Рабочая программа по физике 10класс базовый уровень Мякишев
методическая разработка по физике (10 класс)

Александрова Алёна Сергеевна

Рабочая программа по физике для 10 класса-2часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 2 города Благовещенска»

Рабочая программа

Предмет: физика                                  

Уровень обучения: базовый

Классы: 10а, 10б

Ф.И.О. педагога: Александрова Алёна Сергеевна

        

Рассмотрено

на заседании МО

руководитель_______ (_______________)                                                                                    

                                                                                                   (подпись)             (расшифровка )

протокол № ______

«___»__________2020г.

Согласовано

с заместителем директора по УВР

__________(Бессонова М.С.)

                                                                                                  (подпись)               (расшифровка )

«___»___________2020г.

Утверждено

педагогическим советом

                                                                     протокол №

  «   » августа 2020г.

                                                                                        приказ №     от   .   .    г.

Директор

__________   (Т.И. Гамерман)

                                                                                                         (подпись)                  

г. Благовещенск, 2020


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
  • Примерная программа по учебным предметам. Физика 10 класс: проект. - М.: Просвещение, 2017 год;
  • Программа основного общего образования. Физика. 10 класс. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник (Физика. 10 класс: рабочие программы / сост. Е.Н. Тихонова. - 5-е изд. перераб. - М.: Дрофа, 2017)
  • Физика. 10 кл. Методическое пособие/ Н.В. Филонович. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2020
  • Федеральный перечень учебников;
  • Требования к МТО;
  • Устав ОУ;

и ориентирована на использование учебно-методического комплекта по физике А.В. Перышкина( изд. «Дрофа»). 

Программа рассчитана в 10 классах на 68 час/год (2 час/нед.) в каждом классе в соответствии с Годовым календарным учебным графиком работы школы на 2020-2021 учебный год и соответствует  учебному плану школы.

В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде самостоятельных работ, тестовых заданий, творческих работ, по программе предусмотрены тематические контрольные работы, в конце учебного года – итоговая контрольная работа за курс физики в 10 классе.

Целями реализации основной образовательной программы по физике являются:

  • достижение выпускниками планируемых результатов освоения курса физики;

Предусматривается решение следующих задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий по физике;
  • организацию интеллектуальных соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РКЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  • Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.
  • Сформированность целостного мировоззрения.
  • Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные результаты

При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, разовьют способность к поиску нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Введение (1 ч)

Основные особенности физического метода исследования

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научное мировоззрение.

Механика (22 ч)

   Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

   Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

   Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

   Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Фронтальные лабораторные работы

1. Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.

2. Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Термодинамика. (10ч, 8ч)

Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Теплодвигатели. КПД двигателей.

Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.

Фронтальная лабораторная работа

3. Опытная проверка закона Гей – Люссака.

Электродинамика (24 ч)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. p – n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Фронтальные лабораторные работы

4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы

Лабораторные

 работы

Введение

1

Механика

22

2

2

Основы молекулярно-кинетической теории

10

1

1

Основы термодинамики

8

1

Основы электродинамики

24

1

1

Обобщающее повторение

3

1

Итого

68

5

5


Календарно-тематическое планирование

 10 класс (68 часов –2 часа в неделю)

Введение (1 час)

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

пл

ф

1/1

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.

Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика.

Границы применимости физических законов. Современная картина мира. Использование физических знаний

 и методов.

Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, взаимодействие; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики.

Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий.

Формировать умения  постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, развивать способности ясно и точно излагать свои мысли. Производить измерения физических величин. Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов.

Механика (22 часа)

Кинематика (7 часов)

2/1

Механическое движение. Система отсчета.

Основная задача механики. Кинематика. Система отсчёта. Механическое движение, еговиды и относительность.

Знать различные виды механического движения, физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения; скорости; средней скорости, мгновенной скорости, уравнения зависимости скорости от времени при прямолинейном равнопеременном движении

Уметь строить и читать графики равномерного прямолинейного движения, использовать закон сложения скоростей при решении задач, решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой  момент времени по заданным начальным условиям, применять полученные знания при решении задач

Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени. Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Приобрести опыт работы в группе с выполнением различных социальных  ролей.

3/2

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного

движения. Решение задач.

Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач.

Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Путь, перемещение, координата при равномерном движении.

Графики зависимости скорости, перемещения и координаты от времени при равномерном движении. Связь между кинематическими величинами.

