.Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу. Как они взаимодействуют?

4.Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие.

5.Ответьте на вопросы:

-Как взаимодействует каждая полоска с пленкой?

-Как можно объяснить различные взаимодействия?

6.Если вам трудно самостоятельно ответить на эти вопросы, то можно воспользоваться текстом учебника физики (§25 с.59-60).

А теперь давайте посмотрим интересный опыт.

Демонстрация учителем опыта.

Опыт с электрическими султанчиками

К кондукторам электрофорной машины подсоединяют бумажные султанчики, которые устанавливают на изолирующих подставках .Вращая ручку машины, наблюдают за их поведением.

Это интересно:

В нашем опыте использовалась электрофорная  машина, которая была изобретена  немецким ученым Отто фон  Герике в 1650г.,

7. Используя текст учебника (§25 с.59-60), ответьте на вопросы:

-Какие два рода зарядов существуют в природе?

-Как взаимодействуют одноименно заряженные тела?

- Как взаимодействуют разноименно заряженные тела?

8.Сделайте вывод:

В природе существуют ____рода электрических зарядов. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака ______________,  а тела имеющие заряды противоположного знака _________________.

Какой же получился вывод из нашего эксперимента? Давайте поделимся результатами своих наблюдений и выводами.

Вот что получились:

1.В природе существуют два вида электрических зарядов. 2.Одноименные заряды взаимно отталкиваются, а разноименные – притягиваются.

3.Одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом – отрицательно, в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.

Это интересно:

 Шарль Франсуа Дюфе (на рубеже 17-18 веков) впервые высказал утверждение, что существует два типа зарядов. «Этот принцип таков, что имеется два существенно - различных вида электричества, одно из них я назову стеклянным, а другое - смоляным. Первое появляется на потертых стекле, кварце, драгоцен-ных камнях, волосах животных, шерсти и многих других телах. Второе – на потертых янтаре, пряже, бумаге и многих других веществах. В ходе многочисленных опытов выяс-нилось, что заряд, полученный при натирании стеклянной палочки о шелк, иного рода, чем заряд, обра-зовавшийся у эбонитовой палочки, натертой о мех.(слайд 6)

Два разных рода электрических зарядов были условно названы положительный и отрицательный.

(слайд 7)

Мы сделали очень второй важный вывод, который будем использовать для составления опорного конспекта в конце урока.

Проверим в действии электрофорную машину. К шарикам  электрофорной машины подсоединяем  бумажные султанчики, которые находятся на изолирующих подставках.

Опыт 5. (Помогает ученик). Вращая ручку машины, наблюдаем за их поведением.

А) султанчики  подсоединены к одному полюсу машины  (листочки султанов отталкиваются);

Б) султанчики подсоединены к разным полюсам  машины (листочки султанов притягиваются);

. Опыт 2.Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Приборы и материалы: 1) полоски из полиэтилена; 2) полоска из бумаги.

Положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? А теперь то- же сделайте с двумя полиэтиленовыми полосками.

Ученики. Результаты опытов различные. В первом случае наблюдается притяжение полосок, а во втором отталкивание. Можно предположить, что на телах из одного вещества образуются заряды одного вида, а на телах из разных веществ – разного.

Учитель. Проверим это, электризуя палочки. При этом эбонитовые палочки натирайте мехом, а стеклянные – шёлком или бумагой.

Ученики. (Делают опыты, потом выводы). У эбонитовой палочки заряд, появившийся при электризации, иного рода, чем у стеклянной, потёртой о шёлк.

  • Учитель. Вы правы. В природе существует два рода зарядов. Вы сейчас повторили опыты, которые в 1730 г делал французский физик Шарль Дюфе. Он впервые заметил, что натёртые шёлком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, а к эбонитовой палочке притягиваются. электризация (Фалес Миленский);
  • виды зарядов (Бенджамин Франклин);
  • взаимодействие электрических зарядов;

А американский физик Бенжамин Франклин в 1778 г. изменил понятие «стеклянное» электричество на положительное, а «смоляное» (эбонитовое) назвал отрицательным электричеством.

