Главные вкладки

    ПУТИ И СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН И ФОРМУЛ
    статья по физике (8 класс)

    Кострулева Ирина Николаевна

    ПУТИ И СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН И ФОРМУЛ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УДК 373.1

    ПУТИ И СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН И ФОРМУЛ

    Кострулева И.Н.1

    1Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Староситненская средняя общеобразовательная школа», Ступино, e-mail: boni2005g@yandex.ru

    Аннотация (150-250 слов)

    Физика — очень интересный и занимательный предмет, который с удовольствием изучают многие школьники. Заканчивая 8 класс, ученики всерьез задумываются о том, какую профессию выбрать, с какой областью знаний ее связать. Какие предметы они будут сдавать на основном государственном экзамене? ОГЭ по физике – один из предметов по выбору, его результаты будут засчитываться при поступлении в технические училища и колледжи. Опыт в 9 классе помогает успешно пройти единый государственный экзамен. Исследуя аналитические материалы по данным сдачи ОГЭ и ЕГЭ по физике, можно сделать вывод, что в Москве и Московской области процент учеников, выбирающих этот предмет, растет. Это связано с тем, что выпускники выбирают для учебы технические вузы и колледжи. Проведя анализ КИМ по физике в  9 классе, мы видим, что в экзаменационной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения разделов курса физики основной школы. Общее количество заданий в экзаменационной работе – 25, а количество формул и определений достигает 100, а в 11 классе до 200!  Представленная здесь работа предлагает систему эффективного запоминания физических величин и формул, используя различные способы и приемы. Результатом работы стала апробация данной методики на уроках физики в 8 классе.

    Ключевые слова:  способы запоминания физических величин и формул в общеобразовательной школе

    WAYS AND METHODS OF EFFECTIVE MEMORIZATION OF PHYSICAL QUANTITIES AND FORMULAS

    Kostruleva I.N.1

    1 Municipal Budget Educational Institution "Starositnenskaya secondary school", Stupino, e-mail: boni2005g@yandex.ru

    Аннотация на английском языке (150-250 слов)

    Physics is a very interesting and entertaining subject that many students are happy to study. When finishing the 8th grade, students seriously think about what profession to choose, what area of knowledge to associate it with. What subjects will they take in the main state exam? OGE in physics is one of the subjects of choice, its results will be counted when entering technical schools and colleges. Experience in grade 9 helps you successfully pass the unified state exam. Studying analytical materials on the data of passing the OGE and use in physics, we can conclude that in Moscow and the Moscow region, the percentage of students who choose this subject is growing. This is due to the fact that graduates choose to study at technical universities and colleges. After analyzing the CIM in physics of grade 9, we see that the examination work tests the knowledge and skills acquired as a result of mastering the sections of the physics course of the main school. The total number of tasks in the exam paper is 25, and the number of formulas and definitions reaches 100, and in the 11th grade up to 200! The work presented here offers a system of effective memorization of physical quantities and formulas, using various methods and techniques. The result of this work was the testing of this method in physics lessons in the 8th grade.

    Keywords: methods of memorizing physical quantities and formulas in secondary schools

    ВВЕДЕНИЕ

    Физика — очень интересный и занимательный предмет, который с удовольствием изучают многие школьники. Заканчивая 8 класс,   мои ученики всерьез задумываются о том, какую профессию выбрать, с какой областью знаний ее связать. Какие предметы они будут сдавать на основном государственном экзамене? ОГЭ по физике – один из предметов по выбору, его результаты будут засчитываться при поступлении в технические училища и колледжи. Опыт в 9 классе помогает успешно пройти единый государственный экзамен. Исследуя аналитические материалы по данным сдачи ОГЭ и ЕГЭ по физике, можно сделать вывод, что в Москве и Московской области процент учеников, выбирающих этот предмет, растет. Это связано с тем, что выпускники выбирают для учебы технические вузы и колледжи. Проведя анализ КИМ по физике в 9 классе, мы видим, что в экзаменационной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики основной школы:

    механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Общее количество заданий в экзаменационной работе – 25, а количество формул и определений достигает 100, а в 11 классе до 200!  И вот здесь мы задаем вопрос: как справиться школьнику с таким объемом информации?  Если мои ученики и не выберут для ОГЭ физику, то сегодня им даже на уроке сложно работать. Возникает следующая проблема: решение физических задач на основе физических формул  без подглядывания в конспект, гдз, интернет  становится камнем преткновения при изучении физики. Каждый учащийся с 7 по 11 класс понимает необходимость хорошо учиться по физике, получать положительные оценки, похвалу учителя и родителей. Но не у каждого это получается. В чем же здесь причина? Причина  в индивидуальных особенностях памяти. У многих одноклассников память развита слабо и запоминание формул и законов им дается с большим трудом. Развитие и тренировка памяти – это сложный процесс.  Возникает противоречие между необходимостью изучения физики и плохо развитой памятью учащихся. Я решила помочь  моим детям, чтобы интерес к этому увлекательному предмету у них не пропал.

    Представленная здесь работа предлагает систему эффективного запоминания физических величин и формул, используя различные способы и приемы. Результатом работы стала апробация данной методики на уроках физики в 8 классе.

    Актуальность проекта заключается в том, что эффективная система запоминания физических формул поможет школьникам не только усвоить материал урока, но и подготовить самостоятельно домашние задания,  качественно на высокие баллы сдать ОГЭ по физике.

    Целью нашего исследования: определить различные пути усвоения физических величин и формул, создать систему,  проверить ее  действие на практике.

    Объект исследования –  физические величины и формулы.

    Предмет исследования –способы запоминания.

    В качестве рабочей гипотезы  мы выдвинули следующее предположение: если мои учащиеся будут применят данную систему способов запоминания физических величин и формул, то это поможет им учебе, поможет не потеряться в мире физики и не снизить успеваемость.

    Для достижения цели исследования и проверки рабочей гипотезы были решены следующие задачи:

    1. Изучена литература по основным видам тренировки памяти у подростков.
    2. Проведено анкетирование учеников на предмет того, как хорошо они знают физические формулы.
    3. Исследованы ряд приемом, которые позволяют быстрее запомнить нужную информацию, даже представленную в таком сложном виде как формулы.

    Основными методами исследования явились:

    1)        теоретический (анализ и изучение  литературы по вопросам  тренировки памяти);

    2)        исследовательский (исследование   приемов запоминания информации);

    3) систематизация (приведение в систему информации о различных способах запоминания).

    Практическая значимость работы заключается в том, что использование системы способов запоминания физических величин и формул поможет ученикам эффективней их запомнить.

    ГЛАВА 1. КАК ЗАПОМНИТЬ ФОРМУЛЫ ПО ФИЗИКЕ

     В начале моего  исследования было проведено анкетирование среди 12 учащихся моего 8 класса.

     «Как ты запоминаешь физические величины и формулы?» а) Просто зубрю, проговаривая вслух и прошу проверить   б) записываю несколько раз   в) просматриваю несколько раз в учебнике   г) учу правила и сопоставляю с формулой д) составляю таблицы, схемы, алгоритмы   е) никак не запоминаю.  Как мы видим большинство одноклассников  просто зубрят или списывают, а значит это запоминание не надолго. Как же помочь ребятам эффективно запомнить физические величины и формулы?

    1. Способ 1. Разделение формул по физике на отдельные группы

    Данный метод предусматривает последовательное выполнения следующих инструкций.

    Шаг 1. Понимание формулы

    Ключом к изучению формул является их понимание. Сложнее всего запомнить произвольный ряд символов, а если вы не понимаете сути явления, то формула становится для вас хаотическим набором данных. Поэтому сначала рекомендуется выполнить несколько задач с использованием нужной формулы. После этого она либо запомнится сама собой, либо ее будет гораздо проще выучить. Например.

