Внеклассное мероприятие по физике "Физика и отечественная война"
методическая разработка по физике (9, 10, 11 класс)

Козина Татьяна Ивановна

Мероприятие проводится для учащихся 9-11 классов в виде конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_konferentsii.doc76 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.56 МБ
Office presentation icon prezentatsiya2.ppt454 КБ
Office presentation icon prezentatsiya3.ppt687.5 КБ
Office presentation icon vneklassnoe_meropriyatie.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:

                                      Мбоу «Полх-Майданская средняя школа»

                     Внеклассное мероприятие по физике.

                                 для учащихся 9-11 классов.

                   

                                                           

                                                       Выполнила учитель физики:Козина Т.И.

                                                                         2018

                                               Пояснительная записка:

Мероприятие проводится в виде конференции для учащихся 9-11 классов.Данное мероприятие направлено на воспитание патриотизма у учащихся,формирование гражданского чувства гордости и ответственности за судьбу своей страны.Страницы истории не только запечатлели подвиг советских учёных,эти страницы понуждают вдуматься в прошедшие события,осмысливать их и сделать важные для сегодняшнего дня выводы.Знакомство с историей и подвигами советских учёных духовно возвышают каждого из нас.

Цель: Познакомить учащихся с учёными-физиками, внесшими вклад в развитие науки и техники в годы Великой Отечественной Войны, через исследование исторической литературы.

Задачи:

  • Изучение основных направлений в развитии науки и техники в годы Великой Отечественной войны.
  • Знакомство с великими учеными-физиками, которые внесли свой вклад в развитие военной техники.
  • Воспитание чувства патриотизма и гордости за отечественную науку.

                                                        Ход мероприятия:

  Ведуший 1:(Слайд№5)

Чтоб снова на земной планете 
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память наша совесть.
Она как сила нам нужна.

Ведуший 2:Более шести десятилетий отделяют нас от того дня, когда фашистская Германия подписала акт о капитуляции. Закончилась Победой небывалая по своим масштабам, ожесточенности и человеческим потерям война, бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле — без малого 4 года — 1418 дней. Война унесла жизни миллионов людей. Неимоверным напряжением всех сил — душевных и физических, она была выиграна в основном Советским Союзом.

Учитель:(Слайд№6)Для молодого поколения нашей страны — нынешних школьников, это событие — далекая история. Нам, живущим в совсем ином мире и другой стране, при другом общественном строе, где жизненные приоритеты составляют иные ценности, где господствует современная техника, пронизывающая все стороны бытия, трудно, почти невозможно представить, какими были для нашего народа годы великой битвы и КАКОЙ ЦЕНОЙ была завоевана Победа над врагом.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов, выпавшая на долю нашего народа, явилась для него суровым испытанием силы духа, стойкости и воли к победе.Отечественная наука и техника тоже встали на военную вахту, от академика до лаборанта и механика. Наука направила без промедления все свои усилия, знания и умения напрямую или косвенную помощь фронту. Во многих случаях физики работали непосредственно на фронте, испытывая свои предложения на деле, немало физиков пало на поле брани, защищая Родину.

Ведущий 1:Победа означала спасение человечества от порабощения фашизмом, а многих народов — от полного уничтожения, она несла свободу и независимость нашей Родине, возможность ее людям вернуться к мирной жизни: работать, сеять хлеб, растить детей, учиться, ходить в кино, радоваться, строить планы на будущее.

Ведущий 2:В тот год, от всей души удивлены,

 Тому, что уцелели почему-то,

Мы возвращались к Жизни от Войны,

Благословляя каждую минуту, —

так писала юная фронтовичка и поэтесса Юлия Друнина.

Учитель:Дорогие ребята! Тема истории Великой Отечественной войны  1941 — 1945 гг. неисчерпаема.

Очень хочется, чтобы наша молодежь знала ее как можно глубже и шире. Ведь страницы этой истории не только запечатлели подвиг советского народа и наших соотечественников. Они понуждают вдумываться в прошедшие события, осмысливать их и сделать важные для сегодняшнего дня выводы; многие страницы и эпизоды минувшей битвы духовно возвышают каждого, кто познакомится с ними.

