МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Климова Наталья Ивановна

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Внедрение процесса информатизации в образовательный процесс меняет идеологию обучения, который сегодня присуща открытость, свобода в доступе к образовательным ресурсам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Педагогическое мастерство — это высокое искусство учебы и воспитания, которое постоянно совершенствуется, доступное каждому педагогу, основу которого составляют профессиональные знания, умения и способности

(А. С. Макаренко).

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Внедрение процесса информатизации в образовательный процесс меняет идеологию обучения, который сегодня присуща открытость, свобода в доступе к образовательным ресурсам.

На современном этапе развития общества вопросы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе, являются одними из перспективных путей активизации личностной позиции участников образовательного процесса. В образовательный процесс на протяжении нескольких лет происходит внедрение новых способов преподавания, применяются новые методики и технологии, такие как: дистанционное обучение, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучающие видеоматериалы, вебинары,  обучение с помощью мультимедийных образовательных технологий (далее - ММОТ).

Сегодня в обществе востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания, ориентироваться в большом потоке информации (уметь её найти, обработать, применить).

При использовании компьютерных технологий повышается эффективность освоения учебных материалов.  Среди таких современных инструментов, прежде всего, выделяют интерактивные доски.

Использование интерактивной доски при изучении физики - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету. Использование интерактивной доски приводит к оживлению учеников, вызывают дискуссии, дают возможность завладеть вниманием класса.

Физика – одни из самых сложных школьных предметов, как для понимания, так и для преподавания.

XXI век называют веком «электронного общества» и веком информационной цивилизации. В нашем обществе  произошли глобальные изменения. Появился новый педагог с современными требованиями к проведению урока, а вместе с ним и современный школьник, живущий в мире высоких технологий, владеющий всеми достижениями научно-технического прогресса.

Современному преподавателю все сложнее находиться в образовательном процессе без помощи компьютера.

Современного ученика сегодня очень трудно чем-либо удивить. Стандартный комбинированный урок для них скучен, неинтересен. Поэтому основная задача современного педагога правильно преподнести учебную информацию. Такой процесс возможен только при использовании учителем новых технологий, которые позволяют сделать урок более наглядным, содержательным и более интересным для нынешнего поколения. При этом нельзя забывать, что урок будет хорошим только тогда, когда между педагогом и учеником существуют взаимопонимания.

Если информация воспринимается только слухом, усваивается 20% ее объема; если лишь с помощью зрения, запоминается 30% материалу. При условии комбинированного сочетания «включения» слухового и зрительного каналов информации ученик способен усвоить  к 60% информации. А применение  мультимедиа дает возможность объединить текст, звук, графическое изображение, видеоизображение, да еще и любимую детьми анимацию (мультипликацию). Таким образом, использование мультимедиа значительно способствует усвоению учебной информации каждым школьником.

Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое. Как раз ФГОС второго поколения ориентируют систему образования на переход от обучения, где ученик — объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является учащийся, а учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника. Внедрению новых стандартов может способствовать применение технологии смешанного обучения, одним из компонентов которого является дистанционное обучение. Поэтому для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика

Под дистанционным обучением подразумевается использование в режиме онлайн различных электронных образовательных ресурсов: лекционных, аудио и видео записей, презентаций и других. Такая форма образования даёт учащимся новые возможности по изучению школьных предметов – можно не только в любое время просмотреть необходимый учебный материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование, проверить свои знания по предмету, ознакомиться с дополнительными источниками информации по теме, задать вопросы учителю или одноклассникам на форуме и получить ответы, не дожидаясь очного общения на уроке.

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

- уметь самостоятельно приобретать знания;

- применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

И учитель сам самостоятельно отбирает среди современных педагогических технологий те, которые становятся эффективными в учебно-воспитательном процессе  для  обучающихся. Ставит перед собой цель: активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях.

Все пользователи (в том числе и дети) должны знать о вредных аспектах работы на компьютере и о некоторых мерах безопасности и профилактики – этому тоже надо обучать. Врачи, прежде всего, предупреждают о высокой зрительной нагрузке, поэтому на уроках необходимо делать специальную глазную гимнастику. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности - чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.

Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Методика обучения физике всегда была сложнее методик преподавания других предметов. Использование компьютеров в обучении физики изменяет методику её преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы учителя.

Изучение устройства и принципа действия различных физических приборов – неотъемлемая часть уроков физики. Обычно, изучая тот или иной прибор,  демонстрируя его, рассказывают принцип действия, используя при этом модель или схему. Но часто учащиеся испытывают трудности, пытаясь представить всю цепь физических процессов, обеспечивающих работу данного прибора. Специальные компьютерные программы позволяют "собрать" прибор из отдельных деталей, воспроизвести в динамике с оптимальной скоростью процессы, лежащие в основе принципа его действия. При этом возможно многократное "прокручивание" мультипликации.

Перечень ЦОР:

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/- Единая коллекция
    цифровых образовательных ресурсов.

  2. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
  3. http://seninvg07.narod.ru/index.htm  - сайт «Компьютер на уроке»  Сенин В.Г., Сенина Г.Н., МБОУ "СОШ № 4", г. Корсаков.
  4. http://class-fizika.narod.ru «Класс!ная физика».
  5. http://class-fizik.ru/ - ЦОР ПО ФИЗИКЕ или физика для чайников. Учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме).
  6. https://www.test-uz.ru/video_online.php?cat=fiz_7-11 - Физика с нуля - Школьная программа (7-11 классы).
  7. http://fiz-muz-spb.ucoz.net/ - Виртуальный музей физического оборудования музейно-педагогического комплекса "Феникс".
  8. http://sverh-zadacha.ucoz.ru/ - сайт петербургского учителя физики Николая Васильевича Смирнова.
  9. https://learningapps.org/index.php?category=7&s= сервисLearningApps.org.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
  2. Долгая Т.И. Мультимедийные технологии в коллективной форме работы учащихся при обучении физике, 2012. https://www.dissercat.com/content/multimediinye-tekhnologii-v-kollektivnoi-forme-raboty-uchashchikhsya-pri-obuchenii-fizike
  3. Ермольчева Г.И. ЭОР на уроках физики (7-9 класс),  2015. https://infourok.ru/eor-na-urokah-fiziki-klass-405640.html
  4. Чканикова А.  Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)  на уроках и во внеурочной образовательной деятельности, 2019. https://www.mbouco58.ru/wp-content/uploads/2019/08/Рекомендации-по-использованию-ЦОР-на-уроках_физики.docx 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)

Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...

Пропедевтическое преподавание химии в средней школе

Раннее изучение и преподавание химии, система преподавания естественнонаучного цикла...

Использование новых информационных компьютерных технологий в процессе изучения физики в средней школе.

Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а...

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Использование   педагогические технологий таких как: личностно ориентированный подход, здоровье сберегающие  технологии, ТРИЗ-технологии, метод проектов. А также использование информац...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Применение блочно – модульной технологии преподавания физики в школе СОК «Камчия»»

В этой статье  освещены  вопросы применения блочно-модульной  технологии обучения на примере  конкретного урока физики в 8 классе. При планировании и подготовке урока в ...

Современные образовательные технологии преподавания музыки в школе

В связи с введением обновленного федерального государственного образовательного стандарта образования необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка»....