    Количество теплоты, получаемое веществом при нагревании, прямо пропорционально удельной теплоемкости вещества, его массе и разности температур, то есть:

    Q=cmΔt

    илиQ=cm(tкон−tнач).То есть понимание того, от чего зависит количество теплоты, получаемое веществом при нагревании, даст возможность запомнить эту формулу.

    Шаг 2. Изучение базовых физических величин

    Необходимо запомнить как производные единицы связаны с  базовыми понятиями: Вт = Дж / с = кг·м²/с³ ,  Вт = H·м/с, Вт = В·А.Понимание взаимодействия этих единиц позволит проще запоминать формулы, в которых они содержатся.

    Шаг 3. Разбивка формул

    Эта работа требует усидчивости. Необходимо выписать все нужные формулы в отдельную тетрадь (словарик). Разить  их на группы, ориентируясь на их сходство между собой. Например, когда речь пойдет в задачах об электрическом токе, то можно все формулы собрать вгрупп «Ток».

    ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

    I=Δq

    Δt

    I=qnvS

    A

    Силатока

    I= U

    R

    А

    Закон Ома для участка цепи

    R= ρl

    S

    Ом

    Сопротивлениепроводника

    I= I1= I2U=U1+U2

    R=R1+R2

    Последовательноесоединениепроводников

    I= I1+ I2 U=U1=U2

    1 =1 +1

    R        R1R2

    Rобщ=  R /2

    Параллельноесоединениепроводников

    2        U2

    А=IUΔt = I RΔt=        Δt

    R

    Дж

    Работапостоянноготока

    А        2        U2

    Р =        = IU = I R=

    t        R

    Вт

    Мощностьпостоянноготока

    Q = I2R Δt

    Дж

    ЗаконДжоуля – Ленца

    Таким образом, когда  нам понадобится формула, мы будем знать группу, к которой она относится.

    Шаг 4. Создание карточек для формул по физике  сделать

    Для особенно сложных формул можно сделать карточки. На одной стороне написать название, а на другой – саму формулу. Время от времени просматривать эти карточки,  и тогда  зрительная память поможет.

    1. Способ 2. Мнемотехника

    Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно легкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

    Мнемотехника — это и есть возможность понять непонятное, сделать учение интересным. Данный способ подходит людям с гуманитарным складом ума. Он заключается в том, чтобы представить формулу в виде знакомого слова,  предложения, стихотворения, поговорки.

    1.2.1. Приемы мнемотехники.

     - Треугольник формул

    https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02e0/0003101f-f22ed4bb/640/img6.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1181/0019a078-3fc174e9/640/img13.jpg

    - Мнемофразы — фразы, которые позволяют запомнить формулы.

    https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/127b/000221d2-526add08/hello_html_33a01542.gif Формула  электрического сопротивления.   Rolls-Royce – автомобиль.

    - Мнемостих (рифмовки) — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

      — Чтобы в скорость жизнь вдохнуть,

    Раздели на время путь.V=S/T

    — Плотность тела так найдем: Делим массу на объем. P=m/v

    — Нам без силы и пути Век работу не найти. Путь на силу перемножь…

    Догадайся, что найдешь? A=F x S

    - Силу тока чтоб найти U на R ты раздели.          

         - Запоминание физических величин с помощью созвучных слов. Некоторые ребята путают обозначение силы тока, напряжения и сопротивления. Поэтому придумали выделять ударением букву данной величины. (сИИИИла тока, отчетливо слышится И — значит пишем I, сопР- Р- Р –Р-отивлен, слышится Р, значит записываем R).

     - Мнемостикеркраткая запись параграфа на стикеры. Пассивное восприятие слов. Запишите на диктофон телефона формулировки определений и формул. В любое свободное время прослушивайте запись и повторяйте в слух.    

    И вот еще некоторые находки!

