Урок 7 класс "Сила трения" с применением конструкторы Lego Education «Технология и физика. Машины и механизмы»
план-конспект урока по физике (7 класс)

На первом этапе урока предусмотрен организационный момент, происходит настрой на работу, формирование навыков самоорганизации.

На этапе формулирования темы и целей урока развиваются навыки общения со сверстниками и учителем в процессе деятельности (технология сотрудничества - переход от педагогики требований к педагогике отношений) – коммуникативные УУД, вырабатывается умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

Этап объяснения темы предполагает работу с учебным мультфильмом и опорным конспектом в предложенном учителем бланке. После просмотра мультфильма ученики заполняют бланк опорного конспекта и выполняют самопроверку, сопоставляя свои записи с представленной на интерактивной доске информацией.

Для снятия статического напряжения проводится физкультминутка – здоровьесберегающая технология для снятия утомления.

Когда внимание детей начинает рассеиваться, им предлагается другой вид деятельности – экспериментальная работа, в которой требуется и внимание, и знания, полученные ранее.  В этом заключается логическая связь между этапами урока. А также поддерживается высокая работоспособность детей на уроке. Перегрузок нет, так как постоянно идет смена учебной деятельности. 

Этап экспериментальной части предполагает выполнение заданий. 4 группы получают лабораторное оборудование и «Листы исследователя». Выполняют исследования, делают выводы, обсуждают выводы в группах. Теория силы трения проверяется при помощи конструктора LegoEducation «Технология и физика» с помощью машины «Тягач».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologtcheskaya_karta_upoka_7_klass.doc392.5 КБ
Microsoft Office document icon uchebnaya_karta_uchenika.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Гасилевская Людмила Ивановна

Учебный предмет: физика

Класс: 7

УМК: Перышкин А.В. Физика. 7 класс

Тема урока: Сила трения

Тип урока: Урок изучения нового материала. Практическая исследовательская работа.

Цель урока: познакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие силы трения; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в технике; выяснить причины появления силы трения и виды трения.

Задачи урока:

1.Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности), формировать практические навыки.

2.Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ, способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы).

3.Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения. Совершенствовать навыки работы в команде, вносить посильный вклад в достижение общего результата.

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, исследовательский, эвристический, обобщающий, творческий.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая

Техническое оборудование:

- мультимедийная установка для просмотра слайдов, фильма;

- интерактивная доска

- компьютерная презентация (фильм);

- цветные фломастеры, маркеры, линейки;

- динамометры;

- набор грузов:

- набор деревянных брусков с отверстиями;

- круглые карандаши;

- виды поверхностей: дерево, гладкая бумага, наждачная бумага;

- инструкции для практических работ

- конструкторы Lego Education «Технология и физика. Машины и механизмы» Модель 11 (инструкция 9686)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационная часть.

Здравствуйте, ребята и гости нашего урока! Сегодняшний урок – необычный, мы постараемся разобраться в одном из удивительных явлений природы. Перед вами учебная карта ученика. Подпишите ее. Оцените свое настроение в начале урока.

Готовятся к уроку. Подписывают учебные карты. Оценивают своё настроение:

 j0434411 j0428065 j0428129

2. Мотивация к учебной деятельности.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока, нам придется разгадать ключевое слово кроссворда, фронтально повторив пройденный материал. Учитель читает вопросы

1. Сила, возникающая в деформированном теле и зависящая от величины деформации.

2. Причина изменения скорости и деформации тела.

3. То, от чего зависит результат действия силы.

4. Прибор для измерения силы.

5. Коэффициент пропорциональности в законе Гука.

6. Изменение формы и объема тела.

7. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

8. Единица силы.

9. Сила, с которой Земля притягивает к себе тела.

10. Явление притяжения всех тел Вселенной друг к другу.

Учащиеся по одному выходят к интерактивной доске и записывают ответы на вопросы

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636912/img1.gif

Тему урока “Сила трения” записывают в учебных картах.

Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению материала, научить формулировать цель. Напомнить правила техники безопасности при работе.

