Метод диагностики знаний учащихся по теме "Влажность воздуха", работа с психрометрической таблицей.
методическая разработка по физике (8 класс)

Разработка методического приёма оценки знаний учащихся

   Автор: Тихомирова Анна Андреевна, учитель физики государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 468 Выборгского района Санкт – Петербурга.

   Название разработки: Приём оценки знаний учащихся по теме «Способы определения влажности воздуха». Проверка умений пользоваться психрометрической таблицей для определения влажности воздуха.

   Аннотация: В рабочей программе за курс 8 класса есть тема «Способы определения влажности воздуха», в которой рассматривают действие измерительных приборов – гигрометра (конденсационного и волосного) и психрометра. При изучении данного материала ученики знакомятся с разными принципами и методами определения влажности. Но в рамках урока из-за недостаточной оснащённости кабинета, малого количества времени на изучение темы, сложно показать практическое применение приборов по определению влажности. В учебнике Перышкина А. В. (2013) предложена к выполнению лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха», цель которой – измерение влажности воздуха. К сожалению, даже по 2 предложенным вариантам (1. с психрометром и 2. с 1 термометром), выполнение работы несёт только ознакомительный характер. У учеников на практике при выполнении измерений сложатся только общие представления о методах применения психрометрической таблицы, так как за 1 урок выполнить работу возможно 1 раз. В ГИА есть задания, проверяющие умения учащихся проводить анализ опыта, определять показания физических величин, знания принципов работы и применения различных физических приборов, психрометра в том числе.

В ходе своей работы я разработала задание, которое направлено на применение таблицы в более широкой степени. Так же оно развивает кругозор ребят и нацелено на развитие не только предметных умений, но и культурных и духовных ценностей. Так же, стоит отметить, что числа, используемые в работе проверяют и тренируют умения устного счёта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozenka_znanii_po_teme_vlagnost_vozduha.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка методического приёма оценки знаний учащихся

   Автор: Тихомирова Анна Андреевна, учитель физики государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 468 Выборгского района Санкт – Петербурга.

   Название разработки: Приём оценки знаний учащихся по теме «Способы определения влажности воздуха». Проверка умений пользоваться психрометрической таблицей для определения влажности воздуха.

   Аннотация: В рабочей программе за курс 8 класса есть тема «Способы определения влажности воздуха», в которой рассматривают действие измерительных приборов – гигрометра (конденсационного и волосного) и психрометра. При изучении данного материала ученики знакомятся с разными принципами и методами определения влажности. Но в рамках урока из-за недостаточной оснащённости кабинета, малого количества времени на изучение темы, сложно показать практическое применение приборов по определению влажности. В учебнике Перышкина А. В. (2013) предложена к выполнению лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха», цель которой – измерение влажности воздуха. К сожалению, даже по 2 предложенным вариантам (1. с психрометром и 2. с 1 термометром), выполнение работы несёт только ознакомительный характер. У учеников на практике при выполнении измерений сложатся только общие представления о методах применения психрометрической таблицы, так как за 1 урок выполнить работу возможно 1 раз. В ГИА есть задания, проверяющие умения учащихся проводить анализ опыта, определять показания физических величин, знания принципов работы и применения различных физических приборов, психрометра в том числе.

С сайта «Решу ОГЭ»: На рисунке изображены два термометра, входящие в состав психрометра, установленного в некотором помещении. Объём помещения 80 м3. Используя психрометрическую таблицу, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера. …

Видно, что при аттестации будет проводиться проверка знаний и умений по данной теме, включающая в себя: знание назначение прибора, определение показаний термометров, знание принципа работы психрометра (почему показания термометров различны), проводить анализ собранных данных, применение психрометрической таблицы, определение влажности по рисунку (виртуальный эксперимент)… Одним из заданий ГИА 2020 по новому ФГОС является умение учащихся проводить мысленный эксперимент. Поэтому необходимо создавать задания и применять их в работе учеников, развивающие умения проводить деятельность подобного типа.

В ходе своей работы я разработала задание, которое направлено на применение таблицы в более широкой степени. Так же оно развивает кругозор ребят и нацелено на развитие не только предметных умений, но и культурных и духовных ценностей. Так же, стоит отметить, что числа, используемые в работе проверяют и тренируют умения устного счёта.

   Описание метода:

Учащиеся открывают психрометрическую таблицу в учебнике. Вместе с учителем производят разбор нескольких примеров по определению влажности воздуха, а так же определяют на практике влажность в кабинете различными способами, описанными в учебнике.

Пример:

показания сухого термометра 200 , а влажного 150. Найти относительную влажность воздуха по таблице.

Решение:

1.Показания термометров различны потому, что со влажного термометра происходит испарение воды. Частички воды, которые отделяются от этого термометра, превращаясь в пар, улетают в воздух, забирая часть энергии термометра, охлаждая его.

Найдём разность в показаниях термометров: показания сухого термометра – показания влажного термометра = tсухого - tвлажного =200 – 150=50

2. Таблица состоит из строк и столбцов, на пересечении которых написано показание влажности воздуха. Чтобы воспользоваться таблицей, необходимо найти в верхней строке разность сухого и влажного термометров (50 в нашем примере), а в левом крайнем столбце показания сухого термометра (200), на пересечении столбца (50)и строки (200)будет стоять показание относительной влажности воздуха.

Ответ:

Относительная влажность воздуха 59%.

