Интегрированный урок ( физика + химия) «Химическое действие тока. Электролитическая диссоциация. Электролиз.10 класс.
план-конспект урока по физике (10 класс)

Лебедева Нина Алексеевна

“О, физика – наука из наук!
Все впереди!Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук;
Пусть станет математика очами.
НЕ разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер,
И знание человеческое шире.”

Отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок ( физика + химия)

 «Химическое действие тока. Электролитическая диссоциация. Электролиз.8 класс.

 «Химия есть правая рука физики, математика - глаза»

«Без химии путь к познанию истинной природы электричества закрыт» М.В. Ломоносов

“О, физика – наука из наук!
Все впереди!Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук;
Пусть станет математика очами.
НЕ разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер,
И знание человеческое шире.”

Отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”

Цель урока: расширение знаний по химическому действию электрического тока  и его практическому применению через интеграцию знаний  по электролитической диссоциации.

Задачи урока:

Образовательная: способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков, формирование навыков самообразования  при решении проблемных и экспериментальных задач;

Развивающая: Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач, при  выполнении эксперимента, развитие познавательного интереса, памяти, мышления.

Воспитательная: воспитание культуры речи, формирование взаимопомощи, создание на уроке условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением лабораторного оборудования.

УУД:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

Познавательные: формулируют гипотезу; устанавливают причинно-следственные связи;

Регулятивные: умение планировать действия в соответствии с целью; умение выполнять учебные действия в соответствии с планом; умение оформлять результаты работы.

Коммуникативные: умение формировать высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Тип урока: бинарный.

Формы работы: беседа, проблемно-поисковая, исследовательская, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: физика-химия.

Оборудование: интерактивная доска,  лабораторное оборудование: кювета с двумя медными электродами, стакан с водой, сахарный песок, поваренная соль, соль CuSO4, кислота, лампочка на подставке, источник тока, ключ, соединительные провода.

.

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Этап мотивации (2 минуты)
  3. Этап актуализации знаний (8 минут)
  4. Выполнение исследования (20 минут)
  5. Физкультминутка (3 минуты)
  6. Первичное закрепление новых знаний (10 минут)
  7. Информация о домашнем задании (5 минута)
  8. Рефлексия (1минута)

Технологическая карта урока.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

Организационный этап

Психологически настроить учащихся на учебную деятельность.

Деятельность организационная.

Добрый день, ребята! Мы рады        вас  видеть. Сегодня на уроке нам

предстоит вместе выполнить

 очень интересную работу.

Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала.

Сообщают об отсутствующих.

Позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности. Сотрудничество с учителем. Умение слушать.

2

Этап мотивации

поставить познавательную задачу.

 Читают  загадки и ребус об алюминии. Рассказ об электролизе. Устанавливают взаимосвязь между физикой и химией этого процесса. Подводят ребят к

формулированию целей и задач урока.

Слушают учителя и формулируют задачу урока.

Записывают число и тему урока в тетради.

Принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.

3

Этап актуализации знаний

Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации учащихся.

 Вспомним, а что мы уже знаем об электрическом токе?

Вопросы учителя физики:

  1. Что такое эл.ток?
  2. Как можно определить существование эл.тока?
  3. Какие действия тока вы знаете?
  4. Какие частицы являются основными носителями заряда в металлах, жидкостях, полупроводниках?

Вопросы учителя химии:

1. Какие в – ва называют кислотами?

2. Как можно распознать растворы кислот?

3. Какие в – ва называют основаниями?

4. Как можно распознать растворы оснований?

5. Какие в – ва называют солями?

  1. 6. Что такое раствор?

Слушают учителя и выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Отвечают на вопросы.

Осуществлять актуализацию полученных знаний

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия. 

Вступать в учебный диалог.

 Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.

4

Этап «открытия» новых знаний

«Открытие»  новых знаний, а

Чтобы понять причину химического действия тока проведем несколько опытов. Для этого мы сядем 5-ю группами. У каждой группы вы видите набор приборов и оборудования. Ваша задача:

1.Выдвинуть гипотезу

2.Спланировать ход работы

3. Провести эксперимент

4.Сформилировать вывод

5. Оформить отчет.