Слушание учителя и
товарищей, построение понятных для собеседника высказываний

Настраивают свое внимание. Пытаются сформулировать цель урока.

3.Актуализация и усвоение знаний.

Показывает фрагмент из учебного мультфильма «Сила трения». https://www.youtube.com/watch?v=kYtyMAnYug4

Настраивает учащихся на какие вопросы они должны обратить внимание:

  1. Как называется сила, возникающая в результате трения?
  2. Как движутся санки с горы?
  3. Как направлена сила трения?
  4. Две причины возникновения трения.
  5. Какие виды сухого трения показаны в фильме?

Смотрят фрагмент из учебного мультфильма https://www.youtube.com/watch?v=kYtyMAnYug4 ,  затем вместо многоточий записывают в учебные карты опорные понятия трения

  1. Сила, возникающая при движении (или попытке движения) одного тела по поверхности другого, направленная вдоль поверхности соприкосновения тел называется…….…………………
  2. Сила трения направлена …………….……… направления движения тел.
  3. Две причины возникновения трения: ……………….. поверхности и взаимное притяжение …………………. соприкасающихся тел.
  4. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называется трением ……………..
  5. Если одно тело катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называется трением ……………. 
  6. Когда тело находится в покое, оно удерживается силой трения ……………………….

Определение основной информации; поиск и выделение необходимой информации, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Саморегуляция, коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата)

Что вы хотели бы узнать о
«трении» и «силе трения»? Учитель подводит к пониманию о необходимости
проведения экспериментов.

Примерные ответы учащихся:

  • когда возникает трение,
  • от чего зависит трение,
  • как уменьшить или увеличить трение.

Предлагают свои варианты решения; предлагают темы исследований

Самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели

Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование,
прогнозирование

3. Физкультминутка

4. Исследования. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Предлагает учащимся разделиться по группам для выполнения исследований. Предлагает проверить теорию силы трения при помощи конструктора LegoEducation «Технология и физика» с помощью машины «Тягач» Раздаёт рабочие бланки.

Запускают Тягач и замеряют время. Определяют, при каких условиях тягач самый быстрый. Результаты записывают в рабочие бланки.

Насколько мощным получился тягач? Прикрепляют салазки к тягачу, зацепив тросик за крюк в задней части машины. Определяют в каких случаях получается самый мощный тягач. Результаты записывают в рабочие бланки.

Моделирование. Умение осознанно
строить высказывания

Планирование учебного сотрудничества. Умение выражать свои мысли оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Планирование прогнозирование. Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его
результата с
заданным
эталоном.

5.Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке

Просит оценить деятельность на уроке.

В учебной карте смайликами отметить свое настроение в конце урока, по 5 – бальной шкале оценить на каждом этапе свою работу и работу группы.

Отметка за урок (самоотметка + взаимоотметка) Как работала группа?
 Дружно, совместно разбирали задания: 5 баллов.
Работа была вялая, много ошибок: 2–3 балла

Поставьте «+» или « ?» рядом с высказыванием

Я знаю какую силу называют силой трения.

Я могу ее измерить.

Я знаю причины ее возникновения.

Я знаю виды сил трения.

Я знаю, от чего зависит сила трения.

Я знаю, что она приносит пользу, а бывает и вред и знаю способы увеличения и уменьшения силы трения.

Учащиеся отвечают на вопросы, и записывают домашнее задание: §§32,33
Проверить себя, отвечая на вопросы к §§
Творческие задания:
1. Напишите сочинение на тему «Что будете кричать, если исчезнет трение:
«Ура! или Караул!» в прозе или стихах
2.Предложите способы как уменьшить или увеличить трение? Когда это требуется?

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения



Предварительный просмотр:

Учебная карта ученика_________________________________________________________________________

Тема урока:__________________________________________________________________________________

Этап

Самооценка (отметка) на данном этапе

Взаимоотметка

на данном этапе

(при работе в группе)

Оцените своё настроение в начале урока

j0434411j0428065j0428129

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Критерии самооценки: 5б – если кроссворд заполнен верно

1.Сила, возникающая в деформированном теле и зависящая от величины деформации.

