Реферат Е.И.Тамм
творческая работа учащихся по физике (8 класс)

Воротников Александр Владимирович

Реферат подготовлен для защиты на конференции в рамках недели физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ГАНЗУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока физики

                                                        Класс: 9

Тема урока: «Инерциальные системы отсчета. I закон Ньютона».

Дата проведения: 09.10.2018г.

С. Ганзурино 2018г.


Тема урока: «Инерциальные системы отсчета. I закон Ньютона»

Цель урока: формирование универсальных учебных действий на основе формирования знаний о  причинах движения

Задачи урока.

1. Образовательная: формирование знаний о причинах движения на основе изучения I закона Ньютона

2. Развивающая: формирование умения анализировать, обобщать учебный материал и на основе этого делать выводы.

3. Воспитательная: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, работа в атмосфере конкуренции.

4. Валеологическая: смена рода занятий, дозированный объем учебного материала.

ХОД УРОКА

I. Повторение.

ПЗ-1 (подготовка к усвоению знаний)

. Тестовая работа – взаимооценка, оформление оценочного листа

II. Новый материал

Впервые закон инерции был сформулирован Г. Галилеем (1632 г.). Ньютон обобщил выводы Галилея и включил их в число основных законов движения.

ПЗ-2  (актуализирующая)

1. Ньютон и Галилей – работа с текстом

2. Демонстрация видеофрагмента «Инертность»

3. Вывод определения инертности.

Свойство тела сохранять свою скорость при отсутствии взаимодействия с другими телами называется инертностью.

ПЗ-3 (формирования новых знаний)

1. Инерциальные системы отсчета

2. Работа с учебником – рис. 19

Во Вселенной практически; невозможно найти тело, не испытывающее внешнего воздействия.

Инерциальной системой отсчета называется система отсчета, в которой справедлив закон инерции. При переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой в классической механике Ньютона справедлив принцип относительности Галилея, утверждающий равноправие всех инерциальных систем отсчета: никакими механическими опытами, проведенными в инерциальной системе отсчета, невозможно определить, покоится ли данная система или движется равномерно и прямолинейно.

В механике Ньютона законы взаимодействия тел формулируются для класса инерциальных систем отсчета. При описании движения тел вблизи поверхности Земли системы отсчета, связанные с Землей, приближенно можно считать инерциальными. Однако, при повышении точности экспериментов, обнаруживаются отклонения от закона инерции, обусловленные вращением Земли вокруг своей оси. Примером тонкого механического эксперимента, в котором проявляется неинерциальность системы, связанной с Землей, служит поведение маятника Фуко. Так называется массивный шар, подвешенный на достаточно длинной нити и совершающий малые колебания около положения равновесия. Если бы система, связанная с Землей, была инерциальной, плоскость качаний маятника Фуко оставалась бы неизменной относительно Земли. На самом деле плоскость качаний маятника вследствие вращения Земли поворачивается, и проекция траектории маятника на поверхность Земли имеет вид розетки

С наибольшей степенью приближения инерциальной можно считать гелиоцентрическую систему.

3. Демонстрация в/ф «I закон Ньютона» м/медийное приложение «Физика 9 класс» «Дрофа»

I закон Ньютона

I закон - закон инерции. Непосредственно подтвердить экспериментально его невозможно, он аксиоматичен. Однако на его основе можно объяснить ряд опытов, что является косвенным подтверждением справедливости этого закона.

Первый закон Ньютона (закон инерции): существуют такие системы отсчета, относительно которых тело движется равномерно и прямолинейно или находится в покое, если на него не действует сила или действие сил скомпенсировано.

При переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой в классической механике Ньютона справедлив принцип относительности Галилея, утверждающий равноправие всех инерциальных систем отсчета: никакими механическими опытами, проведенными в инерциальной системе отсчета, невозможно определить, покоится ли данная система или движется равномерно и прямолинейно.

Материальная точка (тело) сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока воздействие со стороны упругих тел не заставит ее (его) изменить это состояние.

Первый закон Ньютона (закон инерции): существуют такие системы отсчета, относительно которых тело движется равномерно и прямолинейно или находится в покое, если на него не действует сила или действие сил скомпенсировано:

Тело движется прямолинейно и равномерно, так как все действующие на него силы скомпенсированы. (Равнодействующая равна нулю.)

I закон - закон инерции. Непосредственно подтвердить экспериментально его невозможно, он аксиоматичен. Однако можно объяснить ряд опытов, что является косвенным подтверждением справедливости этого закона.

III. Закрепление материала.

ПЗ-4 (систематизирующая)

Тестовая работа.

  1. Кто из ученых сформулировал закон инерции?