Ведущий 1:В первые же дни войны прозвучала по радио песня «Священная война», где был суровый призыв к ее гражданам:

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой ...

И народ в едином порыве встал, встал по велению сердца, движимый зовом своей любви к Родине, чувством долга, позабыв о многих невзгодах. Он поднялся на защиту Жизни и своей Страны.

Ведущий 2:Ведущие научные работники приняли обращение «К ученым всех стран». Его подписали физики А.Ф.Иоффе и П.Л.Капица, специалисты в области механики А.Н.Крылов и С.А.Чаплыгин.

В нем говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны — во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы, мировой науки и спасения культуры...».

 Президент Академии наук в годы войны Владимир Леонтьевич Комаров сказал: "Участие в разгроме фашизма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой …".

Ведущий 1:Люди понимали не только важность стоящей задачи, ими владело желание как можно скорее своим трудом помочь фронту. Секретарь президиума Академии наук П.А.Стеклов писал: « Я еще ни разу в жизни не видел такого единения науки и труда и мощной волны трудового энтузиазма и творческого порыва...». И результат не замедлил сказаться: уже через 2—3 месяца научные центры начали свою работу на новых местах, вдали от линии фронта.

Ведущий 2:Часть ученых поехала в эвакуацию, чтобы в лабораториях и на исследовательских установках, опираясь на свои знания, создавать разработки, нужные фронту. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» был в те годы не только приказом, но естественной потребностью почти каждого человека.

Ведущий 1:(Слайд№7-8)Практические потребности обороны страны поставили перед советскими физиками важную научную проблему: создать и усовершенствовать технику. Например "Катюша"- боевая машина реактивной артиллерии, очень эффективное оружие при массированном применении, за несколько секунд территорию в районе цели буквально перепахали тяжелые снаряды, оглушительный вой сводил с ума.

Ведущий 2:При помощи размагничивающей обмотки тока физикам удалось в десятки раз уменьшить магнитное поле в непосредственной близости от киля - наиболее уязвимой части корабля. Благодаря самоотверженному труду ученых-физиков и военных моряков, для Родины были сохранены сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней.

Физико-технический институт АН СССР по заданию Ленинградского правительства участвовал в важнейшей операции начала Великой Отечественной войны - прокладке Дороги Жизни по льду Ладожского озера из Ленинграда, сжатого кольцом блокады, на "Большую землю".

Сообщение учащегося1:(Презентация 1,подготовленная учеником)8 сентября 1941г Гитлеровцы захватили Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 900-дневная оборона города. Единственным путем, по которому могло осуществиться снабжение Ленинграда, являлось Ладожское озеро. Летом продовольствие доставляли баржами. Зимой спасение Ленинграда заключалось в строительстве зимней дороги, по льду Ладожского озера. Сколько подготовительных работ было проведено, прежде чем она начала действовать! Прежде всего, надо было выяснить свойства льда озера, условия его замерзания (состав воды, направления движения воды, льда, силу ветра и т.п.). Пригодились опыт исследовательской работы гидрохимиков, изучение физико-химических свойств различных материалов, режимов замерзания озёрной воды. Исследованием свойств льда занималась группа учёных Физико-технического института АН СССР под руководства член-корреспондента П.П. Кобеко, а в лаборатории холодильных машин Ленинградского холодильного института занимались изучением условий смерзания льда и металла (важно было выяснить, как “ремонтировать” дорогу при нарушении ледяного покрова). И вот в конце ноября 1941г. сначала на лед опустился конно-санный обоз, а затем 350 саней. В Кобону за продовольствием ушла колонна из 60автомашин ГАЗ-АА. Всего за зиму 1941/42гг. по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. За этот же период было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев. И город выдержал блокаду.

Ведущий 1:Широко известны слова нашего знаменитого авиаконструктора С.А.Лавочкина, сказанные им в лихие военные годы: «Я не вижу моего врага — немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт... чтобы в день, когда два новых самолета — наш и вражеский — столкнутся в военном небе, наш оказался победителем» .Так думали многие создатели отечественной военной техники.

