Задачи прикладного характера. Химия. 9 класс.
картотека по химии (9 класс)

Задачи прикладного характера. Химия. 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_prikladnogo_haraktera._9_klass_himiya.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи прикладного характера. Химия. 9 класс.

  1.  У. Коллинз « Лунный камень».

«Посмотрите,  Габриэль, -  сказала мне Рэчел и поднесла сверкающий алмаз к солнечному лучу, падавшему из окна.

- Господи помилуй! Вот уж поистине алмаз! Величиной с яйцо ржанки!

Блеск, струившийся из него, походил на сияние полной луны. Один мистер Годфри сохранил самообладание. Он обнял за талию своих сестер и,  снисходительно посматривая то на алмаз, то на меня сказал:

- Уголь Беттередж! Простой уголь, мой добрый друг!»

Вопрос: Что хотел сказать этими словами мистер Годфри?

  1. Почему шахтеры в Западной Европе и на Руси в прежние времена, спускаясь в шахты, брали с собой канарейку?

Информация-подсказка. В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом. Поскольку он не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры брали с собой канарейку в клетке в качестве индикатора: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов угарного газа и метана.

Задание. Установите молекулярную формулу данного оксида углерода, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: С – 42,86 %; О – 57,14 %.

  1. В   Италии, близ Неаполя, имеется «собачья пещера», в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ.  

Вопрос: почему при входе в пещеру людей с собаками, животные   гибнут, а люди остаются невредимыми?

4.  Почему пески пустыни Уайт-Сандс искрятся?

Информация-подсказка.  Белые пески пустыни Уайт-Сандс (США, шт. Нью-    Мексико) искрятся, как только что выпавший снег. Эти пески сложены не из зерен кварца, составляющего большинство песков пустынь, а из мягкого, похожего на мел селенита, или сульфата кальция. Селенит представляет собой один из наиболее распространенных на Земле минеральных компонентов, но поскольку он легко растворяется в воде, на поверхности этот минерал встречается редко. Образовались эти необычные песчаные просторы на юго-западе США около 100 млн лет назад, когда эту территорию покрывало мелкое море. Постепенно его воды отступали, оставляя за собой соленые озера, которые также постепенно испарялись под жгучим солнцем. Из насыщенного минералами раствора выделялся селенит.

     Задание. Установите молекулярную формулу селенита, если массовые доли элементов в    

     нем составляют: 29% (Са), 24% (S), 47% (O).

  1. Из воспоминаний академика С.И. Вольфковича: “Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице. Так как эти опыты проводились тогда в нашей стране впервые, я не предпринял тех предосторожностей, которые необходимы при работе с газообразным фосфором.  В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что когда ночью я шел из университета по темным, не освещенным тогда улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из-под ботинок (при трении их о тротуар) высекались искры. За мной каждый раз собиралась толпа, среди которой, несмотря на мои объяснения, немало было лиц, видевших во мне “новоявленного” представителя потустороннего мира. Вскоре среди жителей района Моховой и по всей Москве из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о “светящемся монахе”...

Вопрос: Какую аллотропную модификацию фосфора описывал автор,  и какие свойства фосфора могут объяснить происходящие явления? Почему нужно было работать с предосторожностями? 

6.  После уроков Миша подошёл к Пете и протянул ему чистый лист бумаги. Это - письмо, написанное невидимыми чернилами, - сказал он. Подержи его над чашкой с нашатырным спиртом, и ты увидишь, что там написано. Петя пришёл домой, взял в аптечке нашатырный спирт, перелил его в чашку и подержал над ней лист бумаги. На бумаге действительно появился текст малинового цвета. И это было решение домашней задачи по математике! Петя побежал за тетрадью, чтобы переписать туда решение. Но пока он бегал, надпись исчезла. Перед ним снова был чистый лист.
Вопросы:

1.Какими "чернилами" было написано письмо?
2. Что Петя должен был сделать, чтобы надпись снова появилась?
3. Что нужно сделать, чтобы надпись появилась и больше не исчезала?

  1. В продажу поступает много разновидностей зубной пасты Blend-a-med с самыми различными добавками. Одна из них называется "Бленд-а-мед-сода-бикарбонат", и реклама убеждает нас, что эта паста особенно эффективна для профилактики кариеса.

Вопрос: обоснованно ли это утверждение?

