РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
статья по физике

Чооду Шолбана Суге-Маадыровна

В статье описывается реализация регионального компонента в обучении физике в Республике Тыва. Нетрадиционный формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Одной из наиболее интересных форм исследовательской работы представляется нам учебная экспедиция. В учебной экспедиции осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, наглядности и т.п. Сама организация такой формы деятельности учащихся подводит к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке позитивного отношения к природе и осознанного понимания процессов, явлений происходящих вокруг. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, тем самым оживляется мысль. Такие занятия позволяют вводить элементы занимательности, что так же повышает интерес к предмету. Учебные исследования, проводимые школьниками во внеаудиторное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации, наблюдения и измерения, формируют у них умения самостоятельно работать. Осознание того, что предстоит изучать еще неизвестное, делает процесс подготовки к экспедиции и после экспедиционной обработки данных гораздо более интересным и желанным. В ходе экспедиции ученики при восхождении на гору на различных точках измеряют атмосферное давление с помощью барометров. Участвуя в исследовательских работах, учащиеся открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышления они совершают свой «микроподвиг» первооткрывателей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.choodu_sh.docx45.21 КБ

Предварительный просмотр:

УДК  372.8: 373

ББК Ч74.262.22                              ГСНТИ 14.25.09                    Код ВАК 13.00.02

Чооду Шолбана Суге-Маадыровна,

Учитель физики гимназии №9 г.Кызыл Республики Тыва,

667011, Россия, респ. Тыва, г.Кызыл, улица Ооржака Лопсанчапа, дом 29/2

e-mail: sholbana-choodu@list.ru

РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Ключевые слова: региональный компонент, физика, этнопсихологические особенности тувинцев, атмосферное давление, барометрическая формула, учебная экспедиция.

Аннотация: В статье описывается реализация регионального компонента в обучении физике в Республике Тыва. Нетрадиционный формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Одной из наиболее интересных форм исследовательской работы представляется нам учебная экспедиция. В учебной экспедиции осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, наглядности и т.п. Сама организация такой формы деятельности учащихся подводит к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке позитивного отношения к природе и осознанного понимания процессов, явлений происходящих вокруг. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, тем самым оживляется мысль. Такие занятия позволяют вводить элементы занимательности, что так же повышает интерес к предмету. Учебные исследования, проводимые школьниками во внеаудиторное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации, наблюдения и измерения, формируют у них умения самостоятельно работать. Осознание того, что предстоит изучать еще неизвестное, делает процесс подготовки к экспедиции и после экспедиционной обработки данных гораздо более интересным и желанным. В ходе экспедиции ученики при восхождении на гору на различных точках измеряют атмосферное давление с помощью барометров. Участвуя в исследовательских работах, учащиеся открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышления они совершают свой «микроподвиг» первооткрывателей.

Choodu Sholbana Suge-Maadurovna

Physics teacher at gymnasium №9, Kyzyl, Republic of Tuva,

 667011, Russia, Republic of Tuva, Kyzyl, street of Oorzhak Lopecancha, house 29/2

 e-mail: sholbana-choodu@list.ru

IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL COMPONENT IN TEACHING PHYSICS IN THE REPUBLIC OF TUVA

Keywords: regional component, physics, ethnopsychological features of Tuvans, atmospheric pressure, barometric formula, educational expedition.

Abstract: The article describes the implementation of the regional component in teaching physics in the Republic of Tuva. Non-traditional forms of lessons provide an opportunity not only to raise students ' interest in the subject, science, as well as to develop their creative independence, to teach work with various, the most unusual sources of knowledge. One of the most interesting forms of research work is a training expedition. In the educational expedition is the implementation of the didactic principles of life, visibility, etc. The very organization of this form of activity of students leads to the need for creative evaluation of the studied phenomena, especially the results of human activity, i.e. contributes to the development of a positive attitude to nature and a conscious understanding of the processes occurring around. In the process of these lessons are favorable conditions for the development of skills and abilities of quick thinking, to the presentation of brief but accurate conclusions. Interest in the work is caused by an unusual form of the lesson, thereby reviving the idea. Such classes allow you to introduce elements of entertainment, which also increases interest in the subject. Educational research conducted by students in extracurricular time, allow for a free search for the necessary information, observations and measurements, form their ability to work independently. The realization that the have to explore more the unknown that makes the process of preparation for the expedition and after the expedition of the processing of the data is much more interesting and desirable. During the expedition, students climb the mountain at various points to measure atmospheric pressure using barometers. By participating in research, students discover facts subjectively new to them and build new concepts for them, rather than getting them ready from a teacher or from textbooks. After all, what they come as the result of observation, exploration, thinking they do their "microbody" pioneers.