Сообщение учащегося 2:(Презентация 2,подготовленная учеником)

В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования расчетов для ее изготовления и эксплуатации.                                                                                                                                                          Увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но  выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов.

Овладевая большими скоростями авиаконструкторы столкнулись с неизвестными ранее явлениями в поведении самолёта в определённых режимах работы моторов в конструкциях самопроизвольно возникало возбуждение,причём с большой амплитудой,и это явление(флаттер) вело к разрушению самолёта в воздухе.Флаттер-сочетание самовозбуждающихся незатухающих изгибных и крутильных колебаний крыльев,оперения и других элементов конструкции самолёта,возникающих при достижении самолётом определённой скорости.Такие колебания способны разрушить самолёт в воздухе.Опасности подстерегали скоростные машины и на земле.Самые первые самолёты с трёхколестным шасси во время движения по взлётно-посадочной полосе попадали в неприятную ситуацию:в момент,когда машина достигала определённой скорости,её переднее колесо, словно по собственной воле поворачивалось вокруг стойки сначала вправо,потом влево.Самолёт даже мог сьехать с взлётной полосы или зарыться носом в землю.Если же в результате колебаний передняя стойка шасси разламывалась на большой скорости,погибали и самолёт,и пилот.Это явление названноё шимми,нередко вызывало катастрофы самолётов на аэродромах.

Флаттер и шимми очень широко изучались в аэродинамики.За решение этой проблемы взялся Мстислав Келдыш.Он пришёл к выводу,что вибрацию можно ликвидировать путём демпфирования (затормаживания)колебаний.Явление флаттера было преодолено:путём сложных математических расчётов были выработаны практические приёмы для исключения вибрации прилюбой скорости полёта.В результате самолётные конструкции сохраняли устойчивость даже при самых сложных условиях.

На основе разработанной Мстиславом Всеволодовичем Келдышем теории неустойчивых колебаний было найдено решение и проблемы шимми. В результате длительных поисков он получил уравнение, выражающее явление шимми.

В своей работе «Шимми переднего колеса трехосного шасси» он изложил теорети-ческие тезисы и конкретные инженерные рекомендации, позволявшие устранить явление шимми. Благодаря разработкам М.В. Келдыша отечественные самолеты перестали «танцевать» на взлетной полосе. За время Великой Отечественной войны на взлетно-посадочных полосах фронтовых аэродромов не было зафиксировано ни одной серьезной поломки, связанной с эффектом шимми.

Мстислав Всеволодович Келдыш родился 11 февраля 1911 года в Риге в профессорской семье .В 1915 году семья Келдышей переехала в Москву.В 1919-1923 годах семья Келдышей жила в городе Иваново,где отец преподавал в политехническом институте.В 1927 голу окончил школу в Москве.В этом же году поступил на физико-математический факультет Московского государственного университета.

Весной 1030 года одновременно с учёбой стал работать ассистентом в электромашиностроительном институте.

В 1935 году ему без защиты диссертации была присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1937 – степень  кандидата технических наук и звание профессора по специальности "аэродинамика".

26 января 1938 года Мстислав Келдыш защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук.

Во время Великой Отечественной войны он работал на авиационных заводах и, как начальник отдела динамической прочности ЦАГИ, курировал проблему вибраций в самолетостроении. Успех прикладных работ М.В.Келдыша обусловлен не только его глубокой интуицией инженера-механика и экспериментатора, но и выдающимся талантом математика, тонкого теоретика и творца вычислительных алгоритмов и методов. Многому научился М.В.Келдыш в общении с конструкторами самолётов –С.А.Лавочкиным   и А.Н.Туполевым.

Огромный вклад внес Келдыш в осуществление совместного советско-американского космического полета "Союз-Апполон" (1975) и развитие полетов по программе "Интеркосмос".

Мстислав Всеволодович Келдыш был одним из инициаторов создания в 1951 Московского физико-технического института и некоторое время читал лекции, долгое время был заведующим кафедрой.

Большой период жизни Келдыша связан с его деятельностью в Президиуме Академии наук СССР, начавшейся в октябре 1953 и продолжавшейся до конца его жизни. С 1953 он академик-секретарь Отделения математики Академии наук. В 1960 избран вице-президентом, а в мае 1961 — президентом Академии наук СССР.