Объясните результаты опыта.

Какие выводы вы сделали из этой серии экспериментов?

Как проявляется электризация тел? (Электризация проявляется в виде притяжения или отталкивания тел).  Сколько тел участвует в электризации? Как ведут себя тела, имеющие заряды одного вида? Разного вида?

  • В природе существуют два вида электрических зарядов.
  • Тела, имеющие электрические заряды одного вида -  отталкиваются, а тела,  имеющие  заряды  разного вида  - притягиваются.

  1. Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, с 17 века называют электризацией. Или говорят: Это процесс сообщения телу электрического заряда.
  2. Электризация тел происходит при их соприкосновении (при контакте). (При трении увеличивается их площадь соприкосновения).
  3. Электризация может происходить не только в результате трения, но и другими  способами:

СОПРИКОСНОВЕНИЕМ, УДАРОМ (например, резиновый шланг резко ударить о массивный предмет и поднести к электроскопу), ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СВЕТА.

Раздел теории электричества, в котором изучается взаимодействие неподвижных электрических зарядов называется  электростатикой (от электро... и статика от греч. statike — учение  о равновесии).

В 17 веке немецким ученым Отто фон Герике было замечено, что, кроме притяжения, существует электрическое отталкивание. А помогла ему в этих исследованиях  сделанная им  первая электростатическая машина.

В настоящее время эта машина выглядит так (показать) и называется электрофорная машина. Чуть позже познакомимся с ней поближе.

Проведем еще серию опытов, доказывающих  факт притяжения и отталкивания заряженных тел.(Опыты выполняют ученики)

  • Сколько тел участвует в электризации?(Два)

Мы наблюдали  притяжение в наших опытах.

Только ли притяжение наблюдается в опытах по электризации?

  1. Каждый шарик натираем о шерсть (шарики отталкиваются)
  2. Каждый шарик натираем о шерсть и прикрепляем к доске(наблюдаем притяжение).

Делаем вывод :

В электризации всегда участвует не менее 2-х тел. При этом электризуются оба тела.

Наэлектризованные тела либо притягиваются, либо отталкиваются.

а) Фронтальный эксперимент.

1. У вас на столе лежат две полоски из полиэтилена и две полоски из бумаги. Положите на полоску из полиэтилена полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? (отталкивание) Как зарядились полоски?

А теперь положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? (притяжение). Как зарядились полоски?

Выполняют эксперимент. Работают в группах.

Учащиеся проводят эксперимент с оборудованием, которое находится у них на столах,  делают выводы.

В парах по два челове-ка объеди-няют уси-лияна реше ние постав-ленной экс перимента-льной зада-чи. Контроль правиль-ности отве-

тов обуча-ющихся.

Самоконт-роль и вза-имоконт-роль выпо-лнения за-

дания в па-рах.

Проводят эксперимент по группам

Наблюдают, анализируют выполненные опыты, делают выводы о существовании в природе 2 видов зарядов и способах их взаимодействия

Формирование исследо-вательских действий, исследова-тельской культуры, умения на-блюдать,де-лать выводы

Синтез.

Установле-ние причин-но- следственных связей.

Умение строить ре-чевое выска-зывание.

Согласование усилий по реше-нию учеб-

ной задачи,

договариваться и при-ходить к общему

мнению в

совместной

деятельности,учиты-вать мне-ния других. Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строитьпродуктив-ноевзаи-модействие сотрудни-чество со

Сверстникамии взрос-лыми.

Чтение.

Письмо

Умениевыражать свои мыс-ли в соот-

ветствии с условиями

коммуника

ции.

Умение слушать в соответст-вие с целе-

вой уста-новкой. Планиро-

вать свои действия. Корректи-ровать своидейс-тия.

Принятие и сохране-ние учеб-ной цели

и задачи.

Уточнение и дополне-ние выска-зываний

обучающихся.