   8. Массовая доля неорганических веществ, входящих в состав костей человека, составляет 22%, из них 0.3% приходится на долю фторида кальция. Определите массу фтора в костях человека с массой 70 кг, если массовая доля костей от массы тела составляет 20 %.

    9. Хлор используется для обеззараживания воды. Рассчитайте, какая масса хлора потребуется для хлорирования 500 г воды, если при хлорировании расходуется 0.002 мг хлора на 1 л воды. Напишите уравнение реакции взаимодействия хлора с водой и объясните химико-биологическую сущность процесса хлорирования.

   10.  Раствор хлорида кальция применяется в медицине в качестве кровоостанавливающего средства. Определите массу катионов кальция, поступающих в организм при приёме внутрь столовой ложки раствора (15 мл), содержащего 5 г СаСl2*6Н2О.

    11. Масса йода на каждые 100 г массы крови человека составляет 0.013 мг, масса крови человека составляет 8% от массы тела. Какая масса йода содержится в крови человека, если масса его тела 70 кг.

    12. Массовая доля азота в белках составляет примерно 16 %. Ежесуточно в организме человека распадается 100 г белка. Какая масса аммиака может образоваться при распаде белка в организме за 30 суток?

     13. Допустимая концентрация азотной кислоты в сточных водах составляет 30-35 мг/л. Определите массовую долю азотной кислоты в сточных водах массой 75 т. 14

     14. В суточный рацион человека должно входить 100-120 г белка. Содержание белка в мясе составляет 18-20%, в рыбе 18%, в сыре 34%. Какая масса мяса требуется человеку в течение месяца, года? Сделайте подобный расчёт на рыбу и на сыр.

     15. В сутки человек употребляет до 500 г углеводов. При окислении 1 г углеводов образуется 0.56 г воды. Сколько эндогенной воды образуется при окислении 800 г углеводов? [1, с. 77]

     16. Для подкормки комнатных растений можно использовать 0.2% раствор нитрата натрия. Укажите, сколько по массе нужно взять соли, чтобы приготовить 500 г раствора?

     17. Для лечения малокровия (пониженного содержания гемоглобина в крови) издавна применяли препараты железа, в т.ч. сульфат железа (II), а иногда восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия – «железное» яблоко: в яблоко втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии?

     18. Почему продукты в закрытой консервной банке можно хранить в течение двух лет, а из открытой необходимо срочно переложить для хранения в другую посуду?

     19. Массовая доля минеральных солей в костях человека составляет 20– 22% от общей массы костей, а массовая доля костей составляет 18–20% от массы тела человека. На долю гидрофосфата кальция в костях приходится 85%. Определите массы гидрофосфата кальция и элемента кальция, содержащиеся в костях человека, если его масса составляет 80 кг.

     20.  Почему иногда во время привалов солдатам, совершающим длинный марш-бросок, или рабочим горячих цехов предлагают пить немного подсоленную воду? (Ответ: это делается для быстрого восстановления в организме потерь хлорида натрия).

     21. Соль издревле считается у большинства народов на Земле символом постоянства и нерушимой дружбы. Почему?

    22. Какие свойства соли используют домохозяйки при консервировании тех или иных продуктов питания?

    23.Массовая доля азота в белках составляет примерно 16 %. Ежесуточно в организме человека распадается 100 г белка. Какая масса аммиака может образоваться при распаде белка в организме за 30 суток?

    24. В суточный рацион человека должно входить 100-120г белка. Содержание белка в мясе составляет 18–20%, в рыбе 18%, в сыре 34 %. Какая масса мяса требуется человеку в течение месяца, года? Сделайте подобный расчёт на рыбу и на сыр.

    25. Массовая доля минеральных солей в костях человека составляет 20– 22% от общей массы костей, а массовая доля костей составляет 18–20% от массы тела человека. На долю гидрофосфата кальция в костях приходится 85%.Определите массы гидрофосфата кальция и элемента кальция, содержащиеся в костях человека, если его масса составляет 80 кг.

   26. При приготовлении ваших любимых булочек мама производит процесс гашения пищевой соды уксусом. При этом мама использует 2 г соды. Определите массу раствора уксусной кислоты, необходимого для полного гашения соды. Проведите опыт, опишите наблюдаемые явления, предложите уравнение реакции.