Введение

В российской системе образования в настоящее время производятся реформы. Основной задачей, данных реформ является качественное обновление содержания образования. Главным условием решения вышеназванной задачи, является введение государственного стандарта общего образования, которое направленно на создание единого образовательного пространства, не только в географическом, но и в социально-культурном смысле, таким образом государство гарантирует общедоступность и равнозначность общего образования во всех учебных заведениях и во всех регионах страны, определяемых государственным стандартом.

Основой реализации стандарта образования является учебный план образовательного учреждения, в структуре которого выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения. В современных учебных планах школ, учебных заведений значительное место отводится реализации регионального компонента образования. Потому что на большой по географической протяженности и разнообразной по природным условиям жизни и поликультурном обществе и этнически многообразном составе страны  немало возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания. Регионализация – одно из приоритетных направлений развития образования.

Понятие  национально- регионального компонента государственного образовательного стандарта  было введено в Федеральном законе РФ «Об образовании» (1992 г.). В статье 7 констатируется, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты [1]. В редакции Федерального закона «Об образовании» № 71-Ф3 от 25.06.2002 г. были введены понятия региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения [2]. Российская Федерация в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, а национально-региональные компоненты стандартов определяют субъекты РФ.

Национально- региональный компонент государственного образовательного стандарта  обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов РФ и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т. п.). В содержании ряда учебных предметов (образовательных областей) можно выделить как федеральный, так и национально-региональный компоненты (история и социальные дисциплины, искусство, Земля, биология, физическая культура, технология). [3]

Иными словами, региональный компонент содержания общего образования призван отражать региональное образовательное пространство данного региона. Он дает образовательным учреждениям возможность определять содержание компонента образовательного учреждения и тем самым выражать их специфику и направленность. 

Для реализации национально- регионального компонента целесообразно создание банка данных по региональной тематике, учебно-методической литературы, проведение работы по расширению библиотечного фонда с региональным содержанием по учебным предметам. Которое нами осуществляется в рамках учебного процесса в некоторых образовательных организациях республики Тыва.

Результаты иследования

Исследование тувинских ученых, таких как Н. О. Товуу, которая исследовала структуру этнопсихологического облика тувинцев, Л. М. Ондар — национальное самосознание тувинцев (детей), М. В. Назын-оол - особенности интеллектуального развития тувинских школьников, говорят о том, что у тувинского этноса очень тесна связь с природой и вследствие этого хорошо развито образное мышление. Так как жизнь кочевника тувинца проходила в постоянном общении с природой, неповторимой степной ковыльной красотой. Она давала ему жизнь, уверенность в благополучном будущем. У детей с малого возраста воспитывали бережное отношение к природе. Так, тувинский эпос весь пронизан чувством любви к природе, восхищению ею. Экологическая мудрость является замечательной особенностью национального характера тувинцев. Экологическое воспитание было сутью педагогики тувинского этноса. Оно органически вплетено в поэтическую ткань почти всех сказок, песен, исторических повествований, народных примет, наблюдений за сменой времен года, природных явлений; важное направление этого воспитания – приручение и уход за животными, определение растений, используемых в народной медицине, посильная трудовая деятельность с раннего возраста. И поэтому очень важно вплетать данные особенности в учебный процесс, для того чтоб процесс обучения был более сознательным, познавательным и результативным. [8], [9]

Условием успешной реализации регионального компонента образования, которое учитывает этнопсихологические особенности учеников региона является его кадровое и научно-методическое обеспечение, например, создание сборников задач с региональным содержанием с использованием исторических и географических  материалов и данных республики Тыва. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, культурной и этнопсихологической спецификой, является одной из ценностей образования.

