"Составление задач прикладного характера"
план-конспект урока по физике (11 класс)

Урок закрепления: способов решения задач прикладного характера, развития умения составлять текстовые задачи на местном материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока физики и математики  в 11 классе по теме «Составление задач прикладного характера»

(на примере инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»).

Составитель: учитель физики МБОУ СОШ №20  с.Хатыстыр Алданского района Республики Саха (Якутия)

Марфусалова Майя Дмитриевна.

Тип урока: урок закрепления способов решения задач прикладного характера, развития умения составлять текстовые задачи на местном материале.

Цели урока:

  1. Образовательная (формирование предметной компенентности): научить составлять задачи прикладного характера на материале инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» и мегапроекта «Нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан».
  2. Воспитательная (развитие ценностно-смысловых компетентностей): понимание необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем; содействие осознанному выбору профессии; развитие умения адекватно оценивать свои способности и возможности.
  3. Развивающая : умение работать с информацией, умение работать в группе, умение презентовать образовательный продукт.

По итогам учебного занятия:

  • Обучающиеся должны знать: промышленные объекты, расположенные на территории Алданкого района; формулы, используемые при решении задач прикладного характера.
  • Обучающиеся должные уметь: анализировать и должным образом обрабатывать полученную информацию; составлять текстовые задачи  с использованием местного материала.

Образовательный продукт: текстовые задачи прикладного характера, составленные с использованием местного материала.

Оборудование урока: видеопроектор, медиапрезентация, конверты с заданиями, листы ватмана, магниты.

Оформление доски: разметка «Эльконский комбинат», «Канкунская ГЭС», «Железные дороги», «Нефтепровод ВСТО».

                                                                                                                                             Ход урока

Этап урока и задача

        Деятельность учителя

         Деятельность  обучающегося

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Этап самоопределения в учебной деятельности.

Цель этапа: Фиксация новой учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Привествие учителя. Название темы урока.

На территории Алданского района сегодня реализуеся инвестиционный  проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Для работы на объектах этого проекта – Канкунской ГЭС, Эльконском горно-металлургическом комбинате, заводе моторных масел и других – потребуется много новых специалистов. А чтобы мосты не падали, не было чрезвычайных ситуаций на заводах, дороги выдержали вечную мерзлоту, нужны грамотные специалисты. Без знаний физики и математики здесь не обойтись.

Сегодня мы с вами научимся составлять текстовые задачи на примере объектов Южной Якутии. Одновременно- это будет повторение способов решения задания В12 из КИМов ЕГЭ по математике.

Осмысливают проблему

Слушают учителя

Принимают и сохраняют учебную цель

Этап совместного конструирования нового способа действия.

Цель: показать на конкретном примере, как организовать работу по алгоритму.

Ребята , возьмите конверты, которые лежат у вас на столах. В каждой группе есть краткая характеристика объекта. У меня на руках информационная карта «Железные дороги» (лист №1). В каждой группе своя информационная карта – вот «Канкунская ГЭС»- далее «Эльконский комбинат»,здесь «Нефтепровод «ВСТО», и «Автомобильные дороги». Отложите в сторону информационные карты и возьмите лист №2, где приведены примеры прикладных задач из КИМов ЕГЭ. Они вам пригодятся в качестве образца при составлении авторских задач. Найдите лист №3 – на нем вы видите формулы, которые можете использовать при составлении задач.

Теперь берем лист№4

 «Алгоритм работы по составлению задачи».

1.(Пункт 1) Выбери отрасль.

(Отрасли мы с вами уже выбрали. У вас какая отрасль? А у вас какая?)

2. (Пункт 2)  Выбери реальный процесс.

(обратимся к моей отрасли «Железнодорожный транспорт», определим,  на какие процессы можно составить задачи?). Какие же процессы здесь есть? Я вам подскажу: движение по окружности, давление на мост, тепловое расширение рельсов и т.д.

3.Составьте условие задачи. 

Мы с вами взяли объект «Железные дороги», выбрали процесс теплового расширения рельса (слайд). Теперь составляем условие задачи. Я составила вот такую задачу «При температуре 0 градусов по Цельсию рельс имеет начальную длину  10 м. При возрастании температуры происходит тепловое расширение рельса. При какой температуре рельс удлинится на 3 мм? Ответ выразите в градусах Цельсия.

4.Выберите формулу, которую вы будете использовать при решении задачи.

 (слайд, где записаны формулы). Вы видите несколько формул на движение. Какая формула подойдет для решения этой задачи?

5.Решение задачи.

 ( показывает решение задачи с ответом).

Вот на моем примере мы увидели,  как можно работать, а теперь вы начинаете работать со своими объектами, но прежде чем приступить к групповой работе напомним

        Правило работы в группе (лист 5)

- выберите руководителя группы

-используя алгоритм решения задач,  каждый член группы составляет свою задачу и решает ее по нужной формуле.

- Руководитель группы организует обсуждение с целью выбора лучшей задачи.

- лучшая задача оформляется на ватмане.

-руководитель группы закрепляет задачу на классной доске.

- после того, как  все задачи групп размещены на доске , руководитель группы дает краткую характеристику объекта и проводит обсуждение решения задачи.

Приступаем к составлению авторских задач, используя данные информационных карт.

Знакомятся с алгоритмом составления текстовых задач на примере промышленных объектов Алданского района

Участвуют в беседе. Осознанно строят речевые высказывания.

Коллективно исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения.

Этап работы в группах.

Цель: применение общего способа действия для решения частных задач.

Учитель наблюдает за работой обучающихся, за ходом их мыслей, оказывает своевременную поддержку, проводит коррекцию.

Конструируют новый способ действия- каждый индивидуально составляет задачу.

