Статья "Реализация регионального компонента в продуктивном обучении детей с ОВЗ"
материал по географии

Номоконова Анна Александровна

В статье рассказано о реализации регионального компонента на уроках географии и во внеклассной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupeni_-nomokonova.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация регионального компонента в продуктивном

обучении детей с ОВЗ

Номоконова А.А, учитель биологии и географии

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

            Я работаю учителем географии и биологии в ОГАОУ «Центр образования «Ступени». Здесь получают знания   80 учащихся, которым рекомендовано обучение на дому по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано обучение в дистанционной форме. Образовательный процесс осуществляют 49 учителей, основным направлением деятельности которых является организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий; реализация индивидуальных образовательных программ учащихся Центра; организация процесса индивидуальной работы с учащимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организация их персонального сопровождения. Вся учебная работа в Центре проводится в специальной учебной среде, где каждому учебному курсу выделен виртуальный учебный кабинет. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, учителя нашего Центра используют в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создают индивидуальные программы развития. Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение. В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. В это понятие вкладывается следующий смысл:

- не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;

- максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;

- создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха;

- организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.

 Все это помогает учащимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

  Очень часто мне задают вопрос «А как вы обучаете основам географии детей с ограниченными возможностями здоровья, да еще с использованием регионального компонента?». Сегодня я постараюсь рассказать  об особенностях преподавания географии  детям  с ОВЗ.  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Для совершенствования процессов формирования ключевых компетенций педагоги нашей школы используют методы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс овладения учащимися умениями самоорганизации учебной деятельности. В связи с этим наиболее эффективными являются активные методы обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации, учебно – исследовательские, игровые, а также вовлечение учащихся в практическую деятельность.

  На сегодняшний день разработано множество технологий, позволяющих учителю правильно и эффективно организовывать работу с детьми с ОВЗ:

  • Объяснительно – иллюстративное обучение
  • Личностно – ориентированное обучение
  • Развивающее обучение
  • Технология опорных сигналов
  • Модульная технология
  • Проблемное обучение
  • Игровая технология
  • Диалоговая технология и др.

Технологий много, но все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала. Учитывая, что некоторые  учащиеся  отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому материалу в течение всего урока. Важно знать, что при работе с детьми с ОВЗ учебный  материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно частое переключение с одного вида деятельности на другой. Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец. Но все же, какую бы технологию вы не выбрали для работы с детьми с ОВЗ, в конечном итоге она должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся.

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Д.С. Лихачев

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа по географии содержит рекомендации по включению регионального компонента, который играет определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - "природа - человек - общество" и наглядно раскрывает учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дает конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показывает положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу, знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства. При реализации  задач регионального компонента в курсе географии я определила объем, содержание и формы краеведческой работы. Методы ее разнообразны: комбинированный урок, исследовательские проекты, экскурсии, практические работы, фенологические наблюдения, конкурсы, экологические акции … Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по ЕАО, подбором материала из газет и ресурсов сети Интернет, большое значение придаю проектной деятельности учащихся. Так в 2011 году Жулич Виктор, ученик 6 класса выполнил экологический проект «Вода,ты - жизнь!», в котором рассказал об экологическом состоянии воды в р. Безымянка (р-он Бумагина, г.Биробиджан). Этот проект мы выполняли при помощи экскурсий на водоем, мониторинга проб воды, снега. В результате ученик получил навык работы с реактивами, с микроскопом, с дополнительной литературой, картой. В 2013 году Худорожкова Инна, ученица 11 класса выполнила проект «Влияние СМС на экосистему водоемов», в котором продолжила работу Жулича Виктора по изучению своств воды р.Безымянка. Проект ученица выполняла в течение 2012 -2013 учебного года, используя знания полученные  на уроках биологии, географии и физики. Он был  представлен на заседании школьного НОУ «Границ.net» и отправлен на областной конкурс ученических исследовательских проектов «Экологические проблемы региона», где занял 1 место. Региональный принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Имея представления о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понимать географию более отдаленных районов России и зарубежных стран.  Большое место на уроках стараюсь отводить работе с одним из основных источников – географической картой, графиками, дополнительной информацией о различных природных объектах ЕАО, учу самостоятельно добывать информацию из различных источников, на основе которой делать обобщения, сравнения, выводы. Благодаря полученным знаниям на уроках географии и биологии мои ученики могут участвовать в областных и городских конкурсах, занимая призовые места.

  Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, этнографии. Чтобы курс географии для моих учеников был увлекательным и интересным, я привлекаю к сотрудничеству работников экоцентра заповедника «Бастак» - И.А. Горобейко  и Е.А. Гришухину и работников экоцентра «Аист». Они организуют для учащихся нашего Центра лекции, приглашают участвовать в конкурсах и викторинах, проводят беседы и видеожурналы. Очень интересно проходят   уроки  географии и биологии на базе   областного краеведческого музея, после которых еще долгое время у моих учеников остаются в памяти интересные факты, события  из истории ЕАО. Во время занятий  я большое внимание уделяю экологической культуре учащихся, способствующей удовлетворению потребности детей с ОВЗ в расширении кругозора, закрепляет знания о реальных факторах экологической опасности, даёт практические навыки по оценке качеств окружающей среды. Знания по экологии пробуждают потребность в добрых делах, проведении общественно-полезных акций, в природоохранной деятельности области. Экологическое просвещение достигается путем включения экологических сведений, как фрагментов учебного материала, на уроках, так и во внеклассной деятельности. Так, при завершении начального курса географии 6 класса от учащихся требую знания способов борьбы с загрязнениями воздуха, воды в ЕАО; взаимосвязях между природой и деятельностью человека, использованием природы человеком. В 7 классе в программу включаю знание и изменения природы материков человеком в зависимости от его хозяйственной деятельности. В курсах 8-9 классов изучается раздел «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы России», а в 10 классе тема «Глобальные проблемы человечества».Уроки, посвященные экологическим проблемам, стараюсь проводить поисковым методом, преследуя цель развития творческого мышления учащихся. Формы проведения таких уроков: игра, задания на самостоятельный поиск, создание проектов. На данных уроках рассматриваются не только проблемы ЕАО, но и рассматриваются пути их решения. Такого рода работа способствует увеличению творческой самостоятельности детей, развивает познавательный интерес к предмету. Весной 2013 года мои ученики приняли участие в городском конкурсе экологических листовок. На уроках биологии и географии они создавали эколистовки, используя контурные карты, в виде аппликаций, которые сопровождались стихотворениями и высказываниями о бережном отношении к рекам и озерам ЕАО. Проявив бурную фантазию и свои способности   участники конкурса получили благодарственные письма, а за самую оригинальную эколистовку  Жулич В., ученик 8 класса получил диплом победителя.Каждый год в нашем Центре я организую мероприятия, посвященные экологическим датам (Всемирный день воды, Международный день птиц, День Земли) и экологическим акциям («Покормите птиц зимой!», «Внимание!Первоцветы!»). Созданные мною педагогические условия способствовали следующим результатам:

2012 г. : Областной конкурс дневников наблюдений за зимующими птицами  у кормушек — 1 место.

2013 г.:

  • Областная викторина, посвященная ООПТ ЕАО (1,2,3 места)
  • Региональный этап Всероссийского конкурса детских рисунков «Мир заповедной природы» (благодарственное письмо от заповедника «Бастак»)
  • Областной конкурс дневников наблюдений за птицами у кормушек (диплом участника и подарок от заповедника «Бастак»)
  • областной конкурс ученических исследовательских проектов «Экологические проблемы региона» (1 место)
  •  городской конкурс экологических листовок (1 место)

Главная цель моей работы – создание условий для свободного развития духовных и физических сил учащихся. Я помогаю им раскрыть в себе все самое лучшее, чтобы они смогли в дальнейшем самоопределиться и реализовать свой творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...

"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...

Развитие устной и письменной речи у детей с ОВЗ, через введение национально-регионального компонента.

Успешность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение да...

Использование национально-регионального компонента на уроках трудового обучения у детей с ДЦП.

Известно, что развитие мелкой (ручной) моторики стимулирует центральную нервную систему, оказывает влияние на развитие активной речи ребенка, его мышления, двигательных и познавательных способностей в...

Наөионально-региональный компонент в воспитании детей дошкольного возраста

Национально- региональный компонентв воспитании детей дошкольного возраста. Национально-региональный компонент предусматривает реали­зацию следующих направлений деятельности дошкольных учреж...

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству»

Национально-региональный компонент на занятиях по программе внеурочной деятельности «Родник творчества» применяется при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество». Обучающиеся воспитанники с...

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей школьного возраста в рамках регионального компонента.

В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания школьников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно в...