Урок физики "Сообщающиеся сосуды"
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Пирогова Людмила Анатольевна

Урок физики 7 класс. Тема сообщающиеся сосуды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе по теме: "Сообщающиеся сосуды"

Цели урока:

  • продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на природе однородных и разнородных жидкостей;
  • сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах
  • формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе;

 Ход урока.

1. Учитель и ученики приветствуют друг друга.

2. Начинается разминка. Учитель предлагает ученикам выполнить задания различного уровня сложности.

  • Анаграммы.

Давление -Ниеледав, Сила-Алси, Высота-Тавысо, Плотность-Ностьплот, Ньютон-Нотнью, Паскаль-Кальсап, Площадь-Щадьпло.

  • Соотнеси физическую величину, её обозначение  и её единицу измерения.

р        

Н

Объем

F

Па

сила

h

М3

плотность

V

Кг/ М3

давление

ρ

м

высота

  • Соотнеси понятие и его определение.

Закон Паскаля

Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности

Давление

Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях.

Сила

Физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

Плотность

Физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел.

Помогут мне сегодня знатоки географии, биологии и конечно физики, герои мультфильма «На задней парте» Оля Знайкина и Боря Лейкин. Познакомимся с ними. (Фрагмент мультфильма).

3. На рисунке представлены чайник, фонтан, лейка, шлюз, самовар.

Что общего между всеми этими объектами? Чем интересно их строение? (Состоят  из нескольких частей, которые соединены друг с другом).  

Такие сосуды называются сообщающимися. Все объекты, представленные на рисунках, являются примерами сообщающихся сосудов.

Учащиеся формулируют тему и цели урока и записывают их в технологическую карту урока.

Прежде, чем мы будем знакомиться со свойствам сообщающихся сосудов, мы должны сформулировать определение. Что же такое сообщающиеся сосуды?

(Сообщающимися называют сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости.)

4. А теперь приступим к исследованию свойств жидкости в сообщающихся сосудах.

  • Работа с технологической картой. Задание 1.

В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне.

Давайте посмотрим как с этим свойством знакомы наши герои.  (Фрагмент 2)

Как вы думаете какую ошибку допустил Бармалейкин. Что он должен был сделать. Где  в жизни люди научились использовать подобный прием. ( фонтаны)

Что произойдет, если сосуды будут разной формы?

  • Работа с технологической картой.  Задание 2.

В сообщающихся сосудах любой ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

Для подтверждения, рассмотренных свойств, посмотрим видеоролик. И ответим на вопрос: Почему  жидкость устанавливается на одном уровне?(http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C2%E8%E4%E5%EE%F0%EE%EB%E8%EA+-+%E0%ED%E8%EC%E0%F6%E8%FF+%22%C7%E0%EA%EE%ED+%F1%EE%25E)

По закону Паскаля p1 = p2, по определению гидростатического давления p1 = ρg h1

, p2 =ρ g h2, отсюда h1 = h2.

  • Работа с технологической картой. Задание 3.

Как же будет устанавливаться жидкость, если в сосуды налить жидкости разной плотности?

В сообщающихся сосудах жидкость устанавливается тем выше, чем плотность меньше.

  • Давайте ещё раз  вспомним все рассмотренные свойства жидкостей в сообщающихся сосудах.

В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне.

В сообщающихся сосудах любой ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

В сообщающихся сосудах жидкость устанавливается тем выше, чем плотность меньше.

5. Каждой из групп предложено задание с использованием свойств сообщающихся сосудов. Обсудив его, представьте полученный результат.

6.Среди всех применений сообщающихся сосудов, о которых мы говорили сегодня, особое место занимают шлюзы. (Выступление учащегося)

7.Заканчивая урок, проверим, все ли поставленные цели были достигнуты.  Что нового вы узнали на этом уроке, какие впечатления от урока вы заберете с собой сегодня. Заполните корзину ваших достижений.

Домашнее задание: изучить строение и принцип работы в фонтанов. Рассказать об одном из понравившихся вам фонтанов. Попробовать дома сконструировать фонтан.

Фрагмент 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"

Презентация к уроку физики 7класс  по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...

Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса

Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...

Урок "Сообщающиеся сосуды"

Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться  с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Фор...

Конспект урока "Сообщающие сосуды".

Конспект урока "Сообщающие сосуды" для детей с НОДА....

Технологическая карта урока "Сообщающиеся сосуды"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок - исследовательский. В процессе такого изложения материала на уроке отдается приоритет самостоятельной работе ребенка....

Урок Сообщающиеся сосуды

В материале представлен конспект урока, презентация, ЭОР....

Методическая разработка урока «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса

Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части....