Самоанализ профессиональной деятельности
статья по физике

Муханова (Гармаева) Елена

Глобальные инновационные изменения в различных сферах современного российского общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_professionalnoy_deyatelnosti.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ профессиональной деятельности

Глобальные инновационные изменения в различных сферах современного российского общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие изменения в обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с развитием навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Образовательный стандарт по физике предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Реализация компетентностного подхода в преподавании физики выражается в решении следующих основных задач:

  • Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода;
  • Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении;
  • Создание простой и объективной системы мониторинга;
  • Системное применение в образовательном процессе урока проектных и исследовательских методов;
  • Конструктивное использование информационно-коммуникационной технологии.

Изучение физики направлено на приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов с применением информационных и коммуникационных технологий.

Проектная деятельность учащихся как образовательная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов организации учебного процесса. Используя проектную технологию, я организую творческую деятельность учащихся на уроках, на элективных курсах, во внеурочной деятельности.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни.

Работая над проектом, школьники проверяют себя на самоорганизованность, самодисциплину, на уровень творчества и неординарность мышления.

Ребята с удовольствием включаются в  создание проектов. Каждый работает в том направлении, которое выбрал сам по своим интересам: дети пишут стихи, сказки, сочинения, создают презентации по разным темам физики, выпускают бюллетени с разной тематикой, пишут рефераты, создают из подручных материалов модели, демонстрационные панели, приборы.

Защиту своих проектов учащиеся осуществляют на уроках-конференциях, уроках обобщения и закрепления знаний. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят.

Участие детей во внеклассной  работе по предмету, привлечение школьников к исследовательской и проектной деятельности, применение технологий, формирующих самостоятельность мышления, инициативности и творчества, способствует созданию  условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда  на качественный скачок в развитии их способности.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время способствует формированию у них ключевых компетенций:

  •       способность работать самостоятельно;
  •       способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
  •       способность проявлять инициативу;
  •       готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
  •       умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа  и др.

Таким образом, использование метода проектов вызывает у учащихся неподдельный интерес, а у учителя появляется возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики.

Можно сделать вывод, что данный вид работы со школьниками формирует у них умения по самостоятельному добыванию, осмыслению и анализу знаний. Поэтому, основные положения компетентностного подхода хорошо согласуются с выполнением учащимися проектной и исследовательской деятельности. При этом процесс обучения в школе обретает личностную и деятельностную направленность, даёт возможность каждому ученику попробовать и проявить себя в различных «ролях», получить  опыт поведения, действий в различных, чаще нестандартных ситуациях, почувствовать себя готовым к действиям в более сложных по проявлению знаний и по организации ситуациях.

Важной частью работы по формированию ключевых компетентностей у учащихся является диагностика уровня  их сформированности. На каждом завершённом временном этапе (четверть, семестр, полугодие, год) может быть продиагностирован определённый уровень овладения учащимися той или иной компетентностью. Диагностику провожу в следующих формах:

- плановый тематический контроль (контрольные работы, содержащие текстовые, проблемные, графические и экспериментальные задания, контрольные задания «на установление  соответствия», выполненные исследовательские работы, мини-проекты и т.п.);

- «деятельностный» контроль (всевозможные запланированные демонстрации презентаций творческих заданий, выступления, защиты и т.п.).

Компетентностный подход создает оптимальные условия для индивидуализации обучения. Выстраивая в системе индивидуальную работу с учащимися, выбирающими повышенный уровень физического образования, вижу необходимость индивидуальной поддержки учащихся, проявляющих интерес к предмету и стремящихся к повышенным результатам собственной учебной деятельности. Результатом такой работы является то, что мои ученики стабильно, из года в год, показывают хорошие результаты на олимпиадах, НПК международного, всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней.

В сегодняшних условиях выживания и конкуренции на первый план выходит человек с его умениями: видеть и решать проблемы, самостоятельно учиться, работать с информацией, аргументировать свою точку зрения, владеть искусством общения, применять полученные знания для решения жизненных проблем. Задача учителя - мобилизовать силы, знания и возможности свои и учащихся, чтобы помочь в становлении компетентной личности.

