Главные вкладки

    Технологическая карта урока "Расчёт пути и времени движения"
    методическая разработка по физике (7 класс)

    На этом уроке мы научимся применять полученные знания на практике. Изучая механическое движение, мы познакомились с несколькими формулами, которые позволяют рассчитать путь и время движения. Нас ждет пять задач различной сложности. А в конце урока мы попытаемся вывести алгоритм решения задач на движение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл raschyot_puti_i_vremeni.docx377.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока интегрированного урока информатики и физики

    Тема: «Расчет пути и времени движения. Процедуры ввода - вывода информации»

    ФИО учителя.

    Васильева Оксана Михайловна – учитель физики первой квалификационной категории,

    ОУ

    МБОУ "Большеяниковская СОШ"  Урмарского района Чувашской Республики

    Класс

    7 класс

    Автор учебника

    Босова Л.Л. (информатика), Перышкин А.В. (физика)

    Цель урока

    - выявление  взаимосвязи между кинематическими величинами: скорость, время, путь

    - продолжить формирование представлений о механическом движении и средствах его описания (вид движения, траектория, путь, время, скорость) на конкретных примерах;

    - познакомить учащихся с применением теоретических знаний (физические величины и их единицы измерения, формулы связи) для описания механического движения;

    - начать формирование умения решать физические задачи на расчет характеристик механического движения аналитическим и графическим способом с опорой на знания учащихся из курса информатики

    Задачи урока

    1. Обучающие:

    - расширение естественнонаучную систему взглядов на процессы, происходящие в природе;

    - создание условий для усвоения учащимися понятия механического движения и средств его описания (вид движения, траектория, путь, время, скорость и пути, скорости и времени;

    - включение учащихся в процесс поиска формулировок и доказательств;

    - формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией – самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, предъявлять информацию в символической форме;

    - формирование навыка применения формул в ходе решения физических задач.

    - совершенствование умений переводить текст из одной формы записи в другую (задачу, сформулированную на естественном языке и решенную записать и решить на языке программирования;

    -совершенствование навыков оформления задач по физике и на языке программирования;

    1. Развивающие:

    - развитие зрительной памяти учащихся, внимания, смысловой памяти, диалоговой речи, монологического ответа;

    - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    - проявление самостоятельности в выдвижении гипотезы и формулирования выводов;

    - осуществление развития интеллектуально-эмоционального компонента, познавательных интересов через ситуации эмоциональных переживаний – нестандартные задачи, планирование деятельности и ее результатов, самооценка.

    4) систематизация и обобщение знаний по теме «Расчет пути и времени движения. Процедуры ввода - вывода информации»

    1. Воспитательные:

    - содействовать формированию основных мировоззренческих понятий, критическому оцениванию своих знаний и знаний своих товарищей;

    - воспитание духа взаимопомощи и уважения к мнению и знанию своих товарищей;

    - воспитание коммуникативной культуры;

    - осуществление военно-профессиональную направленность обучения и воспитания через формирование отношений и категорий: долг, ответственность, организованность, социальные компетенции, нормы поведения, умение преодолевать трудности.

    Актуальность: Учащиеся полнее усвоят физическую проблему благодаря математическому описанию. А ученики, которым больше нравится физика, легче поймут математическое решение, примененное к физике. Использование знаний по информатике позволит проверить правильность расчетов и закрепить навыки работы с компьютером.

    Тип урока

    Интегрированный (физика + информатика)

    Формы работы учащихся

    Индивидуальная, фронтальная, работа в парах

    Необходимое техническое оборудование: аппаратное и программное обеспечение

    Рабочее место учителя,

    мультимедийный проектор, экран,

    рабочие места учеников,

    операционная система Windows XP,

    программа Турбо Паскаль

    раздаточный материал ;подготовленный учителем файл MS Word, содержащий текст и решение задач; рабочие тетради.

    Планируемые образовательные результаты:

    предметные –отработать навыки решения задач по теме “Расчет пути и времени движения”, а также отработать навыки написания линейных программ, записи арифметических выражений, запуска и отладки программы, развитие ИКТ – компетентности;

    метапредметные: повышение мотивации учащихся за счет интеграции с другими предметами.

    Регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать свои предположения;

    Коммуникативные- отработать навыки составления программы на языке программирования Турбо Паскаль, ввода программы, запуска на исполнение, просмотра результата; навыков счета;

    Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя) добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символьные средства.

    личностные – формирование культуры программирования – единого стиля записи программы, т. е. записи программы таким образом, чтобы она была понятна и удобна для чтения другим пользователям.

    Этапы урока

    Материал ведения урока

    Деятельность учащихся

    УУД на этапах урока

    1

    Организационный момент

    Обучающиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

    Личностные: формирование навыков самоорганизации.

    Познавательные: постановка перед собой цели: «Что я хочу получить сегодня от урока».

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

    2

    Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

    1.Какое движение называется механическим?

    2.Какие виды  механического движения вам известны?