  27. Перед посадкой в грунт луковицы тюльпанов в течение суток выдерживают в 1% растворе марганцовки. Это способствует удалению с их поверхности возбудителей заболеваний. Приготовьте 250 г такого раствора.

   28. С давних времён известно: чтобы кожа лица и рук была нежной и гладкой, принято делать соленые ванночки. Приготовьте раствор поваренной соли массой 300 г с массовой долей соли 5%

   29. Соединение кремния с углеродом - карборунд SiC, имеет высокую твёрдость и огнеупорность. Получают его прокаливанием песка с углём: SiO2+ 3C = SiC + 2CO
Какая масса песка и угля, массовая доля углерода в котором 95 %, потребуется для получения карборунда массой 200 кг?


30
. Гидрокарбонат аммония NH4HCO3 применяют в кондитерском производстве при выпечке изделий из песочного теста. При нагревании он легко разлагается и образующиеся газы придают тесту необходимую пористость:
NH4HCO3=(t)NH3+H2O + CO2
Какой объём оксида углерода (IV) и аммиака (н. у.) выделится при выпечке 20 кг изделий из песочного теста ,если известно, что на каждый килограмм теста расходуется 10г гидрокарбоната аммония?

31. Для хлорирования питьевой воды расходуется хлор массой 0,002 мг на 1л. Какой объём хлора (н. у.) потребуется для обработки 120 тонн воды?

32. Для паяния применяют «травленую кислоту» - раствор хлорида цинка. Какая масса хлорида цинка образуется при взаимодействии 600 г соляной кислоты с массовой долей HСl 15% с избытком цинка?
33
. Содержание брома в головном мозге составляет 15-30 мг на 100г ткани. Масса мозга взрослого человека примерно 900-1200г. Какая масса брома содержится в головном мозге?

34. Используя бытовую газовую плиту, можно сжечь за 1 час 250л пропан-бутановой смеси, содержащей 96% пропана C3H8, 3% бутана С4Н10 и 1% негорючих примесей по объёму. Через какой промежуток времени работы газовой плиты концентрация углекислого газа в кухне достигнет величины, опасной для здоровья человека (ПДК= 30 г/м3), если допустить, что на кухне испортилась вентиляции ? Объём кухни 30 м3.

35. При попадании щелочи в глаза для промывания используют раствор борной кислоты (Н3ВО3) с массовой долей 0,02. Рассчитайте массу борной кислоты, которую необходимо взять для приготовления 250 мл раствора для промывания глаз.

«Непохожие родственники». Знаменитый шведский химик Карл Шееле всю жизнь оставался аптекарем. Однажды, приготовляя мазь, он нагрел оливковое масло со свинцовым глетом (оксидом свинца). Мазь оказалась сладковатой на вкус. Шееле повторил опыт и выделил слегка желтоватую вязкую жидкость. Она действительно была сладкой. Ученый так и назвал ее - масляный сахар. Новое вещество получило имя от греческого «глюкос» - сладкий. Так был получен глицерин.

В 1847 году итальянский химик Асканьо Собреро, действуя на глицерин азотной кислотой, получил тяжелую маслянистую жидкость, обладающую крайне неприятным свойством - мгновенно взрываться от трения или удара. Это был тринитрат глицерина, или тринитроглицерина. Герои приключенческого романа «Таинственный остров»(1874) Жюля Верна использует нитроглицерин для подрыва гранитной скалы. Автор подробно описывает процесс получения нитроглицерина из природных веществ, обнаруженных на острове (хотя Жюль Верн намеренно опустил один из важных этапов синтеза). Писатель характеризует это вещество следующим образом: это был нитроглицерин - ужасное вещество, обладающее в десять раз большей взрывчатой силой, чем порох, и причинившее уже так много несчастий.

  1. Правда, с тех пор как нитроглицерин научились превращать в динамит, смешивая его с каким-нибудь пористым веществом, например, глиной или сахаром, способным удержать опасную жидкость, им можно пользоваться с меньшим риском. Но, в то время, когда колонисты действовали на острове Линкольна, динамит ещё не был известен.
  2. Задания :

Напишите формулу глицерина и тринитроглицерина.
Напишите уравнение реакции получения из глицерина тринитроглицерина?
Рассчитайте массу глицерина, необходимого для получения 10 г тринитроглицерина.

Объясните, каков состав соединений, обладающих сладким вкусом?