Ведущий 1:(Слайд№9)

Знаменитый воздушный ас ,трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб, сбивший в годы войны 62 вражеских самолета, в своих воспоминаниях, делясь впечатлениями о качестве самолетов конструктора С.А. Лавочкина, писал о том, что в экстремальных ситуациях ему удавалось достигать скоростей, превышающих расчетную на несколько десятков километров в час. Этот факт свидетельствует о большой ответственности наших авиаконструкторов, создающих новую технику.

Ведущий 2:(Слайд№10-11)Радиолокационная установка созданная в лаборатории Ю.Б. Кобзарева, позволяла обнаруживать технику противника на значительных расстояниях. Противовоздушная оборона города Ленинграда не смогла бы своевременно подготовиться к отражению атак, если бы не была оснащена радиолокационными станциями. Радиолокационные станции использовались также для защиты легендарной "дороги жизни". Радиолокационные установки охраняли и воздушное пространство на подступах к столице нашей Родины. Во время войны прожекторные части применялись в системе противовоздушной обороны страны. Группа ученых сконструировала совершенно новый высокочувствительный миноискатель, который обнаруживал "хитрые" - деревянные и пластмассовые - мины с помощью ультракоротких электромагнитных волн.

Ведущий 1:(Слайд№12):Немалый вклад в развитие радиотехнических средств и установок, предназначенных для военных целей, внес в годы Великой Отечественной войны академик А.Ф. Иоффе, который в то время специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. Он состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка. В котелок наливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других "задавало" пламя костра, нагревающее дно котелка. Перепада температур хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан. Подобный термогенератор был прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, а главное был готов к действию в любое время.

Ведущий 2:(Слайд№13-14)Весомую отдачу на полях сражений дали разработки ученых в области металлургии и металловедения. Труды академика Л.Ф. Верещагина позволили создать первую в мире установку по упрочению стволов минометов и других артиллерийских систем, в которых был использован принцип действия сверхвысоких давлений на кристаллическую структуру металла. Эта установка дала возможность увеличить срок службы орудий, их дальнобойность, а также применять для их изготовления менее качественные сорта стали.

Сообщение учащегося 3:(Презентация 3,подготовленная учеником)В годы второй мировой войны исключительно активное и широкое применение нашло минное оружие. Фашистская Германия использовала на морских театрах около 247 тысяч мин. В одном Финском заливе и на подходах к нему лишь за 1941-1942 гг. гитлеровцы поставили свыше 20 тысяч мин и минных защитников. В ходе войны минное оружие постоянно совершенствовалось, повышалась его боевая эффективность. Появились магнитные, акустические и магнитно-акустические мины. Траление магнитных мин сначала проводилось деревянными катерами-тральщиками. Для уничтожения акустических и магнитно-акустических мин применялись катера-охотники, которые, маневрируя на средних ходах, сбрасывали глубинные бомбы. Однако эти методы борьбы с минной опасностью были примитивными и недостаточно эффективными. Дело в том, что на деревянных катерах было немало металлических предметов. Корпуса катеров-тральщиков и морских охотников нуждались в размагничивании. В начале августа 1941 группа ученых в составе А. П. Александрова, И. В. Курчатова, Ю. С. Лазуркина, С. Е. Лысенко, П. Г. Степанова, К. К. Щербо предложили эффективные методы и средства борьбы с вражеским минным оружием. Был осуществлен разработанный ранее советскими учеными способ защиты кораблей от магнитных мин путем нейтрализации магнитного поля, создаваемого корабельными корпусами. Прежде всего размагничиванию подверглись подводные лодки, а после них — тральщики. Размагничивание корабля позволило плавать куда увереннее.

Ведущий 1 :(Слайд №15)Здесь уместно отметить работы лауреата Нобелевской премии академика П.Л. Капицы. Чтобы обеспечить чрезвычайно возросшую потребность различных отраслей военной промышленности в жидком кислороде, Петр Леонидович с группой сотрудников Института физических проблем сконструировали самую мощную в мире сжижительную установку. Она давала 2000 кг жидкого кислорода в час и резко отличалась от имеющихся аналогов тем, что сжижение происходило при давлении всего в 6 атмосфер .