В настоящее время учебный процесс строится таким образом, что все внимание ориентировано на личность ученика, на его неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности на основе государственного образовательного стандарта, которое учитывало бы этнические, психологические особенности данной категории учеников. [5]

Использование на уроках физики задач, вопросов на основе региональных материалов  способствуют у учащихся:

  • Развитию положительной мотивации изучения предмета благодаря личной причастности учащихся к месту событий в истории, осознанию духовных, природных, культурно- исторических ценностей родного края;
  • Развитию мышления и научного мировоззрения – с помощью специальных задач, упражнений, творческих работ, выполненных на региональном материале;
  • Формирование нравственно- эстетических и патриотических ценностей благодаря использованию биографических сведений об ученых и известных людях региона;
  • Развитию эстетических качеств – через экскурсии на природу, ознакомление с творчеством писателей, художников, поэтов родного края;
  • Экологическому и политехническому образованию.

Таким образом региональный компонент образования способствует решению дидактических и, воспитательных и развивающих задач при обучении данному предмету, в том числе в контексте личностно- ориентированного подхода. [6]

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она формирует  у учащихся представление о научной картине мира. Являясь фундаментом научно - технического прогресса она показывает гуманистическую сущность научных знаний. Подчеркивает нравственную ценность научных знаний, формирует и развивает творческие способности учащихся, т.е. способствует воспитанию нравственной и всесторонне развитой личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям и к предмету.

Нетрадиционный формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Одной из наиболее интересных форм исследовательской работы представляется нам учебная экспедиция. В учебной экспедиции осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, наглядности и т.п. Сама организация такой формы деятельности учащихся подводит к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке позитивного отношения к природе и осознанного понимания процессов, явлений происходящих вокруг. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, тем самым оживляется мысль. Такие занятия позволяют вводить элементы занимательности, что так же повышает интерес к предмету.

Данная форма организации работы наиболее актуальна для школьников подросткового возраста, так как внеаудиторная работа способствует формированию коллектива, сплоченности ученической группы. Этот вид внеаудиторной деятельности мы практикуем и у учеников 7-ых и 10-ых классов. Если ученики 7-ых классов являются, лишь при снятии показаний с приборов.  Тогда как ученики 10-11 классов самостоятельно разрабатывают все моменты, связанные с организацией, подготовкой и проведением экспедиции, выполняют расчеты и высчитывают погрешности, самостоятельно формулируют выводы и оформляют результаты измерений, проведенных в ходе экспедиции.

Учебные исследования, проводимые школьниками во внеаудиторное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации, наблюдения и измерения, формируют у них умения самостоятельно работать. Осознание того, что предстоит изучать еще неизвестное, делает процесс подготовки к экспедиции и после экспедиционной обработки данных гораздо более интересным и желанным.

Уже который год нами проводится работа с учащимися по измерению атмосферного давления от различных высотах при подъеме на различные горы республики Тыва, в ходе которого школьники под наставлением руководителя экспедиции устанавливают зависимость давления от высоты.

 Так как горные системы занимают более 80% всей территории республики,  лишь менее 20% приходится на межгорные котловины. Средняя высота котловин – 520-1200 м над уровнем моря. На территории республики известно около 45 горных вершин высотой более 3000 м (высшая точка Восточной Сибири – гора Монгун-Тайга 3976 м). [7]

 В ходе экспедиции ученики при восхождении на гору на различных точках измеряют атмосферное давление с помощью барометров. Измеренные данные приборов записываются в специальные бланки, по результатам которых они самостоятельно вычисляют высоту горы, а именно, горы Догээ. Гора Догээ достигает высоты 1002 м. и расположена на правом берегу реки Енисей. В старину тувинцы считали Догээ священной и поклонялись ей.  С возрождением Буддизма в Туве Догээ начала приобретать значение одной из святынь. На одном из юго-западных склонов выложена мантра из белых камней "ОМ МА НИ ПАДМЕ ХУМ", который имеетнесколько интерпретаций, одна из них интерпретируется как «Вселенная дарует процветание, благополучие и изобилие всем земным существам». Поэтому кроме решения образовательных задач нами еще решаются воспитательныезадачи. В Туве считается, что подъем на высоты окрыляет и очищает человека от дурных помыслов, продлевает жизнь человека.

Для проведения экспедиции потребуются приборы для измерения атмосферного давления и температуры. В зависимости от количества участников  можно сформировать команды, каждой команде для проведения исследования предоставить по одному прибору для измерения атмосферного давления и температуры (барометр и термометр). Для примера возьмём данные последней экспедиции. В начале каждого учебного года, учениками 2-ой и 9-ой школы г. Кызыла осуществляется восхождение на гору Догээ.