 

 Формируют 5 групп. Выдвигают гипотезу, планируют проведение эксперимента, выполняют его, анализируют результат. Оформляют отчет по предложенному алгоритму.

Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

Принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Участвовать в общей беседе, вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

5

Физкультминутка

6

Первичное закрепление материала

Воспроизведение полученных результатов на уровне логических рассуждений.

Итак, подведем итоги. К каким выводам пришла каждая группа?

Вопросы учителя химии:

1. Какая группа наблюдала,  загорание лампочки?

2.Почему лампочка загорелась?

3. Какие частицы, переносят заряды в этих растворах?

3. При работе с сухой солью наблюдался ли ток? Почему? 4. В чём причина появления ионов?

Вещества,  растворы которых проводят эл. ток называются электролитами.                                        Процесс распада электролитов на ионы наз. электоролитической диссоциацией.

5. Наблюдался ли ток в растворе сахара? Почему?

При растворении сахара образовались молекулы, которые по знаку нейтральны.

Вещества,  растворы которых не проводят эл. ток называются неэлектролитами.

 С какими электролитами  мы сейчас  работали?

К каким классам сложных веществ они относятся?

Главный вывод:

Что мы сегодня установили?

Что является причиной появления тока?

Ученики зачитывают выводы своих групп.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Осуществлять  самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.

Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.

7

Информация о домашнем задании

Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.

Информирует учащихся о домашнем задании:

По физике: составить таблицу использования электролиза.

Химия §36 , стр 217- 218 упр 4, 5

Записывают задание

Организация учащимися своей учебной деятельности.

Оценивание уровня сложности  Д/З при выполнении учащимся самостоятельно.

8

Рефлексия

Подведение итогов урока по изучению нового материала, установить соответствие полученного результата поставленной цели.

Организует рефлексию. Ставит оценки.

Осуществить констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Оценивать процесс и результат деятельности.

Выделять и формулировать то, осуществлять пошаговый контроль по результату.

Умение анализировать результаты собственной деятельности: определять существующие проблемы в полученных знаниях.

Конспект урока.

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Мы рады видеть вас  и наших гостей. У нас сегодня необычный урок. Садитесь группами. Согласно спискам на партах.

  1. Этап мотивации

Начнем  с игры. Каждая группа получает ребус. Какое слово зашифровано.

 

Ребус-слово - Ребус №55Алюминий

 Водород

 Магний

 Натрий

 Медь.

Как вы думаете, что объединяет все эти вещества. Они все были получены с помощью химического действия тока – электролизом.

  1. Информация о домашнем задании
  2. Рефлексия

3.Этап актуализации знаний

 Информация об алюминии и электролизе .

Электролиз - физико-химический процесс, состоящий в выделении на электродах составных частей растворённых веществ или других веществ, являющихся результатом вторичных реакций на электродах, который возникает при прохождении электрического тока через раствор либо расплав электролита.

Упорядоченное движение ионов в проводящих жидкостях происходит в электрическом поле, которое создается электродами — проводниками, соединёнными с полюсами источника электрической энергии. Анодом при электролизе называется положительный электрод, катодом — отрицательный. Положительные ионы — катионы — — движутся к катоду, отрицательные ионы — анионы — — движутся к аноду. Явление электролиза широко применяется в современной промышленности. В частности, электролиз является одним из способов промышленного получения алюминия, водорода, а также гидроксида натрия, хлора, хлорорганических соединений, диоксида марганца, водорода. Большое количество металлов извлекаются из руд и подвергаются переработке с помощью электролиза. Электролиз находит применение в очистке сточных вод. Первая батарейка в 4 вольта была найдена в Египте и состояла она из медного цилиндра и вложенного в него железного стержня. В цилиндр заливалась жидкость, но стержень при этом не прикасался к стенкам сосуда и там тоже проходил Электролиз.

         Вот сегодня на уроке мы и попробуем разобраться в причинах и условиях протекания этого процесса. А для этого вам понадобятся знания которые вы получили на уроках физики и химии.

Повторим материал!!

Вопросы учителя физики:

  1. Что такое эл.ток?
  2. Как можно определить существование эл.тока?
  3. Какие действия тока вы знаете?
  4. Какие частицы являются основными носителями заряда в металлах, жидкостях, полупроводниках?

Вопросы учителя химии:

1. Какие в – ва называют кислотами?