2. Причина изменения скорости и деформации тела.

3. То, от чего зависит результат действия силы.

4. Прибор для измерения силы.

5. Коэффициент пропорциональности в законе Гука.

6. Изменение формы и объема тела.

7. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

8. Единица силы.

9. Сила, с которой Земля притягивает к себе тела.

10. Явление притяжения всех тел Вселенной друг к другу.

2

  1. Сила возникающая при движении (или попытке движения) одного тела по поверхности другого, направленная вдоль поверхности соприкосновения тел называется ……………………………………………
  2. Сила трения направлена ------------------- направления движения тел.
  3. 2 причины возникновения трения: ……………….. поверхности и  взаимное притяжение …………………..соприкасающихся тел
  4. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называется трением …………….... .
  5. Если одно тело катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называется трением ……………. .
  6. Когда тело находится в покое, оно удерживается силой трения ………. .

Критерии самооценки: 5б – если пропуски заполнены верно

3

Учебная задача. Выяснить, от каких величин зависит сила трения, а от каких не зависит (исследовательская работа в  группах).

Заполнить обобщающую таблицу

Сила трения

Зависит от

Не зависит от

1.

1.

2.

2.

Критерии самооценки: 5б – если таблица заполнена верно

4

Учебная задача. Выявить роль трения в технике при работе машины Тягач.

Заполнить таблицу

Самый быстрый тягач

Самый мощный тягач

1.

1.

Критерии самооценки: 5б – если таблица заполнена полностью.

5

Анализ деятельности. Оцените вашу деятельность на занятии.

В учебной карте прошу смайликами отметить свое настроение в конце урока,  по 5 – бальной шкале оценить на каждом этапе свою работу и работу группы.

Отметка за урок (самоотметка + взаимоотметка) Как работала группа?
 Дружно, совместно разбирали задания: 5 баллов.
Работа была вялая, много ошибок: 2–3 балла

Оцените вашу деятельность на занятии. Удалось ли нам решить поставленные задачи?

j0434411  j0428129j0428065

6

Рефлексия. Поставьте «+» или « ?» рядом с высказыванием

Я знаю какую силу называют силой трения.                     Я могу ее измерить.

Я знаю причины ее возникновения.                                    Я знаю виды сил трения.

Я знаю от чего зависит сила трения.

Я знаю, что она приносит пользу, а бывает и вред и знаю способы увеличения и уменьшения силы трения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии (технический труд) "Машины и механизмы" 5 класс.

В связи с недостаточным оснащением кабинета технологии оборудованием ( станками), возникает проблема с изучением темы "Машины и механизмы".Занимаясь в течение 5 лет лего-конструированием с учащимися, ...

Открытый урок по теме:"Применение игровых и здоровьесберегающих технологий на уроке специального фортепиано в подготовительном классе"

Конспект открытого урока  с учащейся подготовительного класса, с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

технологическая карта на тему: "Конструирование программируемой модели "Танцующие птицы" (конструктор LEGO Education WeDo)

Организация самостоятельной работы учащихся в логике семиотической деятельностиCемиотическая дидактика предполагает такую организацию учебного процесса, при которой вариативность учебных заданий априо...

Применение конструкторов Lego Mindstorms во внеурочной деятельности в контексте ФГОС

В работе представлено занятие по внеурочной деятельности «Робототехника» для 6 класса. Уроки проводятся с использованием конструктора Lego Mindstorms и лицензионного программного обеспечен...

Конспект учебного занятия с применением конструктора «LEGO EDUCATION WEDO 2.0».

Цель: Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели робот – тягач....

Сборка механизмов из набора LEGO Education9686 «Технология и физика»

Методическая разработка урока в пятом классе...

Робот «Дед мороз 2024 на оленьей упряжке» из конструктора Lego Mindstorms Education EV3

Робот «Дед мороз 2024 на оленьей упряжке» из конструктора Lego Mindstorms Education EV3.Робот состоит из блока Ев3, двух больших моторов, среднего мотора, ультразвукового датчика, датчика касания...