рабочая программа по физике 10-11 класс (Мякишев)
учебно-методический материал по физике (11 класс)

Глушкова Галина Петровна

Программа и календарно-тематическое планирование по физике в 10-11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fizika_vokrug_nas_10-11.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИКА ВОКРУГ НАС

Рабочая программа по курсу «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС» и курсу «ЭЕМЕНТАРНАЯ ФИЗИКА»  разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральным государственным образовательным стандартом СРЕДНЕГО общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 (с изменениями);

-Учебным планом   МБОУ «Жарынская средняя школа»;

- Календарным учебным графиком МБОУ «Жарынская средняя школа.

Рабочая программа предусматривает использование учебников ФИЗИКА 10, ФИЗИКА 11 авторы Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский – М. : Просвещение, 2016. и ориентирована на Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. 10-11 кл./ Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарёв,- М.: Просвещение, 2012.

 Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету.

Личностные результаты:

  • в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
  • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Предметные результаты (на базовом уровне):

  1. в познавательной сфере:
  • давать определения изученным понятиям;
  • называть основные положения изученных теорий и гипотез;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
  • структурировать изученный материал;
  • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
  • применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  1. в ценностно-ориентационной сфере –  анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
  2. в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
  3. в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.

В результате изучения физики ученик должен знать/понимать:

Знать/понимать:

Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле; электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность , кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха,  электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, классической механики, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах , закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука, электромагнитной индукции,  фотоэффекта; основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения.

Вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики

Уметь

описывать и объяснять: физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию,  излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризацию тел при их контакте, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; фундаментальные опыты, оказывающие существенное влияние на развитие физики; определять характер физического процесса по графику, таблице и формуле; измерять: расстояние , промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха , силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока, скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

  -    применять полученные знания для решения физических задач;

-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и охраны окружающей среды, определения собственной позиции по отношению к экологическим проблем и поведению в природной среде.

      Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

Приводить примеры практического использования физических знаний: законы механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различные виды электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явление и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использование разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

Воспринимать и на основе  полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Физика вокруг нас

Базовый уровень

         СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс

ВВЕДЕНИЕ

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени

Физический эксперимент, теория. Физические модели. Идея атомизма. Фундаментальные взаимодействия.

МЕХАНИКА

Кинематика материальной точки  

Траектория. Перемещение. Путь. Средняя и мгновенная скорость. Относительность движения тел. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Кинематика вращательного движения и колебательного движения.

Лабораторная работа                                                                                                  1. Измерение ускорения свободного падения.                                                              

Динамика материальной точки

Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона.

                 Лабораторная работа

         2. Измерение коэффициента трения скольжения.                                                            

Законы сохранения

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.  Работа силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии.

Динамика периодического движения.  

Движение тел в гравитационном поле. Космические скорости.

Механические и звуковые волны. Акустика.

 Распространение волн в упругой среде. Периодические волны. Звуковые волны. Высота звука. Эффект Доплера.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Молекулярная структура вещества

Масса атомов. Молярная масса. Агрегатные состояния вещества.

                 Лабораторная работа

         3. Измерение относительной влажности воздуха.

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа

Статистическое описание идеального газа. Температура. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение Клапейрона - Менделеева. Изопроцессы.

Термодинамика

Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики.

                                                           

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

Электрический заряд. Дискретность (квантование заряда). Электризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля.

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора. Энергия электростатического поля.

Элементарная физика

Базовый уровень

         СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

11 класс

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Постоянный электрический ток

Электрический ток. Сила тока. Источник тока. Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Соединения проводников. Закон Ома для замкнутой цепи. Измерение силы тока и напряжения. Тепловое действие электрического тока. Передача мощности электрического тока  от источника к потребителю.

Лабораторные работы

1.Исследование смешанного соединения проводников.

2. Изучение закона Ома для полной цепи.                                                                                                                              

Магнитное поле

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Линии магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Взаимодействие электрических токов. Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока.

Электромагнетизм  

ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Способы индуцирования тока. Опыты Генри. Использование электромагнитной индукции. Генерирование переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние. Магнитоэлектрическая индукция. Свободные гармонические и электромагнитные колебания в колебательном контуре.  Разрядка и зарядка конденсатора, ток смещения.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

        

Излучение и прием электромагнитных волн радио-диапазона и СВЧ-диапазона

Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. Энергия, давление и импульс электромагнитных волн. Спектр электромагнитных волн. Радио-волны и СВЧ- волны в средствах связи.

Волновая оптика

Принцип Гюйгенса. Отражение и преломление волн. Дисперсия света.  Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве. Интерференция света. Когерентные источники света. Дифракция света.

Релятивистская механика

Постулаты специальной теории относительности. Взаимосвязь массы и энергии.

Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества

Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм. Волновые свойства частиц. Строение атома. Теория атома водорода. Поглощение и излучение света атомом. Лазер.

ФИЗИКА ВЫСОКИХ ЭНЕРГИЙ

Физика атомного ядра

Состав и размер атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Элементарные частицы

Классификация элементарных частиц. Фермионы, бозоны. Античастицы.

Календарно-тематическое планирование. (10 класс)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

1/1

Введение.

ТБ в кабинете физики. Физика в познании вещества, поля, пространства и времени.

1

2/1

Механика.

Механическое движение, виды движений, его характеристики.