Наряду с этим П.Л. Капицей предложен эффективный метод борьбы с неразорвавшимися фашистскими бомбами и снарядами, который сводился к замораживанию детонаторов-взрывателей жидким воздухом.

Ведущий 2:(Слайд№16)В 1942-1943 годах под руководством профессора И.И. Китайгородского была решена сложнейшая научно-техническая задача - разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе удалось создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов. Наши летчики получили возможность более безопасного обзора пространства во время боя.

Учитель:(Слайд№17-18)Примечательно, что ученые, работавшие в различных областях науки и техники и ковавшие общенародную победу в смертельной битве со злейшим врагом человечества, - фашизмом, проявляли безграничный патриотизм и огромную любовь к Отчизне, стойкость и личное мужество.

                                                             

                                                      Заключение.

За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых награждены Государственными премиями.Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы над фашистской Германией помогает высказывание все того же академика С.И. Вавилова: "Советская техническая физика ... с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы".Это примеры подвига людей, которые все силы, знания и волю к победе, соединили в единый удар по фашистским захватчикам, развивая науку и усовершенствуя технику в годы Великой Отечественной войны

                                      Используемая литература:

1.Левшин Б.В. «Советская наука в годы Великой отечественной войны,Наука,1983год.

2.Крылов А.М. «Мои воспоминания-М,Издательство Академии Наук СССР,1963 год.

3.Кожедуб И.Н. «Воспоминания»-М,Издательство Академии наук СССР.

4.Гнеденко Б.В. «Математика и оборона страны»-М,1978 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил ученик 11 класса МБОУ «Полх-Майданская СОШ» Пырёнков Дмитрий.

Слайд 2

В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования расчетов для ее изготовления и эксплуатации. Увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов.

Слайд 3

Самолет «АНТ-40», на котором впервые обнаружено явление флаттера

Слайд 5

Явление флаттера было преодолено: путем сложных математических расчетов были выработаны практические приемы для исключения вибрации при любой скорости полета. В результате самолетные конструкции сохраняли устойчивость даже при самых сложных условиях.

Слайд 6

На основе разработанной Мстиславом Всеволодовичем Келдышем теории неустойчивых колебаний было найдено решение и проблемы шимми. В результате длительных поисков он получил уравнение, выражающее явление шимми. В своей работе «Шимми переднего колеса трехосного шасси» он изложил теорети-ческие тезисы и конкретные инженерные рекомендации, позволявшие устранить явление шимми. Благодаря разработкам М.В. Келдыша отечественные самолеты перестали «танцевать» на взлетной полосе. За время Великой Отечественной войны на взлетно-посадочных полосах фронтовых аэродромов не было зафиксировано ни одной серьезной поломки, связанной с эффектом шимми.

Слайд 7

По возвращении в Москву (1923) учился в школе со строительным уклоном, летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим. В 1927 году, окончив школу, он хотел стать строителем, как отец, но в инженерно-строительный институт его не приняли по возрасту (ему было только 16 лет). В этом же году Мстислав Келдыш поступил на физико-математический факультет Московского государственного университета. С весны 1930 года он одновременно с учёбой начал работать ассистентом в Электрома-шиностроительном институте, затем еще и в Станкоинструментальном институте.

Слайд 8

В 1931 году Келдыш окончил МГУ и был направлен в Центральный аэрогидроди-намический институт имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ), где проработал до 1946 года сначала инженером, затем - старшим инженером, начальником группы, а с 1941 года – начальником отдела динамической проч-ности. С 1932 года параллельно читал лекции в МГУ. Продолжая работать в ЦАГИ, Келдыш поступил осенью 1934 года в аспирантуру (дополненную затем двухлетней докто-рантурой) Математического института имени В.А. Стеклова АН СССР, где занимался теорией функций действительного и комплексного переменного, уравнениями с частными производными, функциональным анализом. → В 1935 году ему без защиты диссертации была присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1937 – степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности "аэродинамика". 26 января 1938 года Мстислав Келдыш защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук. Во время Великой Отечественной войны он работал на авиационных заводах и, как начальник отдела динамической прочности ЦАГИ, курировал проблему вибраций в самолетостроении. Успех прикладных работ М.В.Келдыша обусловлен не только его глубокой интуицией инженера-механика и экспериментатора, но и выдающимся талантом математика, тонкого теоретика и творца вычислительных алгоритмов и методов. Многому научился М.В.Келдыш в общении с конструкторами самолётов –С.А.Лавочкиным и А.Н.Туполевым.