    - Цвета спектра по порядку (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый):

    1) Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан;

    2) Как Однажды Жак-Звонарь Городской Сломал Фонарь;

    - Запоминание порядка планет (от Солнца и к Солнцу): Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс, Земля, Венера, Меркурий

    1) Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий;

    2) Между Волками Зайчишка Метался, Юркнул, Споткнулся, Упал - Не Поднялся;

    3) Можно Вылететь За Марс Ювелирно Свернув У Нашей Планеты;

    4) Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный;

     - Фазы Луны:

    Чтобы отличить первую четверть от последней, наблюдатель, находящийся в северном полушарии, может использовать следующее мнемоническое правило.Если месяц похож на букву «С», то он Стареющий - это последняя четверть. Если он повернут в обратную сторону и тогда, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р», то месяц «Растущий», то есть это первая четверть.

    - Приставки:Жили ТРИ барана: Милли, Микро, Нано.  

    Здесь ключевое слово - три. Показатели степени этих приставок отличаются друг от друга как раз на три (10-3,10-6 ,10-9).

     - Римские цифры:

    Для закрепления в памяти буквенных обозначений цифр в порядке убывания существует мнемоническое правило:

    Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит VсемIх.

    Соответственно M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)

    1.2.2. Метод Цицерона, мнемокарточки

    Для учащихся, которым очень тяжело запоминать формулы я могу предложить  использовать метод Цицерона, мнемокарточки.       Этот метод имеет множество других названий – метод римских комнат, метод локи, чертоги разума. Однако, справедливо называть этот способ запоминания именем Цицерона, поскольку одно из первых его описаний было сделано Марком Тулием в трактате «Об Ораторе».Суть метода состоит в том, чтобы в хорошо знакомом месте, в строго определенном порядке, мысленно расставить единицы информации, которые требуется запомнить. После чего, достаточно вспомнить определенное место, чтобы воспроизвести связанные с этим местом образы.

    Каждый может вспоминать информацию, мысленно повторяя маршрут, на котором эта информация была получена.

    И в этом нет ничего удивительного! Память естественным образом соединяет образы для запоминания с участками окружающего пространства. Именно благодаря этой особенности нашего мозга, играя в какой-нибудь квест, всего через несколько повторений одного и того же уровня, вы можете легко вспомнить, где находится ловушка, а где спрятан артефакт.

    Главный плюс этого метода состоит в том, что нет никаких ограничений на количество запоминаемой информации. Вы вспоминаете какое-то место в пространстве, а мозг заботливо подсовывает те образы, которые были с этим местом связаны.

    При этом не важно, существует ли это место в реальности, либо оно находится в компьютерной игре. Единственная сложность в том, что метод требует подготовительной работы. Метод Цицерона в домашних условиях— расклеить по всем комнатам стикеры с формулами. Например, массу на стул, силу тяжести и вес на люстру, силу тока или напряжения на розетку. Мощность на — лампочку, Момент силы — на дверь, энергию на холодильник, скорость на мяч, швабру, веник. Количество теплоты на духовку или утюг и т. п.  Мнемокарточки — карточки физических величин и формул. На одной стороне карточки записывается физическая величина, а на другой ее формула или придумайте физическое лото и играйте вместе с родителями и друзьями.                

    http://31415.ru/test/scr/01.jpghttp://31415.ru/test/scr/17.jpg

    1. Апробация эффективности использования приемов мнемотехники на уроках физики

      Чтобы понять работает ли наша система эффективного запоминания формул, мы провели апробацию в несколько этапов:

    1. Рассказала классу о способах и методах запоминания.  

    Выяснила, какие именно приемы их заинтересовали. Особенно приветствовался метод стихотворений, метод Цицерона, использование цветовых палитр.

    1. Распределились на группы, исходя из метода.

    В каждой группе есть сильный ученик, который проверяет, помогает, подсказывает. Групп – 3.

    1. Проверка первых результатов: после прохождения темы «Электрические явления» физические диктанты были в основном без ошибок.

    1. Планы на каникулы были: выписать по группам или карточкам формулы 8 класса. Сделали все.
    2. Контрольный тест «Повторяем электрические  явления». Заучили -22%. Пытались воспроизвести- 60%. Трудно дается запоминание - 16%.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

    1.        В результате работы проведен  теоретический анализ физической литературы о  способах запоминания физических величин и формул.