4/3

Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

Мгновенная скорость. Средняя скорость. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей.

5/4

Прямолинейное равноускоренное движение.

Ускорение, единицы измерения. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении.

6/5

Равномерное движение точки по окружности.

Центростремительное ускорение

7/6

Кинематика абсолютно твердого тела

Решение задач по теме «Кинематика».

Вращательное и поступательное движение. Угловая скорость. Частота. Период вращения.

Решение задач

8/7

КР№1 «Кинематика».

Решение задач

Динамика (7 часов)

9/8

Основное утверждение механики. Сила. Масса. Единица массы.

Что изучает динамика. Взаимодействие тел. Мера инерции тел.

Знать/понимать смысл понятий «инерциальная и неинерциальная система отсчета», «взаимодействие», «инертность», «инерция», «сила», «ускорение», смысл законов Ньютона, «гравитационные силы», «всемирное тяготение», «сила тяжести», «упругость», «деформация», «трение»;  смысл величин «жесткость», «коэффициент трения»; закон Гука.

Уметь иллюстрировать точки приложения сил, их направление, находить равнодействующую нескольких сил, решать задачи на вычисление сил.

Измерять массу тела.

Измерять силы взаимодействия тел.

Вычислять значения сил  по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений. Вычислять значения  ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Применять закон всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодействующих тел.

Измерять силы взаимодействия тел.

Вычислять значения сил и ускорений.

10/9

Первый закон Ньютона.

Взаимодействие. Сила.  Связь силы и ускорения.

11/10

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Зависимость ускорения от действующей силы. Масса тела. II закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Примеры применения II закона Ньютона. III закон Ньютона. Свойства тел, связанных третьим законом. Примеры проявления IIIзакона в природе.

12/11

Принцип относительности Галилея.

Принцип причинности в механике. Принцип относительности.

13/12

Сила тяжести и сила всемирного тяготения.

Вес. Невесомость.

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения.

Вес. Невесомость.

14/13

Деформации и силы упругости. Закон Гука.

Электромагнитная природа сил упругости. Сила упругости. Закон Гука.

15/14

Силы трения. ЛР№1 «Измерение коэффициента трения скольжения»

Электромагнитная природа сил трения. Сила трения. Трение покоя, трение движения. Коэффициент трения.

Законы сохранения в механике (8 часов)

16/15

Импульс. Закон сохранения импульса.

Передача движения от одного тела другому при взаимодействии. Импульс тела, импульс системы

Знать/понимать смысл понятий «импульс тела», «импульс силы»; закона сохранения импульса, «работа», «механическая энергия», смысл понятия энергии, виды энергий и закона сохранения энергии

Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность, вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела, описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы, применять полученные знания и умения при  решении задач.

Применять закон сохранения импульса для вычисления  изменений скоростей тел при их взаимодействиях.Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Находить потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применять закон сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.

17/16

Решение задач на закон сохранения импульса.

Решение задач на закон сохранения импульса

18/17

Механическая работа и мощность силы.

Механическая работа Мощность. Выражение мощности через силу и скорость.

19/18

Кинетическая энергия

Кинетическая энергия.

20/19

Работа силы тяжести и упругости.

Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Консервативные силы. Связь работы силы и изменения кинетической энергии.

21/20

Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

22/21

ЛР№2. «Изучение закона сохранения механической энергии».

Практическое изучение закона сохранения механической энергии

23/22

КР№2. «Динамика. Законы сохранения в механике»

Контрольная работа

Основы молекулярно-кинетической теории (10 часов)

Основы молекулярно-кинетической теории (8 часов)

24/1

Основные положения МКТ.

Основные положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Размер молекул.Постоянная Авогадро. Число молекул.

Знать/понимать смысл понятий «вещество», «атом», «молекула», «диффузия», «межмолекулярные силы», основные положения МКТ, строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел, смысл понятий «температура», «абсолютная температура», связь между абсолютной температурой газа и средней кинетической энергией движения молекул, основное уравнение МКТ, основное уравнение ИГ; зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа, смысл законов Бойля – Мариотта, Гей-Люссака и Шарля.

Уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества, решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы, объяснять свойства газов, жидкостей, твердых тел на основе их молекулярного строения,  применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами, вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре.

Различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твердых тел.Решать задачи с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения идеального газа.

