Рабочая программа Физика 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс)

Лецко Алексей Борисович

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках А. В. Перышкина≪Физика≫ для 7 класса системы ≪Вертикаль≫.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_fizika_fgos.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ)

Принята на заседании                                                                                      педагогического совета        

«_____»_________20    г.                                                                                                                                                        

Утверждаю

Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)

Приказ №____ от «____»_________20    г.

Рабочая программа

Физике

8 класс

Лецко А. Б. учитель физики

                                                                                                            Тюменцево, 2019г

  1. Пояснительная записка

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках А. В. ПерышкинаФизика для 8 класса системы Вертикаль. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования. Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности,

  1. Общие цели учебного предмета

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  •  усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  •  формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
  •  систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
  •  формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
  •  организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
  •  развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс.Учебный план составляет 210 учебных часов, в том числе в 7,8, 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часав неделю.В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс Окружающий мир, включающий некоторые познания из области физики и астрономии. В 5—6 классах возможно преподавание курса Введение в естественно-научные предметы. Естествознание, который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовымзвеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

                  1.4 Программа курса физики для 7—9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник).

УМК «Физика. 8  класс»

1. Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

2. Физика. Методическое пособие. 8 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е. В. Шаронина).

3. Физика. Тесты. 8 класс (авторы Н. К. Ханнанов,Т. А. Ханнанова).

4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

6. Электронное приложение к учебнику.

  1. Планируемые результаты образования.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного  подходов в процессе усвоения программы, что обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Результатам образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.

Планируемые результаты реализации программы.

  • знакомство учащихся с методом научного познания иметодами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы иэкспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практическойжизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленныйфакт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результатэкспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элемент общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;  развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.

  1. Содержание курса

8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Тепловые явления (23 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

3. Измерение влажности воздуха.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

— понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление  (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

— умение измерять: температуру, количество теплоты,удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

— владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

— понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

— понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

— овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Электрические явления (29 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон ьДжоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее ьразличных участках.

5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

6. Регулирование силы тока реостатом.

7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

— понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

— умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

— понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;

— понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

— владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Электромагнитные явления (5 ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

9. Сборка электромагнита и испытание его действия.

10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

— понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Световые явления (10 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

11. Получение изображения при помощи линзы.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

— понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

— умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

— понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

— различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения,даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Итоговая контрольная работа (1 ч)

Резервное время (2 ч)

  1. Тематическое поурочное планирование  

урока

Наименование раздела программы, тем уроков

Кол-во

часов

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (23 ч)

1

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия

1

2

Способы изменения внутренней энергии

1

3

Виды теплопередачи. Теплопроводность

1

4

Конвекция Излучение

1

5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

1

6

Удельная теплоемкость

1

7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

1

8

Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

9

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1

11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

12

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

1

13

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

1

14

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления

1

15

Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация».

1

16

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

1

17

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

1

18

Решение задач на расчет удельной теплоты

1

19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа №3 «.Измерение влажности воздуха.»

1

20

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

1

22

Контрольная работа№2 по теме «Агрегатные состояния вещества»

1

23

Обобщающий урок по теме «Тепловые явления»

1

        ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (29 ч)

24

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел

25

Электроскоп. Электрическое поле

26

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома

27

Объяснение электрических явлений

28

Проводники, полупроводники и непроводники электричества

29

Электрический ток. Источники электрического тока

30

Электрическая цепь и ее составные части

31

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока

32

Сила тока. Единицы силы тока

33

Амперметр. Измерение силы токаЛабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.»

34

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

35

Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения .Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.»

36

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления

37

Закон Ома для участка цепи

38

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

39

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения

40

Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом».

41

Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

42

Последовательное соединение проводников

43

Параллельное соединение проводников

44

Решение задач Соединение проводников.

45

Контрольная работа по темам «Электрический ток. Напряжение», «Сопротивление.
Соединение проводников»

46

Работа и мощность электрического тока

47

Единицы работы электрического тока, применяемые на практикеЛабораторная работа № 8 ;Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.»

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца

49

Конденсатор

50

Лампа накаливания.  Короткое замыкание, предохранители

51

Контрольная работа по темам «Работа и мощность электрического тока», «Закон
Джоуля—Ленца», «Конденсатор»

52

Обобщающий урок по теме «Электрические явления»

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (5 ч)

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применениеЛабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия.»

55

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

56

Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

57

Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления»

Световые явления (10 ч)

58

Источники света. Распространение света

59

Видимое движение светил

60

Отражение света. Закон отражения света

61

Плоское зеркало

62

Преломление света. Закон преломления света

63

Линзы. Оптическая сила линзы

64

Изображения, даваемые линзой

65

Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы»

66

Решение задач на законы отражения и преломления света

67

Глаз и зрение

68

Повторение пройденного материала.

69

Итоговая контрольная работа

70

Обобщение пройденного материала

Лист изменений.

п/п

Дата

Характер изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа физика 7-9 класс

рабочая программа физика 7-9 класс...

Рабочая программа (физика 7 класс)

Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...

Рабочая программа .Физика 7 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа.Физика 8 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа физика 8 класс

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...