     2.  Создана система запоминания, основанная на методах группировки, мнемотехники, методе Цицерона.

    3.  Проведена апробация эффективности использования приемов мнемотехники на уроках физики.  После ознакомления с приемами, а также проведением ряда работ, результат запоминания формул стал чуть лучше. Ошибки существуют. Но видна заинтересованность моих детей.    Поэтому можно говорить об эффективности приемов мнемотехники. По результатам исследования были даны рекомендации о правильном использовании этой системы.

        Данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

    1. применение данных методик во всех классах на уроках физики.
    2. использование  педагогами школы основных идей данной системы для применения в своей области.
    3. Сильным детям взять шефство над одноклассниками и помочь им разобраться  в мире физических формул.

    Самый главный вывод, который мы можем сделать после данной исследовательской работы – это то, что те приемы, которые были рассмотрены в работе— это НЕ ЗАМЕНА собственно запоминания, а лишь СРЕДСТВО для сокращения времени на запоминание.    Эти средства  позволяют экономить время при запоминании, тренирует внимание и мышление, позволяют быстро освоить несколько новых формул.  Нам нужно постоянно тренировать мозг.  Природная память дана нам с рождения. Приемы — это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Бондаренко, С. М. Обучение. Здоровье [Текст]: / С. М. Бондаренко, С. М., Ротенберг А.Н, — М.: Просвещение, 1989.               
    2. Зиганов, М. А., Козаренко Запоминание на основе визуального мышленияhttp [Электронный ресурс] — Режим доступа:://school4you.ru/download/memory.pdf.              
    3. Козаренко, учебник мнемотехники [Электронный ресурс] — URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=131402 (дата обращения: 01.05.2020)              
    4. Маклаков А. Г. М15 Общая психология — СПб: Питер, 2001–592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»).              
    5. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления [Электронный ресурс] — URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=131416  (дата обращения: 01.05.2020)                            
    6. Мурашов, грамотность: риторические стратегии достижения / // Русский язык в школе№ 3.- Стр. 3–12.              
    7. Никитина, развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко /. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. — Стр. 291.
      Игитханян Л. Э., Сазонова Т. Н. Пути и способы эффективного запоминания физических величин и формул // Юный ученый. — 2018. — №4. — С. 82-84. URL:
      http://yun.moluch.ru/archive/18/1260  (дата обращения: 01.05.2020)              


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Физические величины. Измерение физических величин"

    Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Физические величины. Измерение физических величин".ЭОР с сайтов http://fcior.edu.ru и http://school-collection.edu.ru/...

    Комплексная система запоминания физических величин и их единиц измерения.

    Работа описывает комплексную систему работы учителя физики по запоминанию физических величин учащимися. Это соответствующие таблицы кабинета физики, карточки с физическими величинами, таблицы для пров...

    Запоминание на уроках физики физических величин

    Я использую игровые моменты на уроках в 7-8 классе. По мере изучения каждой величины ученики дома изготавливают карточку с ее буквенным обозначением размером 10*10 см. Когда набирается 4-5 величин (на...

    Семинар-практикум "Память. Способы эффективного запоминания".

    Память и ее функции. Способы эффективног запоминания....

    Измерение как способ определения значения физической величины

    В публикации  представлена логика понятия получения значений величин методами прямого и косвенного измерения как последовательная совокупность операций выполняемых человеком....

    Способы эффективного запоминания неправильных глаголов

    Проблема запоминания форм неправильных глаголов остро стоит при изучении грамматики английского языка, так как является энергозатратной и требует от учеников усидчивости и терпения. Однако, когда все ...

    Шпаргалка №1 (Вывод физической величины из простой формулы)

    Очень необходимый материал, который не записан ни в одном учебнике физики. В видео представлен один из множества способов вывода физической величины из формулы....