Урок физики "Плавание тел "
план-конспект урока по физике (7 класс)

Адамова Лариса Валерьевна

Тема урока: Плавание тел.

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала.

 Цель урока:  Формирование учебно-познавательной компетенции  обучающихся при выполнении экспериментальных заданий и усвоение ими условий плавания тел .

 

Оборудование:  компьютер, экран, мультимедийный проектор, физические приборы для  опытов (: мензурка с водой,  тела  из пробки, пластмассы, дерева (сосна) ,парафина, резины).

Технологии: деятельностный подход, проблемное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_plavanie_tel.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Плавание тел»

Разработчик: Адамова Лариса Валерьевна, учитель физики БОУ г. Омска «Гимназия №12 имени Героя Советского Союза В. П. Горячева»

Базовый учебник: Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса. - М.: Дрофа, 2011г.

Тема урока: Плавание тел.

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала.

 Цель урока:  Формирование учебно-познавательной компетенции  обучающихся при выполнении экспериментальных заданий и усвоение ими условий плавания тел .

Оборудование:  компьютер, экран, мультимедийный проектор, физические приборы для  опытов (: мензурка с водой,  тела  из пробки, пластмассы, дерева (сосна) ,парафина, резины).

Технологии: деятельностный подход, проблемное обучение.

Программное сопровождение: презентация к уроку , ЭОР, обучающие диски, экран, проектор, компьютер

ХОД УРОКА

1. Оргм. момент.

2. Мотивация к учебной деятельности :

Учитель: Организует  проблемную ситуацию для включения обучающихся к целеполаганию

Вы знаете, что огромные корабли плавают на поверхности воды, частично погруженные в воду,  и не тонут, а стоит в воду бросить  маленький камень как он тут же пойдет ко  дну. Почему так происходит?

3. Обучающиеся формулируют цель урока: выяснить, какие условия должны выполняться, чтобы тело плавало? 

4. Организация повторения.

Учитель: вы уже знаете, что на тела,  погруженные в жидкость,  действуют сила Архимеда и сила тяжести.

1.Какая сила называется Архимедовой силой? По каким формулам можно рассчитать эту силу?

2. Какая сила называется силой тяжести? По какой формуле можно рассчитать эту силу?

На тела,  погруженные в жидкость,  действуют сила Архимеда и сила тяжести.

5. Выполнение компетентностно-ориентированного задания.  

Учитель : Для выяснения условия плавания тел выполните в своей группе экспериментальное задание.  (Класс делится на 6 групп. Каждому обучающемуся раздаются бланки для выполнения заданий на уроке и бланки оценивания заданий.)

Задачная формулировка компетентностно-ориентированного задания  для обучающихся:

Исследуйте плавание тел из различных материалов в воде. Для этого опускайте в воду тела (по одному) из пробки, парафина, дерева( сосны), резины, пластмассы. Запишите в таблицу,  всплывают ли эти тела в воде или тонут.

Запишите  в таблицу плотности  материалов и воды. Сравните эти плотности.  

Сравните силу тяжести и Архимедову силу, действующие на тело.

Сформулируйте вывод,  при каких условиях всплывают  тела, при каких условиях тонут

Приборы и материалы: мензурка с водой,  тела  из пробки, пластмассы, дерева (сосна) ,парафина, резины

(Или это задание выполняется на компьютере с использованием Интернет . ссылка:school-collection.edu.ru/catalog/res/804fe082-ca4d-a272-63a7-bdb4b3ccc367/?.)

Компетенция на оценивание которой рассчитан КОЗ: Учебно-познавательная ( по таблице Блума: применение, понимание, синтез)

Аспект компетенции: нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач/ситуаций.

  Источник информации: таблица плотности.

 

вещество

Плотность , кг/м3

пластмасса

1400

резина

1300

Вода  чистая

1000

 Раствор соли в воде

1100

Картофель

1100

парафин

900

Дерево (сосна)

400

пробка

240

Оборудование: : мензурка с водой,  тела  из пробки, пластмассы, дерева (сосна) ,парафина, резины

 Бланк выполнения задания №1:

Материал тела

Плотность тела p т, кг/м3

Жидкость

Плотность жидкости pж , кг/м3 

 Тело всплывает или тонет

Зависимость между p т, pж

( p т ˃pж ;

p т ˂pж)

Зависимость между Fт, FА

(Fт  ˃FА;

Fт  ˂ FА)

пробка

Вода чистая

пластмасса

парафин

резина

Дерево

(сосна)

 Вывод:

1. Если сила тяжести    ________________силы Архимеда,

 а плотность тела _____________ плотности жидкости, то тело ________________

2. Если сила тяжести    ______________ силы Архимеда,

 а плотность тела ______________ плотности жидкости, то тело ________________

В каком случае тело погружается на большую глубину:

в случае погружения дерева или пробки? Почему?

__________________________________________________________________________

Вывод: Чем____________________плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем _____________________________________ часть тела погружена в жидкость

Задание №2

Исследуйте плавание  картофеля в насыщенном растворе соли в воде.

 Запишите в таблицу,  как ведет себя картофель ( всплывает, тонет или плавает внутри жидкости). Заполните таблицу. Сравните  плотности ,силу тяжести и Архимедову силу, действующие на тело.

Сформулируйте вывод.

Материал тела

Плотность тела p т, кг/м3

Жидкость

Плотность жидкости pж , кг/м3 

 Тело всплывает, тонет или плавает внутри жидкости

Зависимость между p т, pж

( p т ˃pж ;

p т ˂pж,

p т =pж)

Зависимость между Fт, FА

(Fт  ˃FА;

Fт  ˂ FА,

Fт  = FА)

картофель

Раствор соли в воде

Вывод: сформулируйте условие плавания тел:

3. Если сила тяжести    ________________силы Архимеда,

 а плотность тела _____________ плотности жидкости, то тело _______________

6. Формулирование выводов .

Один представитель из группы озвучивает выводы, полученные группой.

Проверяем правильность сделанных выводов, используя презентацию.

7. Оценивание выполнения компетентностно-ориентированного задания   обучающимисяю. Обучающиеся оценивают правильность выполнения задания, используя критерии.

Критерии оценки выполненного задания:

Проверяемые критерии

Балл (1/ 0,5/0)

1

Правильно установлено поведение тела(всплывает или тонет, плавает). Правильно установлена зависимость между плотностью тела и плотностью жидкости .Правильно установлена зависимость между силой тяжести и силой Архимеда

2

Правильно сформулированы выводы 1,2 в задании 1

3

Правильно установлена зависимость между объемом погруженной части  тела  от плотности жидкости и плотности тела в задании 1

4

Правильно  сформулировано условие плавания тел в задании 2

5

Правильно решена задача 1, нарисован правильно рисунок

8. Самостоятельная работа

Обучающиеся индивидуально   выполняют задание на компьютере  или с использованием презентации (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d42f11e9-ad13-11db-ad09-0050fc69ce6f/[PH-SED-07_1-2-05]_[ID_002-01].swf)

9. Рефлексия.

Обучающиеся  устно высказывают что они узнали на уроке, с какими трудностями столкнулись при выполнении заданий и заполняют  таблицу.

1

Что вам понравилось на уроке?

2

С какими трудностями вы столкнулись?

3

Какой вклад вы внесли в результат работы в группе

4

Что было не понятно на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...