Рабочая программа для 7-9 классов
методическая разработка по физике

Представляю вашему вниманию рабочую программу по физике 7-9 класс Перышкин А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7-9_1.doc436.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  бюджетное  учреждение средняя общеобразовательная школа  с.Бузюрово

муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан

ПРИНЯТО                                                                                   «СОГЛАСОВАНО»                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании                                                                                зам. директора по УВР                                                         директор школы

педагогического совета                                                              ___________________                                                           _______________

протокол №____                                                                                   Сидорова Г.Н.                                                                    Алчинов Ю.М.

от «___» __________2019г                                                        «___» ___________ 2019г.                                                       Приказ №____        

                                                                                                                                                                                                      от «___» _______2019г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА   ПО    ПРЕДМЕТУ

«Физика»

на уровне основного общего образования

Срок  реализации программы: 3 года

Рабочая программа по физике составлена на основе:

  • Авторской программы основного общего образования по физике примерной учебной программы для общеобразовательных учреждений. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Физика 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2013 год.
  • Предметной линии учебников для общеобразовательных учреждений:

Физика 7 кл. / М.: Дрофа А.В. Перышкин, 2019 г.;

Физика 8 кл. / М.: Дрофа А.В. Перышкин, 2019 г.;

Физика 9 кл. / М.: Дрофа А.В. Перышкин, Е.М. Гутник 2019 г.;

Составитель: Исавлин Юрий Александрович учитель физики

Бузюрово 2019 г

     Рабочая программа по физике на уровне основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 г № 1089; Приказа МО и Н РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями на 26 января 2016 года; СанПиН 2.4.2.2821- 10, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской федерации 03.03.2011г., регистрационный №19993 ( с изменениями на 24.11.2015г.); Программы основного общего образования «Физика» 7-9 классы. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник      (Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Е.Н. Тихонова. - 5-е изд. перераб. - М.: Дрофа, 2015)         - Примерной программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. -48 с. – (Стандарты второго поколения).    

Предметной линии учебников для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-8 кл. /А.В. Перышкин М. :Дрофа, 2019/ и 9кл. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник М. :Дрофа,2019, (допущенной Министерством образования и науки РФ (Федеральный перечень учебников, порядковые номера учебников 7 кл.- 1.2.5.1.7.1, 8 кл.-1.2.5.7.2, 9 кл.-1.2.5.1.7.3)), учебным планом МОБУ СОШ с. Бузюрово, календарным учебным графиком МОБУ СОШ с. Бузюрово. Учебный план предусматривает изучение физики в 7 классе 70 часов в год (2 часа в неделю), в 8 классе 70 часов ( 2 часа в неделю), в 9 классе 68 часов ( 2 часа в неделю) и ориентирован на базовый уровень.

   

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этно-культурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера:

(способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты обучения физике в основной школе включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении физики обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;

- представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения физики обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке  нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных

задач. Обучающийся сможет:

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: 

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта

- восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);   представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты обучения физике в основной школе.

Выпускник научится:

- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений;

- при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента;

- собирать установку из предложенного оборудования;

- проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется;

- понимать роль эксперимента в получении научной информации;

-проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока,  радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;

- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания  для их объяснения;

- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернета.


2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание рабочей программы 7 класс

Физика и техника  

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

 Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Первоначальные сведения о строении вещества.

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Взаимодействие тел.

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

 Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила.  Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Работа и мощность. Энергия.

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Содержание рабочей программы 8 класс

      Тепловые явления

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия.  Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Агрегатные состояния веществ

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник.                  Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.

Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.

Объяснение электрических явлений.

Проводники и непроводники электричества.

Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.

Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

Сопротивление. Единицы сопротивления.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.

Реостаты.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока

Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.

Мощность электрического тока.

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.

Нагревание проводников электрическим током.

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Лампа накаливания. Короткое замыкание.

Предохранители.

Электромагнитные явления

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Световые явления

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы.     Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

        Повторение

Содержание рабочей программы 9 класс

Законы взаимодействия и движения тел

Механическое движение. Определение координат движущегося тела.

Прямолинейное равномерное движение.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Законы Ньютона

Криволинейное движение.

Закон сохранения импульса.

Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Виды колебаний. Величины, характеризующие колебательные движения

Распространение колебаний в среде. Волны. Виды волн.

Звуковые волны. Величины, характеризующие звуковые волны.

Интерференция звука.

Электромагнитное поле

Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное магнитное поле. Правило левой руки.

Явление электромагнитной индукции

Электромагнитная природа света.

Строение атома и атомного ядра

Модели атомов. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Опыт Резерфорда.

Открытие протона, нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Альфа и бета-распад.

Деление ядер урана. Ядерный реактор. Атомная энергетика

Термоядерная реакция.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»   С УКАЗАНИЕМ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ НА КАЖДЫЙ РАЗДЕЛ

Раздел

Класс (ч).

