"Физика и лирика в произведениях А.С.Пушкина"
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Мусаидова Саминат Мусаевна

Цели и задачи мероприятия: обобщение и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания.

Тема: "Физика и лирика в произведениях А.С.Пушкина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

"Физика и лирика в произведениях А.С.Пушкина"

Цели и задачи мероприятия: обобщение и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания.

Образовательная:

Повторить, систематизировать знания учащихся;

Расширять кругозор учащихся по предмету;

Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики,

Показать в яркой форме физические явления в произведениях А.С Пушкина.

Совершенствовать умение объяснить физические явления.

Проверка знаний учащихся по физике в необычных ситуациях.

Воспитательная:

Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;

Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания

Воспитывать инициативность и активность,

Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели,    

Воспитывать культуру общения.

Развивающая:

В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;

Развить способности логического мышления учащихся;

Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;

Развивать память, внимание

Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности,

Развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, смекалку.

Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор. Оборудование: «Денежные знаки»- физические законы не менее 40 штук.

Структура мероприятия:

Организационный момент.

1 этап сообщение студентов «Биография А.С. Пушкина».

2 этап: «Конкурс знатоков» - викторина.

3 этап: «Кто больше…» - подведение итогов.

Награждение победителей.

Вступление.

Преподаватель:

Вся Россия, весь мир чтит память о великом поэте Пушкине Александре Сергеевиче. В феврале мы отмечаем день памяти поэта. Отдавая должное столь памятной дате, было решено в кабинете физики провести викторину “Пушкин, физика и мы” для студентов первого курса. Вы спросите: “Что общего между физикой и поэзией нашего гения, наукой и искусством?” Это общее существует, и это вы заметите в ходе викторины. За правильный ответ участник викторины получает «Денежные знаки». Один физический закон даёт учащемуся следующие привилегии: увеличение оценки на один балл за устный ответы: освобождение от дополнительных вопросов во время устного ответа. Кто больше всех наберет физических законов за правильные ответы, тот и победитель. На обдумывание ответа отводится не более 20 секунд.

А.С Пушкин, по оценке его современника – царя Николая Первого, «умнейший человек России».

Пушкин явил нам универсальность человеческого гения. Он и поэт,  и прозаик, и драматург, и публицист, и историк, и …немного физик!

Прослушаем сообщение: Биография Александра Сергеевича Пушкина.

Сообщение учащегося:

Пушкин считается великим русским писателем. Ещё при жизни его именовали

гением, а в 1820-х годах Пушкин стал считаться первым русским поэтом.

Александр Сергеевич родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения.

Дом находился на Немецкой улице в Москве.

Его родители: отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838г.), мать, Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836г.). У Александра Сергеевича была сестра, Ольга Сергеевна Павлищева (1797-1868г.) и брат, Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852г.).

С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.

Летние месяцы 1805-1810 гг. он обычно проводил у своей бабушки, Марии Алексеевны (урожденной Ганнибал), с няней Ариной Родионовной, в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода.

В 12 лет, получив зачатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров. Шесть лет Пушкин провел в Лицее. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 г. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашел в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи

Сразу после окончания Лицея в 1817 году, и вторично в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии. В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения "Деревня", "Домовому", "Чаадаеву", ода "Вольность", поэма "Руслан и Людмила".

В 1830 году Пушкин посватался к Наталье Гончаровой. В 1831 году они поженились и переехали в Петербург. В эти годы Александр Сергеевич много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева». Между супругами с самого начала сложились сердечные и дружеские отношения. В семье родилось четверо детей: дочь, Мария Александровна Пушкина (1832-1919г.), сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.), сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.) и дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.).

К концу 1831г. Наталья Николаевна знакомится с Дантесом. При всей сдержанности в ее поведении с Дантесом, в светских кругах стала распространяться сплетня о ее, якобы, неверности мужу. Это послужило поводом к дуэли и смерти поэта.

Пушкин вызвал Дантеса на дуэль 27 января 1837 года. В 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Скончался поэт 10 февраля в своем доме на Мойке. Похоронен на территории Святогорского монастыря, находящегося в 5 км к югу от Михайловского.

Преподаватель:

В творческом наследии Александра Сергеевича Пушкина много замечательных поэтических образов и находок, где ярко и безошибочно отражены физические явления, хотя само слово «физика» используется только в одном из его произведений.

Вопросы викторины.

В каком из произведений А. С. Пушкина встречается слово «физика»?