Составле-ниеплана и последо-вательнос-ти дейст-вий.

4. Первичная проверка понимания изученного3 ШАГ.  

ВЫВОДЫ.

Наконец, настало время обобщить все полученные на сегодняшнем уроке знания.

Составляем опорный конспект в тетради, используя сформулирован-ные нами выводы, записи в тетради. (слайд 8)

Составле-ние опор-ного конс-пекта Участие в об

суждении

во фронтль-ном режи-ме Контроль правиль-ности отве-

тов обуча-ющихся.

Самоконт-роль.

Выделение существен-ной инфор-мации.

Логические умозаклю-чения.

Умение строить ре-чевое вы-ска зыва-ние.

Контроль и

оценка процесса

и результа-товдейст-вия.

Осознан-ное и про-извольное

построение речевого высказыва-ния в уст-ной форме. Понимание на слух вопросов

и ответов обучающихся, умение формулировать собст-венное

мнение и позицию, умение ис-пользоватьречь для  регулирования своего действия.

Умение строить продуктив-ное взаимодействие и сотрудниче

ство со сверстниками и взро-слыми. Умение выражать свои мыс-ли в соответствии условиями

коммуника

ции Умение слушать. Уточнение и дополне-ние выска-

зываний обучающи-хся. Осу-ществле-ние само-

контроля и

взаимо- контроля.

5.Применение изученного материала Учитель. А теперь давайте подумаем, где явление электризации мы встречаем в жизни?

Ученики. (Приводят примеры). У меня юбка «прилипает» к колготкам. Волосы поднимаются при расчёсывании пластмассовой расчёской. Свитер «трещит», когда его снимаешь. А мой папа перевозит в автоцистерне горючие жидкости. Он мне объяснял, что цепь к корпусу автомашины прикрепляют, чтобы избежать возникновения искр и пожара от электризации.

Электризация есть не только в природе, она есть и в технике, и в быту. Наверняка, каждому из вас приходилось наблюдать электризацию одежды, полиэтиленовых пакетов и т.д. На ткацких фабриках, типографиях из-за трения электризация настолько велика, что даже небольшая искра может привести к пожару. Для уменьшения вероятности возникновения пожара увеличивают влажность воздуха.

Мы с вами передохнули, а сейчас разделимся на 3 группы, так, чтобы количество человек в каждой группе было одинаковым.

Устроим небольшое соревнование. Необходимо выбрать капитана и придумать название для своей команды, соответствующее теме урока. Затем, получить задания для обсуждения в группе. На обсуждение дается несколько минут, можно поль-зоваться любыми дополнительными источниками (учебник,Интернет,т.д.)

1 группа

РАБОТА С КЕЙСОМ

Мастеру прядильного цеха ПетровИлья Ивановичу был объявлен

выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху.

 По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Илья Иванович с выговором был не согласен.

Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые

плохо следили за работой станка.

Вопросы:

1. Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?

2. Справедливо ли был наказан мастер Илья Иванович?

3. Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении

 влажностного режима более серьёзными?

2 группа

РАБОТА С КЕЙСОМ

Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Сергеев Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара.

Вопросы:

1. Кто прав? Иван Иванович или комиссия? 2. Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?

3 группа

РАБОТА С КЕЙСОМ

Механик автоколонны по перевозке нефти Савельев Пётр Сергеевич не подписал путёвку в рейс Андрееву  Дмитрию Петровичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Андреев самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов.

По решению суда Андреев был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы: 

1. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

2.Прав ли был механик автоколонны?

3.Не слишком ли суровое наказание понёс Андреев?

Мы с вами сейчас обсудили различные жизненные ситуации проявления электризации, давайте обратим внимание на экран и выясним когда электризация тел вредна, а когда – полезна.

(слайды 9,10)  

Формулировка вопросов каче-ственных задач

в жизненных ситуациях

Ответы на

вопросы.

Решение качественных задач.Выделение существен-ной инфор-мации из

слов учите-ля.