Какие еще соединения может образовывать глицерин?

Назовите сферы жизни человека, где можно использовать глицерин, учитывая, что это вещество сладкое, маслянистое.

  1. «Слезы млечного дерева». Во время второго путешествия Х.Колумба (1493-1496 гг.) участники экспедиции увидели на о.Гаити игру туземцев в мяч. Это были необыкновенные мячи: от удара они высоко подпрыгивали. Так европейцы познакомились с «эластичной смолой» - каучуком. Местные жители обмазывали млечным соком лодки и корзины, чтобы те не пропускали воду, пропитывали одежду.
  2. Лишь через 200 лет французская экспедиция в своем отчете описала каучуконосное дерево гевейю. Путешественники, возвратившиеся в Европу, рассказали много любопытного о белой вязкой жидкости, вытекающей при надрезе дерева, постепенно затвердевающей и принимающей на воздухе темный цвет.
  3. Так, знаменитый английский химик Д.Пристли обнаружил, что каучук хорошо стирает написанное карандашом. Шотландец Ч.Мак-Интош заметил, что ткань, пропитанная раствором каучука и масла и высушенная, становится непромокаемой. Мак-Интош организовал производство непромокаемой ткани и наладил пошив из нее дождевых плащей - «макинтошей».
  4. В 19 веке сначала в Англии, а в 1832г. в Петербурге началось производство каучуковых галош. Но… эти полезные изделия обладали неприятными свойствами: на морозе становились твердыми и ломкими, а в жару плавились. Над задачей устранения этих свойств химики ломали голову долгие годы.
  5. Оказалось, что добавка серы значительно улучшала свойства каучука, а новое вещество названо резиной (от лат. resina - смола). После этих открытий потребность в каучуке резко возросла. Без резины стало невозможно развитие автомобильной промышленности. Тяжелый и изнурительный труд индейцев каучеро - сборщиков каучука описаны в романе колумбийского писателя Х.Риверы «Пучина» .

      Задания :

Прочитайте текст параграфа о природном каучуке, приведите формулу природного каучука.

                 Дайте определение процессу «улучшения» свойств природного каучука.

 Докажите, что каучук является высокомолекулярным соединением, то есть состоит из обычных, хотя и гигантских молекул, атомы в которых связаны ковалентными связями.

Напишите формулу вещества, являющегося мономером а) природного,

б) бутадиенового, в) стирольного каучука.

Прочитайте в параграфе о методе С.В.Лебедева. Напишите соответствующее уравнение реакции.

Оцените значимость открытия синтетического каучука для современной жизни. Найдите информацию из различных источников об объемах промышленного производства каучука.

  1.  «Кровь» земли - нефть использовалась четыре тысячи лет до н.э. древними шумерами. Они знали, что нефть горит и прозвали ее «светящейся водой»; нефтяной битум они использовали как вяжущий материал для скрепления кирпичей с песком, глиной и гравием. Нефть использовали как средство против кожных заболеваний, для бальзамирования трупов.

Как возникла нефть? Д.И.Менделеев выдвинул гипотезу о неорганическом происхождении нефти. В «Основах химии» он подробно описывал схему образования нефти из карбидов железа .

Согласно второй гипотезе нефть возникла при разложении органических веществ. Мельчайшие организмы, погибая, осаждались на дно водоемов. Под давлением лежащих выше слоев и без доступа воздуха эти остатки претерпевали изменения и превращались в вещества, составляющие нефть.

Задания :

Прочитайте текст параграфа. Опишите состав и физические свойства нефти.

Назовите физические способы переработки нефти. Опишите данный процесс.

Охарактеризуйте химические способы переработки нефти. Напишите соответствующие уравнения реакций.

Опишите свойства фракций первичной переработки нефти. Опишите свойства бензина, полученного при термическом и при каталитическом крекинге.

Предложите способы улучшения характеристик бензина. Дайте определение процесса риформинга.

Используя различные источники информации, найдите цифры объема добычи нефти. Подготовьте сообщение о нефтяном загрязнении окружающей среды.