В результате последнего восхождения нами получены следующие данные, на основе которых подсчитывалась высота исследуемой горы. Температура на момент восхождения была 27 0С, измерена с помощью двух измерительных приборов, спиртового термометра и мультиметра. Измерение давления производилось сначала во дворе университета перед посадкой в транспортное средство, далее- у подножья горы и непосредственно на вершине горы.Показания барометра на различных высотах отражены в таблице.

Таблица

Местоположение

Показания барометра, кПа

1

Школьная территория

94,6

2

Подножье горы

94,4

3

Вершина горы

91,0

После экспедиции студенты производят расчет высоты горы. Высоты горы вычисляем с помощью барометрической формулу, на основе данных полученных в процессе исследовательской экспедиции.

                                 (1)

Из формулы (1) применяя алгебраический аппарат выражаем величину h и получаем расчётную формулу

,                         (2)

гдеR- газовая постоянная, Т- температура в Кельвинах (Т=300 К), µ- молярная масса воздуха (0,029 кг/моль), р- давление на высоте h (на вершине горы), р0=101,3 кПа, давление на  высоте h=0 м (уровень моря).

В результате расчета нами получено значение высоты горы Догээ h=952,54 м с относительной погрешностью в 5,2 %.

Заключение

Участвуя в исследовательских работах, учащиеся открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышления они совершают свой «микроподвиг» первооткрывателей. Именно, поэтому немаловажную роль в формировании высоконравственных граждан, с развитым чувством ответственности за родной край играет регионализация образования. Так как региональный аспект образования умножает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры студента, его самостоятельности, активности, интеллигентности. Использование в обучении физике системы прикладных и исследовательских задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности курса физики.

Применение национально-регионального компонента, учитывающее особенности мышления, психики и характера детей в обучении физике позволяет увидеть физические основы в происходящих вокруг нас явлениях и процессах тем самым,  приобщая учащихся к культуре народа и к природе родного края. Поиск, исследовательская деятельность позволяют сделать физические знания личностно-значимым для ученика. Прекрасно, если у нас есть доступное для учеников изложение нового материала, отличное от читаемых на уроках.

Для того, чтобы дать возможность ученику увидеть применение полученных знаний для его условий жизни.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании» с изменениями. — М., 2004.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции 2005 г.
  3. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн.1:Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины/ Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н. Лазутовой.- М., 1998.-С.11.
  4. Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. Национально-региональный компонент исторического образования. Пособие для учителя.
  5. Каплунова С. Г. Региональный компонент государственного стандарта общего образования. URL: http:// открытыйурок/ статьи/ 505796/.
  6. Мыслинская Н. Культурно-региональный компонент в образовании // Высшее образование в России. 2008. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-regionalnyy-komponent-v-obrazovanii (дата обращения: 18.05.2018).
  7. Официальный портал Республики Тыва (дата обращения 20.05.2018) http://gov.tuva.ru/region/geography/
  8. Ондар, Л. М. (2009) Исследование национального самосознания личности тувинских подростков // Социально-психологические исследования: этнос тыва на рубеже веков (XX–XXI вв.): колл. монография / под ред. Н. О. Товуу. Кызыл. С. 119–148.
  9. Назын-оол, М. В. (2009) Этнокультурное и психолого-педагогическое исследование интеллектуального развития школьников // Социально-психологические исследования: этнос Тыва на рубеже веков (XX–XXI вв.) : колл. монография / под ред. Н. О. Товуу. Кызыл. С. 48–118.
  10. Ланкина М.П., Эйсмонт Н.Г., Дубенский Ю.П. Активизация умственной деятельности учащихся: моделирование обучения физике: Монография. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. – 148 с. 
  11. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Науч.-метод. пособ. для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и науч. раб., занимающихся вопросами методики пед. исследований. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 200 с.
  12. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988. – 112с.
  13. Чооду Ш. С- М. Модель формирования умения решать физические задачи у учащихся национальных школ Республики Тыва //  Педагогическое бразование в России. - 2016.. - №9. - С. 104-110.
  14. Шамало Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий : Кн. для учителя / Т. Н. Шамало. - М. : Просвещение, 1986. – 95с.
  15. Яковлева Н.Ф. Я47 Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб.пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.

