Силы трения.
план-конспект урока по физике (10 класс)

Капустина Александра Евгеньевна

познакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, выяснить причины возникновения силы трения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obr.docx166.26 КБ

Предварительный просмотр:

Силы трения.

Цели урока: познакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, выяснить причины возникновения силы трения.

Словарь: трение, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения, коэффициент трения скольжения.

Ход урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний
  • При каком условии появляются силы упругости?
  • Аким образом возникают деформации тел?
  • При каких условиях выполняется закон Гука?
  • Назовите формулу закона Гука?
  1. Новый материал

Трение – явление, возникающее при движении (или его возможности) одного тела по поверхности другого. Различают трение покоя, скольжения, качения.

Трение покоя возникает, когда к телу прикладывают силу, пытающуюся сдвинуть это тело.

Сила трения покоя всегда равна по модулю и противоположна по направлению внешней действующей силе.

Сила трения скольжения – сила, возникающая между поверхностями соприкасающихся тел при скольжении одного тела относительно другого. Сила трения скольжения направлена параллельно соприкасающимся поверхностям в сторону, противоположную относительному движению. Модуль силы трения скольжения определяется по формуле:

Fтр = μN,

где N – сила реакции опоры, μ – коэффициент пропорциональности, называемый коэффициентом трения скольжения.

Коэффициент трения скольжения зависит:

1)

от рода вещества поверхностей тел;

2)

наличия смазки между ними;

3)

шероховатости поверхностей.

Если коэффициент трения скольжения равен нулю, то поверхность называют гладкой.

Силу трения качения в школьном курсе физики считают пренебрежимо малой.

Причинами возникновения силы трения являются: неровность соприкасающихся поверхностей и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

http://www.xenoid.ru/phys_book/content/chapter1/section/paragraph13/images/1-13-3.gif

  1. Проверка знаний

Вопрос 1. Сила как физическая величина характеризуется…

 A.

направлением, модулем и точкой приложения

 B.

направлением и модулем

 C.

модулем и точкой приложения

 D.

направлением и точкой приложения

Вопрос 2. Какая сила заставляет падать все тела на поверхность Земли?

 A.

сила трения

 B.

cила упругости

 C.

cила тяготения (сила тяжести)

 D.

вес тела

Вопрос 3. На рисунке изображен демонстрационный динамометр с грузом. Какова масса груза, стоящего на столике динамометра? 
http://fizmat.by/pic/PHYS/test92/im12.jpg

 A.

500 г

 B.

6 г

 C.

5 г

 D.

12 г

Вопрос 4. Если динамометр расположен на полюсе Земли в точке 1, то указатель устанавливается у деления 10. Где установится указатель динамометра, если его поместить в точку 2, расположенную на высоте, равной радиусу Земли? 
http://fizmat.by/pic/PHYS/test92/im13.jpg

 A.

5

 B.

20

 C.

2,5

 D.

10

Вопрос 5. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах?

 A.

сила тяготения (сила тяжести)

 B.

сила упругости

 C.

сила Архимеда

 D.

вес тела

 E.

сила трения

Вопрос 6. Стальной шар перенесли с поверхности стола в стакан с водой. Изменилась ли при этом сила тяжести, действующая на шар?

 A.

сила тяжести уменьшилась

 B.

не изменилась

 C.

сила тяжести увеличилась

Вопрос 7. На столике в вагоне поезда лежат коробка конфет и яблоко. Почему в начале движения яблоко покатилось назад (относительно вагона), а коробка конфет осталась на месте?

 A.

так как сила трения яблока имеет большее значение

 B.

сила трения коробки конфет имеет большее значение

 C.

так как коробка конфет тяжелее

 D.

так как яблоко тяжелее

 E.

так как яблоко круглое

Вопрос 8. Тело брошено вертикально вверх. В каком из перечисленных ниже случаев тело находится в состоянии невесомости:

 A.

только при движении вниз

 B.

все время полета

 C.

только в верхней точке полета

Вопрос 9. Автомобиль движется равномерно. Используя рисунок, определите силу трения, действующую на автомобиль 
http://fizmat.by/pic/PHYS/test92/im25.jpg

 A.

0

 B.

600 Н

 C.

100 Н

 D.

500 Н

Вопрос 10. На брусок действует горизонтальная сила, равная 1,5 Н, при этом он движется равномерно. Чему равна сила трения скольжения?

 A.

1,5 Н

 B.

0,5 Н

 C.

1 Н

 D.

0

Домашнее задание

§ 38 – 39, с. 91 -95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».

Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....