  1. «Необычное в обычном». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь нечто, ускользающее от традиционного взгляда. Например, при рассмотрении свойств воды или низших спиртов учащиеся вдруг обращают внимание на то, что вода и этиловый спирт находятся в жидком состоянии при обычных условиях, несмотря на низкие значения относительных молекулярных масс, тогда как имеющие гораздо большие значения Mr хлор и бутан являются газами. Решение этой проблемы позволяет сформировать представление о водородной связи. В свою очередь этот взгляд на агрегатное состояние воды дает возможность рассмотреть такую ее аномалию, как способность сжиматься при охлаждении, но лишь до +4 °С, и о значении этой аномалии для живой природы.
  2.  Миша с пеленок был заядлым экспериментатором. Однажды он решил получить кристаллы йода из 5%-го спиртового раствора йода путем выпаривания спирта. Выпарную чашку он вылил из флакончика 25 граствора и начал процесс выпаривания.

Объясните, почему в конце работы у Миши округлились глаза, и было недоумевающее лицо. Сколько граммов йода мог бы получить Миша теоретически?

  1. 8Познакомившись на уроках химии со способами выражения концентрации растворов, Оля для себя решила, что станет фармацевтом. Для домашней аптечки 3%-й раствор перекиси водорода она взялась приготовить сама. Сполоснув флакончик из - под спирта дистиллированной водой, и бросив в него четыре таблетки гидропирита (каждая по 0,75 г), она отмерила 97 мл все той же воды, влила во флакон и плотно закрутила крышечку.

Как вы полагаете, получилось ли у Оли медицинское средство?

  1. Вася выполняет контрольное задание. Ему нужно приготовить 100 г раствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза преподавателя с поджатыми губами. Василий сразу все понял.

      Что понял Василий?

  1. Алена уже целый год воспитывает полосатого кота Матрос. Матрос неравнодушен к запаху одеколона «Гвоздика», который девочка использует для отпугивания комаров. Оставшись дома один, он пролежал клубочком до обеда на диване, затем потянулся, выгнулся дугой и важно зашагал к трюмо, потерся усами о крышечку флакона и слегка ударил лапой по стеклу. Покатав с грохотом флакон по полу, кот принялся грызть крышечку. От первых капель жидкости Матрос громко чихнул, затем принюхался и начал подлизывать. Войдя в дом, Алена устремилась в зал. Во флаконе еще оставалось 20 г содержимого (это половина того, что было), а кот лежал на полу, как большая белая плюшка, растопырив лапы, и продолжая лизать пол.

      Сколько граммов спирта слизал кот с пола, если его доля в одеколоне - 96%    

       (испарением пренебречь)?

  1. Со шкафа техничка уронила сосуд, где содержалось 700г раствора гидроксида натрия с массовой долей NaOH 10%.

      Сколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления нового такого  

      же раствора?

  1. У Виталия пониженная кислотность желудка. Врач порекомендовал ему запивать принимаемую пищу 3%-м раствором соляной кислоты. В день Виталий выпивает 10 г такого раствора. Чтобы не ходить часто в аптеку, Виталий предложил маме купить средство сразу на весь год. Мама посмотрела на сына и предложила ему сначала подумать, а затем самому воплотить в жизнь это решение.

      Почему мама так себя повела? Найдите массу выпитой Виталием кислоты за год.

  1. Студент химического факультета в очередной раз после стирки любовно разглаживал свой халат. Дойдя до рукавов, он решил бросить эту затею и купить новый, ибо этот остался без отпавшего рукава. Причина этого была в попадании на ткань всего лишь 100 г раствора соляной кислоты с массовой долей HCl, равной 5%. Оставшиеся 400 г раствора находились в колбе.

      Сколько граммов хлороводорода осталось в колбе?

  1. Подоив корову, хозяйка налила в горшок 2 литра молока с жирностью 4,6%. Выспавшийся за целый день толстый пушистый кот прыгнул на стол и слизал 200 готовившихся сливок с жирностью 15%.

Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см3.

  1. Юлина мама взвешивала сахар для вишневого варенья. Она попросила папу подать полиэтиленовый пакет с верхней полки, где был сахар. Пробегающая мимо Юля с ножницами в руках случайно проткнула пакет, он разорвался, и весь килограмм сахара оказался на полу. Рассерженная мама заставила папу и Юлю убрать сахар с пола и высыпать в мусорное ведро. Папа решил восстановить справедливость. Он сказал, что все сделает сам и отпустит девочку играть, если она предложит способ очистки рассыпанного сахара и определит его массовую долю в водном растворе 15 литрового ведра, где воды было 12 л.