Метод ключевых ситуации при обучении решению задач по физике

Решение задач составляет неотъемлемую часть полноценного изучения физики на  любом уровне образования: от первоначального школьного до специального физического. Судить о степени понимания  физических законов можно по умению сознательно их применять для анализа конкретных физических  явлений, то есть для решения задач. Мой опыт работы в школе показывает, что наибольшую трудность для учащихся представляет вопрос «с чего начать», то есть не  само использование физических законов, а  именно выбор - какие законы и почему следует применять при анализе каждого конкретного явления. Это умение выбрать путь решения задачи, то есть умение определить, какие именно физические законы описывают рассматриваемое явление, как раз и свидетельствуют о глубоком и всестороннем понимании физики.

На первый взгляд, кажется, что всё просто – выучи закон и решай задачу. На деле оказывается всё очень сложно. В результате мы видим, что многие учащиеся  в наши дни не любят физику. В чём причина? Однозначного ответа на этот непростой  вопрос нет. Часто мы не берём в расчёт, что для понимания физики учащиеся помимо обширных знаний и специальных умений должны ещё уметь решать большое количество задач. Именно решение задач и представляет наибольшие трудности для учеников. Вследствие этого  у многих даже начинает формироваться отрицательное отношение к физике. В результате некоторые учащиеся отказываются даже от попыток решать задачи. Но теперь при прохождении Государственной итоговой аттестации проверяется именно умение применять полученные знания, а не декларировать их. Для того, чтобы найти наиболее эффективный способ решения проблемы, необходимо,  прежде всего, выяснить: «Почему же нашим ученикам  так трудно даются задачи по физике?»

Основными мне видятся следующие причины:

1.Ученики не понимают смысла физических законов. Понимание смысла физических законов – главная цель школьного курса, но понимание этих законов может родиться только в осознанной деятельности  по применению этих законов.

2. Ученики не умеют идеализировать ситуацию, описанную в задаче, выделяя главное и отбрасывая второстепенное, т.е. создавать математическую модель.

3.Учащиеся не запоминают физических формул и обозначений физических величин. Физические формулы часто представляются ученикам китайской грамотой, не понимая их смысла, они, водя пальцем, ищут «такие буквы» в конспекте или учебнике.  При этом  физическое содержание формулы проскальзывает мимо.

4.Ученики не распознают в физических формулах уравнений. Задачи по физике - «преемники» текстовых задач по математике. Их научили решать всё через «х» , поэтому они начинают «плавать» в физических формулах и не могут отличить известные величины от неизвестных.

5.Ученики часто не знают, с чего начать решение задачи. Для многих учеников наиболее трудным является первый шаг в решении задачи: они не видят, как искомая величина связана с данными в условии.

6.Ученики теряются при решении экспериментальных задач.

7. Ученикам не интересно решать задачи.

Это последняя по счёту, но первая по важности причина! Нежелание решать задачи обусловлено отсутствием интереса. А интереса нет, в частности потому, что школьникам предлагают «чужие», не ими поставленные задачи. Решение  таких задач не всегда творческий процесс, а ведь интересным может быть только творчество. Поэтому изменим подход к обучению физике, придав решению задач творческий, исследовательский характер. Для этого необходимо использовать на практике концепцию обучения решению задач по физике, основанную на  методе  учебных ситуаций или  ключевых ситуаций.

Учебная ситуация- это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, переформулируют или предлагают своё описание для запоминания.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Ключевые учебные ситуации – это совокупность обстоятельств учебного взаимодействия и взаимоотношений обучающего и обучаемого, которые требуют принятия решения  и соответствия действий или поступков со стоны участников.

Идея этого метода состоит в  том, что    в последние годы внимание учителей и учеников сконцентрировано на подготовке к ГИА и ЕГЭ, где предложены профессионально составленные тесты по физике и другим учебным предметам,  поэтому разработка современных тестов не может вестись без изменения существующего содержания образования. Традиционное содержание школьных предметов представляет собой набор мало связанных между собой сведений и умений, подлежащих обязательному усвоению. Эти сведения и умения плохо упорядочены, разобщены, а потому усваиваются с большим трудом. Создание тестов в педагогике ХXI века должно начинаться с выделения в каждом учебном предмете ключевых ситуаций - наиболее важных и генетически связанных друг с другом встреч учащихся с идеальными объектами, образующими содержание той или иной предметной области.

   Выделение и описание ключевых учебных ситуаций в каждом предмете - первый шаг в построении тестов по этому предмету. Ключевые ситуации выделяются не в форме правил, вопросов или задач - это именно ситуации встречи ученика с новым, интересным, удивительным, загадочным идеальным объектом. Это ситуации потенциальной возможности правила, вопроса, учебной задачи, проблемы, парадокса.