Literatura:

1.        Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii» s izmeneniyami. — M., 2004.

2.        Zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» v redakcii 2005 g.

3.        Uchebnye standarty shkol Rossii. Gosudarstvennye standarty nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego i srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya. Kn.1:Nachal'naya shkola. Obshchestvenno-gumanitarnye discipliny/ Pod red. V.S.Ledneva, N.D.Nikandrova, M.N. Lazutovoj.- M., 1998.-S.11.

4.        E.E.Vyazemskij, O.YU.Strelova. Nacional'no-regional'nyj komponent istoricheskogo obrazovaniya. Posobie dlya uchitelya.

5.        Kaplunova S. G. Regional'nyj komponent gosudarstvennogo standarta obshchego obrazovaniya. URL: http:// otkrytyjurok/ stat'i/ 505796/.

6.        Myslinskaya N. Kul'turno-regional'nyj komponent v obrazovanii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-regionalnyy-komponent-v-obrazovanii (data obrashcheniya: 18.05.2018).

7.        Oficial'nyj portal Respubliki Tyva (data obrashcheniya 20.05.2018) http://gov.tuva.ru/region/geography/

8.        Ondar, L. M. (2009) Issledovanie nacional'nogo samosoznaniya lichnosti tuvinskih podrostkov // Social'no-psihologicheskie issledovaniya: ehtnos tyva na rubezhe vekov (XX–XXI vv.): koll. monografiya / pod red. N. O. Tovuu. Kyzyl. S. 119–148.

9.        Nazyn-ool, M. V. (2009) EHtnokul'turnoe i psihologo-pedagogicheskoe issledovanie intellektual'nogo razvitiya shkol'nikov // Social'no-psihologicheskie issledovaniya: ehtnos Tyva na rubezhe vekov (XX–XXI vv.) : koll. monografiya / pod red. N. O. Tovuu. Kyzyl. S. 48–118.

10.Lankina M.P., Jejsmont N.G., Dubenskij Ju.P. Aktivizacija umstvennoj dejatel'nosti uchashhihsja: modelirovanie obuchenija fizike: Monografija. – Omsk: Izd-vo Om. gos. un-ta, 2013. – 148 s.

11.Miheev V.I. Modelirovanie i metody teorii izmerenij v pedagogike: Nauch.-metod. posob. dlja pedagogov-issledovatelej, matematikov, aspirantov i nauch. rab., zanimajushhihsja voprosami metodiki ped. issledovanij. – M.: Editorial URSS, 2004. – 200 s.

12.Usova A.V., Bobrov A.A. Formirovanie umenij i navykov uchashhihsja na urokah fiziki. – M.: Prosveshhenie, 1988. – 112 s.

13. Choodu Sh. S- M. Model' formirovanija umenija reshat' fizicheskie zadachi u uchashhihsja nacional'nyh shkol Respubliki Tyva //  Pedagogicheskoe  obrazovanie v Rossii. - 2016.. - №9. - S. 104-110.

14. Shamalo T.N. Uchebnyj eksperiment v processe formirovaniya fizicheskih ponyatij : Kn. dlya uchitelya / T. N. SHamalo. - M. : Prosveshchenie, 1986. – 95s.

15.        Yаkovleva N.F. YA47 Proektnaya deyatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Elektronnyj resurs]: ucheb.posobie. – 2-e izd., ster. – M. : FLINTA, 2014. - 144s.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Региональный компонент в обучении физике

В школьный курс физики включаются те знания, которые прошли проверку практикой. Прикладная направленность законов физики выражена в том, что они составляют научную основу техники. Содержание сам...

Реализация регионального компонента в курсе географии

При изучении курса «География России. Природа» целесообразна некоторая структурная перестройка курса, предполагающая незначительное сохранение его общей части, при одновременном расширении регио...

Реализация регионального компонента на основе ИКТ в обучении географии

Обобщение опыта работы на уроках географии с  использованием ИКТ....

Реализация регионального компонента через различные формы обучения

В работе отмечены основные фнкции,цели, принципы реализации регионального компонента....

Статья "Реализация регионального компонента в продуктивном обучении детей с ОВЗ"

В статье рассказано о реализации регионального компонента на уроках географии и во внеклассной деятельности....