Выбирают руководителя группы. Обсуждают составленные задачи. Выбирают лучшую задачу. Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Принимают и сохраняют учебную

цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.

Этап презентации образовательного продукта.

Цель: фиксация нового содержание изученного на уроке.

Учитель выступает в роли эксперта. Идет контроль усвоение материала, фиксация внимания учащихся на допущенные ошибки и их коррекция.

Учащиеся презентую составленные задачи. Анализируют, котролируют и оценивают результат.

Строят рассуждения, понятные для класса.

Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществляют пошаговый контроль  по результату.

Этап рефлекции.

Цель: организация самооценки и рефлекции обучающихся.

Чему научились? Что нового извлекли для себя? Возьмите листы самоценивания и оцените свою работу на уроке. Все записи, которые вы делали на уроке, ваши задачи, листы самоценивания вложите в конверты и оставьте на столах.

Осмысление результатов учебного занятия.

Осуществляют рефлекцию своих действий

Заполняют листы самооценки

Домашнее задание

Составить задачи прикладного характера на примере других промышленных объектов.

Итог урока

На этом урок окончен. Всем спасибо за выполненную работу.  До следующего урока.

Приложения:

  1.                                                                                                          Лист самоценки работы в группе

Фамилия, имя члена группы_________________________________________

                                                                    Критерии самоценки

                                        баллы

1

2

3

4

5

Все время работал над  заданием, не отврекался сам и не отвелека других членов группы

Выполнял справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы

Сотрудничал с другими членами группы

Был вежлив со всеми членами группы

Помогал улучшать работу группы

  1. Краткая характеристика объектов  инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»

Эльконский горно-металлургический комбинат

Канкунская ГЭС

Автомобильные дороги

Нефтепровод «ВСТО»

Программа развития атомной энергетики России предусматривает увеличение выработки электроэнергии на атомных электростанциях в 1,5 раза к 2016 году, что увеличит с учетом экспортных поставок ежегодные протребности России в уране до 36 тыс.тонн  к 2020 году при текущем собственном производстве в 3,3 тыс.тонн в год. В этом смысле Южная Якутия, на которой расположен Эльконский ураново-рудный район, является единственным регионом России, который имеет перспективы развития крупномасштабного производства уранового сырья. Планируемый промышленный комплекс на месте будет осуществлять всю совокупность работ, связанных с добычей урановой руды: ее обогащением, переработкойи выпуском концентрации природного урана в форме закиси-окиси. Проектирование и строительство предприятия будет вестись с 2008 по 2024 г.г.

Ядерное топливо обладает очень высокой теплоспособностью (1 кг урана 235 заменяет 2900 т. угля и 2500 т. нефти.

Мощность Канкунской ГЭС, которую планируется возвести на р.Тимптон, составит 1300 МВт,среднем многолетняя выработка электроэнергии –до 7,5 млрд.вКт*ч. Зона водохранилища Канкунской ГЭС будет располгаться в Алданском и частично Нерюнгринском районах Южной Якутии в узкой речной долине каньонного типа. По предварительным оценкам, соотношение площади водохранилища на единицу установленной мощности будет в 45 раз меньше, чем у типовой ГЭС такой же мощности. Срок строительства с 2011-2019 г.г. В рамках проекта должны быть построены около 1200 км высовольтных линий электропередач (ВЛ) и семь подстанций.

Схема выдачи мощности Канкунской ГЭС:

-ВЛ 500 кВ Канкунская ГЭС-Нерюнгри (246 км), подстанция «Нерюнгри».

-ВЛ 500 кВ Канкунская ГЭС-Алдан (220 км), постанция «Алдан»

Инвестиционный проект «Комплексное разаитие Южной Якутии» отвечает основным требованиям Транспортной стратегии РФ на период до 2020 г. Реализация проекта позволит создать транспортные коммуникации, необходимые для освоения природных ресурсов и создания новых производств. Обеспечить надежное транспортное сообщение для целого ряда населенных пунктов, сократив тем самым остатавание Южной Якутии по обеспеченности транспортной инфрасруктуры от других регионов. Важное место в реализации проекта  займет проектирование и строительство автомобильных дорог

-Томмот-Эльконский горно-металлургический комбинат (53 км)

-Малый Нимныр-створ Канкунский ГЭС (97 км).

Эти дороги призваны соединить федеральную трассу «Лена» с объектами федерального значения.

Трубопроводный транспорт на территории  Якутии представлен трубопроводами федерального и локального республиканского значения.

Федерального значения: нефтепроводом Восточная Сибирь- Тихий океан. В Якутии он проходит через Талаканское нефтяное месторождение, Ленск,Олекминск, Алдан, Нерюнгри и имеет семь нефтеперекачивающихся станций на ее территории.

Республиканского: системой газопроводов из Лено-Вилюйской газоносной провинции в центральную Якутию.

Восточный нефтепровод должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывющим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяженность трубопровода – 4188 км. Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название

ESPO.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Задачи военно-прикладного характера 5-6 класс"

Задачи курса 5-6 класса на военную тематику....

Сборник задач прикладного характера по химии с решением.

Сборник содержит более 60 задач прикладного характера, что поможет развитию деятельностного подхода в обучении химии. Это соответствует новому стандарту образования и помогает развитию УУД при изучени...

Решение задач прикладного характера, 11 класс

Разработка открытого урока по математике в 11 классе....

Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Практикум решения задач прикладного характера"

Программа элективного курса для учащихся 9 класса полезна начинающим учителям математики для подготовки учащихся к ОГЭ....

Задачи прикладного характера. Химия. 9 класс.

Задачи прикладного характера. Химия. 9 класс....

Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» 9 класс математика

Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг  разработана для 9 класса....

Решение текстовых задач прикладного характера. Задачи на движение

Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач прикладного характера обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью т...