  Успех применения тестов во многом зависит от того, насколько ярко, точно, глубоко и нетривиально будет построена встреча нового орудия мысли - с учеником. Суждения можно начать строить о том, что поразило, удивило, заинтересовало - о чем хочется именно судить, а не пройти мимо. Все тесты должны развивать важнейшую для просвещенного человека способность суждения об интересных орудиях мысли. Поэтому ключевые ситуации должны строиться как своеобразные «точки удивления» (В. С. Библер, 1988). Но в любом случае во всех тестах происходит встреча ученика с настоящим, а не просто - учебным, школьным. Точнее, это встреча с таким школьным, которое воспринимается как настоящее.  Используя данную методику всё  моё творчество и творчество любого педагога должно быть направлено на создание учебной ситуации и разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию.

В чём же заключается эффективность метода ключевых учебных ситуаций?

В каждом разделе школьного курса физики вместе с учениками исследуются ключевые ситуации, которые служат источниками практически всех задач школьного курса. Изучение ключевых ситуаций – это живой мост между «теорией» и «задачами», причём мост с двусторонним движением. С одной стороны, задачи рождаются при изучении ключевых ситуаций, в которых наглядно проявляется действие физических законов, с другой стороны, благодаря решению на основе ключевых ситуаций теория осознаётся, то есть становится действенной силой, а не пассивным набором фактов и формул.

   Ключевых учебных ситуаций во всём школьном курсе физики немного (несколько десятков) и на их основе  составлены тысячи задач. Данная методика позволяет  учителю найти закономерность в той или иной  ключевой ситуации, а затем вместе с учениками ставит ряд задач. При этом ученики учатся  ставить, овладевая на практике научным методом, что намного важнее для формирования думающих людей, чем решение уже поставленных задач. Такой подход формирует положительное отношение учащихся к физике как школьному предмету, потому что постановка задач - творческий и поэтому интересный процесс.

Результатом  использования ключевых ситуаций может служить следующее:

  • ключевые ситуации позволяют наглядно показать проявление и применение физических законов;
  • ключевые ситуации можно  проанализировать с помощью школьного курса математики;
  • ключевые ситуации позволяют установить взаимосвязь между физическими законами и физической интуицией.

Все ключевые ситуации можно разделить на два вида:

А) Обучающиеся задания - это исследование, поиск.

Б) Контролирующие задания - это задачи,  тесты.

  При подготовке к ГИА и ЕГЭ используются именно контролирующие задания. И тут метод ключевых ситуаций весьма эффективен, так все задания группируются вокруг таких ситуаций. Учащиеся, решая задачи, многократно практикуется в применении ключевых ситуаций. Разбирая тесты с выбором ответа, учащиеся имеют возможность быстро проверить усвоение всех изученных тем.

Таким образом, творчески осваивая ключевые ситуации, находя закономерности, ставя на их основе задачи и решая их, ученик учится решать задачи и тем самым готовится к сдаче государственного экзамена. Деятельное знакомство с ключевыми ситуациями повышает  уверенность ученика в своих знаниях по физике, поскольку эти знания, естественно, становятся умениями. Ещё Сократ считал, что «знать-это уметь», а это значит, что ученик сам УВИДЕЛ, сам ПОСТАВИЛ и сам РЕШИЛ поставленную им же задачу.

Электронные цифровые инструменты в преподавании физики

«Интернет вместо доски, виртуальное пространство вместо парты, самообразование вместо обучающих инструкций, неформальное общение вместо дидактики – таковы реалии сегодняшнего получения знаний. Именно   так теперь хотят, предпочитают и решают учиться».

     «Взрыв обучения» Метью Мердок, Трейон Мюллер

В основе нынешних дискуссий о необходимости изменения школы лежит одно фундаментальное представление: информационное общество приходит на смену индустриальному обществу. В связи с этим актуализируется главная проблема информационного общества – проблема электронно-цифрового разрыва между учителем и учеником.

Стандарт ИКТ-компетентности педагогов ЮНЕСКО провозглашает, что учителя должны использовать такие методы и организационные формы учебной работы, которые отвечают требованиям формирующегося общества знаний. Учащиеся должны иметь возможности не только глубоко освоить содержание предложенных им образовательных дисциплин, но и понимать, как они смогут производить новые знания, используя для этого потенциал современных средств ИКТ. Стандарт подчеркивает, что современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения.