Ответ:

В авторском примечании к стихотворению «Подражание Корану»

Земля недвижна — неба своды,

Творец, поддержаны тобой,

Да не падут на сушь и воды

И не подавят нас собой. (Плохая физика; но зато какая смелая поэзия!)

Примечания напечатаны в сборнике 1826 г. Написаны в ноябре 1824.

Пушкин пользовался русским переводом Корана М. Веревкина изд. 1790 года. Посвящено П. А. Осиповой.

Найдите физическую ошибку в этом отрывке.

Ответ: Земля не покоится, а вращается вокруг Солнца.

В 1825 году, находясь в селе Михайловском, Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение с чисто физическим названием “Движение”.

(Чтение и инсценировка стихотворения).

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Вопрос:

1. Что утверждал Галилей?

2. В чем прав и в чем не прав А. С. Пушкин в этом стихотворении?

Ответ:

1. Галилей утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси, поэтому наблюдается смена дня и ночи. Это движение Земли относительно космического наблюдателя.

2. Пушкин считал, что прав Галилей, не считая себя правым в утверждении движения Солнца вокруг Земли ежесуточно. Но Пушкин тоже прав: Солнце движется вокруг Земли относительно земного наблюдателя.

В каком из произведений Пушкина кот, известный своей ученостью, совершает механическое движение относительно дуба?

Ответ:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.                    

«Руслан и Людмила»

4. А. С. Пушкин любил природу и мастерски её воспевал в своих стихах. Перед вами на экране написаны такие его строки из романа “Евгений Онегин. (Чтец читает наизусть).

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый.

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Вопрос:

Какие физические явления описал А. С. Пушкин в 1, 2 строках? В 3,4 строках? В 5, 6, 7, 8 строках? В 9, 10 строках?

Вопрос: Почему гусь не может устоять на льду?

Ответ: Вследствие очень малой силы трения лапки гуся проскальзывают на льду.

5. Прослушайте отрывок из одного из стихотворений великого поэта:

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом –

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Вопрос: О каком физическом явлении идет речь?    

Ответ:    Эхо, стихотворение также называется «Эхо»

Вопрос: При каком условии возникает эхо?

Ответ:     Если звук от источника встречает на своем пути препятствия, например, горы, то он отражается от них и возвращается к тому месту, где возник. Если первичный звук и звук отраженный доходят до слушателя не одновременно, то он слышит звук дважды. Звук может испытать и несколько отражений, в этом случае мы услышим звук несколько раз.

6. А какое физическое явление описано в стихотворении «Кинжал»?

Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет

Среди своих пиров.

Ответ: Отражение света.

Вопрос: Сформулируйте законы отражения света.

Ответ: 1) Лучи падающий и отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром   к отражающей поверхности, восстановленным в точку падения.  2) Угол отражения луча света равен углу падения.

7. Что такое ветер? В каких произведениях А. С. Пушкин воспевал ветер?

(Зачитываются стихи, надо угадать, из какого они произведения).

Ответы:

а) Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

(Сказка о царе Салтане).

б) Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

(Сказка о царе Салтане)

в) “Ненастный ветер. Мрачный вал

Плескал на пристань”

(Медный всадник)

г) “Тиха украинская ночь,

Прозрачно небо, звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы”.

(Полтава)

д) “В последних числах сентября

(Презренной прозой говоря)

В деревне скучно: грязь, ненастье,

Осенний ветер, мелкий снег

Да вой волков…. ”.

(Граф Нулин)

е) “Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…. ”

(Зимний вечер)

Вопрос: Кто продолжит это стихотворение?

Преподаватель:

В своих произведениях Пушкин использует различные физические величины и их единицы.

8. Прослушайте отрывок из «Сказки о царе Салтане», найдите в нем единицу длины и переведите ее в СИ:

Наступает срок родин

Сына Бог им дал в аршин.

Ответ: Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,71 м.

9. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» говорится:

Задам тебе, враженок, задачу,

Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь, там сивая кобыла?

Кобылу подними ты,

Да неси полверсты.

Найдите и в этом отрывке старинную русскую меру длины и переведите ее в СИ.

Ответ: 1 верста -1066,8 м, полверсты – 533.4 м.

10. Что можно сказать о действиях бесенка с точки зрения физики в следующем отрывке:

Бедненький бес

Под кобылу подлез,

Поднатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул.

Ответ: Бес совершил механическую работу.