Слайд 9

В послевоенные годы. Келдыш занимался решением проблем атомной энергетики и вычислительной математики. В 1953 году он стал основателем Института прикладной математики АН СССР и его бессменным директором. В работах по созданию ракетно-ядерного щита Келдыш принимал участие и как руководитель больших коллективов и как автор многих научно-технических идей и вычислительных методов. Он внес выдающийся вклад в развитие советской космической науки и техники. Начав работать по космической тематике в 1946 в творческом сотрудничестве с С.П.Королевым, он явился одним из инициаторов широкого развертывания работ по изучению и освоению космоса. Велик его вклад в становление и успешное развитие таких научных направлений, как механика космического полета и космическая навигация. → Огромный вклад внес Келдыш в осуществление совместного советско-американского космического полета "Союз-Апполон" (1975) и развитие полетов по программе "Интеркосмос". Мстислав Всеволодович Келдыш был одним из инициаторов создания в 1951 Московского физико-технического института и некоторое время читал лекции, долгое время был заведующим кафедрой. Большой период жизни Келдыша связан с его деятельностью в Президиуме Академии наук СССР, начавшейся в октябре 1953 и продолжавшейся до конца его жизни. С 1953 он академик-секретарь Отделения матема-тики Академии наук. В 1960 избран вице-президентом, а в мае 1961 — президентом Академии наук СССР.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дорога жизни Выполнила ученица 11 класса Мбоу «Полх-Майданская СОШ» Рожкова Мария.

Слайд 2

Блокадный Ленинград

Слайд 3

Посмотри на карту! Если земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды. 1941 ГОД. ГОРОД ВО ВРАЖЕСКОМ КОЛЬЦЕ.

Слайд 4

Дорога жизни Группа ученых, изучила механические свойства ледового покрова (его прочность, хрупкость, грузоподъемность, условия пролома) и на основе этого разработала правила движения автоколонн по льду. Благодаря строгому выполнению этих правил, дорога действовала без аварий, не было случая разрушения льда из-за деформации или резонанса при движении транспорта

Слайд 5

Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года на еще не окрепший лед вышли первые грузовики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Минное оружие. Выполнил ученик 11 класса: Пахунов Алексей.

Слайд 3

Курчатов Игорь Васильевич в 1941 году вместе с А.П. Александровым и В.М. Тучкевичем работали над проблемой противоминной защиты кораблей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие: «Российским учёным посвящается.» Учитель физики:Козина Т.И. МБОУ «Полх- майданская СОШ»

Слайд 2

Физики, внесшие вклад в развитие науки и техники в годы Великой Отечественной войны

Слайд 3

Цель Познакомить учащихся с учёными – физиками, внёсшими вклад в развитие науки и техники в годы Великой Отечественной войны, через исследование исторической литературы

Слайд 4

Задачи Изучение основных направлений в развитии науки и техники в годы Великой Отечественной войны Знакомство с великими учёными – физиками, которые внесли свой вклад в развитие военной техники Воспитание чувства патриотизма и гордости за отечественную науку

Слайд 5

Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память наша совесть. Она как сила нам нужна.