Потенциал физики как учебного предмета позволяет формировать весь спектр умений, связанных с освоением информации с опорой на общие методы научного познания. Оптимальные условия успешного применения этих идей создаются при таком способе организации совместной деятельности на уроке учителя и ученика, при котором учитель, формируя мотив, обеспечивает необходимые условия для самостоятельной исследовательской работы ученика. При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для ребенка несравнимо большую ценность, чем сообщенный ему учителем. Это, в свою очередь, создает дополнительные предпосылки для успешного упорядочивания накопленного фактического материала, осмысления его места в более общей системе усвоенных научных знаний.

Применение ИКТ в преподавании физики можно разделить на общее и специальное. Общее применение ИКТ касается использования, например, пакета офисных программ Microsoft Office или обращения к сети Интернет и т.д. Хотя такое применение ИКТ не является специфичным именно для преподавания физики, все больше учителей обращаются к нему с целью создать новое учебное пространство. Специальное применение ИКТ в преподавании физики заключается в использовании симуляций и микрокомпьютерных лабораторий (МКЛ), которые дают учащимся возможность самостоятельно структурировать учебный процесс. Соответствующие программные обеспечения доступны в России (Физика в картинках, Открытая физика, микрокомпьютерная лаборатория L-микро и др.).

Последние годы ознаменовались беспрецедентным объемом поставок информационной техники в школы. В частности в нашем кабинете физики появились учительский компьютер, мультимедиа проектор, плазменный телевизор и другое цифровое оборудование, в том числе компьютерная лаборатория L-микро – учебное оборудование для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных работ по физике. Комплекты лабораторного оборудования L-микро базируются на использовании компьютера в сочетании с различными датчиками для измерения физических величин и для обработки данных. Ученический эксперимент, организованный с помощью оборудования L-микро, не только способствует уверенному усвоению учебного материала школьной программы, но и развивает способности самостоятельно проводить сложные опыты, исследования.

МКЛ применяются для организации лабораторной работы учащихся или для проведения демонстрационных экспериментов. МКЛ позволяют осуществлять сбор данных в режиме реального времени, проводить повторные эксперименты, измерять различные параметры, обращаться к очень малым или к очень большим временным периодам, анализировать данные и представлять их графически. Применение МКЛ высвобождает время для анализа и интерпретации данных за счет экономии времени при сборе данных и за счет возможности их графического представления непосредственно вслед за проведенными измерениями.

Рабочие места обучающихся, оборудованные компьютерными лабораториями, универсальны, и учащиеся могут выполнять на них любые лабораторные работы как по заданию учителя, так и самостоятельно.

Применяя при проведении лабораторных работ обучение в сотрудничестве можно заметить, что творческая группа, в основном, работает с лабораторным комплексом на базе ПК, а поэтому восприятие обучающимися информации осуществляется на 90% с помощью зрения.

Данные компьютерные лаборатории позволяют:

  • проводить натурный эксперимент в реальном масштабе времени;
  • автоматизировать процесс сбора, обработки и преобразования физической информации при осуществлении натурного эксперимента;
  • обеспечить визуализацию и сохранение полученных результатов эксперимента в виде графических зависимостей и таблиц характеристических точек;
  • произвести анализ полученных экспериментальных зависимостей путем их сравнения друг с другом.

Дидактическими особенностями компьютерных лабораторий являются: избавление обучаемых от большого объема однообразных измерительных операций и математических вычислений, отвлекающих от непосредственного исследования физического явления, процесса или закона; обеспечение возможности визуализации и сохранения полученных результатов эксперимента; исследование как быстропротекающих, так и медленно протекающих процессов в реальном масштабе времени; высокая точность измерений.

Таким образом, использование компьютерных лабораторий в процессе обучения физике позволяет говорить о качественно новом этапе в развитии натурного эксперимента, что обеспечивает, в отличие от компьютерного моделирования, развитие исследовательских способностей обучаемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации на высшую категорию, описание системно-деятельностного подхода в обучении математики и информатики....

Самоанализ профессиональной деятельности

Уважаемые коллеги! 25 марта 2012 г., я завершила прохождение процедуры аттестации по модели "Аттестационная сессия". Как показала практика, наибольшее количество вопросов и затруднений вызвал Сам...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности учителя физической культуры МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная...

Самоанализ профессиональной деятельности

Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словамиА. Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя»....

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ для подтверждения высшей квалификационной категории...

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)

СТРУКТУРА   САМОАНАЛИЗА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...