Способы эффективного запоминания лексических и грамматических единиц на уроках иностранного языка
статья по английскому языку

Перфильева Евгения Владимировна

Для того, чтобы рассмотреть способы эффективного запоминания лексических и грамматических единиц на уроках иностранного языка, надо понять, как работает наша память. Ведь именно она отвечает за освоения детьми нового материала и удержании пройденного. Меня заинтересовала проблема памяти, так как она очень актуальна. На своих уроках часто вижу учеников со слабо развитой природной памятью, не способных запомнить информацию.  Ведь при изучении иностранного языка основная задача - это пополнение словарного запаса. Перед собой поставила цель - поиск эффективных способов развития памяти. 80% времени при изучении иностранного языка занимает запоминание слов, т.е зубрежка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_effektivn_zapominaniya.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Способы эффективного запоминания

лексических и грамматических единиц на уроках

иностранного языка

Для того, чтобы рассмотреть способы эффективного запоминания лексических и грамматических единиц на уроках иностранного языка, надо понять, как работает наша память. Ведь именно она отвечает за освоения детьми нового материала и удержании пройденного. Меня заинтересовала проблема памяти, так как она очень актуальна. На своих уроках часто вижу учеников со слабо развитой природной памятью, не способных запомнить информацию.  Ведь при изучении иностранного языка основная задача - это пополнение словарного запаса. Перед собой поставила цель - поиск эффективных способов развития памяти. 80% времени при изучении иностранного языка занимает запоминание слов, т.е зубрежка.

Но для этого нужно разобраться, что же такое память…Каждый человека ежедневно бесчисленное множество раз обращается к ней. Но для улучшения ее ничего мало что делает. Для поддержания физического здоровья мы делаем гимнастику, глотаем витамины, выполняем различные гигиенические процедуры. Мы заинтересованы, чтобы наше тело было здоровым и сильным. А что же мы делаем для поддержания нашей памяти в хорошей форме? Чаще всего ничего.  А потом обвиняем ее, свою память, в плохой работе, а не себя в безразличном к ней отношении. Пробовали ли Вы найти с ней общий язык? Когда Вы в последний раз проявляли заботу о ней? И после этого вы обижаетесь на то, что память иногда, а может и довольно часто вас подводит. А ведь, чем чаще мы обращаемся к ней, чем чаще ее задействуем, тем лучше она работает (как и любой орган). Память надо постоянно тормошить и подбадривать. Ведь если ее оставить наедине с собой, она начнет постепенно угасать и атрофироваться, как при отсутствие физических нагрузок атрофируются, например, наши мышцы. И если не спохватиться вовремя, память окончательно станет дырявой. И поэтому развивать память надо с самого детства. Надо учить детей, как правильно запоминать, как увеличить объем запоминаемой информации, как  развивать свою память. Простая зубрежка, к сожалению, приводит к тому, что вся информация очень скоро стирается из памяти.

Для избежания зубрежки нужно использовать:

Яркие впечатления. Дело в том, что наша память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, и запоминается само по себе, без особых усилий со стороны человека. Постарайтесь перед запоминанием обработать информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной, - в этом случае память (мозг) с большей вероятностью и с меньшими усилиями усвоит ее.

Закон мотивации:

Если у человека есть сильная мотивация к запоминанию той или иной информации, то ее усвоение тоже происходит без всяких проблем. Например, родители предложили ребенку поехать на лето в лагерь за границу при условии, что у него будет пять по английскому. Несомненно, изучение будет происходить значительнее успешнее, чем если бы ребенку таких каникул не предлагали, а они бы просто сами, согласно школьной программе учили бы английский язык. Умение пользоваться законом мотивации заключается в создании дополнительной, пусть даже искусственной мотивации. Создавать искусственную мотивацию значительно проще, чем искусственный интерес. Например, для многих детей хорошей мотивацией является приз, для других -  ожидаемая награда – в конкурсе, соревновании, олимпиаде, для третьих – спор. Надо учителю или детям поспорить  друг с другом, кто быстрее выучит новые английские слова.  

Закон деятельности

Чем больше информация включена в деятельность, которую совершает человек, тем быстрее и прочнее она запоминается. Если на уроках английского языка почаще давать возможность детям смотреть мультфильмы на английском языке или небольшие художественные фильмы, то дети лучше будут усваивать все речевые обороты и большую часть лексики.

 А также попросите детей, чтобы они перевели все свои гаджеты: телефоны, I-phonы, планшеты на английский язык. Это делается очень просто, надо зайти в настрой и поменять языка с русского на английский. Ведь все меню детям хорошо знакомо, но теперь оно будет на английском. Пусть даже, когда они общаются в контакте, им будут писать письма, а на экране высвечивается: Maria is writing, уже будет действовать закон деятельности.