    3.Какое движение называют равномерным?

    4.Какое движение называют неравномерным?

    5.Какими физическими величинами характеризуется механическое движение?  6.Какая скорость является характеристикой неравномерного движения? скорости используются в системе СИ?

    7.Какие единицы скорости вы знаете?

    8.Напишите на доске формулу для вычисления средней скорости тела при неравномерном движении. 9.Дайте теперь определение скорости тела при равномерном движении. прогрммма Турбо вопросы

    Обучающиеся отвечают на вопросы

    Личностные: умение проговаривать последовательность действий, высказывать свое предложение, адекватно оценивать имеющиеся знания и умения, оценивать правильность выполнения учебной задачи. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

    Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний – выявлять пробелы в знаниях, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и символьной форме, при необходимости комментируют и корректируют ответы товарищей.

    3

    Формулирование темы урока

    "Решение задач по теме: "Расчет пути и времени движения. Процедуры ввода - вывода информации"

    Итак, мы с вами научились определять скорость тела, если известен путь и время, за которое он пройден. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Цель от ученика)

    Личностные: развитие логического мышления, познавательной активности.

    Регулятивные: развитие умения формулировать тему урока в соответствии с задачами и нормами русского языка.

    3

    Актуализация знаний по физике (фронтальный опрос)

    определение пройденного пути тела при равномерном движении. Формула для ее расчета;

    1. Учитель: На стр. 37 учебника  найдите в таблице 1. место, где указана скорость конькобежца. Что обозначает это число вместе с наименованием?

    2. Учитель: А какой путь пройдет конькобежец за 1 минуту?

    3. Учитель: Правильно. Таким образом, чтобы найти путь при равномерном движении, что нужно сделать? (надо скорость умножить на время). Запишем эту задачу:

    1.  (13 м/с)

     (за 1 с конькобежец проходит расстояние 13 м)

    2. 1 мин = 60 с, следовательно, он пройдет путь в 60 раз больше, т.е. 13 * 60 = 780м)

                         

    Текстовый файл содержит следующую информацию:

     Дано:            СИ             Решение:

    v =13 м/с                               s=vt

     t = 1 мин      60 с                 s = 13м/с * 60с=780    

    s - ?                                            Ответ: 780 м.

    Личностные УУД: Отработка практических навыков расчета пути, пройденного телом при равномерном движении, и времени движения

    Познавательные: Развитие навыков счета. Совершенствование умений переводить текст из одной формы записи в другую (задачу, сформулированную на естественном языке и решенную записать и решить на языке программирования).Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

    4

    Актуализация знаний по информатике

    Вот мы с вами решили задачу по физике. А теперь давайте попробуем составить программу на языке Турбо Паскаль для ее решения (учитель оформляет задачу на доске, обращая внимание на оформление записи и задавая наводящие вопросы учащимся).

    Program Zadacha2;

    var http://pandia.ru/text/78/270/images/image008_56.gif,http://pandia.ru/text/78/270/images/image009_47.gif,http://pandia.ru/text/78/270/images/image010_46.gif: integer;

    begin

    writeln (‘введитескоростьпоезда’);

    readln (http://pandia.ru/text/78/270/images/image010_46.gif);

    writeln (‘введитевремя’);

    readln (http://pandia.ru/text/78/270/images/image008_56.gif);

    http://pandia.ru/text/78/270/images/image021_19.gif;

    writeln (‘путь, который прошел поезд’, http://pandia.ru/text/78/270/images/image009_47.gif:4);

    readln;

    end.

    (Если программа составлена и введена без ошибок, то при запуске программы и вводе исходных данных учащиеся получат ответ, совпадающий с ответом в решенной задаче – 780м).

    Познавательные: Развитие навыков счета. Совершенствование умений переводить текст из одной формы записи в другую (задачу, сформулированную на естественном языке и решенную записать и решить на языке программирования).

    .

    5

    Самостоятельная работа

    Решение расчетных задач (карточка).

    Попробуйте, пожалуйста, самостоятельно решить предложенную вам на карточке задачу.

    лукашик №

    (При самостоятельном решении у учеников возникают вопросы; наиболее часто задаваемые вопросы можно разобрать коллективно; на те вопросы, которые носят частный характер, лучше давать индивидуальные ответы)

    Учитель: Запомнить формулы можно, используя «треугольник» (показать треугольник) (Записываются формулы). 

    Учитель: А как же определить характеристики неравномерного движения?

    КАРТОЧКАИ. Ф. И.________________7 класс

    Дата________________________

    Тема урока: «Расчет пути и времени движения. Процедуры ввода – вывода информации».

    Внимательно прочти задачу:

    За сколько времени плывущий по течению реки плот пройдет 15 км, если скорость течения реки 0,5 м/с?

    Что следует определить в задаче? ____________________________________________

    Какие величины надо записать в условии задачи? ________________________________

    ______________________________________________________________________________

    Все ли величины даны в системе СИ? __________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    Запиши условие задачи и реши ее. Составь программу для решения этой задачи на языке программирования Turbo Pascal.