7 класс

8 класс

9 класс

Физика и физические методы изучения природы

5

Первоначальные сведения о строении вещества

6

Взаимодействие тел

21

Давление твердых тел, жидкостей и газов

24

Работа и мощность. Энергия.

14

Тепловые явления

13

Изменение агрегатных состояний вещества

10

Электрические явления

27

Электромагнитные явления

7

Световые явления.

13

Законы взаимодействия и движения.

28

Механические колебания и волны. Звук

9

Электромагнитное поле

17

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

16

Итого

70

70

68


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

№ урока

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока

Примечание

1. Введение

1

 Что изучает физика

2

 Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

3

 Физические величины. Точность измерений.

4

 Лаб. Раб. №1 Определение цены деления измерительного прибора.

5

 Физика и техника.

2. Первоначальные сведения о строении вещества

6

 Строение вещества. Молекулы.

7

 Лаб. Раб №2. Измерение размеров малых тел.

8

 Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

9

 Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

10

 Состояния вещества. Различие в молекулярном строении тел.

11

 Контрольный тест Строение вещества

3. Взаимодействие тел

12

 Механическое движение.

13

 Равномерное и неравномерное движение. Скорость.

14

 Расчет пути и времени движения.

15

 Инерция. Взаимодействие тел.

16

 Масса тела. Измерение массы тела на весах.

17

 Лаб.раб. №3. Измерение массы тел на рычажных весах.

18

 Плотность вещества.

19

 Лаб. раб. №4. Измерение объема тела. Решение задач.

20

 Расчет массы и объема тела по его плотности.

21

 Лаб. раб№5. Определение плотности вещества твердого тела.

22

 Контрольная работа №1 Механическое движение. Плотность вещества

23

 Явление тяготения. Сила тяжести.

24

 Сила упругости. Закон Гука.

25

 Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

26

 Динамометр.

27

 Лаб.раб.№6. Градуирование пружины и измерение силы динамометром.

28

 Равнодействующая сил. Центр тяжести

29

 Сила трения. Трение покоя.

30

 Трение в природе и технике.  Л.Р. №7 Исследование силы трения с помощь пружины

31

 Взаимодействие тел.    Решение задач.

32

 Контрольная работа №2 Взаимодействие тел. Силы.  

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов

33

 Давление. Единицы давления.

34

 Способы уменьшения и увеличения давления

35

 Решение задач. Давление

36

 Давление газа.

37

 Закон Паскаля.

38

 Давление в жидкости и газе.

39

 Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

40

 Решение задач

41

 Сообщающиеся сосуды.

42

 Вес воздуха. Почему существует воздушная оболочка Земли.

43

 Измерение атмосферного давления.

44

 Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

45

Манометры

46

 Манометры. Контрольная работа №3 Давление твердых тел, жидкостей и газов .

47

 Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс.

48

 Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

49

 Архимедова сила.

50

 Архимедова сила. Решение задач.

51

  Лаб. раб. №8. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

52

Плавание тел. Плавание судов.

53

 Лаб. раб №9. Выяснение условий плавания тел в жидкости.

54

Воздухоплавание.

55

 Архимедова сила. Плавание тел.

56

 Контрольная работа №4 Сила Архимеда. Плавание тел

57

5. Работа и мощность. Энергия.

58

 Механическая работа. Единицы работы.

59

 Мощность. Единицы мощности.

60

 Простые механизмы. Рычаг.

61

 Лаб.раб. №10. Выяснение условия равновесия рычага.

62

 Момент силы. Рычаги в технике быту и природе.

63

 «Золотое правило» механики.

64

 Коэффициент полезного действия.

65

 Лаб.раб. № 11. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

66

 Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.  Превращение одного вида энергии в другой.

67

 Контрольная работа №5 Работа. Мощность. Энергия

68

 Повторение разделов курса

69

 Итоговая контрольная работа

70

 Итоговый урок

8 класс

№ урока

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока

Примечание

Тепловые явления

1

Тепловое движение

2

Внутренняя энергия

3

Теплопроводность

4

Конвекция

5

Излучение

6

Количество теплоты

7

Лабораторная работа №1 Определение удельной теплоемкости твердого тела

8

Расчет количества теплоты

9

Лабораторная работа №2.Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры

10

Энергия топлива

11

Закон сохранения энергии

12

Обобщение по теме «Тепловые явления»

13

Контрольная работа №1 Тепловые явления

 Изменение агрегатных состояний вещества

14

Агрегатные состояния вещества

15

Плавление и отвердевание кристаллических тел

16

Удельная теплота плавления

17

Испарение. Кипение.

18

Влажность воздуха Л.Р. №3 Измерение влажности воздуха

19

Работа газа и пара при расширении

20

Двигатель внутреннего сгорания

21

Обобщение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

22

Контрольная работа №2 Изменение агрегатных состояний вещества

Электрические явления

23

Электризация тел.