Разность показаний сухого и влажного термометров

tсухого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15

20

59

25

30

   Затем учащиеся получают заготовки для выполнения задания. В таблице проставлены буквы алфавита. Каждой букве соответствует значение сухого и влажного термометра. Применив психрометрическую таблицу, определяют влажность воздуха, по уже собранным показаниям, указанным в каждом задании. Букве (А, Б. В, …) соответствует своё число (влажность в  %). Числа в ответах повторяться не могут. Внизу, в таблице 2,  есть последовательность чисел. В ячейки под числами необходимо вписать ту букву, которая ему соответствует из 1 таблицы. Если задание выполнено верно, то ученики смогут прочитать зашифрованную фразу – высказывание. Как дополнительное задание, можно попросить учащихся вспомнить, найти и зашифровать подобным образом интересную, с их точки зрения, мысль выдающегося учёного, деятеля, которой они обменяются и расшифровывают индивидуально, в парах или группах.

   Используемая литература:

  1. Учебник Перышкин А.В. , 2013, изд. Дрофа
  2. https://www.adme.ru/vdohnovenie/citaty-velikih-uchenyh-582805/
  3. https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=22

Приложение 1.

Таблица 1 (Шифр)

буква

tсухого

tвлажного

φ, %

А

8

3

Б

18

12

В

22

15

Г

20

19

Д

24

21

Е

28

26

Ё

24

19

Ж

20

14

З

12

9

И

4

1

Й

20

12

К

8

0

Л

4

2

М

24

16

Н

12

4

О

12

10

П

8

6

Р

10

5

С

18

11

Т

22

13

У

28

20

Ф

24

20

Х

28

21

Ц

22

20

Ч

30

29

Ш

10

8

Щ

18

14

Ъ

16

10

Ы

22

12

Ь

24

14

Э

14

10

Ю

6

0

Я

10

1

Таблица 1 (Шифр) ответы

буква

tсухого

tвлажного

φ, %

А

8

3

40

Б

18

12

49

В

22

15

74

Г

20

19

91

Д

24

21

77

Е

28

26

85

Ё

24

19

62

Ж

20

14

51

З

12

9

68

И

4

1

56

Й

20

12

37

К

8

0

7

Л

4

2

70

М

24

16

43

Н

12

4

20

О

12

10

78

П

8

6

75

Р

10

5

44

С

18

11

41

Т

22

13

34

У

28

20

48

Ф

24

20

69

Х

28

21

53

Ц

22

20

83

Ч

30

29

93

Ш

10

8

76

Щ

18

14

65

Ъ

16

10

46

Ы

22

12

28

Ь

24

14

31

Э

14

10

60

Ю

6

0

23

Я

10

1

5

Приложение 2.

Таблица 2. Высказывания, зашифрованные с помощью задания по определению влажности воздуха с применением психрометрической таблицы в учебнике

Перышкина А.В. (2013) страница223 – 224.

____________________________________________________________________________

41

7

78

70

31

7

78

49

28

34

28

20

56

51

56

70

74

41

23

51

56

68

20

31

,

41

70

85

77

48

85

34

48

93

56

34

31

41

5

.

Сенека

Ответ : Сколько бы ты ни жил, всю жизнь следует учиться.

__________________________________________________________________

93

85

43

48

49

28

34

28

20

85

48

93

56

70

41

5

34

28

48

93

56

76

31

41

5

,

77

70

5

41

85

49

5

.

Петроний

Ответ: Чему бы ты не учился, ты учишься для себя.

__________________________________________________________________

77

78

41

34

78

37

20

40

34

78

70

31

7

78

34

40

51

56

68

20

31

7

78

34

78

44

40

5

,

75

44

78

51

56

34

40

44

40

77

56

77

44

48

91

56

53

70

23

77

85

37

.

А. Эйнштейн

Ответ: Достойна только та жизнь, которая прожита ради других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информ-ринг как форма диагностики знаний учащихся на уроках информатики.

Игровые методы обучения – лучший способ мотивации учащихся и закрепления их знаний. На уроках информатики игра "Информ-ринг" используется для закрепления изученного материала и расширения кругозора уч...

Использование технологии Moodle для обучения и сетевой диагностики знаний учащихся

«Цель обучения ребенка состоит и в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи  учителя» Элберт Грин Хаббард...

Статья "ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ"

Котроль знаний учащихся одна из важных частей обучения. Последнее время активно используется тестирование при проверки знаний учащихся....

Контрольная работа по литературе как средство диагностики знаний учащихся

В основе литературы как учебной дисциплины лежит чтение и изучение литературного произведения. Прочитать произведение и воспроизвести его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям; ха...

Использование схем и таблиц на уроках биологии, как один из наиболее эффективных методов усвоения знаний учащимися

Каждый учитель в процессе своей деятельности ищет наиболее приемлемые и результативные методы подачи информации. И в какой-то момент мы понимаем, что один из методов все-таки наиболее эффективен. Осно...

Доклад "Формы и методы диагностики знаний, умений и навыков учащихся по химии".

В данном докладе рассматриваются некоторые аспекты форм и методов диагностики знаний, умений и навыков учащихся на уроках химии. Описывается необходимость выбора тех или иных форм контроля исходя из с...

Доклад с презентацией на тему "Диагностика знаний учащихся по математике и построение образовательного маршрута. Отражение индивидуального прогресса обучающихся"

Доклад был сделан на педагогическом совете учителей общеобразовательной школы (отделение для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью))  и на окружном семинаре "Система индивидуального сопр...