2. Как можно распознать растворы кислот?

3. Какие в – ва называют основаниями?

4. Как можно распознать растворы оснований?

5. Какие в – ва называют солями?

6. Что такое раствор?

4.Выполнение исследования

Чтобы понять причину химического действия тока проведем несколько опытов. Для этого мы будем работать группами. Перед вами перечень оборудования. Вот задание.

  1. Сформулировать цель.
  2. Выдвинуть гипотезу
  3. Спланировать ход работы
  4. Провести эксперимент
  5. Сформулировать вывод
  6. Оформить отчет.

Физкультминутка.

Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.

На уроках физики, химии мы говорим о познании природы. Но сегодня, прежде чем мы услышим ваши выводы, давайте заглянем “в себя”. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или мыслители?

Проведем небольшой тест.

1. Переплетите пальцы рук.

Большой палец правой или левой руки оказался у вса вверху? Результат запишите буквами “Л” или “П”.

2. Определите ведущий глаз.

Для этого возьмите лист бумаги с небольшим отверстием. Расположите его на расстоянии примерно на 20 см от глаз, посмотрите двумя глазами через отверстие на авторучку, которая находится в вытянутой руке. А затем поочередно закрывайте левый и правый глаз. Вы увидите ручку только ведущим глазом. Результат также запишите.

3. Скрестите руки на груди. (“поза Наполеона”).

Какая рука сверху? Опять запишите результат.

4. Поапплодируйте. Какая рука сверху? Результат запишите.

Подведем итоги.

Учитывая, что результат “ЛЛЛЛ” соответствует художественному типу личности, а “ПППП” - типу мышления.

(не углубляясь в психологию, замечу, что эти различия связаны с функциональной ассиметрией мозга человека; у “художников” более развито левое полушарие и логическое мышление).

Какой же тип мышления преобладает у учащихся вашего класса? Итак, в группе несколько “художников”, несколько “мыслителей”, а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно как логическое, так и образное мышление.

Вот и познакомились: вы с собой, а я чуть больше – с вами.

6.Первичное закрепление новых знаний

Итак, подведем итоги исследований . К каким выводам пришла каждая группа?

Вопросы учителя физики:

  1. Какая группа наблюдала,  загорание лампочки?
  1. Почему лампочка загорелась?
  2. Какие частицы, переносят заряды в этих растворах?

Вопросы учителя химии:

  1. При работе с сухой солью наблюдался ли ток? Почему?
  2.  В чём причина появления ионов?
  3. Вещества,  растворы которых проводят эл. ток называются электролитами.                                    
  4. Процесс распада электролитов на ионы наз. электоролитической диссоциацией.
  5. Наблюдался ли ток в растворе сахара? Почему?
  6. При растворении сахара образовались молекулы, которые по знаку нейтральны.
  7. Вещества,  растворы которых не проводят эл. ток называются неэлектролитами.
  8. С какими электролитами  мы сейчас  работали?
  9. К каким классам сложных веществ они относятся?
  10. Главный вывод:
  11. Что мы сегодня установили?
  12. Что является причиной появления тока?

Домашнее задание:

По физике: составить таблицу использования электролиза.

Химия §36 , стр 217- 218 упр 4, 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

Интегрированный урок физика и ТРИЗ "Действия электрического тока"

  На уроке ученики знакомятся с фундаментальным физическим законом о превращении энергии из одного вида в другой, выясняют универсальность действий электрического тока. Одновременно с помо...

Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс

Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно вы...

Интегрированный урок физики, информатики и искусства в 9 - м классе по теме: «Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки» из раздела «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ» с элементами экологического воспитания.

Структура технологической карты в соответствии с требованиями ФГООС  по теме «Действие магнит­ного поля на про­водник с током. Правило левой руки» из раздела «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ».Цель: формиро...

Урок физики по теме "Действие электрического тока на проводник с током"

Тема «Действие магнитного поля на проводник с током» заканчивает  раздел магнитные явления в 8-м классе.Технологию данного урока можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный м...

Методическая разработка интегрированного урока химии и физики: «Электролитическая диссоциация» 9 класс

Предметы естественнонаучного цикла отличаются тесным межпредметным взаимодействием. Интеграция в обучении позволяет воспринимать информацию целостно и способствует формированию у обучающихся единой ес...