24

Электроскоп

25

Электрическое поле

26

Электрон

27

Строение атома

28

Объяснение электрических явлений

29

Электрический ток

30

Электрическая цепь

31

Электрический ток в металлах

32

Сила тока

33

Амперметр.  Лабораторная работа №4 Измерение силы тока

34

Электрическое напряжение

35

Вольтметр Лабораторная работа №5.  Измерение напряжения

36

Зависимость силы тока от напряжения

37

Закон Ома для участка цепи

38

Расчет сопротивления проводника

39

Решение задач Закон Ома

40

Реостаты. Лабораторная работа №6

41

Лабораторная работа №7. Измерение сопротивления проводника с помощью вольтметра и амперметра

42

Последовательное соединение проводников

43

Параллельное соединение проводников

44

Работа и мощность электрического тока

45

Лабораторная работа №8 Измерение мощности и работы

46

Нагревание проводников электрическим током

47

Конденсатор

48

Лампа накаливания. Короткое замыкание.

49

Контрольная работа №3 «Электрические явления»

 Электромагнитные явления

50

Магнитное поле

51

Электромагниты  Л.Р. №9 Сборка электромагнита и испытание его действия

52

Постоянные магниты

53

Действие магнитного поля на движущееся заряд

54

Электрический двигатель

55

Лабораторная работа №10Электродвигатель постоянного тока

56

К.Р.№4 Электромагнитные явления

Световые явления.

57

Источники света

58

Отражение света

59

Плоское зеркало

60

Преломление света

61

Линзы

62

Изображения даваемые линзами

63

Лабораторная работа №11 Изображения даваемые линзами

64

К.Р. №5 Световые явления

65

Обобщение по темам

66

Повторение разделов курса

67

Повторение разделов курса

68

Повторение разделов курса

69

Итоговая контрольная работа

70

Итоговый урок

9 класс

№ урока

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока

Примечание

Законы взаимодействия и движения.

1

Материальная точка. Система отсчета.

2

Перемещение

3

Определение координаты движущегося тела

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движение

5

Прямолинейное равноускоренное движение

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без скорости

9

Лабораторная работа №1 Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

10

Решение задач. Равнопеременное движение

11

Контрольная работа №1 Равнопеременное движение.

12

Относительность движения

13

Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.

14

Второй закон Ньютона

15

Третий закон Ньютона

16

Свободное падение тел

17

Движение тела брошенного вертикально вверх.

18

Решение задач. Законы Ньютона

19

Закон всемирного тяготения

20

Открытие планет Нептун и Плутон

21

Ускорение свободного падения на Земле и на других небесных телах Л.Р. №2 Измерение ускорения свободного падения

22

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю

23

Решение задач. Движение по окружности

24

Искусственные спутники Земли

25

Импульс тела. Закон сохранения импульса

26

Реактивное движение. Ракеты.

27

Вывод закона сохранения механической энергии.

28

Контрольная работа №2. Законы взаимодействия и движения тел.

 Механические колебания и волны. Звук.

29

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

30

Величины характеризующие колебательные движения.

31

Лабораторная работа №3. Исследование зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины

32

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания

33

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

34

Длина волны. Скорость распространения волны.

35

Источник звука. Звуковые колебания. Высота тона. Громкость звука.

36

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Отражение звука. Эхо. решение задач.

37

Контрольная работа №3.  Механические колебания и волны.

 Электромагнитное поле

38

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитные поля.

39

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило левой руки

40

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

41

Явление электромагнитной индукции

42

Лабораторная работа №4. Изучение явления электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция.

43

Получение переменного электрического тока.

44

Трансформатор

45

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

46

Конденсатор

47

Колебательный контур. Получение эм колебаний

48

Принцип радиосвязи. Телевидение

49

Электромагнитная природа света

50

Преломление света. Физический смысл показателя преломления

51

Дисперсия света. Спектрограф и спектроскоп

52

Типы оптических спектров. Спектральный анализ

53

Поглощение и испускание света атомами

54

Контрольная работа №4.  Электромагнитное поле

 Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

55

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

56

Модели атомов. Опыты Резерфорда.

57

Радиоактивные превращения атомных ядер

58

Экспериментальные методы исследования частиц

59

Открытие протона и нейтрона

60

Состав атомного ядра. Массовое число. Ядерные силы.

61

Энергия связи. Дефект масс

62

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Л.Р. №5 Изучение деления ядра урана по фотографии треков

63

Ядерный реактор. Лабораторная работа №6 Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

64

Атомная энергетика  Биологическое действие радиации.

Термоядерная реакция. Решение задач.

65

К.Р. №5 Строение атома и атомного ядра

66

Обобщение по темам

67

Итоговая контрольная работа №6

68

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...