Семинар-практикум "Память. Способы эффективного запоминания".
методическая разработка по психологии на тему

Строкова Татьяна Васильевна

Память и ее функции. Способы эффективног запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_pamyat.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов: «Память. Способы эффективного запоминания»»

Цель: Познакомить педагогов:

- с моделями и законами памяти

- с особенностями развития памяти  у людей

- с возможностями развития и повышения эффективности заучивания и долговременного запоминания.

Ход семинара.

Психолог: Добрый день, уважаемые педагоги! Рада видеть вас на семинаре «Что такое память?»

Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей книге «Живой мозг» дал такое определение памяти. «Память – это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча» Если еще более кратко – это процесс. Процесс, который начинается с момента рождения и длится всю жизнь. Вместе с тем из определения следует, что именно активизация всех интеллектуальных процессов обеспечивает высокое качество памяти. Если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким огнем. И, наоборот, то память тлеет тусклым огоньком, и то, что человек видит, чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринте его мозга (о таких людях обычно говорят: в одно ухо влетело, в другое вылетело).

В нашей памяти откладывается лишь незначительная часть воспринимаемых нами явлений. Возникают вопросы, каким же образом мозг запоминает, что он запоминает и что забывает.

Без отбора информации и удаления ее из памяти мы были бы буквально заполнены потоком непрерывно поступающей информации. В настоящее время единица информации – это 1 бит. Для хранения 1 бита требуется 10 нейронов. Величина общей информации мозга 3х бит. Такой емкости хватило бы для того чтобы хранить около 1% от общего потока информации, протекающей через наше сознание.Если считать, что в среднем информативный поток составляет 20 бит в секунду, то за 70 лет при длительности активного дня 16 часов, общее поступление информации составит 3хбит. Это в 100 раз больше, чем информационная емкость мозга.

Память есть результат образования новых условных связей, формирующихся в коре головного мозга, с помощью которых фиксируется индивидуальный опыт организма. Память как процесс связана с восприятием информации, ее хранением и использованием.

Виды памяти:

1. Моторная память – запоминать и воспроизводить какую-то программу движения. Этот вид памяти генетически запрограммирован.

2. Эмоциональная память – связана с фиксацией ощущений, которыми сопровождались те или иные события. Эмоциональные ощущения фиксируются практически мгновенно и непроизвольно. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения.

3. Образная память – связана с работой сенсорных систем (органов чувств). Информация запоминается в виде образов определенной модальности (зрительная, вкусовая, тактильная). Такая память спонтанна, гибка, обеспечивает длительное хранение информации.

4. Логическая память – формируется на базе II сигнальной системы И.П. Павлова – это слово. Сложно запомнить материал без понимания, без логического восприятия. Логическая память – результат интеллектуальных возможностей ребенка.

По длительности различают:

1.     сенсорную (непосредственную). Это примитивный процесс осуществляется на уровне рецепторов. Следы в сенсорной памяти сохраняются секунды. За это время решается вопрос, привлечет ли внимание эта информация высшие отделы мозга. Если не привлекла, то следы старой информации стираются и память заполняется новой информацией. Весь этот процесс идет на уровне подсознания.  Если информация привлекла внимание мозга, то она может сохраниться в течение короткого промежутка времени, в кратковременной памяти.

2.     кратковременная память характеризуется быстрым запоминание и кратким сохранением информации (например, испытуемому говорят десять слов, которые он должен запомнить и повторить, обычно повторяют 5-9 слов). Длительность кратковременной памяти около  20 секунд. Эта память отбирает и пропускает нужную, важную информацию для хранения в долговременной памяти.

3.     долговременная память похожа на архив. В ней информация подразделяется на рубрики для хранения более или менее длительное время. Длительность зависит от значимости информации. Теоретически объем и длительность памяти безграничны. В долговременной памяти около 72% информации остается на всю жизнь. Извлечение информации происходит дольше, чем из кратковременной.

По отношению к деятельности различают постоянную память и оперативную.

Оперативная память помогает осуществлять разнообразные действия. Любую деятельность человек осуществляет по частям. Человек удерживает в памяти результаты до тез пор, пока имеет с ними дело. По мере продвижения к конечному результату, отрабатываемый материал забывается. Части, на которые дробится материал, могут быть различны. Эти части называются оперативными единицами памяти. Каждая единица это смысловое единство.