Представлять графиками изопроцессы.

25/2

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

Броуновское движение.Взаимодействие молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

26/3

Основное уравнение МКТ

Связь давления со средней квадратичной скоростью движения молекул.

27/4

Температура. Энергия теплового движения молекул.

Теплопередача. Тепловое равновесие. Измерение температуры.Абсолютная  температура.  Соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина.

28/5

Уравнение состояния идеального газа

Абсолютная  температура, абсолютная температурная шкала. Соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина. Средняя кинетическая энергия движения молекул.

29/6

Газовые законы

Тепловое движение молекул.

30/7

ЛР№3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»

Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака

31/8

КР№3 «Основы МКТ»

Контрольная работа

Взаимные превращения  жидкостей и газов (2 часа)

32/9

Насыщенный пар. Давление насыщенного пара.

Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

Знать/понимать смысл понятий «кипение», «испарение», «парообразование», «насыщенный пар»,«относительная влажность», «парциальное давление», устройство и принцип действия гигрометра и психрометра

Уметь описывать и объяснять процессы испарения, кипения и конденсации, объяснять зависимость температуры кипения от давления,измерять относительную влажность воздуха

Измерять влажность воздуха.

33/10

Влажность воздуха

Парциальное давление. Абсолютная и относительная влажность воздуха.

Зависимость влажности от температуры, способы определения влажности.

Основы термодинамики (8 часов)

34/1

Внутренняя энергия.

Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии. Внутренняя энергия идеального газа.

Знать/понимать смысл понятий «внутренняя энергия»,«количество теплоты», «удельная теплоемкость», формулу для вычисления внутренней энергии, графический способ вычисления работы газа,смысл первого закона термодинамики, формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов,смысл второго закона термодинамики,устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД.

Уметьрешать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа, вычислять КПД тепловых двигателей.

Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей, для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое. Рассчитывать изменения  внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты на основании первого закона термодинамики. Объяснять принципы действия тепловых машин.Уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссиях, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

35/2

Работа в термодинамике.

Вычисление работы при изопроцессах. Геометрическое толкование работы.

36/3

Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.

Количество теплоты. Удельная теплота парообразования. Удельная теплота плавления. Теплоёмкость.

37/4

Решение задач на уравнение теплового баланса

Решение задач на уравнение теплового баланса

38/5

Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики

Первый закон термодинамики. Понятие необратимого процесса. Второй закон термодинамики.

39/6

Принцип действия и КПД тепловых двигателей.

Принцип действия тепловых двигателей. Роль холодильника. КПД теплового двигателя. Максимальное значение КПД тепловых двигателей.

40/7

Решение задач по теме «Основы термодинамики»

Решение задач по теме «Основы термодинамики»

41/8

КР№4 на тему «Основы термодинамики»

Контрольная работа № 4 на тему «Основы термодинамики»

Основы электродинамики (24 часа)

Электростатика (10 часов)

42/1

Заряд. Закон сохранения заряда.

Электрический заряд, два знака зарядов. Элементарный заряд.  Электризация тел.

Знать/понимать смысл физических величин: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд»; смысл закона сохранения заряда, физический смысл закона Кулона и границы его применимости, смысл понятий «материя»,  «вещество», «поле», напряжённости силовых линий электрического поля, энергетической характеристики электростатического поля, смысл величины «электрическая емкость», физических величин «потенциал», «работа электрического поля

Уметь объяснять процесс электризации тел, вычислять силу кулоновского взаимодействия, применять при решении задач закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, определять величину и направление напряженности электрического поля точечного заряда, применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета напряженности, вычислять работу поля и потенциал поля точечного заряда, вычислять емкость плоского конденсатора,

применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач.

Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычислять напряженность электрического поля точечного электрического заряда. Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычислять энергию электрического поля заряженного конденсатора.

43/2

Закон Кулона.

Замкнутая система. Закон сохранения электрического заряда. Опыты Кулона. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона – основной закон электростатики. Единица электрического заряда.

44/3

Электрическое поле. Напряженность

Электрическое поле.  Основные свойства электрического поля. Напряженность электрического поля. Силовые линии поля

45/4

Поле точечного заряда, сферы. Принцип суперпозиции.

Однородное поле. Поле точечного заряда, сферы Принцип суперпозиции полей.

