Статья "ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ"
статья по информатике и икт по теме

Пономарев Павел Анатольевич

Котроль знаний учащихся одна из важных частей обучения. Последнее время активно используется тестирование при проверки знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ponomarev.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          П.А. Пономарев

О.А. Жметко

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ

Применение информационных технологий в системе образования позволяет совершенствовать учебный процесс путем внедрения новых технологий не только обучения, но и контроля знаний.

Контроль является одной из важнейших частей обучения, так как он позволяет учителю определить степень достижения педагогических целей, а ученикам служит стимулом для достижения лучших результатов, помогает реализовывать самоконтроль, самостоятельно совершенствовать и углублять знания, способствует систематической подготовке к заданиям, активизирует познавательный интерес.

Одним из наиболее эффективных инструментов контроля знаний в настоящее время является тест, который позволяет получить объективную оценку знаний, установить уровень сформированности представлений и понятий у учащихся, определить темпы их продвижения в обучении.

С развитием компьютерных технологий и сетей тестирование перешло на новый этап своего развития, став более доступным и востребованным. В настоящее время всё большее количество систем обучения используют для проверки знаний учащихся компьютерные тесты.

Однако не любой тест позволяет объективно оценить знания и умения учащихся, выявить причины ошибок или неудач в учении, характер мышления или творческий потенциал учащихся.

Для конструирования качественного тестового инструментария необходимо учесть следующие аспекты.

Во-первых, тестовые задания должны фиксировать различные уровни усвоения изучаемого материала. Согласно классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, выделяются три уровня усвоения знаний:

1 уровень: восприятие, осмысление, запоминание;

2 уровень: применение знаний в сходной ситуации по образцу;

3 уровень: применение знаний в новой ситуации.

В тест должны быть включены тестовые задания, соответствующие каждому из уровней усвоения, например:

Тестовое задание на первый уровень усвоения.

Инструкция: если вы согласны с утверждением, то обведите кружком ответ «Да», если не согласны то ответ «Нет».

Логическая операция, имеющая логическую связку «и» называется конъюнкцией.

1. Да

2. Нет

Тестовое задание на второй уровень усвоения.

Инструкция: установите соответствие между основными законами алгебры логики и их названиями

1. x & yy & x

А. Коммутативность дизъюнкции

2. x & (y & z)(x & y) & z

В. Дистрибутивность конъюнкции относительно дизъюнкции

3. x & (y  z)  (x & y)  (x & z)

С. Ассоциативность конъюнкции

Тестовое задание на третий уровень усвоения.

Инструкция: обведите кружком букву соответствующую правильному ответу.

После упрощения логической формулы   F= (не В) и (А или (не (А и В))

она примет следующий вид:

1. (не А)

2. (не А) или В

3. (не А) или (не В)

4. (не В)

Во-вторых, тестовые задания должны быть различных типов и видов. Применение закрытых тестовых заданий различного типа позволит выявить не только факт наличия/отсутствия знаний, но и их глубину, системность, межпредметность и другие. В то же время наличие в тесте открытых тестовых заданий позволит выявить его творческий потенциал, методы выполнения заданий, логику нестандартного мышления.

Следует грамотно использовать преимущества тестовых заданий закрытого типа. Так, например, тестовые задания альтернативных ответов, в которых испытуемый выбирает один из двух вариантов ответов, целесообразно использовать для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и т.д. Желательно, чтобы для одного элемента знания предлагалось несколько вопросов, образующих серию.

Задачи с множественным выбором, предполагающие наличие вариативности в выборе, достаточно универсальны с точки зрения педагогических задач. Это и служит одной из причин их популярности.

Задания на восстановление соответствия требуют от испытуемых восстановить определенную связь между элементами двух списков и оптимально подходят для проверки знаний большого объема информации. Для достижения названной цели задания на восстановление соответствия более эффективны, чем задания с множественным выбором, поскольку более компактны.

Задания на восстановление последовательности краткости и просты при проверке, используются в темах и предметах, в которых присутствует алгоритмическая деятельность или временные события.

В целом задания закрытого типа снижают субъективность оценок, экономичны с точки зрения временных затрат и усилий проверяющих, предусматривают возможность компьютерной формы проведения тестирования и обработки результатов и обладают массой других преимуществ.

При выборе видов заданий следует учитывать специфику контингента учащихся, цель тестирования, особенности содержания и другие факторы.

На эффективность диагностики знаний учащихся с помощью систем тестирования влияют и другие факторы. Например, качество результатов  тестирования напрямую определяется временем его проведения. Установлено, что тестирование лучше проводить в периоды с 9 до 12 часов или с 16 до 18 часов. Продолжительность тестирования тоже играет роль и определяется исходя из физиологических, возрастных и познавательных особенностей детей. Например, дети со слабой нервной системой могут становиться импульсивными, перевозбуждаться или быстро утомляться, что непременно снизит их индивидуальный результат и приведет к получению недостоверных результатов тестирования.

В заключение следует отметить, что, безусловно, тестовый контроль не безупречен, но нуждается не в отвержении, а в усовершенствовании. Знание методики составления тестовых заданий и правильное его применение позволяет учесть и исправить возможные недостатки.

Кроме того, необходимо помнить, что применение тестового инструментария не сводится к контролю знаний. Существуют не менее важные педагогические задачи, эффективно решаемые с помощью тестов: задачи определения эффективности педагогических методов и средств, выявления причин неудач в учении отдельных учащихся, определения особенностей познавательных процессов учеников, характера их мышления, типа темперамента или направленности познавательных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний при помощи компьютерной программы

Преимущества компьютерных программ перед традиционными методами обучения, контроля знаний и умений....

Активная систематизация математических знаний с помощью лэпбукинга.

Современное образование в России все чаще исходит из принципа – «научить учиться самому». Школьникам дается проблема (это может быть какое-то задание), а они должны сами постав...

Мониторинг качества знаний учащихся через тестирование обучающихся

Мониторинг  качества знаний учащихся  через тестирование обучающихся...

«Тестирование с помощью Google форм как средство организации контроля знаний учащихся на уроках математики»

В наше время, благодаря развитию цифровых технологий, в учебной практике появляются новые инструменты и средства, с помощью которых педагоги могут решать более сложные задачи. Например, современный ре...

Программа элективного курса «Основы медицинских знаний. Первая помощь»

Программа элективного курса «Основы медицинских знаний. Первая помощь» рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-11 классов. Программа реализуется как в сетке учебных часов, та...

«Дифференцированный подход в обучении информатики и ИКТ» «Создание тестов и других материалов для контроля знаний при помощи компьютерной программы»

В последние годы большое внимание уделяется применению компьютеров в процессе обучения, как в средней, так и в высшей школе. Это средство обучения раскрывает резервы учебного процесса и личности учащи...