Осуществ-ление акту- ализации

личного жизненно-го опыта.

Подведе-ние под по-нятие.

Построе-ние логи-ческой цепи рас-суждений,

доказательств.

Взаимодействие с учите-лем.Контроль правиль-ности отве-

тов  бучаю-

щихся

Осознан-ное и  про-извольное

построение речевого высказыва-ния в уст-ной форме.Слушание

учителя и товарищей, построение понятных для собесе-дника  вы-сказываний

Умение выражать свои мыс-ли в соот-

ветствии с

условиями

коммуникации.Умение слушать в соответст-вие с целе-вой уста-

новкой. Принятие и сохране-ние учеб-ной цели и задачи.

Уточнение и дополне-ние выска-зываний обучающихся.

Коррекция

Оценка.

Саморегу-ляция.

6.Контроль и самоконтроль Подведение итога урока сегодня будет не совсем обычное – мы с вами составим физический синквейн.

Выполнили мы поставленные цели? И давайте вернемся к эпиграфу урока, можем ли мы с вами дополнить слова знаменитого французского философа и математика Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую, я развиваюсь!

Спасибо за урок. Спасибо всем за работу на уроке, за взаимодействие.

Формулирует

Вопрос

Отвечают

на вопрос

учителя

Участие в об

суждении со

держания урока во фронталь-ном режиме

Контроль правильнос-ти ответов обучающихся

Осознан-ное ипро-извольное

построение речевых высказыва-ний в уст-ной форме.

Понимание на слух ответы обу

чающихся, уметь фор-мулировать собствен-ное мнение и позицию.

Умение слушать в соответст-вие с целе-вой уста-

новкой. Уточнение и дополне-ние выска-зываний

обучающихся.

План описания физического явления

1. Когда и кем впервые было открыто и изучено явление.

2. Определение явления, его отличительные признаки.

3. Условия, при котором наблюдается явление.

4. Сущность и механизм протекания явления.

5. Связь явления с другими.

6. Количественная характеристика явления.

А) величина, характеристика явления.

Б) связь между величинами (формулы, выражающие эту часть).

7. Примеры использования на практике, способы предупреждения его вредного воздействия.

№ п/п

Вопрос

Качественное описание электрического явления

 

Суть явления, его внешние признаки.

Способность притягивать или отталкивать наэлектризованные тела, т.е. приобретать электрический заряд.

 

Условия, при которых протекает явление.

Тело должно быть наэлектризовано (3 способа – электризации: при трении, ударе, соприкосновении электрического тела)

 

Определение явления.

Явление притяжения или отталкивания др. тела в рез-те электризации называется электрическим.

 

Механизм протекания явления (объяснение на основе научной теории).

Появление эл. заряда разного знака в зависимости от этого взаимодействия, причем:

Одноименные заряды – тела отталкив.

Разноименные заряды – тела притягив.

 

Использование явления на практике.

Электризация в быту, в природе. на производстве. Молния, искровые разряды, перевозка бензина, очистка воздуха, покраска машин и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8 классе "Электризация тел"

конспект урока с применением  КСО...

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе. Электризация тел. Два рода зарядов

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов...

Урок по физике 8 класс "Электризация. Два рода заряда"

Урок изучения нового материала с использованием опорных схем....

Урок по физике 8 класс "Электризация. Два рода заряда"

Урок составлен с учётом требований к аттестации педагогических работников...

Презентация к уроку физики в 8 классе по теме "Электризация"

Презентация к уроку физики в 8 классе по теме "Электризация" Это первый урок в теме "Электрические явления". на данном уроке вводится понятие об электрических явлениях, истории их открытия начиная со ...

Презентация к уроку физики в 8 классе по теме "Электризация"

Презентация к уроку физики в 8 классе по теме "Электризация" Это первый урок в теме "Электрические явления". на данном уроке вводится понятие об электрических явлениях, истории их открытия начиная со ...

План урока 8 класс "Электризация"

Подробный  план урока по ФГОС...