11. В творчестве А. С. Пушкина нашло отражение устное народное творчество.

С давних времен человек мечтал летать, как птица. Поэтому еще тогда в воображении людей появились ковер-самолет, метла Бабы Яги и т. д. – прообразы современных самолетов. В каком произведении Пушкин упоминает о них?

Ответ:

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой.

Или:      

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря.    

(«Руслан и Людмила»)

Воображение людей также создало устройства, которые следили бы за границами страны и сообщали о нарушении границы – современные радары.

12. Назовите радар, который описан в одном из произведений Пушкина.

Ответ:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!»           «Сказка о золотом петушке»)

13. Человек мечтал создать двигатель, который работал бы непрерывно, без затрат энергии. Эта мечта получила название перпетум мобиле – «вечный» двигатель.

В каком произведении Пушкина один из персонажей занят созданием «вечного» двигателя?

Ответ:

Бертольд. Займусь еще одним исследованием: мне кажется, есть средство открыть perpetuum mobile.

Мартын. Что такое perpetuum mobile?

Бертольд. perpetuum mobile, то есть вечное движение. Если найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человеческому… Видишь ли, добрый мой Мартын: делать золото задача заманчивая, открытие, может быть, любопытное, но найти perpetuum mobile … о!..

                                  «Сцены из рыцарских времен»)

14. Почему невозможен «вечный» двигатель?

Ответ:

Это противоречит закону сохранения и превращения энергии.

15. В стихотворении «Осень» Пушкин пишет:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл.

Опишите с точки зрения физики процесс перехода воды из  жидкого состояния в твердое.

Ответ:

При понижении температуры окружающего воздуха уменьшается кинетическая энергия молекул воды. Этой энергии недостаточно для преодоления сил притяжения со стороны других молекул, вследствие чего молекулы теперь не могут перескакивать, а занимают строго определенные положения.

А в романе «Евгений Онегин» описан обратный переход из твердого состояния в жидкое:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

16. Еще один отрывок из «Евгения Онегина».

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры.

Как образуются узоры на стеклах?

Ответ

Водяной пар конденсируется на стеклах и под влиянием низкой температуры окружающего воздуха переходит в твердое состояние.

17. Читаем дальше «Евгения Онегина»:

Когда ж падучая звезда

По небу темному летела

И рассыпалася, - тогда

В смятенье Таня торопилась,

Пока звезда еще катилась,

Желанье сердца ей шепнуть.

Что такое «падающие звезды»?

Ответ:

Это частицы вещества разрушившихся комет, которые при вторжении в земную атмосферу встречают очень сильное сопротивление воздуха, мгновенно нагреваются и превращаются в раскаленный газ, который рассеивается в воздухе на высоте 80-100 км над Землей.

Преподаватель: Мы рассмотрели далеко не все физические явления, которые описаны А. С. Пушкиным. Перечитывая произведения этого великого поэта России, вы найдете еще множество ярких и образных описаний природы, имеющих физическое содержание, размышления поэта о физических явлениях.

А сейчас, ребята, давайте обратимся к той эпохе, в которой жил А. С. Пушкин.

18. Какого великого русского ученого высоко ценил поэт и как о нем отзывался?

Ответ: о Ломоносове Пушкин писал: “Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым русским университетом”?

19. Перед вами галерея портретов ученых-физиков: Ампер, Вольта, Курчатов, Якоби, Эйнштейн, Кулибин, Черепановы, Ленц, Фарадей.

Вопрос:

а) С кем из них мог бы встретиться А. С. Пушкин?

Ответ: Ампер, Фарадей, Ленц, Вольт, отец и сын Черепановы, Якоби.

б) Какие великие открытия были сделаны этими учеными во время жизни Пушкина?

Ответ: Ампер (1821 год, взаимодействие токов). Фарадей (1831 год, явление электромагнитной индукции, 1833 год - электролиз). Ленц (правило определения направления индукционного тока). А. Вольта (1800 год – первый источник электрического тока). Отец и сын Черепановы (1834 год – первый русский паровоз). Якоби (электродвигатель на лодке, испытание на реке Неве, 1834 год).

20. А. С. Пушкин писал стихотворения и письма гусиным пером. У него была чернильница с чернилами и баночка с сухим речным песком.

Вопрос: а) Каким образом чернила удерживались в гусином пере?