1) Аристотель;                2) Галилей;                3) Ньютон;                4) Архимед.

2. Выберите верное утверждение

А: в состоянии инерции тело покоится или движется равномерно или прямолинейно;

Б: в состоянии инерции у тела нет ускорения.

1) Только А;                2) Только Б;                3) И А и Б;                4) Ни А ни Б.

3. Выберите пример явления инерции

А: Книга лежит на столе;                Б: Ракета летит по прямой с постоянной скоростью;

В: автобус отъезжает от остановки.

  1. А;                        2) Б;                        3) В;                        4) А и Б.

4. На столе лежит учебник. Система отсчета связана со столом. Ее можно считать инерциальной, если учебник

1) находится в состоянии покоя относительно стола;

2) свободно падает с поверхности  стола;

3) движется равномерно по поверхности стола;

4) находится в состоянии покоя или движется равномерно по поверхности стола.

5.  На стене музея висит картина. Выберите с какими телами можно связать инерциальную систему отсчета

А: стена

Б: мальчик проходит вдоль стены с постоянной скоростью;

В: маятник в часах, висящих на стене.

1) А;                        2) Б                        3) В;                        4) А и Б.

6. Система отсчета связана с мотоциклом. Она является инерциальной, если мотоцикл

1) движется равномерно по прямолинейному участку шоссе;

2) разгоняется по прямолинейному участку шоссе;

3) движется равномерно по извилистой дороге;

4) по инерции вкатывается в гору.

7. Система отсчета связана с воздушным шаром. Эту систему можно считать инерциальной в случае, когда шар движется

1) равномерно вниз;                 2) ускоренно вверх;                

3) замедленно вверх;                4) замедленно вниз.

8. По прямолинейному участку железной дороги равномерно движется пассажирский поезд. Параллельно ему, в том же направлении едет товарный состав.  Систему отсчета связанную с товарным составом можно считать инрциальной, если он

1) движется равномерно;        2) разгоняется;                3) тормозит;        4) во всех перечисленных случаях

9. По прямолинейному участку шоссе движется с постоянной скоростью автомобиль. Выберите, с каким телом можно связать инерциальную систему отсчета.

А: на обочине шоссе растет дерево;

Б: автобус отъезжает от остановки;

В: по шоссе равномерно движется грузовик.

1) А;                        2) Б;                3) В;                4) А и В.

10. Утверждается, что материальная точка покоится или движется равномерно прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие на него других тел взаимно уравновешено

1) верно при любых условиях;                2) верно в инерциальных системах отсчета;

3) верно для неинерциальных систем отсчета;                4) неверно ни в каких системах отсчета.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

3

4

4

4

1

1

1

4

2

Взаимопроверка, оформление оценочных листов.

IV. Подведение итогов урока

1. Итоги урока.

2. Заполнение оценочных листов

IV. Домашнее задание: §10, упр. 10

МОУ ГАНЗУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ _______________________________________

«___» ______________ 20__г.                        «___» класс

Категории оценки

Максимальное кол-во баллов

Набранное кол-во баллов

1

Тестирование «Относительность движения»

10

2

Работа с текстом

4

3

Работа с видеофрагментами

6

4

Работа с учебником

6

5

Тестирование «Инерциальные системы отсчета. I закон Ньютона»

10

Итого

36

Критерии оценки.

19-25 баллов – оценка «3»;  

26-31балл – оценка «4»;  

32-36 баллов – оценка «5»

АНАЛИЗ УРОКА.

1. Психолого-педагогическая характеристика класса.

В состав 9 класса входят 9 человек, 3 мальчика и 2 девочки. По уровню способностей класс ровный. Четверо способны самостоятельно выполнять учебные действия, но переносить их в незнакомую ситуацию могут только при подсказке учителя, один человек способен работать только на репродуктивном уровне, т.е. воспроизводить знания детально разъясненные учителем, не перенося их даже на знакомую ситуацию.

2. Место урока в курсе физики.

Тема «Инерциальные системы отсчета. I закон Ньютона» является началом одного из основополагающих разделов физики, создающих фундамент для обоснования причин вызывающих движение и формирования механистической картины мира. Этот урок - начало создания теоретической базы для детального разъяснения причин движения и взаимосвязи таких величин как скорость, ускорение, сила, масса.

3. Тип урока: урок открытия, формирования новых знаний (изучения нового материала)

4. Цель урока: формирование универсальных учебных действий на основе формирования знаний о  причинах движения

Урок спланирован и реализован в максимально возможном при сложившихся условиях приближении к требованиям ФГОС на основе системно-деятельностного похода. На уроке использовалось формирующее оценивание, создающее для детей атмосферу здоровой конкуренции, успешности в процессе учебной деятельности и максимальной реализации личностных качеств и способностей учащихся.

