Эффективность использования игровой формы обучения на уроке при реализации ФГОС
учебно-методическое пособие по физике (11 класс)

Алексеева Елена Викторовна

Учебная игра "Рентгеновские лучи" может быть использована для проведения внеурочного занятия или урока обобщающего повторения. Условные команды отправляются в вертуальное путешествие, отвечая на вопросы, связанные с физикой. Конечная цель игры для её участников - спасение героя от пиратов. А по сути обучающиеся получают возможность в игровой форме повторить изученный материал, применить полученные знания на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_posobie.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность использования игровой формы обучения на уроке физики в старших классах при реализации ФГОС

Е.В. Алексеева

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 276 Красносельского района Санкт-Петербурга, elenaviktorovna276@gmail.com

Современный урок рассматривается как система, все элементы которой направлены на формирование активно мыслящей, самостоятельной личности, обладающей развитыми творческими способностями. Несмотря на разные компоненты процесса обучения, все сходятся в одном – эти компоненты должны быть взаимосвязаны.

Говоря о содержании учебного материала, выделяют два требования, которые позволяют сделать урок физики истинно современным: 1) соответствие содержания образования уровню современной науки – физики; 2) соответствующее структурирование учебного материала.

Говоря о методах обучения, надо помнить, что только знание о системе методов, методических приемов, средств обучения, их достоинствах и недостатках, целесообразности использования тех или иных методов поможет сделать урок физики современным.

Говоря о формах организации учебного процесса, мы имеем в виду структуру урока и его этапов.

Для младших школьников одной из форм обучения является игра. Она же может способствовать развитию и старшеклассников, если будет организована на более высоком уровне, например с использованием средств информационных технологий и межпредметных связей.

В процессе игры возможна реализация проектной деятельности и формирование универсальных учебных действий (УУД). Таким образом, реализуются требования ФГОС. Рассмотрим это на конкретном примере.

Игра «Рентгеновские лучи», в содержание игры включены вопросы повторения в необычной форме и проверка усвоения материала, исторические, экологические, биологические аспекты.

Методическая разработка игры начинается с выделения целей:

Развить у учащихся интерес к научным открытиям, их значения и применения на практике.

Затем формируются задачи:

Сформировать команды, рекомендовать источники информации, предоставить консультативные услуги, ознакомить с правилами игры, подобрать информацию и контрольные материалы для игры, подготовить необходимые технические средства, подвести и огласить итоги игры, узнать мнение о ней участников.

Суть игры: Класс делится на две команды, каждая выбирает капитана.

Задача: команды должны построить шхуну «Спасение» и, прийти на остров к Рентгену. По пути команды отвечают на физические вопросы, связанные с темой игры. На какой именно вопрос из общего списка выведенного  списка надо дать ответ, указывает цифра «выпавшей» грани кубика. Эта цифра указывает на сколько «ходов» и куда должна переместиться шхуна команды. Цифры и знаки на карте обозначают не простые стоянки на маршруте: часть их имеет «секрет» - около одной цифры (4) нарисована стрелка возврата, она означает «беду», около другого знака (черного треугольника) – стрелка продвижения вперёд, минуя несколько стоянок – это знак «везенье».

Этапы игры

Деятельность учителя (ведущего)

Деятельность учеников

Подготовительный этап. Подбирает факты, создает вопросы, презентацию

Изучают информацию о Рентгене, его открытии.

Организационный этап. Готовит маршрут игры, делает карту, настраивает  интерактивную доску.

Распределяют обязанности внутри команды, выбирают капитана, обмениваются информацией.

Основной этап. Объясняет условия игры. Демонстрирует необходимые материалы. Выставляет баллы на маршруте.

Распределяют обязанности (делегирует участника на ответы).

Заключительный этап. Суммируются баллы. Подведение итогов.

Обдумывают ответы на вопросы. Сдают маршрутные листы (вопросы).

Рефлексия. Задает вопросы о значение работы В.К. Рентгена и использования открытия на практике (медицины, научных лабораториях).

Называют перспективные направления развития.

Игра «Рентгеновские лучи» направлена на получение личностных, метапредметных  результатов через формирование учебных действий (УУД).

Представленный урок является примером того, как используя игровую форму обучения, можно эффективно решать поставленные перед современным образованием задачи. Использование различных средства информационных технологий в игре ускоряет процесс получения личностных, метапредметных и предметных результатов, активизирует познавательную активность обучающихся, расширяет возможности самостоятельной работы, способствует реализации ФГОС.

Литература

[1] Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. М. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

[2] Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников / О.А. Жильцова // Дистанционная поддержка педагогческих инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий.  -  М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, - 2007.

[3] Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. - СПб.: КАРО, 2014. - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка

Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка...

Статья " Использование игровых форм обучения на уроках немецкого языка в школе"

Статья " Использование игровых форм обучения  на уроках немецкого языка в школе" содержит не только теоретический материал  по данному вопросу, но и подборку  игр разных типов для приме...

Использование игровой формы обучения на уроках русского языка и литературы.

Статья о пользе использования игровых технологий на урочных и внеурочных занятий...

«Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания»

laquo;Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания»...

Статья об эффективности использования игровой формы обучения во внеклассной образовательной деятельности при реализации ФГОС

В процессе игры возможна реализация проектной деятельности и формирование многих универсальных учебных действий....

Использование игровых форм обучения на уроках химии

Статья по игровым формам обучения, применяемым на ууроках химии...