    Запусти программу на ПК и сравни ответ с решенной задачей

    Дано:

    http://pandia.ru/text/78/270/images/image001_219.gifкм

    http://pandia.ru/text/78/270/images/image002_164.gifм/с

    СИ:

    http://pandia.ru/text/78/270/images/image003_118.gifм

    Решение:

    http://pandia.ru/text/78/270/images/image004_105.gif

    http://pandia.ru/text/78/270/images/image005_95.gif

    http://pandia.ru/text/78/270/images/image006_80.gif

    Ответ: http://pandia.ru/text/78/270/images/image007_70.gif

    При неравномерном движении путь и время движения рассчитываю с помощью формулы средней скорости по аналогии.

    Sвесь = vср * tвсё            tвсё = sвесь / vср        

    Коммуникативные:уметь самостоятельно выполнять расчет задач

    Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам.

    Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму.

    Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия.

    6

    Практическая работа.

    Учащимся предлагается самостоятельно составить программу на языке программирования для решения задачи, ввести ее в среду программирования Турбо Паскаль, запустить и введя исходные данные проверить правильность работы программы (если программа составлена и введена без ошибок, то при запуске программы и вводе исходных данных учащиеся получат ответ, совпадающий с ответом в решенной задаче)

    Program Zadacha1;

    var http://pandia.ru/text/78/270/images/image008_56.gif,http://pandia.ru/text/78/270/images/image009_47.gif,http://pandia.ru/text/78/270/images/image010_46.gif: real;

    begin

    writeln (‘введитепуть’);

    readln (http://pandia.ru/text/78/270/images/image009_47.gif);

    writeln (‘введите скорость течения реки’);

    readln (http://pandia.ru/text/78/270/images/image010_46.gif);

    http://pandia.ru/text/78/270/images/image011_43.gif;

    writeln (‘время, за которое плот пройдет 15 км’, t: 7:0);

    readln;

    end.

    (Новые данные при повторном запуске программы: http://pandia.ru/text/78/270/images/image012_39.gifкм, http://pandia.ru/text/78/270/images/image002_164.gifм/с. Ответ: http://pandia.ru/text/78/270/images/image013_38.gif).

    Коммуникативные: уметь самостоятельно выполнять расчет задач Отработка навыков составления программы на языке программирования Турбо Паскаль,

    Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам.

    Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму.

    Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия.

    7

    Подведение итогов урока.

    Итак, ребята, чему вы сегодня научились на уроке и что узнали нового?

    (При подведении итогов урока учащиеся должны прийти к следующему выводу: мы отработали навыки решения задач по теме “Расчет пути и времени движения”, а также отработали навыки написания линейных программ, записи арифметических выражений, запуска и отладки программы. А также мы увидели, как перекликаются и связаны такие предметы как физика, математика и информатика)

    Оценивание   своей деятельности, уровня сформированности навыков работы с программами в Pascal.

    Формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире.

    8

    Домашнее задание

    Повторить п.33-35 учебника.

    Задачи и упражнения (учебник, стр. 126) № 000 – 142.Повторить структуру программы, формат процедур ввода и вывода информации.

    Решение любой одной задачи оформить в виде программы на языке программирования Турбо Паскаль.

            

     

    Личностные: формирование навыков самоорганизации; формирование навыков письма.

    9

    Итоги урока, рефлексия

    Спасибо за работу! Напишите, пожалуйста, свои впечатления об уроке и ответьте на вопросы:

    На уроке мне было:

    скучно; трудно, но интересно; трудно; легко.

    Я считаю, что я:

    поработал хорошо; я не очень удовлетворителен своей работой, мог бы быть активнее; я совсем неудовлетворителен своей работой.

    Твои пожелания: _____________________________________________________

    Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий.

    Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация. Расчет пути и времени движения.

    Повторение механического движения, скорости. Решение задач на раcчет пути и времени движения. Самостоятельная работа по определениям и решению задач....

    Расчёт пути и времени движения

    Физика 7 класс, урок - практикум с использованием ЭОР,  выявление  взаимосвязи между кинематическими величинами: скорость, время, путь,    Необходимое техническое оборудо...

    Тест 7 класс «Скорость. Расчет пути и времени движения»

    Тест 7 класс «Скорость. Расчет пути и времени движения»...

    Урок по теме "Расчет пути и времени движения"

    Урок по физике в 7 классе по решению задач на расчет пути и времени движения. Сопровождается презентацией....

    Урок по теме "Расчёт пути и времени движения" 7 класс

    Выработать умения и навыки учащихся рассчитывать путь, время равномерного движения, сформировать умения строить и объяснять графики равномерного движения....

    Технологическая карта урока "Расчет пути и времени движения".

    Технологическая карта урока "Расчет пути и времени движения". Целью данного урока является повторение и закрепление понятия скорости тела....