Главные вкладки

    Урок по теме "Расчет пути и времени движения"
    план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

    Короткова Елена Александровна

    Урок по физике в 7 классе по решению задач на расчет пути и времени движения. Сопровождается презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon raschet_puti_i_vremeni_dvizheniya.zip1.06 МБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ Борковская основная общеобразовательная школа

    Открытый урок по физике в 7 классе

    ТЕМА: РАСЧЕТ ПУТИ  И ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ

         

                           

     Учитель: Короткова Елена Александровна

    п. Борок, 2014

    Тема: Расчет пути и времени движения.

    Цели урока:

    • выработать умение рассчитывать путь, время и скорость равномерного движения, сформировать умения строить и объяснять графики равномерного движения, производить расчёты для задач в устной форме;
    • развивать умение обобщать знания о целостном представлении механического движения; закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин: скорости, пути и времени; развивать самостоятельность при решении физических задач и познавательный интерес к предмету;

           - воспитательная цель урока - овладение умением аккуратно оформлять физические задачи, аккуратно строить графики; способствовать воспитанию взаимовыручки в группе, терпения по отношению к слабому ученику; создать условия  для развития навыков общения и совместной деятельности.

                        - развитие межпредметных связей, использование знаний учащихся из курса

    математики при решении задач на движение.

    Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

    Ход урока

    1. Организационный момент. (Презентация)  (Слайд № 1)

    • Здравствуйте. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. А по старинному обычаю, когда в дом приходят гости, им предлагают все самое лучшее. Давайте и мы с вами покажем нашим гостям все свои лучшие качества и порадуем своими знаниями.
    • Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом выясним, как применить наши знания. Затем потренируем мозговой центр – решим задачи. А для этого вытащим из тайников памяти кое-что ценное.

    1. Проверка знаний учащихся. (Слайд № 2)

    - Ответим на вопросы.

    • Какое движение называется механическим?
    • Какие виды  механического движения вам известны?
    • Какое движение называют равномерным?
    • Какое движение называют неравномерным?

     Звучит музыка «Голубой вагон».

    Вы все не один раз слышали эту песенку.

    О чем  в ней поется?

    В этой песне есть такие слова «скорый поезд набирает ход». Что это значит? (Ответ: поезд увеличивает скорость движения).

    А движение поезда – это равномерное или неравномерное движение? (Ответ: неравномерное).

    (Слайд № 3)

    1. Какая скорость является характеристикой неравномерного движения? (Ответ: средняя скорость).
    2. Напишите на доске формулу для вычисления средней скорости тела при неравномерном движении. (Ответ: vср.=s/t)
    3. Дайте теперь определение скорости тела при равномерном движении. (Ответ: Физическая величина, показывающая какой путь проходит тело за единицу времени. Рассчитывается по формуле: v=s/t.)
    4. Какие единицы скорости используются в системе СИ? (Ответ: м/с).

     (Слайд № 4)

    1. Какие единицы скорости вы знаете? (Ответ: м/с, км/ч, см/с, м/мин и др.)
    2. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее движется? (Ответ: 18км/ч=5м/с, 15м/с>5м/с. Заяц.)
    3. Какими физическими величинами характеризуется механическое движение?  (Скорость - v; путь - s; время-t)

    - А сейчас мы выполним тестовую работу по переводу единиц в СИ.

    (учащиеся работают за компьютерами) (Слайд № 5) (Слайд № 6)

    1

    36 км/ч

    м/с

    2

    360 км

    м

    3

    2,5 ч

    с

    4

    80 мм

    м

    5

    6 км/мин

    м/с

    6

    450 см

    м

    7

    7,9 км/с

    м/с

    1

    36 км/ч

    10 м/с

    2

    360 км

    360 000м

    3

    2,5 ч

    9 000с

    4

    80 мм

    0,08м

    5

    6 км/мин

    100м/с

    6

    450 см

    4,5м

    7

    7,9 км/с

    7 900м/с

    • Все вы читали сказку «Колобок». Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобок. И колобок укатился в лес. Катился он с некоторой скоростью, но не всегда его движение было равномерным: на кочках он поднимался вверх и скорость его движения уменьшалась, а с кочки скатывался быстрее, т.е. скорость его увеличивалась. На одну кочку длиной 50 см  колобок поднимался равномерно 25 секунд. Какова была его скорость? (Ответ: 0,5м : 25с = 0,02 м/с= 2 см/с)

    1. Изучение нового материала.

    • Итак, мы с вами научились определять скорость тела, если известен путь и время, за которое он пройден. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Цель от ученика)
    • А как вы думаете пригодятся ли на знания полученные сегодня на уроке? (Ответ: Можно на практике рассчитывать путь и время; будем изучать механику в 9 и 10 классах, при дальнейшем обучении в ВУЗах)
    • Откройте тетради для работ и запишите тему нашего урока.

    (Слайд № 8)

    • На стр. 37 учебника  найдите в таблице 1. место, где указана скорость конькобежца. (13 м/с)
    • Что обозначает это число вместе с наименованием? (за 1 с конькобежец проходит расстояние 13 м)
    • А какой путь пройдет конькобежец за 1 минуту? (1 мин = 60 с, следовательно, он пройдет путь в 60 раз больше, т.е. 13 * 60 = 780м)
    • Правильно. Таким образом, чтобы найти путь при равномерном движении, что нужно сделать? (надо скорость умножить на время). Запишем эту задачу:
    • Дано:                               СИ             Решение:

                                   v =13 м/с      

                                                                                        s=vt             

                                   t = 1 мин.              60 с                 s= 13м/с * 60с =780 м

                                   s - ?

                    Ответ: 780 м.