Слайд 6

Отечественная наука и техника встали на военную вахту, от академика до лаборанта и механика. Наука направила без промедления все свои усилия, знания и умения напрямую или косвенную помощь фронту

Слайд 7

В создании реактивного оружия- артиллерийской установки “Катюша” участвовали ученые и конструкторы: Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев, и многие другие “ Катюша”

Слайд 9

Из воспоминаний летчика – трижды героя Кожедуб И.Н. в экстремальных ситуациях самолету удавалось достигать скоростей, превышающих расчетную на несколько десятков километров в час Этот факт свидетельствует о большой ответственности наших авиаконструкторов, создающих новую технику

Слайд 10

Установка, созданная в лаборатории Юрия Борисовича Кобзарева , позволяла обнаруживать технику противника на значительных расстояниях. Радиолокационные установки охраняли и воздушное пространство на подступах к столице нашей Родины

Слайд 12

В годы Великой Отечественной войны специально для партизанских отрядов под руководством академика Абрама Фёдоровича Иоффе был разработан термогенератор. Он служил источником электропитания для радиоприемников и радиопередатчиков.

Слайд 13

Верещагин Леонид Федорович Труды академика позволили создать первую в мире установку по упрочению стволов минометов и других артиллерийских систем, в которых был использован принцип действия сверхвысоких давлений на кристаллическую структуру металла. Эта установка дала возможность увеличить срок службы орудий, их дальнобойность, а также применять для их изготовления менее качественные сорта стали

Слайд 14

Минометы

Слайд 15

Капица Петр Леонидович Чтобы обеспечить возросшую потребность различных отраслей военной промышленности в жидком кислороде, ученые сконструировали самую мощную в мире сжижительную установку. Она резко отличалась от имеющихся аналогов тем, что сжижение происходило при давлении всего в 6 атмосфер

Слайд 17

Примечательно, что ученые, работавшие в различных областях науки и техники и ковавшие общенародную победу в смертельной битве со злейшим врагом человечества, - фашизмом, проявляли безграничный патриотизм и огромную любовь к Отчизне, стойкость и личное мужество

Слайд 18

Заключение: Эти примеры подвига людей, которые все силы, знания и волю к победе, соединили в единый удар по фашистским захватчикам,развивая науку и усовершенствуя технику, найдут свое отражение на уроках физики, истории, при подготовки празднования Дня Победы. Для создания музея памяти. Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы над фашистской Германией помогает высказывание все того же академика С.И. Вавилова: "Советская техническая физика ... с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы". Это примеры подвига людей, которые все силы, знания и волю к победе, соединили в единый удар по фашистским захватчикам, развивая науку и усовершенствуя технику в годы Великой Отечественной войны

Слайд 19

Источники информации: http://www.globalmmf.ru/node/761 http://www.prometeus.nsc.ru/science/schools/lyapunov/about/sketch.ssi http://rus-eng.org/invention/page/1/1.htm http://www.cap.ru/home/1/Vistavki/krilov/delo.htm http://kazanmatematiki.narod.ru/chetaev/bio.html http://to-name.ru/biography/andrej-kolmogorov.htm http://www.letunij.narod.ru http://greatmathem.narod.ru/files/kolmog/biog_kolmog.html http://www.mathsun.ru/linnik.html http://www.c-cafe.ru/days/bio/21/051_21.php http://ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года. Викторина.

Данное мероприятие  преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к русской истории, литературе, искусству....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Форма проведения:  брейн-ринг для обучающихся 8-х классов.Цели и задачи:Развитие творчества детей, внимания, логики, нестандартности мышления.Умение использовать ранее полученные знания в новой с...

Внеклассное мероприятие , посвященное началу Великой Отечественной войны

Сценарий мероприятия для использования во внеурочной деятельности , для проведения классных часов, вечеров памяти и в работе школьного музея боевой славы. Для основной школы....

Сценарий внеклассного мероприятия «Героические страницы Великой Отечественной войны»

Цель: воспитание патриотических чувств и настроений, формирование гордости и чувства сопричастности к великому подвигу народа в годы войны.Задачи:- способствовать развитию творческих способносте...

Презентация к внеклассному мероприятию по теме: "Великая Отечественная война"

Тема Великой Отечестванной войны остаются актуальной всегда. Изучение данной темы лежит в основе патриотического воспитания подростающего поколения....

Конспект по внеклассному мероприятию (с презентацией) «Великая Отечественная война: учителя и ученики»

Конспект по внеклассному мероприятию (с презентацией)«Великая Отечественная война: учителя и ученики»...