Урок физики в 7 классе по теме: "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Луканичева Виктория Николаевна

Структура  урока полностью соответствует  положениям системно - деятельностного подхода, так как  содержит  мотивационный, операциональный и рефлексивно - оценочного этапы. В технологической карте  прослеживается участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий, однако на практике учащиеся склонны к выбору задач из предложенных, нежели к полной самостоятельности в формулировке. Структура  направлена на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, причем на различных этапах урока эти действия могут повторяться. Структура урока подразумевает диагностику целей и задач на этапе рефлексии учебной деятельности с помощью таблицы, соотнесение целей результатам. При разработке  учтены ценностные ориентиры, научность, доступность, отражены межпредметные связи, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ. Практическая направленность более полно будет рассмотрена на последующих уроках. Кроме этого,  учтены различные формы организации учебной деятельности и групповая, парная, индивидуальная. В целом технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7 классе по теме :

"Сила трения".

1. Предмет: физика.

2.Класс: 7

3. Тема урока: "Сила трения"

4.Тип урока: урок открытия новых знаний.

5.УМК : - Перышкин А.В. Физика 7 класс, М.: Дрофа/Учебник 2014

-Марон А.Е., Марон Е.А.Физика. Дидактические материалы. 7 класс, М:Дрофа, 2014

6. Цель: - сформировать систему  знаний о силе трения;

           - создать условия для формирования у учащихся практических навыков и  для                   модификации знаний о силах.  

7.Задачи: - сформировать представления о силе трения;

              - изучить причины и виды трения;

- выявить природу силы трения;

- экспериментально установить, от чего зависит сила трения;

               - предложить способы уменьшения и увеличения трения.

8. Формируемые УУД

Личностные: 

  1. Принятие социальной роли  учащегося.
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные: 

1. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

 2. Составлять  план и последовательность действий.

3.Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

4.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

5.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление  основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: 

1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

2. Выделяют и формулируют проблему.

3. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства

2. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

9. Формы работы: фронтальная, парная, групповая

10.Ресурсы: интерактивная доска,  лабораторное оборудование (динамометр, тележки, бруски и набор грузов, бархатная бумага), датчик силы, "Бланк исследования", таблица1, кластер

Технологическая карта урока

Этапы уроков

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Время

1.Мотивация к учебной деятельности

1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

1. Демонстрирует различные ситуации, в которых может проявляется трение.

1.- Выделяют существенную информацию, находят общий признак в различных ситуациях.

Делают вывод о наличии трения.

- Слушают

учителя и товарищей, строят понятные для

собеседника высказывание

-Формулируют тему урока

1.Видеодемонстрация

3 мин.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

2.Осознание потребности к построению нового способа действий.

2. Предлагает вспомнить ранее изученный материал

Предлагает заполнить первый столбец таблицы1.

При затруднении, можно

предложить  продолжить

фразы:

- трение возникает когда…

- трение возникает потому,

что…

-от чего зависит сила трения Обменяйтесь своими мнениями в

паре

2. Заполняют таблицу.

Вспоминают и

записывают в первый столбец  все, что

вспомнили о трении, выделяя главную и второстепенную информацию.

Обмениваются друг с

другом своими

знаниями, выражая свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями

2.Таблица 1.

3 мин.

3. Выявления

места и

причины

затруднения

3. Выявить место и причину затруднения

3.Предлагает высказать свою точку зрения и доказать ее

Записывает на доске все, что говорят учащиеся

3.Информируют класс о том, что знают, дополняют записи в таблице

Выделяют необходимую информацию, корректируют выражают свои мысли

3.

3 мин.

4.Построения

проекта

выхода из

затруднения

4.Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средства реализации

4.Задает вопросы учащимся, предлагает сформулировать цель  

Что бы вы хотели узнать о

«трении» и «силе трения»?

Какова цель нашего познания?

Сформулируйте тему урока

Предложите способы решения  проблемы (подводит к необходимости о проведении эксперимента)

4.Заполняют вторую графу таблицы "хочу узнать"

Формулируют тему урока и  учебную цель урока

Предлагают варианты решения, формулируют темы исследований

4. Таблица 1.

7 мин.

5. Реализация построенного проекта

5. - Проведение исследований

-формулировка выводов

-фиксация нового знания

5. Предлагает учащимся

разделиться по группам для

выполнения исследовании:

1 группа: «Сравнение сил трения

покоя, скольжения и качения»;

2 группа: «Исследование

зависимости трения скольжения

от рода поверхностей»

3 группа: «Исследование

зависимости силы трения

скольжения от веса»

4 группа: «Исследование

зависимости силы трения

скольжения от площади

трущихся поверхностей»

Предлагает представителю от каждой группы выступить с докладом  об исследовании

5. Распределяются по

группам, получают

лабораторное

оборудование и

«Бланк исследования »

Выполняют

исследования,

делают выводы,

обсуждают выводы в группах

5. Лабораторное оборудование,

«Бланк исследования »

Карта урока

(6,7 задание)

 

7 мин.

6. Первичного

закрепления с проговариванием во внешней речи

6.Применение нового знания в типовых заданиях

6. Предлагает учащимся выполнить задания на применение новых знаний

6.Решают качественные задачи, пользуясь дидактическим материалом и проговаривают объяснение во внешней речи

6. Задания из карты урока 7

Сборник задач №348-350

5 мин.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

7. Самопроверка умений применять новые знания в типовых условиях           ( выполнение теста, самопроверка по эталону, коррекция ошибок, создание ситуации успеха)

7. Предлагает учащимся выполнить тестовое задание

7.Самостоятельно выполняют задания теста, сличают их по эталону, корректируют ошибки

7.Интерактивная доска

4 мин.

8. Включение в систему знаний

8. Включение нового знания в систему знаний и закрепление ранее изученного

8. Задает вопросы, предлагает учащимся  заполнить кластер

8. Отвечают на вопросы, заполняют кластер, структурируют знания, строят логические цепи рассуждений, осознанно и произвольно строят высказывание

8. Интерактивная доска

4 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности

9.Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

9. Подводит итог урока

Вопросы:

1. С каким способом

деятельности вы сегодня

познакомились?

2. Что мы запишем в графу

«Узнал нового» нашей

таблицы?

3. Достигли ли мы цели

нашего познания? Оцени

свою работу в группе, на

уроке.

4. Осталось ли что-то, о чем

бы вы хотели узнать? (предлагает написать письмо с указанием адресата и опустить его в почтовый ящик)

Предлагает отдохнуть и посмотреть видеофрагмент

9. Самооценка

учащимися

результатов

своей учебной

деятельности,

осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Смотрят видео и формулируют домашнее задание

9.Видеофрагмент

4 мин.



Предварительный просмотр:

Бланк исследования №1

Сравнение сил трения покоя, скольжения и качения

        

Ф.И. исследователей_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

Название силы

Величина силы, Fтр, Н

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе по теме "Сила трения"(Учебник Громова)

В данном материале дан краткий план урока и презентация для проведения урока с применением ИКТ....

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

урок физики 7 класс по теме : "Сила трения"

В игровой форме проходит изучение новой темы: "Сила трения"...

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Самостоятельная работа по физике 7 класс по теме: "Сила трения"

Разноуровневая кратковременная самостоятельная работа по теме: "Сила трения". Содержит три варианта заданий разной степени сложности....

урок для 7 класса на тему: :"Сила трения"

Урок проблемный, исследовательский , репродуктивный...

Формирование универсальных учебных действий на примере урока в 7 классе по теме «Сила трения»

Формирование универсальных учебных действий на примере урока в 7 классе по теме «Сила трения»....