    • Ребята, а какие единицы измерения для пройденного пути вы знаете? (м, см, мм, дм, км).
    • А теперь, используя таблицу скоростей, придумайте задачу и решите её в тетради с пометкой «+».
    • Проверим достоверность вашего решения. (спросить 2 учеников)

    Очень хорошо поработали. Продолжим наш урок. (Слайд № 9)

    • Итак, чтобы определить время равномерного движения, нужно что сделать? (путь разделить на скорость движения).
    • Запомнить формулы можно, используя «треугольник» (показать треугольник) (Записываются формулы). (Слайд № 10)
    • А как же определить характеристики неравномерного движения?
    • При неравномерном движении путь и время движения рассчитываю с помощью формулы средней скорости по аналогии.
    • Sвесь = vср * tвсё            tвсё = sвесь / vср        

         

    • Запишете в тетрадь.

    1. Решение графических задач. (Слайд № 11)
    • Как выглядят графики зависимости пути от времени и скорости от времени?
    • Анализ графиков, представленных на слайдах 
    • Учитель показывает на доске решение.

    №1 Рассмотрите график зависимости пути от времени и ответьте на вопросы:

     (Слайд № 12)

    S,м                                  1) Каков путь, пройденный телом за 8 с?  

                                            2) Чему равна скорость движения тела?  

    40

    30

    20

    10

            t, с

             2   4   6    8   10    

    №2  Рассмотрите график зависимости скорости тела от времени и ответьте на вопросы:

    v , м/с                                        1) Чему равна скорость движения тела?  

                                                      2) Каков путь, пройденный телом за 10 с?

             

    5

    3

    2

    1

            t , с

             2   4    6   8   10  12

    (Слайд № 15)

    1. Закрепление изученного.
    • Мы разные движенья изучали,
      Как скорость, путь и время
                         рассчитать, узнали.
      Теперь попробуем мы знанья
                                      применить
      И задачи интересные решить
      .

    (Слайд № 16)

    • Ест он уголь,
      пьет и воду,
      А напьется,
      даст он ходу.
      Что ни говори, силен,
      Хоть дымит порою он,
      Везет обоз на сто колес
      ,
      Это сильный...
    • У доски 1 человек, остальные в тетради.

    (Слайд № 17)

    • Паровоз движется со скоростью 36 км/ч. Какое расстояние  он пройдёт за 10 минут?

    Дано:                    СИ                     Решение:

     t=10 мин           600 с               s=v * t

                        v= 36 км/ч        10 м/с             s = 10 * 600 (м*с/с=м)=6000м = 6 км

            s -?

                                Ответ: 6 км

                   П. №129  - самостоятельно в тетради. (готовое решение на доске с обратной стороны) проверка – взаимоконтроль, обмен тетрадями.

                         Дано:                     СИ                         Решение:

                         s =99 км             99000 м                      t = s / v

                         v = 5 м/с                                            t = 99000 м : 5 м/с =

            t - ?                                                       = 19800 с =5,5 ч

                      Ответ: 5,5 ч.

    1. Итог урока.

    Выделение главного

    • Что вы узнали нового на уроке?
    • Что представляло наибольшую трудность?
    • Итак, ребята, ваши знания о механическом движении пополнились. Кроме определений понятий механическое движение, траектория, путь, скорость вы можете, используя знания из математики, рассчитать путь и время движения, определять эти величины по графикам.
    • А теперь подведём итоги нашего урока. Вам необходимо ответить на вопросы слайда «Рефлексия». (Распечатанные карточки с вопросами находятся на столе у каждого ученика.)

    Рефлексия (Слайд № 18)

    1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
    1. Что представляло наибольшую трудность?
    1. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие,
      осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
    2. С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению
      с другими уроками?

    Несколько учеников, по усмотрению учителя, зачитывают свои ответы.

    • Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.

    (Слайд № 19)

    8.  Домашнее задание. § 16

    Найти в сказках эпизоды, в которых говориться о движении, и придумать несколько задач на расчет пути и времени движения.

    (Слайд № 20)

    • Вот, закончился урок,
      Знания пошли вам впрок.
      Я хочу совет вам дать:
      Надо физику-то знать,
      Чтоб задачи все решались
      И ответы получались,
      И тогда оценки «пять»
      Будешь на уроках получать.

    (Слайд № 21)

    Используемые интернет-ресурсы:

    1. http://www.sunhome.ru/cards/17179
    2. http://www.sunhome.ru/cards/17177
    3. http://dn.ucoz.com/load/gif_pro_avto/6
    4. http://files.school-collection.edu.ru

    Использованная литература:

    1. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. М. Вако, 2004 г..

         2. Шевцов В.А. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкин, 2005 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Расчёт пути и времени движения" 7 класс

    Выработать умения и навыки учащихся рассчитывать путь, время равномерного движения, сформировать умения строить и объяснять графики равномерного движения....

    урок "Расчет пути и времени движения"

    Цель урока: формирование умений представлять движение графическим способом.Задачи: Развитие познавательных интересов учащихся.Понимание различий между теоретическими и графическими моделями движений.Н...

    Конспект урока. 7 класс. Расчет пути и времени движения

    Урок для аттестации по ФГОС. Изложены цели и задачи 22  проведения урока....

    Урок физики в 7 классе "Расчет пути и времени движения. Решение задач."

    Цель урока: повторить и закрепить понятие скорости, изучить и закрепить формулы по расчету пути и времени движения. Учить использовать полученные знания в повседневной жизни (связь материала с правила...

    Технологическая карта урока "Расчет пути и времени движения".

    Технологическая карта урока "Расчет пути и времени движения". Целью данного урока является повторение и закрепление понятия скорости тела....