В интернете много сайтов, где можно посмотреть фильмы на английском языке с субтитрами. Пусть дети смотрят сначала те фильмы, которые им знакомы, привыкают а оригинальной английской речи. В контакте есть группа, которая так и называется «Фильмы на английском языке с субтитрами». Так же есть очень хороший сайт: ororo.tv, filmatika.ru, lelang.ru. На некоторых сайтах можно найти двойные субтитры: русские и английские одновременно. Это все будет крайне положительно влиять на овладение иностранным языком.

Также дети должны понимать, что все слова, которые они учат, им нужны не только на уроке но и в жизни. Так, например, можно звонить детям по телефону и говорить в течение 5-10 мин с ними на английском. Пусть общение с каждым ребенком будет проходить раз в три месяца, но зато они будут понимать, зачем им это нужно. Вот им звонит преподаватель общается с ним на английском. К тому же на уроке ребенку порой может быть некомфортно выступать перед всем классом, он боится негативных реплик своих одноклассников, стесняется своего произношения или еще что-нибудь, а здесь ему никто не мешает, никто не будет комментировать их речь. В такой обстановке и вся необходимая лексика всплывает в сознании очень быстро. И это действительно работает. Ведь обычно как человек понимает, что ему нужен английский язык: едет куда-нибудь отдыхать, зайдет в ресторан, не сможет себе ничего заказать в ресторане, не поймет, что ему говорит персонал в гостинице, опозориться, после этого приедет домой и начнет учить английский. Но зачем учить после, если это можно сделать до. Ваш ученик будет знать, что через три месяца ему позвонить учитель, и он будет учить лексику, которую проходили на уроке

Закон настроек и установок

Очень важный, но мало кем используемый закон. Дело в том, что на запоминание, как и на любой другой вид деятельности, надо настраиваться, к нему надо подготавливаться. Хотя бы одну-две минуты. Этот этап подготовки способен значительно улучшить качество запоминания.

Изучив литературу, пришла к выводу, что развитие памяти зависит от придумывания вместе с детьми различных способов запоминания с помощью мнемотехники. Процесс запоминания облегчается, объем памяти увеличивается путем образования искусственных ассоциаций. 

 Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна. Необходимо научить запоминать новые слова так, чтобы между зрительным образом и словесным обозначением установились связи. 

Чтобы лучше запомнить нужную информацию и дольше удерживать ее в памяти, хорошо находить яркие запоминающиеся ассоциации. Их использование будет помогать вам в нужный момент более полно воспроизводить информацию. Создание ассоциаций - процесс творческий, но ничего сложного, а тем более невозможного в нем нет. Прежде всего, давайте условимся, что есть несколько правил, которые нужно усвоить:

  • Ассоциация должна быть интересна.
  • Ассоциация должна быть необычна.
  • Ассоциация должна быть максимально детализирована.

Записывайте не только само слово, но и соседние. Например, если вам нужно запомнить слово «arrogant» (надменный), вы можете написать: «the tall, arrogant man» (высокий надменный человек).

Это поможет вам запомнить, что «arrogant» – это прилагательное, служащее для описания людей. Затем попробуйте составить три полных предложения, чтобы потренироваться в его использовании.

Наглядный материал

Рисуйте маленькие картинки, чтобы запомнить значение слова. Не умеете рисовать? Не страшно, так даже лучше. Наш мозг получает столько однообразной информации, что странная картинка – это своеобразный сюрприз, а сюрпризы мы всегда запоминаем.

Наш мозг лучше считывает визуальную информацию. Нарисуйте забавную картинку, иллюстрирующую значение слова, и вы запомните его значительно быстрее.

Если спросить человека, изучающего английский язык, что ему меньше всего нравится в учебе, он, скорее всего, ответит: «Зубрить слова!» На самом деле, это процесс долгий и нудный, но ведь лексический запас в любом случае нужно накапливать. Очень многие современные пособия предлагают пользоваться методом ассоциаций.

Что такое ассоциации?

Под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта. В ассоциации могут участвовать два и более объектов.

Как создавать ассоциации?

Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантасической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты. Рассмотрим некоторые примеры.

Действуя таким образом, можно связать между собой все что угодно. И чем невероятнее будет ассоциация между ними - тем лучше.

Используя вышеизложенные методы, процесс запоминания иностранных слов станет интереснее и эффективнее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на примере уроков русского языка

Перед многими практикующими педагогами встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую модель обучения, выявить вли...

Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучен...

Педагогический проект "ИКТ как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников по английскому языку"

В данном проекте экспериментально исследуется использование ИКТ как эффективного средства организации самостоятельной работы школьников при изучении английского языка. В приложении представлен дидакти...

Грамматические игры как эффективное средство формирования грамматических навыков

Проблема использования игр в методике не нова. Её актуальность остается и по сей день. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаем...

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Вебинар как способ дистанционного обучения грамматической стороне речи немецкого языка

Общеизвестно, что в наши дни Интернет прочно обосновался в жизни общества и во всех его сферах, в том числе и в образовании. Самой значимой для образования возможностью интернета стало дистанционное о...