46/5

Потенциальная энергия заряженного тела в ЭП

Работа при перемещении заряда в однородном электростатическом поле. Потенциальная энергия поля

47/6

Потенциал. Разность потенциалов.

Потенциал поля. Потенциал. Разность потенциалов.

48/7

Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности

 Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Эквипотенциальная поверхность.

49/8

Решение задач по теме «Потенциальная энергия. Разность потенциалов»

Вычисление характеристик электрического поля

50/9

Электроемкость. Конденсатор.

Электрическая емкость проводника. Конденсатор. Виды конденсаторов. Емкость  плоского конденсатора.

51/10

Энергия заряженного конденсатора

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

Законы постоянного тока (8 часов)

52/11

Электрический ток. Сила тока

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Сила тока. Действие тока.

Знать/понимать смысл понятий «электрический ток»,  «источник тока», условия существо-вания электрического тока; смысл величин «сила тока», «напряжение». смысл закона Ома для участка цепи, уметь определять сопротивление проводников, формулу зависимости сопротивления проводника от его  геометрических размеров и рода вещества, из которого он изготовлен,  закономерности в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников, смысл понятий «мощность тока», «работа тока», формулировку закона Ома для полной цепи, планировать эксперимент и выполнять измерения и вычисления.

Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников,  применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников, решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока при параллельном и последовательном соединении проводников, измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона Ома для полной цепи.

Выполнять расчеты сил токов и напряжений на участках электрических цепей. Измерять мощность электрического тока. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

53/12

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление

Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Единица сопротивления, удельное сопротивление.

54/13

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Закономерности в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников.

55/14

Решение задач на закон Ома и соединение проводников.

Вычисление силы тока, напряжения и сопротивления в цепях

56/15

Работа и мощность постоянного тока.

Работа тока. Закон Джоуля – Ленца. Мощность тока.

57/16

ЭДС.

Закон Ома для полной цепи.

Источник тока. Сторонние силы.  Природа сторонних сил. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.

58/17

ЛР№4. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Практическое измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

59/18

КР№5. «Законы постоянного  тока».

Контрольная работа на тему «Законы постоянного  тока».

Электрический ток в различных средах (6 часов)

60/19

Электрическая проводимость различных веществ. Проводимость металлов.

Проводники электрического тока. Природа электрического тока в металлах.

Знать значение сверхпроводников в современных технологиях,

Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, знать/ понимать основы электронной теории, уметь объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры,  описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в полупроводниках, вакууме, жидкости, газах, законы Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение.

Использовать знания об электрическом токе в различных средах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,

для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.

61/20

Зависимость сопротивления проводника от температуры.

Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.

62/21

Ток в полупроводниках.

Полупроводники, их строение. Электронная и дырочная проводимость.

63/22

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

Термоэлектронная  эмиссия. Односторонняя проводимость. Диод. Электронно-лучевая трубка.

64/23

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

Растворы и расплавы электролитов. Электролиз. Закон Фарадея.

65/24

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

Электрический разряд в газе. Ионизация газа. Проводимость  газов. Несамостоятельный разряд. Виды самостоятельного электрического разряда.

Обобщающее повторение (3 ч)

66/1

ИКР

Обобщение и систематизация знаний по курсу физики 10 класса

67/2

Термодинамика

68/3

Электродинамика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике 10, 11 классы (Мякишев, 68 ч)

Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...

Рабочая программа по физике 10 класс. УМК Мякишев Г.Я.

Рабочая программа  разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по физике для 10–11 классов общеобразовательных учреждений.Федеральный базисный учеб...

Рабочая программа по физике 11 класс. УМК Мякишев Г.Я.

Рабочая программа  разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по физике для 10–11 классов общеобразовательных учреждений.Федеральный базисный учеб...

Рабочая программа по математике 10класс (базовый уровень)

Рабочая программа по математике 10 класс (базовый уровень) составлена на основе учебника алгебра 10 класс С.М. Никольский и геометрия10-11 Л.С. Атанасян...

Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...

Календарно тематическое планирование к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень.

календарно тематическое планирование по химии 10 класс профильный уровень...

Рабочая программа по физике 10-11 классы (Мякишев Г.Я., Буховцев Г.Г.)

Рабочая программа по физике 10-11 классы по учебнику Мякишев, Буховцев (по 68 ч. в год)...