Мотивация реализована на основе применения рейтинговой системы оценки учебной деятельности по формированию ключевых компетенций у учащихся. Познавательные задачи (ПЗ) обеспечивают максимальную реализацию поставленной цели урока.

Реализация ПЗ-1 актуализирует и систематизирует ранее полученные знания на основе самопроверки своих знаний в процессе тестирования и взаимопроверки его результатов на основе специально разработанных для этого критериев. Реализация этой задачи основана на актуализации ранее сформированных знаний, их реализации в процессе тестирования. Взаимооценка результатов тестирования и фиксация их в оценочном листе мотивирует детей на реализацию личностных качеств и способностей в процессе формирования универсальных учебных действий.

ПЗ-2 направлена на подготовку учащихся к усвоению основного теоретического  материала. Групповая работа над выполнением этой задачи знакомит детей с Галилеем и Ньютоном как выдающимися учеными физиками, в то же время продолжает формирование умения работать с текстовой информацией, обобщать и анализировать ее. Демонстрация видеозаписей физических экспериментов наглядно демонстрирует такое явление, как инертность, и помогает сформулировать определение этого явления, что в свою очередь заставляет анализировать и обобщать  другую форму информации – видеоинформацию.

ПЗ-3. Основная задача по формированию новых знаний реализуется на основе разъяснений учителя и самостоятельной групповой работы с иллюстрациями учебника (оценивается учителем с фиксацией в оценочном листе). Это самая трудная для детей задача, поскольку основана на теории и самое главное выявлении взаимосвязи инертности и I закона Ньютона, а также формировании понятия «инерциальная система».

ПЗ-4. Реализована в виде тестирования и взаимооценки результатов с фиксацией в оценочном листе.

Подведение итогов урока заключается в заполнении оценочных листов и выведении суммарной оценки учебной деятельности учащихся. Этот этап урока формирует реальный рейтинг учащихся по результатам их учебной деятельности и самореализации личностных качеств и способностей детей.



Предварительный просмотр:

МОУ ГАНЗУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ФИЗИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА

(соревновательная игра)

с. Ганзурино 2019г

Цель игры: развитие познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора.

     Участники игры. В физической олимпиаде  принимают участие две команды из учащихся 7-11 классов. Число членов команд — 5. Игру ведет учитель, он же главный судья и  два его помощника из учащихся 10 класса. Болельщики могут помогать своей команде, участвуя в специальных конкурсах.

     Ход игры

     Перед началом физической олимпиады  главный судья проводит жеребьевку, кто из команд начинает игру первым.

I Блиц-турнир.

В нем участвуют все члены команд. Поочередно, в течение одной минуты, командам задают вопросы, игроки должны ответить на них. Ведущий подтверждает правильность ответов и за каждый верный ответ команда получает от ведущего  жетоны разного достоинства. Если команда не может ответить, право ответа переходит соперникам. Задача команд заключается в том, чтобы дать как можно больше правильных ответов и получить как можно больше жетонов.

В конце разминки подсчитывается общее число баллов, и сообщается зрителям результат  игры.

     Вопросы

1. Воздушная оболочка Земли. (Ответ. Атмосфера.)

2. Прибор для измерения массы тела. (Весы.)

3. Ученый, в честь которого названа единица измерения энергии. (Джоуль.)

4.Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. (Механическое движение.)

5.Аппарат для исследования морских глубин, опускаемый в воду на тросе с судна. (Батисфера.)

6.Название тела, совершившего хотя бы один оборот вокруг Земли. (Искусственный спутник  Земли.)

7. Технические устройства для уменьшения трения. (Подшипники.)

8. Какой потребуется прибор, чтобы измерить ускорение тела? (Акселерометр.)

9. Природа силы трения. (Электромагнитная.)

10. Величина, характеризующая инертность тела. (Масса.)

11. Отношение полезной работы к полной. (КПД.)

12. Явление отсутствия веса у тела. (Невесомость.)

     II. Дуэль капитанов.

     Это — второй этап физической олимпиды. Команду представляют капитаны. Каждый поочередно отвечает на заданный именно ему вопрос; ответ считается за выстрел. В случае неверного, неполного ответа или отсутствия такового ведущий сам называет правильный ответ, но выстрел признается безрезультатным. За правильно данный ответ игрок получает 1 балл. По итогам «стрельбы» подсчитывают общее число баллов, набранных каждой командой и объявляют общий счет.

      Вопросы

1.        Величайший физик и математик древности, родившийся в Сиракузах. (Архимед.)