1

3/2

Равномерное движение тел.  Скорость. Уравнение  равномерного движения. Решение задач.

1

4/3

Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей.  Прямолинейное равноускоренное движение.

1

5/4

Ускорение свободного падения.  Лабораторная работа №1 «Определение ускорения свободного падения».

1

6/5

Законы динамики.

1

7/6

Силы в природе.  Закон всемирного тяготения.

1

8/7

        Лабораторная работа№2 «Измерение коэффициента трения                                                            

скольжения». Решение задач.

1

9/8

Законы сохранения  в механике.

1

10/9

Решение задач на законы движения и взаимодействия.

1

11/10

Движение тел в гравитационном поле. Космические скорости.

1

12/11

Механические волны и звук.

1

13/12

Контрольная работа по разделу «Механика»

1

14/1

Молекулярная физика. Основы термодинамики.

Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Экспериментальное доказательство основных положений МКТ. Броуновское движение.

1

15/2

Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

1

16/3

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ.

1

17/4

Уравнение состояния идеального газа.  Газовые законы.

1

18/5

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкостей.

1

19/6

Влажность воздуха и ее измерение. Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха».

1

20/7

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

1

21/8

Первый закон термодинамики. Решение задач.

1

22/9

Принцип действия и КПД тепловых двигателей.

1

23/10

Повторительно-обобщающий урок по темам «Молекулярная физика. Термодинамика».

1

24/11

Контрольная работа № 2.  «Молекулярная физика. Основы термодинамики».

1

25/1

Электродинамика

Электрический заряд. Дискретность заряда. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.  Электрическое поле. Напряжённость электрического поля.

1

26/2

Работа сил электрического поля. Потенциал электростатического поля. Электрическое поле в веществе.

1

27/3

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.

1

28/4

Электроёмкость  уединённого проводника и конденсатора.

1

29/5

Энергия заряженного конденсатора. Решение задач.

1

30/6

Контрольная работа № 3.  «Электростатика».

1

31/7

Промежуточная аттестация. Тест.

1

32

Повторение.

1

33

Повторительно-обобщающий урок.

1

Календарно-тематическое планирование. (11 класс)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.

  1/1

ТБ в кабинете физики. Постоянный электрический ток.  

1

  2/2

Сила тока. Источники тока.

1

3/3

Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Решение задач.

1

4/4

Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления от температуры.

1

5/5

Соединения проводников. Решение задач.

1

6/6

Лабораторная работа №1

Исследование смешанного соединения проводников.

1

7/7

Закон Ома для замкнутой цепи. Измерение силы тока и напряжения.

1

8/8

Решение задач по теме «Закон Ома для замкнутой цепи».

1

9/9

Лабораторная работа №2

 Изучение закона Ома для полной цепи.  

1

10/10

Тепловое действие электрического тока. Передача мощности электрического тока  от источника к потребителю.

1

11/11

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Постоянный электрический ток»

1

12/12

Контрольная работа по разделу «Постоянный электрический ток ».

1

13/13

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Линии магнитной индукции.

1

14/14

Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.

1

15/15

Взаимодействие электрических токов. Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока.

1

16/16

ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Способы индуцирования тока. Опыты Генри. Использование электромагнитной индукции.

1

17/17

Генерирование переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние. Магнитоэлектрическая индукция.

1

18/18

Свободные гармонические и электромагнитные колебания в колебательном контуре.  Разрядка и зарядка конденсатора, ток смещения.

1

19/19

Контрольная работа по разделу «Магнитное поле. Электромагнетизм ».

1

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ.

20/1

Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. Энергия, давление и импульс электромагнитных волн.

1

21/2

Спектр электромагнитных волн. Радио-волны и СВЧ- волны в средствах связи.

1

22/3

Волновая оптика

Принцип Гюйгенса. Отражение и преломление волн. Дисперсия света.  Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве.

1

23/4

Интерференция света. Когерентные источники света. Дифракция света.

1

24/5

Релятивистская механика

Постулаты специальной теории относительности. Взаимосвязь массы и энергии.

1

25/6

Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм. Волновые свойства частиц.

1

26/7

Контрольная работа по разделу «Электромагнитное излучение»

1

ФИЗИКА ВЫСОКИХ ЭНЕРГИЙ.

27/1

Строение атома. Теория атома водорода. Поглощение и излучение света атомом. Лазер.

1

28/2

Состав и размер атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность.

1

29/3

Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Биологическое действие радиоактивных излучений.

1

30/4

Элементарные частицы.  Классификация элементарных частиц. Фермионы, бозоны. Античастицы.

1

31

Промежуточная аттестация. Тест.

1

32

Повторение.

1

33

Повторительно-обобщающий урок.

1

Учитель _________________ Г.П. Глушкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике 10, 11 классы (Мякишев, 68 ч)

Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...

Рабочая программа по физике 10-11 классы (Мякишев Г.Я., Буховцев Г.Г.)

Рабочая программа по физике 10-11 классы по учебнику Мякишев, Буховцев (по 68 ч. в год)...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике 10-11 классы Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б

Рабочая программа по физике 10-11 классы  Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 10, 11 классы Мякишев Г.Я. ФК ГОС 2018

Рабочие программы по физике для 10, 11 классов составлены в соответствии с ФК ГОС 2004 г. Базовый уровень.Учебники Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский "Классический курс.Физика.10 класс. 11 кл...