      Поставьте себя на место Юли и дайте ответы на все вопросы.

  1. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина.

Сколько 250-граммовых стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 стандартов фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая пилюля весит по 0,5 г.

  1. Для производства мучных кондитерских изделий необходимы: мука, сахар, жиры, молоко, яйцепродукты. Кроме этого, используют и другие компоненты, в частности разрыхлители, для придания изделиям объема и пористости.
    Разрыхлители - это химические вещества, которые используются не только для получения изделий пористой структуры и увеличения объема теста, а, кроме того, для ускорения процесса производства хлебобулочных и кондитерских изделий.
    Добавка E503 (разрыхлитель) - это некая аммонийная соль. При температуре 600 °С она разлагается в тесте до двух газов и воды в виде пара, т.к. это очень неустойчивое вещество. Газообразные вещества участвуют в разрыхлении теста, удаляясь из него при выпечке. Они не оказывают влияния на цвет и щелочность изделий, но при избытке этого разрыхлителя длительное время может ощущаться запах одного из газов. Поэтому чаще используют сочетание этого разрыхлителя еще с одним, который при нагревании дает только один газ - тогда и запахов посторонних нет, и пористость, и щелочность продукта
    получается в соответствии с санитарными нормами.
    1.О какой аммонийной соли идет речь?
    2. Опишите процесс, происходящий с этой солью при нагревании.
    3. Какой газ придает запах продукции?
    4. О каком другом разрыхлителе теста идет здесь речь?

  1. Задача предлагается в теме «Соединения серы»

    Опасный   газ…
    Это открытие сделала русская океанографическая экспедиция в 1890 г. Промеры показали, что Черное море практически целиком заполнено растворенным ядовитым газом с запахом тухлых яиц.
    В центре моря зона этого газа приближается к поверхности примерно на 50 м, ближе к берегам глубина, откуда начинается заморная зона, увеличивается до 300 м. В этом смысле Черное море уникально - оно единственное в мире без твердого дна. Трудно себе представить, сколько кровавых побоищ разыгрывалось в прошлые века на морских кораблях, когда в заветных сундучках вместо сверкающих серебряных монеток матросы обнаруживали черные кружочки. Тут же начинался поиск колдунов и жесткие казни подозреваемых, хотя истинный виновник - данный ядовитый газ, поднимающийся из глубин моря…Еще двадцать лет назад в соответствии с выкладками ученых по Черному морю был построен график убывания поверхностного слоя воды с 1890 г. по 2020 г. Были сообщения и о массовой гибели дельфинов в Черном море. Да и сами местные жители стали чувствовать некий «мертвый дух» от моря. В районе Нового Афона море уже иное, чем оно было 20-30 лет назад: во второй половине дня вода мутная, желтая, в ней видны мертвые рыбы и даже мертвые животные…

    1. Прочитайте текст и подумайте, о каком явлении идет речь? Залежи какого газа есть в Черном море?
    2. Как вы думаете, откуда он берется? 3. Почему чернели монеты матросов?
    3. К какой экологической катастрофе ведут выделения этого газа?
    4. Как вы считаете, можно ли выделяющийся газ направить на какой-либо вид переработки? Где можно было бы его использовать?
  2.  Электрические чайники находятся в обиходе во многих домах уже очень давно. Они кипятят воду быстрее, чем газовая или электроплита, потому что их нагревающие элементы находятся в прямом контакте с водой.
    В населенных пунктах с жесткой водой, содержащей умеренные или высокие уровни растворимых солей кальция и магния, в электрочайниках часто появляется накипь на нагревательном элементе и на внутренней поверхности корпуса - смесь некоторых нерастворимых солей этих же металлов. Осадки действуют как изолятор, замедляя процесс закипания воды, и тем самым увеличивая расход электроэнергии. Наросты солевых отложений могут отслаиваться и попадать в виде крошечных осколков в ваш чай, кофе или другой напиток. Вы можете очистить свой электрический чайник от накипи. Есть один очень простой и безопасный способ: нужно прокипятить в чайнике воду, предварительно добавив в нее немного лимонной или уксусной кислоты. Если накипь все еще осталась, то следует это действие повторить. Когда достигнут желаемый результат, чайник нужно хорошо промыть под проточной водой, затем вымыть с моющим средством для посуды и еще раз хорошенько промыть под проточной водой. Вот, собственно, и все - чайник очищен и снова готов к работе.