2.        Название силы, «движущей мирами». (Сила всемирного тяготения.)

3.        Вид теплового двигателя, в котором струя пара вращает вал, воздействуя на закрепленные, на      нем лопасти. (Турбина.)

4.         Прозрачное тело, находящееся в глазу, похожее на собирающую линзу и выполняющее ее функции. (Хрусталик.)

5.        Вес одного литра воды. (10 Н.)

     III. Ошибки.

Командам предлагается текст с описанием исторического события связанного с физикой в котором таится неточность или ошибка. Задача команд найти ошибку. За правильный ответ – 4 балла

В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра, а в 1669 г. Барроу передал ему почётную люкасовскую физико-математическую кафедру, которую Ньютон занимал до 1701 г. В 1671 г. Ньютон построил второй зеркальный телескоп — больших размеров и лучшего качества. Демонстрация телескопа произвела сильное впечатление на современников, и вскоре после этого Ньютон был избран (в январе 1672 г.) членом Лондонского королевского общества (в 1703 г. стал его президентом). В 1687 г. он опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии» (кратко — «Начала»).

В 1695 г. получил должность смотрителя Монетного двора (этому, очевидно, способствовало то, что Ньютон изучал свойства металлов). Ему было поручено руководство перечеканкой всей английской монеты. Ньютону удалось привести в порядок расстроенное монетное дело Англии, за что в 1699 г. он получил пожизненное высокооплачиваемое звание директора Монетного двора. В том же году Ньютон был избран иностранным членом Парижской АН, а в 1705 г. за научные труды он был возведён в дворянское достоинство. Мировая  общественность  по достоинству оценила огромный вклад Исаака Ньютона в развитие физики и в 1709 году ему была вручена Нобелевская премия.

    С 1606 года Галилей  занимается астрономией. Он создал телескоп с увеличением в 32 раза. В ночь на 7 января 1610 года он направляет телескоп  на небо. То, что он увидел там - лунный пейзаж, горные цепи и вершины, - приводило к мысли о том, что  Луна похожа на Землю, - факт, свидетельствовавший против религиозных догм и учения Аристотеля об  особом положении Земли среди небесных тел.  Неописуемый восторг и восхищение увиденным натолкнули Галилея  на идею о том, как  сохранить изображение полученное с помощью телескопа, ведь тогда бы он получил  доказательство, опровергающее учение самого Аристотеля.  Через полтора года он изготовил устройство, впоследствии названное фотоаппаратом, при помощи которого получил хоть и черно-белое, но все-таки точное изображение поверхности Луны. Галилей открыл четыре спутника Юпитера, что тоже  не соответствовало учению Аристотеля. Он установил, что Солнце вращается вокруг своей оси. На основании наблюдений Галилей сделал вывод, что вращение вокруг оси свойственно всем небесным телам и о том, что гелиоцентрическая система мира, предложенная Коперником, является единственно верной.

IV. Задание для болельщиков.

 По горизонтали

1. Обозначение длины волны

3. Характеристика звука ,зависящая от амплитуды колебаний

8. Обнаружение и определение положения различных объектов  с помощью радиоволн

9. Где скорость света равна скорости скорости распространения электромагнитного поля

11. Блок в котором происходит процесс модуляции

13. Один из видов линз

15. Волны с частотой от 20 - 20 тыс. Гц

16. Одна из теорий о природе света

18. Раздел физики изучающий световые явления

По вертикали

2. Мк-что это

4. Единица массы

5. Изображение, когда пересекаются продолжения отраженных лучей

6. Какая эдс прямо пропорциональна скорости изменения силы тока

7.

10. Звук с частотой больше 20 тыс. Гц

12. По какой стрелке буравчик вкручивается

14. Раздел физики, изучающий механическое движение тел и происходящие при этом взаимодействия между ними

17. Измерение силы Ампера

 V. Подведение итогов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реферат "Фигурные числа"

реферативная работа ученика 6 класса для ознакомления на внеурочных занятиях...

Реферат "Метод проектов на уроках английского языка".

Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре,предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности...

Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты.9 класс.

На данном уроке подробно рассматриваются  структура и требования к оформлению реферата....

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

Реферат

Требования к содержанию, оформлению реферата. Что должно быть в реферате, а чего там быть не должно. Рефераты зачастую создаются не только в старших классах, поэтому ресурс будет полезен для школьнико...

КАК СДЕЛАТЬ УЧЕНИЧЕСКИЙ РЕФЕРАТ ИЛИ ТЕХНОЛОГИИ НАПИСАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА.

Данная статья содержит рекомандации по работе над рефератом по историии в старших классах....