По продолжительности закрепления и хранения информации память делят на 3 вида:

1. сенсорная память – чувствительные сигналы в течение нескольких сот миллисекунд сохраняются в сенсорной памяти. Здесь происходит анализ сигналов их оценка и в дальнейшем либо забывание, либо направление на переработку.

2. кратковременная память – отвечает за временное хранение информации, закодированной словесно. Данные хранятся здесь в порядке поступления информации. Забывание в кратковременной памяти происходит путем вытеснения старой информации новыми сигналами.

Переход информации из кратковременной в долговременную осуществляется целенаправленным повторением материала.

Память – это сложный психический процесс, исследованию которого посвящены труды многих ученых. В проведении уроков (занятий) необходимо учитывать не только физиологические аспекты функционирования памяти, но и психологический.

1. обработка информации, т.е. запоминание и извлечение, значительно облегчается при осознанном выборе стимулов и концентрации на них внимания.

2. одновременный учет логических и эмоциональных реакций гарантирует лучшее запоминание материала, а чем лучше качество записи, тем легче ее извлечь.

3. эффект края

Сам факт записи информации заключается в переводе ее в образную форму.  По сколько абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей является возможность научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Зрительное представление какой-либо идеи состоит в мыслительном создании картины – иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.

Методы облегчения запоминания (по ВирджинниКвинн)

МНЕМОНИКА

преобразование информации через придание ей другого смысла или другой структурной организации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

выделение логического каркаса материала через фиксацию опорных понятий

ПРИДАНИЕ ОБРАЗНОСТИ

увеличение эмоциональной насыщенности информации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАЦИЙ

устранение связей с другими понятиями со сходными или противоположными свойствами

Практическая часть.

Группы упражнений на развитие памяти.

1. Упражнение для развития способности к созданию мыслительных образов.

1 этап: сделать рисунок.

2 этап: представить в уме.

Упражнение №1 Веселый праздник, темный лес, отчаяние, смелость, глухая старуха, радость, болезнь, быстрый человек, печаль, теплый вечер.

Упражнение.№2  Мысленные образы и эмоции.

Собака, виляющая хвостом,

Муха в вашем супе,

Пятно на вашей любимой рубашке,

Капли, сверкающие на солнце,

Крик ужаса в ночи,

2. Тренировка зрительной памяти.

Когда дети научились создавать зрительные образы, облекая их в конкретную форму. Обратимся к другой стороне запоминания  - осознанному восприятию. Научить детей концентрировать  внимание на запоминаемом объекте поможет вам привлечение к исследованию его чувств, как стимуляции деятельности мозга.

Упражнение №1 «Фигурки»на осознанное восприятие.

Осознание визуального материала 12 изображений по 3 в строчке. На запоминание 30 секунд.

Постепенно переходить от конкретных предметов к абстрактным.

Упражнение № 2осознание смыслового материала.

Представить внешний вид данного предмета, его вкус. Например, зубная паста – белая, с мятным вкусом,  острая и сладкая одновременно.

Сапог, лимонад,слон, доктор, автобус.

Упражнение № 3 «Оживление». Изобразить животное, предмет, явление.

Все  приведенные выше упражнения способствуют записи информации, что необходимо для пользования кратковременной памятью.

Чтобы вспоминания кратковременной памяти перешли на длительное хранение, то есть  в долговременную память, они должны подвергнуться специальной обработке – структурированию и упорядочиванию. Таким образом, становится ясно, что подобный процесс передачи невозможен без участия в нем мыслительных операций. Первичная обработка по систематизации и классификации запоминаемых объектов происходит с помощью операций установления сходства и различий, при обязательном участии эмоциональной сферы. Это обеспечивает деление информации на категории (для удобства хранения) и снабжает ее опознавательными сенсорными знаками, обеспечивающими извлечение из памяти. В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начинаться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и различия.

Упражнение «Эмоциональное восприятие предмета».

1. Какие он производит на тебя впечатления.

2. Анализ вызванных эмоций.

3. Установление общего смысла.