Ответ: Гусиное перо представляет собой толстый полый стержень, имеющий объёмное пористое основание, поэтому перо «ухватисто», т. е. его удобно держать в руке при письме. При наклонном срезе кончика пера ножом обнажается пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила.

б) Для чего служил песок?

Ответ: Для просушки надписей использовали кварцевый песок, которым посыпали рукопись.

Сообщение студента.

Гусиное перо, в отличие от перьев других распространённых птиц (чаще всего домашних), представляет собой толстый полый стержень, имеющий объёмное пористое основание, поэтому перо «ухватисто», т. е. его удобно держать в руке при письме. При наклонном срезе кончика пера ножом обнажается пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила, что позволяет реже окунать кончик пера в чернильницу. Умеренно мягкий кончик пера хорошо сохраняет свою форму при письме, тем самым исключая необходимость частой заточки. Однако кроме гусиных перьев при письме могли использовать и перья других птиц с жесткими перьями, а именно ворона, павлина, индюка, глухаря или лебедя. Заготавливали перья только по весне и от молодых, сильных птиц. Затем перья подвергались специальной обработке. Со стержня срезалась часть выступающей бородки, чтобы перо было удобней удерживать в руке. Затем перо обезжиривали, опуская его в кипящий раствор щелочи на четверть часа. После просушки перо помещали в нагретый до 65 градусов песок, в котором оно закаливалось и приобретало твердость. Готовое перо затачивалось перочинным ножом (отсюда и название инструмента, маленьким ножом перо «очинялось»). И пожалуйста – можно обмакивать готовый пишущий инструмент в чернильницу и писать».

Александр Сергеевич Пушкин при работе исписывал свои перья почти до самого основания. До настоящего времени сохранились два его гусиных пера, обгрызенных сверху и настолько коротких, что их едва можно удержать в пальцах. Одно из этих перьев находится на письменном столе А.С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе — в настоящее время экспонируется в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

В 1827 году Василий Андреевич Жуковский, путешествуя по Германии, побывал в гостях у Иоганна Вольфганга фон Гете. "Великий Гете, разговорившись с одним путешественником об России и слыша о Пушкине, сказал: "Передайте моему собрату - вот мое перо"". (Из воспоминаний Нащокина.) Гусиное перо, которым был написан "Фауст", было подарено Пушкину в знак благодарности за то, что он откликнулся на тему гетевской трагедии "Фауст" своей работой "Сценой из Фауста". Перо немецкого классика было доставлено Пушкину. Он сделал для него красный сафьяновый футляр, на котором было напечатано: "Перо Гете".

Преподаватель:

А теперь подведем итоги викторины.

(Награждение победителей).

Преподаватель:

Нашу викторину хочется закончить строками А. С. Пушкина, в которых он рисует картину будущих изменений в России, произошедших благодаря применению научных достижений в технике, быту, повседневной жизни:

… Лет через пятьсот дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведет крещенный мир

На каждой станции трактир.

                               («Евгений Онегин")

 Литература:

1. «Звезда пленительного счастья»/ журнал «Физика в школе» №5 1998 г.

2.  Пушкин А. С. Избранные сочинения в двух томах. М., «Рипол Классик», 1999

3. Тихомирова С. А. «Пушкин и физика» / журнал «Физика в школе» №3 1999 г.

4. Щербаков Р. Н. Конференция на  тему «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» / журнал «Физика в школе» №3 1999

5.  А. С. Пушкин. Стихотворения и поэмы. М. : Правда, 1984.

6. А. С. Пушкин. Евгений Онегин. М. : Художественная литература, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовная лирика в произведениях Генриха Гейне.

План-конспект открытого урока немецкого языка в 8 классе.Комментарии к уроку.Урок был проведен с учениками 8А и 8Б классов. Количество учащихся – 16 человек.Тема урока была выбрана не случайно. С сент...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления

Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...

Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».

Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...

Бинарный урок по физике и литературе "ФИЗИКИ И ЛИРИКИ"

Цель: показать взаимосвязь природных явлений с духовным миром людей, их неразрывное единство и взаимообогащение.Тип урока: бинарный урок физики и русской литературы; урок закрепления полученных знаний...

Театральная постановка по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в рамках XVI городского Пушкинского праздника "Пока в России Пушкин длится

С октября 2001 года в нашем городе проходит городской Пушкиснкий праздник. В рамках этого грандиозного и всеми любимого мероприятия проводятся различные конкурсы. Завершением праздника является Пушкин...

Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....