1.Какой процесс происходит при кипячении воды?
2. Какие соли входят в состав накипи?
3. Почему при кипячении воды с кислотами накипь удаляется? Что происходит с ней при добавлении лимонной или уксусной кислоты?

  1.  Определите массу воды, идущую на промывание желудка при отравлении щелочами, если при этом необходимо выпить пять стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем столько же стаканов раствора уксусной кислоты с массовой долей её 2%. После чего сделать еще два промывания чистой теплой водой по пять стаканов каждое. Стакан вмещает 250 г жидкости. Какой вывод вы сделаете для себя?
  2.  Чтобы продемонстрировать детям, пришедшим на экскурсию в аптеку, важность знаний по химии, директор показал на женщину, работающую со склянками, и сказал, что здесь готовится 5%-й спиртовой раствор борной кислоты, и тут же дал школьникам задачку на 5 мин. Решите и вы её.

Определите долю воды в 5%-м спиртовом растворе борной кислоты, если использован 96%-й раствор спирта.

  1. Уходя на работу, мама поручила Ксюше постирать тюль и свести пятно от ржавчины лимонной кислотой. Покопавшись в книге «Домоводство», Ксюша поняла, что нужно приготовить 10%-й раствор кислоты и погрузить туда на 30 мин ткань с ржавым пятном размером с её ладошку.

Будь вы Ксюшей, сколько взяли бы воды и кислоты для приготовления раствора? В какой ёмкости выводили бы пятно?

  1. Плохо, когда родители медики. Они часто замечают то, что другие упустили бы из вида. Когда Никита вошел в квартиру со двора, его мама мельком глянула на грязное, обветрившиеся руки сына и удалилась в свою комнату. По запаху Никита понял, что для него мама готовит «гремучую смесь» из глицерина и 10%-го раствора нашатырного спирта в весовом соотношении 1:1.

Определите массу аммиака, выпущенного в воздух мальчиком, если морщить нос и пускать слезы при смазке рук ему пришлось два раза. Первый раз мама налила на руки 7 г смеси, а второй-5 г. Третьего раза не понадобилось, т.к. цыпки исчезли.

  1. Открыв дверь в квартиру, вернувшаяся из гостей семья ощутила «запах больницы». Первым провел расследование глава семьи - отец. На полу он обнаружил осколки флакона от 5%-го спиртового раствора йода, где его до этого было 8 г, а из-под шкафа мерцали две пары шкодливых глаз (кота и щенка). Отец все решил миром, объявив, что состоялась игра в футбол со счетом 1:1.

     Определите, сколько граммов йода и спирта создали «запах больницы»?

Используемые интернет- ресурсы:

  1. https://multiurok.ru/files/download/6e66402d905073915d36a8a8d62cebce/?k=83b6540a7d1193ed4b57639c1dc3ff81
  2. https://infourok.ru/kursy/search?CourseSearchForm%5Bsearch%5D=&CourseSearchForm%5Btype%5D%5B%5D=%D0%9F%D0%9A 
  3. https://www.n-asveta.by/dadatki/2020/savko.pdf
  4. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/276050-praktiko-orientirovannye-zadachi-v-kurse-himi
  5. https://botana.biz/prepod/himiya/oittnzvc.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Задачи военно-прикладного характера 5-6 класс"

Задачи курса 5-6 класса на военную тематику....

Сборник задач прикладного характера по химии с решением.

Сборник содержит более 60 задач прикладного характера, что поможет развитию деятельностного подхода в обучении химии. Это соответствует новому стандарту образования и помогает развитию УУД при изучени...

Решение задач прикладного характера, 11 класс

Разработка открытого урока по математике в 11 классе....

Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Практикум решения задач прикладного характера"

Программа элективного курса для учащихся 9 класса полезна начинающим учителям математики для подготовки учащихся к ОГЭ....

"Составление задач прикладного характера"

Урок закрепления: способов решения задач прикладного характера, развития умения составлять текстовые задачи на местном материале....

Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» 9 класс математика

Рабочая программа по курсу «Практикум решения задач прикладного характера» в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг  разработана для 9 класса....

Решение текстовых задач прикладного характера. Задачи на движение

Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач прикладного характера обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью т...