4. Рассмотрение с точки зрения композиции.

5. Анализ деталей.

6. Синтез.

Упражнение №1.  Найти 3-4 запоминающиеся предмета, буквы, цифры среди 10-12 похожих изображений.

Эти упражнения помогут научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения информации – необходимы ассоциации.

Ассоциация – это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление других. Приведу пример упражнений, которые развивают логический вид запоминания.

Упражнение « Двойная стимуляция памяти».

 Выбери картинки, которые помогут запомнить слова.

Упражнение. №1. Составить фильм, чтобы запомнить слова.

Медведь, тележка, пчела, колокольчик, ромашка.

Упражнение.№2. Конкретизация абстрактного предмета, явления.

Зима -  снег, санки

Обед – суп, каша, компот

Упражнение №3 Нелогические ассоциации.

Упражнение. Нелогические пары.

Кольцо  - лампа

Ковер – молоко

Жук – кресло

Драка – книга

Ковбой – горшок.

Упражнение. Запоминание «10 слов». Составить рассказ.

Запоминание стихов

Запоминание текста

Запоминание чисел.

Повторение – традиционный метод запоминания.

Особый путь зубрешки.

1. Повторить про себя.

2. Подождать 1 секунду и повторить снова.

3. Подождать 2 секунды и повторить.

4. Подождать 4 секунды и повторить.

Ожидание – это эмоциональное загруженное состояние. Информация не выпадает, а вступает в связи с другими понятиями.

5. Повторить через 10 минут. Для закрепления.

6. Для перевода в долговременную память повторить через 2-3 часа.

7. При необходимости через 1 месяц.

2. От чего зависит объем памяти и сохранение информации?

Прочность и полнота запоминания зависят от повторений. Но не от количества, а от того, как они распределены во времени:

Через 30 мин – забываем 40% новой информации

На следующий день – 34%

Через 1 месяц – 21%

Повторять нужно:

1 раз – сразу после прочтения

2 раз – через полчаса

3 раз – через день

4 раз – через 2 – 3 недели

Сохранение зависит:

  1. От глубины понимания.
  2. Значимости информации.
  3. Применения усвоенных знаний.
  4. Повторения – степени использования.

Психолог: - Пусть ваша память и память ваших учеников горит ярким огнем и зажигает своим светом. Спасибо за внимание.

Список литературы:

  1. Житникова Л.М.Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 1985
  2. Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти. М.: Просвещение,1999
  3. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1997
  4. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990
  5. . Ги Лефруа Прикладная педагогическая психология. – СПб.; прайм-ЕВРОЗНАК,2003.
  6. 2. Истратова
  7. 3. Столяренко А.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001
  8. 4. Немов Р.С. «Психология» - М.: «Владос»,1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил

В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формировани...

Использование приемов эффективного запоминания словарных слов учащимися на логопедических занятиях .

Чем занимается учитель - логопед в средней и старшей школе? Заинтересовать учащихся в качественном обучении, развивать умения и навык запоминания словарных слов при помощи упражнений, тренирующих...

Приемы эффективного запоминания, используемые в процессе обучения башкирскому языку.

Как же сделать уроки не скучными, а увлекательными, творческими, высокоэффективными, такими, чтобы дети с нетерпением ждали уроки башкирского языка светились глаза от радость, когда я вхожу в класс.Сч...

Способы эффективного запоминания неправильных глаголов

Проблема запоминания форм неправильных глаголов остро стоит при изучении грамматики английского языка, так как является энергозатратной и требует от учеников усидчивости и терпения. Однако, когда все ...

ПУТИ И СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН И ФОРМУЛ

ПУТИ И СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН И ФОРМУЛ...

Пути и способы эффективного запоминания физических величин и формул

Физика — очень интересный и занимательный предмет, который с удовольствием изучают многие школьники. Каждый учащийся с 7 по 11 класс понимает необходимость хорошо учиться по физике, но не ...

Способы эффективного запоминания лексических и грамматических единиц на уроках иностранного языка

Для того, чтобы рассмотреть способы эффективного запоминания лексических и грамматических единиц на уроках иностранного языка, надо понять, как работает наша память. Ведь именно она отвечает за освоен...